Рабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии





Скачать 284.61 Kb.
НазваниеРабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии
страница1/2
Дата публикации24.03.2015
Размер284.61 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии

УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-

методической комиссии института

«_______»__________________2011 г.
Протокол №_________
Председатель УМК

____________________________
Рабочая программа

Дисциплина: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИОЛОГИИ

Блок дисциплин: М2.Б.1

Направление 020400.62 Биология

Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»

Квалификация выпускника –Магистр

Форма обучения дневная


Семестр - 9

Всего учебных занятий – 36 часов

В том числе:

Аудиторных – 20 часа, из них

Лабораторных занятий – 20 часов

Самостоятельных – 14 часов

КСР -2 часа

ЗЕТ – 1 час

Форма итогового контроля - зачет

Сыктывкар 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии
УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИОЛОГИИ

Блок дисциплин: М2.Б.1

Направление 020400.62 «Биология»

Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»

Квалификация выпускника –Магистр

Форма обучения дневная

Сыктывкар 2011

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Составитель УМК

доцент каф. биологии, к.б.н._____________________А.А. Мищенко
Рабочая программа составлена на основании ФГОС и учебного плана аннотированной магистерской программы «Гидробиология и ихтиология»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биологии

Протокол заседания № ______ от «______»_________________2011 г.

Заведующий кафедрой

профессор ___________________________Г.Н. Доровских


СОГЛАСОВАНО:

Директор института естественных наук

доцент __________________________И.Н. Юранева

«______»____________________2011 г.
Председатель УМК института естественных наук

доцент ______________________ И.Н. Юранева
1. Цели освоения дисциплины

В ходе освоения дисциплины обучающийся учится самостоятельно приобретать и использовать на практике информационные технологии, использовать их при сборе, хранении, обработке и передаче информации, для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач.
2. Задачи курса:

Дисциплина раскрывает вопросы структуры аудио и видеосредств и методики их применения; принципов построения автоматизированных средств обучения и контроля знаний, применения пакетов прикладных программ в учебном процессе, текстовых и графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, информационных сетей, вырабатывает практические навыки работы с компьютером

3.Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Место в учебном плане: профессиональный цикл М3, вариативная часть

У студента – магистра в процессе освоения дисциплины должны быть сформированы следующие общие и профессиональные компетенции:

ОК-6 – Способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения

ПК-2 – Знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению

ПК-3 – Самостоятельно анализирует имеющуюся информацию и выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачи и выполняет полевые, лабораторные и биологические исследования при решении конкретных задач по специализации

ПК-6 – Творчески применяет современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче биологической информации.

ПК-10 – Глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знание фундаментальных и прикладных разделов спец. дисциплин магистерской программы.
4. Формой итогового контроля является зачет – семестр А.

Для получения допуска к зачету требуется посещение не менее 90% занятий, сдача всех практических работ.

II. Календарно-тематический план






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

2

Раздел 1. Введение. Основы работы с ОС Windows. Управление файловой структурой. Основные операции в среде Windows.

Настройка Windows. Действия при сбоях и зависаниях. ОС семейства Linux.


2

2

1


.

Лабораторные – 2 ч.

Самостоят. работа – 1ч


Контроль выполнения

заданий


2

Раздел 2. Электронные таблицы. Microsoft Excell. Основные действия с электронной таблицей. Работа с формулами и функциями. Создание графиков и диаграмм.

2

2

Лабораторные – 4 ч. Самостоят. работа – 1ч


Контроль выполнения

заданий

3

Раздел 3. Редактирование документов. Microsoft Office и Open Office. Работа с Основные операции с текстом. Работа с таблицами и рисунками. Основы работы с Publisher.


2

4

Лабораторные – 2 ч. Самостоят. работа – 1ч

Контроль выполнения

заданий

4

Раздел 4. Обработка графических изображений. Основы работы в фотошопе и графическом редакторе GIMP. Техника создания и редактирования изображений. Создание анимаций.




5

Лабораторные – 4 ч. Самостоят. работа – 1ч

Контроль выполнения

заданий

5

Раздел 5. Общие сведения о подготовке презентаций. Подготовка презентаций. Операции со слайдами.







Лабораторные – 2 ч. Самостоят. работа – 1ч

Контроль выполнения

заданий

6

Раздел 6. Основные прикладные программы. Программы архивации данных, антивирусные программы, другие полезные программы.







Лабораторные – 2 ч. Самостоят. работа – 1ч

Контроль выполнения

заданий

7

Раздел 7. Локальные и глобальные компьютерные сети. Основные сервисы Internet. Электронная почта. Браузеры Internet Explorer и Mozilla Firefox. Базы данных MEDLINE, GOOGLE SCHOLAR.







Лабораторные – 2 ч. Самостоят. работа – 1ч

Контроль выполнения

заданий

8

Раздел 8. Система автоматизи-рованного проектирования Mathcad








Лабораторные – 2 ч. Самостоят. работа – 6ч

Решение ситуационных задач Контроль выполнения

заданий


III. Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Введение. Основы работы с ОС Windows. Управление файловой структурой. Основные операции в среде Windows.

Устройство и принцип работы персонального компьютера. Базовая конфигурация ПК. Техника безопасности при работе с ПК. Понятие операционной системы. Понятие о программах. Общий вид графической оболочки Windows. Рабочий стол, панель. Запуск приложений. Окноприложений. Активное окно и переключение между окнами. Основные объекты Windows. Папки, файлы, объекты. Иерархия папок. Окно документа. Диалоговое окно. Ярлыки. Панель инструментов. Контекстное меню. Запуск и завершение приложений. Работа с документами. Операции с объектами. Работа с приложениями MS-DOS.

Панель управления. Параметры дисплея. Установка и удаление программ. Принтеры. Установка принтера. Операции с принтером. Настройкуа панели задач и главного меню. Отличия и сходство ОС Linux от ОС MS Windows. Использование командной строки. Настройка интерфейса. Установка и настройка внешних устройств в ОС Linux.

Задания:

  1. Создайте на рабочем столе текстовый документ и присвойте ему имя.

  2. Сделайте несколько документов на рабочем столе, присвоив им имена. Закройте документы и произведите упорядочивание значков на рабочем столе.

  3. Удалите созданные документы в корзину.

  4. Войдите в меню корзины и упорядочьте все файлы по дате удаления.

  5. Восстановите удаленные документы на рабочий стол, затем создайте папку на диске D и перенесите документы в нее.

  6. Создайте на рабочем столе ярлыки документов для ускоренного доступа. В целях предотвращения потерь документов в случае сбоя в системе храните их не на системном диске, используя на рабочем столе только ярлыки!

  7. Откройте все документы, затем: а) сверните их все сразу, б) Упорядочьте их.

  8. Настройте панель задач на «СКРЫВАНИЕ». Верните в исходное состояние, затем отобразите на панели задач рабочий стол.

  9. Удалите ярлыки документов. Затем найдите документ а) через меню поиска, б) через команду ВЫПОЛНИТЬ.

  10. Установите Ваши докумнеты на автозагрузку при включении компьютера, чтобы программа запускалась автоматиечски.

  11. Сделайте то же самое, создав предварительно ярлык автозагрузки.

  12. Проверьте настройки, перезагрузив компьютер.

  13. Выключите компьютер, затем включите, но не допускайте автозагрузки Ваших программ.

  14. Сделайте необратимое удаление ярлыков Ваших документов.

  15. Создайте на диске D еще одну папку, затем а) перетащите файлы из одной папки в другую, б) копируйте файлы из одной папки в другую. В обоих случаях используйте перетаскивание мышью.

  16. Переименуйте скопированные файлы

  17. Сделайте видимым//невидимым расширения Ваших файлов

  18. Определите Ваше сетевое окружение. Если есть доступ к другому компьютеру, войдите в него.

  19. Сделайте Ваши файлы невидимыми при выполнении стандартных операций.

  20. Найдите все файлы мультимедиа на компьютере.

  21. Измените внешний вид папок на экране, затем вернитесь к стандартному виду.

  22. Поменяйте фоновый рисунок и экранную заставку рабочего стола.

  23. Смените расширение экрана, затем возвратитесь к прежнему.

  24. Настройте визуальные эффекты работы с Windows по Вашему усмотрению, затем вернитесь к стандартным настройкам.

  25. Выключите компьютер через кнопку ПУСК, не используя мышь.

  26. Запустите очистку диска.

  27. Запустите дефрагментацию диска.

Раздел 2. Электронные таблицы. Microsoft Excell. Основные действия с электронной таблицей. Работа с формулами и функциями. Создание графиков и диаграмм. Окно и панели инструментов. Создание, загрузка и сохранение документов – книг Excell. Подготовка простой таблицы. Основные действия с фрагментами электронной таблицы. Форматирование ячеек. Рассчетные операции. Работа с формулами и функциями. Создание графиков и диаграмм. Дополнительные возможности программы.
Задания к первой части практического занятия

  1. Откройте книгу Excell, для удобства работы настройте панель быстрого доступа, поместив туда значки сохранить, открыть и отменить.

  2. Если нужно, разместите панель быстрого доступа под лентой.

  3. Создайте свою тему для последующего форматирования данных (Разметка страницы…).

  4. Создайте в книге 2 листа, присвоив им имена «Контрольные эксперименты» и «Опытные эксперименты», для лучшей визуализации сделайте ярлыки синим и красным.

  5. Наберите данные: на первом листе – по 3-м контрольным экспериментам, на втором – по 3-м опытным (таблицы с данными раздает преподаватель).

  6. При прокручивании вниз заголовок таблицы исчезает из виду, это неудобно, если таблица большая. Поэтому закрепите названия столбцов (аналогично можно закрепить названия строк).

  7. Если данных много и они не помещаются в поле зрения экрана, можно просматривать их в режиме разделения окна на несколько областей. Сделайте это.

  8. Иногда необходимо выбрать некоторые из данных и вставить ихв диапазон на другом листе. Копирование и вставка каждого значения по отдельности занимает много времени. Проще произвести эту операцию, используя буфер обмена. Создайте новый лист Вашей книги, озаглавьте его «копия». Используя буфер обмена, вставьте на этот лист данные: из первого листа – второй столбец, строки 3,4,7 и 10, из третий столбец – содержимое строк 2,4,5,9.

  9. Обычно редактирование ячеек запскает двойным щелчком мыши по ячейке. Проверьте возможность этой операции. Если такой возможности нет, настройте ее.

  10. Поместите над таблицей ячейку с «календарным носителем».

  11. Озаглавьте следующие столбцы Вашей таблицы Н+, dH+, 1/H+, 1/dH+.

  12. Заполните ячейки этих столбцов в соответствии с формулами: Н+=10(-рН); dH=(H+нижней строки)-(H+верхней строки)….

  13. Для удобства работы с данными можно присвоить им относительные имена, тогда в формуле будут отображаться не адреса ячеек, что не совсем удобно, а присвоенные имена. Присвойте имена ячейкам во второй строке таблицы в соответствии с названием столбцов, добавив к именам индекс «Начальное» и посмотрите, как изменились введенные формулы.

  14. Если таблица большая и формул в ней много, для удобства поиска возможных ошибок необходимо визуализировать связи между ячейками. Просмотрите связи ячеек в столбцах Вашей таблицы.

  15. Проверьте ошибки в ячейках с формулами.

  16. Добавьте к заголовку столбцов рН примечание «Даные получены стандартным методом потенциометрического титрования». Теперь при наведении курсора мыши на ячейку, примечание появится сбоку.

  17. Скройте столбцы рН (скрывание некоторых столбцов удобно, если таблица большая). Теперь в таблице отражены только данные непосредственного вычисления.

  18. Сделайте первые столбцы вновь доступными для просмотра. Затем постройте графики зависимости рН от времени, dH от H, 1/dH от 1/H/

  19. Назовите диаграммы: первую – «Изменения рН в эксперименте», вторую – «Скорость переноса протонов в зависимости от концентрации», третью – «Зависимость 1/V от 1/[H]”.

  20. Добавьте к диаграммам 2 и 3 вспомогательную ось значений рН. Теперь графики отражают зависимость скорости переноса протонов от их концентрации от рН.

  21. Сохраните диаграмму как шаблон. Теперь при аналогичной работе с другими данными в группе «Шаблоны» легко найти необходимый.

  22. Отобразите на диаграмме таблицы данных.

  23. Добавьте на диаграмму числовые значения отдельных точек.

  24. Создайте соответствующие легенды для диаграмм.

  25. Сделайте соответствующие обозначения осей.

  26. Сохраните Ваш файл под названием «Компьютерные_Технологии_Фамилия». Защитите его листы паролем от форматирования.

Задания второй части практического занятия

  1. Откройте Ваши листы Excell, введя пароль.

  2. Используя метод подбора параметра, вычислите, какие данные должны быть в столбце рН на первой минуте, чтобы величина скорости dH составила 1.5*107 (Примечание: метод подбора параметров используют, если хотят выяснить, какое значение должна возвратить формула).

  3. Создайте сценарий для построения следующего прогноза: как должны меняться значения рН, чтобы зависимость dH от H была линейной в соответствии с первыми четырьмя значениями.

Контрольные задания

  1. Создайте новый документ Excell

  2. Внесите в него данные таблицы «Видовой состав и численность мелких млекопитающих в ряде районов РК в 2010 году».

  3. Отредактируйте таблицу так, чтобы текстовые названия располагались корректно.

  4. Закрепите названия столбцов.

  5. Озаглавьте документ «Численность грызунов в 2010 г.»

  6. Используя формулы, заполните пустые ячейки таблицы, исходя из того, что обилие – это процент отловленных грызунов по отношению к количеству расставленных ловушек.

  7. Используя метод подбора параметров укажите, какое количество рыжих полевок должно быть отловлено в Сыктывдинском районе, чтобы обилие грызунов в целом составило 50%.

  8. Создайте сценарий: «При такой численности темных полевок обилие полевок в целом достигнет 30%».

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии iconРабочая программа дисциплины компьютерные технологии в филологии...
Курс «Компьютерные технологии в филологии» ен. Р. 01. входит в национально-региональный компонент естественнонаучного цикла «Общие...
Рабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ
«Математика и компьютерные науки» по профилю подготовки «Вычислительные, программные, информационные системы и компьютерные технологии...
Рабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии iconРабочая программа дисциплины «Экономико-математические методы в стратегическом управлении»
Дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: «Корпоративные информационные системы», «Компьютерные технологии в управлении»,...
Рабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии iconРабочая программа дисциплины «Компьютерные технологии в современной науке и образовании»
Целью дисциплины (модуля) «Компьютерные технологии в современной науке и образовании» является освоение обучающимися основных методов...
Рабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии iconРабочая программа дисциплины “ компьютерные сети и интернет-технологии”...
Целью освоения дисциплины «Компьютерные сети и интернет технологии» является формирование компетенций и навыков применения современных...
Рабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии icon«Компьютерные технологии и информатика»
Контрольная работа по дисциплине «Компьютерные технологии и информатика» для студентов заочной формы обучения
Рабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии iconШаг к прозрению/ / Компьютерные технологии. 2009. N в 4- Х кн. Кн. 4
Рнр (продолжение) / / Компьютерные технологии. 2009. N в 4- Х кн. Кн. 1 3
Рабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии iconПрограмма дисциплины "Компьютерные технологии в дизайне"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"...
Рабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Математика и компьютерные науки по профилю подготовки: «Вычислительные, программные, информационные системы и компьютерные технологии»...
Рабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии iconПрограмма учебной дисциплины «Компьютерные технологии в науке и производстве приборов»
«Компьютерные технологии в науке и производстве приборов» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов...
Рабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии iconКнига также может быть полезна практикующим инженерам, осваивающим...
Учебник предназначен для студентов и бакалавров, магистров и аспирантов технических вузов, изучающих информационные технологии в...
Рабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии iconСто алтгту 13. 62 0694 2011 Приложение в (обязательное) Силлабус (памятка)
Дисциплина «Компьютерные технологии в дорожном строительстве» общим объемом 144 часов изучается в течение 7 семестра, сопровождается...
Рабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии iconГ. Р. Юнусова компьютерные технологии в инновационной и педагогической деятельности
Ахмедова А. М., Юнусова Г. Р. Компьютерные технологии в инновационной и педагогической деятельности. Учебно-методическое пособие....
Рабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использованные технологии: информационные и компьютерные технологии, личностно-ориентированная, исследовательская, дифференцированное...
Рабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии iconРабочая программа дисциплины Наименование дисциплины «Информационно-компьютерные...
Наименование дисциплины «Информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности»
Рабочая программа Дисциплина: компьютерные технологии в биологии iconДоклад на семинаре учителей биологии по теме: «Применение здоровьесберегающих...
Возросший поток информации, современные компьютерные технологии, с другой – нежелание учиться, низкая успеваемость. Как привести...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск