Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Сельскохозяйственная фитопатология»





Скачать 176.51 Kb.
НазваниеМетодические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Сельскохозяйственная фитопатология»
Дата публикации03.08.2015
Размер176.51 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Биология > Методические указания
Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Забайкальский аграрный институт – филиал ФГБОУ ВПО

«Иркутская государственная сельскохозяйственная академия»

Факультет Технологический

Кафедра Агрономии


Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине

«Сельскохозяйственная фитопатология»
Направление подготовки 35.03.04 «Агрономия»

Форма обучения: заочная

Квалификация (степень) Бакалавр

Курс 5 курс

Чита 2014
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Цель и задачи

Сельскохозяйственная фитопатология является профилирующей дисциплиной в подготовки бакалавров. Она имеет тесную связь с биологическими и сельскохозяйственными дисциплинами: ботаникой, биологией, физиологией растений, микробиологией и др.

Целью фитопатологии является всестороннее изучение причин болезней растений, выяснение биологических особенностей возбудителей болезней, определение роли факторов окружающей среды способствующих или препятствующих развитию болезней и их распространению. Студенты должны изучить основные болезни сельскохозяйственных культур. Овладеть приемами и методами самостоятельного определения вида возбудителя с целью дальнейшей защиты растений от заболевания.

Задачи курса:

- изучить закономерности возникновения и развития болезней растений в связи с биологическими особенностями возбудителей;

- обобщить сведения о болезнях сельскохозяйственных и лесных культур, снижение потерь урожаев до экономически незначительных размеров;

- показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых фитопатологией, селекцией и семеноводством устойчивых сортов, защитой растений;

- вооружить студентов знаниями, умениями, навыками необходимыми для выполнения НИР по изучению фитопатологических объектов, а также к практической деятельности в сельском и лесном хозяйстве, экологии и др.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин, включенных в учебный план согласно ФГОС ВПО и учебному плану направления 35.03.04 «Агрономия».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Сельскохозяйственная фитопатология» выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способностью распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции (ПК-З);

- способностью обосновать подбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия, подготовить семена к посеву (ПК-7);

- готовностью обосновать систему севооборотов и землеустройства сельскохозяйственного предприятия (ПК-10);

- готовностью обосновать технологии посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними (ПК-12);

- способностью обосновать способ уборки урожая сельскохозяйственных культур, первичной обработки растениеводческой продукции и закладки ее на хранение (ПК-14);

- готовностью обосновать технологии улучшения и рационального использования природных кормовых угодий, приготовления грубых и сочных кормов (ПК-15).

В результате освоения дисциплины «Сельскохозяйственная фитопатология» обучающийся должен:

знать основных возбудителей и признаки болезней сельскохозяйственных культур, методы диагностики болезней растений, основные защитные мероприятия.

- уметь самостоятельно определять виды возбудителей болезней с целью дальнейшей защиты растений от болезней.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины по разделам, формам организации и

контроля обучения







Название

раздела/темы

Аудиторная работа

(час)




СРСчас


Итого



Формы текущего

контроля и

аттестации





Лек

ции



Практ./

семин.



Лаб.

зан.








1 курс




1

Головневые и

ржавчинные болезни

зерновых культур

1




2

16

19

Конспект

лекций




2

Болезни злаковых трав.

1




1

11

13

Конспект

лекций




3

Болезни гороха.

1




1

11

13

Конспект

Лекций

тест




4

Болезни зернобобовых

культур.

1




1

11

13

Конспект

лекций




5

Болезни многолетних

бобовых трав.

1




1

11

13

Конспект лекций




6

Болезни свеклы

(сахарной, столовой,

кормовой)

1




1

11

13

Конспект лекций

тест




7

Болезни картофеля

1




2

11

14

Конспект

лекций




8

Болезни овощных

культур

1




1

11

13

Конспект

лекций




9

Болезни плодовых

культур.







2

11

13













8




12

115

135

Экзамен


4.2. Содержание разделов дисциплины:

4.2.1. Головневые и ржавчинные болезни зерновых культур. Болезни пшеницы: твердая, пыльная, карликовая, стеблевая головня. Ржавчинные болезни: стеблевая, желтая и бурая ржавчина. Болезни ржи: стеблевая, твердая, пыльная головня. Ржавчинные заболевания. Болезни ячменя (головневые, ржавчинные). Болезни овса: пыльная и покрытая головня. Корончатая и стеблевая ржавчина. Болезни кукурузы. Пузырчатая и пыльная головня.

4.2.2. Болезни злаковых трав. Чехловидная болезнь. Ринхоспориоз. Септоспориоз. Аскохитоз. Гетероспориоз. Спорынья. Склеротиниоз. Белая и черная пятнистости. Головня. Ржавчинные болезни.

4.2.3. Болезни гороха. Болезни гороха (корневые гнили). Аскохитозы. Антракноз. Ржавчина. Фузариоз. Мучнистая роса.

4.2.4. Болезни зернобобовых культур. Болезни сои. (Фузариоз, белая гниль. Вирусные болезни. Болезни фасоли (антракноз, ржавчина, вирусные болезни). Болезни кормовых бобов (фузариоз, аскохитоз, бактериоз, шоколадная гниль).

4.2.5. Болезни многолетних бобовых трав. Болезни люпина (фузариоз, серая гниль, мучнистая роса, бактериоз, вирусные болезни). Болезни люцерны (бурая и желтая пятнистости, ржавчина, инфекционное увядание, повилики). Болезни клевера (фузариоз, антракноз, рак клевера).

4.2.6. Болезни свеклы. Поражаемость свеклы важнейшими возбудителями болезней. Корнеед, церкоспороз, переноспороз. Фомоз, рак, мозаика и желтуха свеклы, кагатная гниль.

4.2.7. Болезни картофеля. Фитофтороз, рак, фомоз. Виды парши. Черная ножка. Кольцевая гниль. Неинфекционные болезни картофеля. Гнили клубней при хранении.

4.2.8. Болезни овощных культур. Мучнистая роса огурца, ложно мучнистая роса огурца. Фотофтороз томата, альтернариоз томата, черная бактериальная

пятнистость томата. Кила капусты, сосудистый бактериоз капусты. Серая корневая гниль лука.

4.2.9. Болезни плодовых культур. Болезни семечковых (яблоня, груша). Парша яблони и груши, мучнистая роса, млечный блеск, черный рак, Вирусные болезни. Омела. Гнили плодов при хранении. Болезни косточковых плодовых культур.монилиоз, коккомикоз, «кармашки» слив, гоммоз.

5. Образовательные технологии

При освоении дисциплины используются следующие сочетания

видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной

деятельности бакалавров для достижения запланированных результатов

обучения и формирования компетенций.
Таблица 3.

Методы и формы

активизации

деятельности

Виды учебной деятельности

ЛК

ПР

ЛБ

СРС

Дискуссия

х

х







IT-методы

х







х

Командная работа




х




х

Разбор кейсов




х







Опережающая СРС

х

х




х

Индивидуальное

обучение




х




х

Проблемное обучение




х




х

Обучение на основе

опыта




х




х


Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

-изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;

-самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с

использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических

разработок, специальной учебной и научной литературы;

-закрепление теоретического материала при проведении практических занятий

6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Литература:

а) основная литература:

  1. Штерншис, М.Н. Биологическая защита растений / М.Н.Штерншис. – М.: Колос, 2004. – 264 с.

  2. Баздырев Г.И. Защита с.-х. культур от сорных растений / Г.И. Баздырев.-М.: изд. «Колос»; 2008-276 с.

  3. Биологическая защита растений / под ред. М. В. Штерншис. - М.: КолосС, 2008 - 264 с.

  4. Ганиев М.М., Недорезков В.Д. Химические средства защиты растений. – Уфа: Изд-во БГАУ, 2006. – 320 с.

  5. Зинченко В.А. Химическая защита растений: средства, технология и экологическая безопасность. – М.: КолосС, 2009 – 232 с.

  6. Интегрированные системы защиты сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней и сорняков: рекомендации / Нац. акад. наук Респ. Беларусь; Ин-т защиты растений НАН Беларуси; под ред. С. В. Сороки. – Мн.: Бел. Наука, 2009 – 462 с.

б) Дополнительная:

  1. Зинченко В.А. Агрономическая токсикология и химические средства защиты растений / В.А.Зинченко. - М.: МСХА, 1999.- 315 с.

  2. Шкаликов В.А. Защита растений от болезней / В.А.Шкаликов . – М.: Колос, 2003. 255 с.

  3. Шумахер О.В. Борьба с сорняками: Практ. руководство. – М.: Вече, 2008-176 с.


Методы контроля СРС: самоконтроль, контроль преподавателя, защита контрольной работы, выступление с отчетом на лабораторной работе.

Оценоч­ные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по ито­гам освоения дисциплины.

Текущий контроль осуществляется в форме:

- опросов на лабораторных занятиях;

- проверки учебной документации (рабочие тетради по лабораторному практикуму);

- контрольные работы;

- зачет по самостоятельной работе.

Аттестация – в форме экзамена (7 семестр).
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Студент выполняет контрольную работу в виде реферата. К написанию контрольной работы предъявляются следующие требования: грамотность написания, четкость и разборчивость подчерка, иллюстрированность, логичность изложения. Общий объем контрольной работы составляет объем ученической тетради – 12 листов. Использованную литературу следует приводить в порядке изложения в тексте.
Темы рефератов по курсу «Сельскохозяйственная фитопатология»:

1. Болезни, вызываемые ржавчинными грибами.

2. Полезные и вредные для человека грибы.

3. Пятнистость и другие болезни листьев цветочно-декоративных растений.

4. .Болезни цветочных культур защищенного грунта.

5. Болезни луковичных и клубнелуковичных культур.

6. Выпревание и другие болезни сеянцев хвойных пород.

7. Корневые гнили древесных пород.

8. Грибные болезни хлебных злаков.

9. Болезни овощных культур

10. Болезни плодово-ягодный культур

11. Болезни свеклы.

12. Болезни моркови.

13. Болезни подсолнечника.

14. Болезни кукурузы.

15. Болезни томата.

16. Болезни огурца.

17. Болезни пшеницы

18. Болезни овса.

19. Болезни ячменя

20. Болезни тритикале.

Вопросы для экзамена

  • Фитопатология, ее содержание и задачи.

  • Понятие о больном растении.

  • Классификация болезней растений.

  • Этиологические группы болезней растений.

  • Характеристика абиотических болезней.

  • Характеристика биотических болезней.

  • Патолого-морфологические и анатомические изменения в больном растении.

  • Патолого-физиологические изменения растений.

  • Патолого-биохимические изменения в больном растении.

  • Главные типы патологических изменений на основе локальных и общих симптомов.

  • Понятие о сопряженных патологических процессах.

  • Этиология болезни растения.

  • Инфекционные и неинфекционные болезни растений.

  • Ятрогенные болезни.

  • Радиационные болезни растений.

  • Здоровое растение как естественное состояние.

  • Паразитизм и различные его степени.

  • Облигатные и факультативные паразиты и сапротрофы.

  • Паразитическая специализация и изменчивость патогенных свойств у возбудителей болезней растений.

  • Типы паразитической специализации: филогенетическая, органотропная, гистотропная, онтогенетическая.

  • Монофагия и полифагия. Специализированные формы, штаммы, расы и биотипы патогенов.

  • Механизмы воздействия патогенов на клетки, ткани растений (ферменты, токсины, ростовые вещества и др.).

  • Явление адаптации у патогенов к питающим растениям, фунгицидам и факторам окружающей среды.

  • Патогенность, вирулентность и агрессивность возбудителей заболеваний растений.

  • Ферменты грибов, токсины, ростовые вещества и их значение.

  • Механизм питания экзо - и эндопаразитов. Приспособление к перенесению неблагоприятных условий.

  • Понятие о грибах. Фитопатогенные грибы - возбудители болезней растении.

  • Общие принципы, положенные в современную классификацию грибов.

  • Полный биологический цикл развития грибов.

  • Вегетативное тело миксомицетов, их состав.

  • Положительный трофогаксис.

  • Внутриклеточные представители паразитов растений и их форма проявления.

  • Гипертрофия клеток под воздействием патогена.

  • Цикл развития возбудителя капустной килы, его органотропная специализация, условия, благоприятствующие прорастанию спор и заражению растений, форма проявления болезни.

  • Цикл развития возбудителя парши картофеля, ее органотропность. диагностические признаки болезни.

  • Половое размножение грибов порядка Chytridiales.

  • Семейство Synchytriaceae, характеристика.

  • Жизненный цикл Synchylrium endobioticum Pers .

  • Диагностические признаки рака картофеля, резерваторы инфекционного начала возбудителя болезни.

  • Семейство Olpidiaceae, характеристика.

  • Биологический цикл развития возбудителя Olpidium brassicae Wor., органотропность и форма проявления болезни.

  • Эволюция бесполого размножения грибов из класса оомицеты.

  • Характеристика порядка Saprolegniales и семейства Saproiegniaceae, основные представители.

  • Порядок пероноспоровых (Peronosporales), тип семейства по приуроченности к среде обитания, торзионность и ее роль. Половое размножение грибов класса оомицеты.

  • Конидиеносцы (спорангиеносцы) пероноспоровых грибов (5 типов) с указанием конкретных представителей.

  • Семейство Pythiaceae, морфобиологические особенности, основные представители, их места резервации.

  • Семейство Peronosporaceae, характеристика ясно выраженного пломорефизма

  • Характеристика, систематическое положение и морфология актиномицетов.

  • Специализация, условия заражения и сохранения инфекции.

  • Органотропность и симптомы проявления болезней, вызванных актиномицетами.

  • Актиномицетные антибиотики в борьбе с болезнями растений

  • Характеристика, распространение, вредоносность, основные симптомы фитоплазмозов - пролиферация, желтухи, столбур, махровость цветков, израстание, карликовость и другие.

  • Роль насекомых и цветковых паразитов в распространении фитоплазм.

  • Основные приемы по защите растений от фитоплазм.

  • Понятие группы вирусов.

  • Устойчивость и чувствительность вирусов к физическим и химическим воздействиям.

  • Паразитизм фитопатогенных вирусов. Физиолого-биохимические изменения растений, зараженных вирусами.

  • Способы распространения вирусов. Передача вирусов от растения к растению, без участия переносчиков.

  • Роль грибов, бактерий, клещей и нематод в распространении вирусов.

  • Латентный период.

  • Методы диагностики вирусов в растениях и идентификация вирусных болезней.

  • Методы оздоровления посевною и посадочного материала от вирусной инфекции.

  • Иммунизация растений, химиотерапия, карантинные мероприятия.

  • Общие биологические особенности, распространенность и хозяйственное значение паразитических и полу паразитических высших растений.

  • Особенности питания и способы распространения.

  • Семейство норичниковых, важнейшие представители.

  • Семейство ремнецветных, морфологические и биологические особенности и цикл развития омелы.

  • Семейство кустовых, морфология и цикл развития повилики.

  • Семейство заразиховых, их морфология и цикл развития.

  • Основные методы борьбы с болезнями, вызываемые паразитическими и полупаразитическими цветковыми растениями.



Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения

дисциплины

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателей.

Оценка успеваемости студентов осуществляется по результатам:

1) Подготовки к лекциям (написания конспектов).

2) Устного опроса на лекциях и практических занятиях.

3) Выполнения и защиты практических работ, индивидуальных контрольных работ.

4) Сдаче экзамена.

Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины): Компьютерная проекционная техника. Демонстрационные плакаты. Раздаточный методический материал. Макеты.

Методические рекомендации составлены на основе Государственного образовательного стандарта и программе учебной дисциплины по специальности 35.03.04 «Агрономия»

Автор (ы) к.б.н., доцент Борискин И.А.

Программа одобрена на заседании кафедры Агрономия ЗабАИ–филиала ФГБОУ ВПО «ИрГСХА (протокол № от « » 2014 г.).

Заведующий кафедрой ____________ к.б.н., доцент Борискин И.А.
Программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии Технологического факультета протокол №___от «_____» _______2014

Председатель учебно-методической комиссии ____________

Рецензент(ы)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Сельскохозяйственная фитопатология» iconМетодические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Луговые ландшафты и газоны»
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Луговые ландшафты и газоны» составлены на основе рабочей программы дисциплины...
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Сельскохозяйственная фитопатология» iconМетодические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура»
Методические указания содержат рекомендации по составлению рефератов, контрольные вопросы, рекомендуемую литературу
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Сельскохозяйственная фитопатология» iconМетодические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная...
Методические указания разработаны доцентами кафедры физиологии и кормления сельскохозяйственных животных, к б н. Зеленской Л. А....
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Сельскохозяйственная фитопатология» iconМетодические указания по его изучению и по выполнению контрольных...
Л. К. Коростелёва Фармацевтическая технология: Методические указания, программа и контрольные задания для студентов заочного отделения...
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Сельскохозяйственная фитопатология» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине
...
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Сельскохозяйственная фитопатология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине криминалистика
Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые...
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Сельскохозяйственная фитопатология» iconРефератов по дисциплине «История Украины»
В них даются методические рекомендации студентам, изучающим одну из важных тем в украинской истории первой половины ХХ в. – голодомор...
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Сельскохозяйственная фитопатология» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине "Грузоподъемные механизмы и транспортные средства"...
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Сельскохозяйственная фитопатология» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине...
Методические указания предназначены для студентов направления подготовки 080100. 62 Экономика заочной формы обучения, выполняющих...
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Сельскохозяйственная фитопатология» iconМетодические указания для студентов рекомендации по подготовке к...
Подготовка к занятию должна начинаться с изучения рекомендованных источников – сначала основных, затем дополнительных. После этого...
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Сельскохозяйственная фитопатология» iconПрограмма по дисциплине «Техническая диагностика на транспорте»
Гос впо РФ. Содержит организационно-методические указания, контрольные вопросы для самостоятельной проверки освоенного материала,...
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Сельскохозяйственная фитопатология» iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Сельскохозяйственная фитопатология» iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Сельскохозяйственная фитопатология» iconМетодические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Ландшафтный дизайн»
Целью изучения дисциплины «Ландшафтный дизайн» является ознакомление студентов с методами предпроектных исследований территории,...
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Сельскохозяйственная фитопатология» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания составлены в соответствии с с примерной программой по дисциплине "Оборудование нефтегазоперерабатывающего производства"...
Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине «Сельскохозяйственная фитопатология» iconПрограмма по дисциплине «Коммерческая деятельность»
Программа содержит организационно-методические указания, темы для самостоятельного изучения, контрольные вопросы для самостоятельной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск