Скачать 156.68 Kb.
|
Разработка урока по химии в 9-м классе по теме "Водород" Цели урока: Воспитательные:
Образовательные:
Развивающие:
Тип урока: урок сообщения новых знаний (урок – путешествие) Формы и методы работы на уроке: фронтальный, объяснительно – иллюстративный, наглядный, эксперимент, работа с дидактическим материалом, ИКТ Оборудование:
Реактивы: соляная кислота, разбавленная серная кислота, цинк гранулированный, магний, кальций, вода. Ход урока I. Организационный момент.
II. Мотивация познавательной деятельности Сообщение темы и целей урока. Учитель: Сегодня мы совершим путешествие по удивительной стране «Водород», побываем на многих станциях, узнаем много интересного об этом элементе и веществе. Перед нами сегодня стоят следующие цели: слайд-презентация (на слайде: схема движения по 6 станциям). Сообщение нового материала по плану: 1) Станция «Менделеевская» Актуализация понятия «Положение элемента водорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева» – фронтальная беседа с классом + индивидуальная работа учащихся с ПСХЭ Д.И. Менделеева + работа на доске + работа учащихся в тетради по актуализации понятия Назовите положение элемента водорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева:
Напишите схему строения атома водорода – 1 ученик чертит схему строения на доске. Назовите элементы, которые входят в IА группу. Учитель: Да. Элементы этой подгруппы щелочные металлы, а ведь в самом деле водород имеет признаки сходства с этой группой металлов -1)на внешнем слое один электрон и относится к s-элементам, проявляет восстановительные свойства; 2)в большинстве соединений у водорода степень окисления +1; 3) предполагается существование в космосе металлического водорода с металлической кристаллической решеткой и электронной проводимостью. 2) Станция «Историческая» - история открытия водорода Рассказ ученика + слайд Еще в ХVI в. было замечено, что при действии кислот на металлы выделяется газ, который средневековые химики называли «горючим воздухом». Водород открыли и впервые получили два выдающихся химика XVIII века – англичанин Г. Кавендиш в 1766 г. и француз А. Лавуазье в 1784 г. Кавендиш собрал чистый водород, получив его действием серной и соляной кислот на цинк, железо и олово. Однако вывод о том, что водород представляет собой вещество, а не «горючий воздух» сделал Лавуазье, который и дал этому элементу название «водород» - рождающий воду. 3) Станция «Природа» Учитель:
Не шутите с Водородом! Он горит, рождая воду, В смеси с Кислородом-братом Он взрывается, ребята! Вам скажу на всякий случай - Эту смесь зовут «гремучей». А еще хочу сейчас Объяснить я всем ребятам – Водород – легчайший газ, У него мельчайший атом. Водород на первом месте В Менделеевской системе. Это очень много чести – Находиться перед всеми. Может Водород гордиться Положением в таблице. Рассказ учителя + слайд – презентация. В космосе водород является самым распространенным элементом – из каждых 10 атомов Вселенной на долю водорода приходится 8. Наше солнце более чем наполовину состоит из водорода. На этой звезде, как и на многих других, из ядер атомов водорода образуются ядра атомов гелия и других более тяжелых элементов. Этот процесс сопровождается выделением огромного количества энергии, за счет которой и существует жизнь на нашей планете. На Земле водород содержится в виде соединений, важнейшим из которых является вода, образующая гидросферу. Водород наряду с углеродом образует все органические вещества, жизненно важные (белки, жиры, углеводы), и богатые энергией (природный газ, нефть). Водород в природе встречается в виде трех изотопов: протий - 11Н; дейтерий -12D; тритий – 13Т. Из-за резкого кратного увеличения их относительной атомной массы они имеют различия в химических свойствах. 4) Станция «Химическая лаборатория» Учитель: На этой станции мы побываем с вами в химической лаборатории и узнаем, а также и повторим сведения о том, как же можно получить такое замечательное вещество – водород в нашем химическом кабинете, а также распознать его. Способы получения водорода и собирания в лаборатории – демонстрационные опыты: Опыт № 1. Взаимодействие соляной или разбавленной серной кислот с магнием или цинком в аппарате Киппа или приборе Кирюшкина: Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 Cобираем водород способом вытеснения воздуха, распознаем по характерному глухому хлопку-взрыву при поднесении горящей лучины к сосуду с чистым водородом и по особому («лающему») взрыву - к сосуду со смесью водорода с воздухом или с кислородом (2:1), которую называют «гремучим газом». Опыт № 2. Взаимодействие кальция с водой: Са + 2Н2О = Са(ОН)2 + Н2 Собираем водород методом вытеснения воды, распознаем аналогично опыту №1. Вывод – формулируют учащиеся по опорным вопросам: Агрегатное состояние водорода… Цвет… Запах Растворимость в воде… Плотность по отношению к воздуху…(Dвозд.= 2/29) Способы собирания кислорода… Водород – это газ без цвета, запаха, малорастворимый в воде, почти в 15 раз легче воздуха. Водород можно собирать способом вытеснения воды т.к. водород в воде малорастворим и способом вытеснения воздуха. Получение водорода в промышленности – актуализация понятия – работа с учебником, стр.141, О.С. Габриелян, М., Дрофа, 2013 г, «Получение водорода». Учитель: Водород в промышленности получают конверсией (превращением) водяных паров с углем или метаном. 5) Станция «Химические превращения» - химические свойства водорода - демонстрационные опыты + составление таблицы учащимися в тетради с написанием уравнений реакций на доске одним из учащихся + названия продуктов реакций, рассмотреть реакции с точки зрения ОВР + значение водорода + слайд презентация с демонстрацией готовой таблицы
6) Станция «Практическая» - применение водорода в практической деятельности человека – работа учащихся с текстом учебника, стр.139 + работа учащихся в тетрадях по составлению схемы «Применение водорода» + слайд Сварка и резка металлов Н2 Производство маргарина Ракетное топливо Производство неорганических (аммиака, металлов, соляной кислоты) и органических (метилового спирта, пластмассы) веществ III. Закрепление – работа учащихся по осмыслению полученных знаний – работа с кроссвордом по теме «Водород» (Приложение 1)
1.Ученый, который дал элементу Н название «водород» - рождающий воду. 2.Какая элементарная частица отсутствует в атоме водорода? 3.Вещество, которое водород образует с металлом. 4.С каким из газов водород образует «гремучую смесь»? 5.Прибор для получения водорода называется ….. Киппа. 6.Какая звезда более чем на половину состоит из водорода? 7.Самое распространенное вещество на Земле, в состав которого входит кислород. IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание: § 19 №№ 2-4 (письменно) + презентация тем (по выбору учащихся
УМК и литература
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1). Станция «Менделеевская»
2) Станция «Историческая»
3) Станция «Природа»
4) Станция «Химическая лаборатория» Сформулируйте вывод по опорным словам:
5) Станция «Химические превращения»
6) Станция «Практическая» - прочитайте текст учебника, стр.139, составьте схему применения водорода в практической деятельности человека. 7) Решите кроссворд по теме «Водород»
По горизонтали: 1.Ученый, который дал элементу Н название «водород» - рождающий воду. 2.Какая элементарная частица отсутствует в атоме водорода? 3.Вещество, которое водород образует с металлом. 4.С каким из газов водород образует «гремучую смесь»? 5.Прибор для получения водорода называется ….. Киппа. 6.Какая звезда более чем на половину состоит из водорода? 7.Самое распространенное вещество на Земле, в состав которого входит кислород. По вертикали: ключевое слово. Заявка на участие в конкурсе «Педагогическое мастерство на уроках химии» 1.ФИО педагога: Катасонова Екатерина Николаевна 2.Адрес: 344015, г. Ростов-на-Дону, ул. Зорге, д.29/1, кв.57 Сот.тел: 89081946046 Еmail: shkola86@mail.ru 3. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86 имени героя Советского Союза Пескова Дмитрия Михайловича Советского района города Ростова-на-Дону (МБОУ СОШ №86 им. Пескова Д.М.). 4.Номинация: разработка урока. 5.Предмет: химия. 6.Аудитория обучающихся: 9 класс. 7.Группа: педагоги 8-9 класс. 8.Тема методической разработки: план-конспект урока. 9.Как узнали о конкурсах МАУНЕД «МАГИСТР»: электронная почта. 10.Способ доставки: электронный shkola86@mail.ru |