Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная радиобиология»





НазваниеМетодические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная радиобиология»
страница1/4
Дата публикации22.03.2015
Размер0.51 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Биология > Методические указания
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ФАКУЛЬТЕТ ЗООТЕХНОЛОГИИ И МЕНЕДЖМЕНТА

КАФЕДРА ФИЗИОЛОГИИ И КОРМЛЕНИЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для самостоятельной работы по дисциплине

«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ РАДИОБИОЛОГИЯ»

Для студентов ФЗМ

по направлению подготовки 111100.62 – Зоотехния

Профиль подготовки - Технология производства продукции животноводства

Квалификация выпускника - БАКАЛАВР

Краснодар 2013

Методические указания разработаны доцентами кафедры физиологии и кормления сельскохозяйственных животных, к.б.н. Зеленской Л.А. и к.с.-х. н. Баюровым Л.И.
Цель методических указаний – повышение теоретической подготовки специалистов и бакалавров по дисциплине «Сельскохозяйственная радиобиология» и «Ветеринарная радиобиология» за счет активизации самостоятельной работы студентов.

Рецензент: зав. кафедрой технологии животноводства КубГАУ д. с.-х. н., профессор Тузов И.Н.


Рассмотрено на заседании кафедры физиологии и кормления сельскохозяйственных животных.

Протокол № 43 от « 01» июля 2013 г.
Методические указания одобрены и рекомендованы к изданию методической комиссией факультета зоотехнологии и менеджмента.

Протокол № 5 от «14» января 2014 г.


Содержание

с.
Введение.………………………………………………………………………..…...4

1. Цель и задачи дисциплины.………………………………………………….…..5

2. Место дисциплины в структуре ООП.………………………………………….7

3. Рекомендации по планированию и организации времени, отведенного на изучение дисциплины.…………………………………………………………………8

4. Структура и содержание дисциплины.………………………………………..11

5. Программа самостоятельной работы.…………………………………………14

6. Тематический план самостоятельной работы.………………………………...14

7. Перечень тем, методика подготовки и защита реферата.……………….….....15

8. Тестовые задания для промежуточной аттестации.………………………......20

9. Перечень рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения дисциплины:.……………………………………………………………………………...27

- основная.………………………………………………………………………….27

- дополнительная.………………………………………………………………….27

- периодические издания.…………………………………………………………28

- электронные ресурсы.……………………………………………………………28

10. Вопросы для самоконтроля.…………………………………………………...29

11. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов……………………....32

Введение
Овладение энергией атомного ядра вовлекло огромные контингенты людей в сферу контактов с ионизирующим излучением, а развитие ядерной энергетики как составной части научно-технического прогресса. Применение радиоактивных веществ в биологии, медицине, в сельском хозяйстве и в других областях расширило эти контакты, увеличило риск возможного воздействия на человека ионизирующей радиации.

Расширение контактов человечества с ионизирующей радиацией, как составной частью внешней среды, делает особенно актуальным изучение ее биологического действия и профилактику возможного повреждающего ее действия.

Сельскохозяйственная радиобиология является специальной учебной дисциплиной, формирующей полноценного специалиста для работы в условиях современной радиоэкологической ситуации, обусловленной применением атома в мирных целях, последствиями испытаний ядерного оружия, авариями на предприятиях атомной промышленности.

Она имеет тесные связи с рядом теоретических и прикладных областей знаний - биологией, физиологией, цитологией, генетикой, биохимией, биофизикой, ядерной физикой, фармакологией, зоогигиеной, клинической диагностикой и другими дисциплинами. Как и всякая наука, она имеет свои собственные методы исследования:

1) радиационный эксперимент, основанный на применение ионизирующих излучений и радиоизотопов для изучения закономерностей их влияния на организм, отдельные системы, органы, ткани и клетки в лабораторных условиях;

2) радиоиндикационный метод, предусматривающий введение радиоактивных изотопов в организм с последующей радиометрией отдельных тканей, органов и систем с целью определения закономерностей протекающих в них физиологических, биохимических и прочих процессов.

1. Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины «Сельскохозяйственная радиобиология» - дать студентам теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения в будущем задач, стоящих перед радиологической службой по контролю за радиоактивной загрязненностью среды, сельскохозяйственной продукцией, по обеспечению населения экологически безопасной продукцией, организации ведения животноводства на загрязненной радионуклидами местности, использованию полученной в этих регионах продукции, профилактике и лечению последствий радиационного воздействия на организм животных, использованию методов радиоизотопного анализа и радиационно-биологической технологии в ветеринарной практике.

Конкретными задачами сельскохозяйственной радиобиологии является изучение:

- радиоактивности, природы и свойств радиации;

- закона радиоактивного распада и его применения на практике;

- основных закономерностей миграции радионуклидов по «пищевым» цепям, их радиотоксичности в организме;

- механизма биологического действия ионизирующих излучений;

- основных закономерностей реакций организма на радиацию при внешнем и внутреннем облучении;

- отдаленных последствий действия радиации, наследственных изменений;

- течения лучевых поражений и их влияния на продуктивность животных;

- составления рационов для снижения лучевой нагрузки при внутреннем облучении;

- современных методов прогнозирования последствий масштабных радиоактивных загрязнений окружающей среды, организации ведения животноводства в этих условиях;

- основных принципов работы на дозиметрических и радиометрических приборах, необходимых для комплектации радиобиологических лабораторий;

- проведение радиометрической и радиохимической экспертизы объектов ветеринарного надзора;

- основных достижений перспектив использования ионизирующей реакции, метода «меченых» изотопов, радиоиммунологического метода.

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

а) знать:

- физические основы строения атома, определение изотопов и факторы нестабильности ядер;

- механизм образования и примеры естественной и искусственной радиоактивности, закон радиоактивного распада, типы ядерных превращений, виды радиоактивных излучений и их взаимодействие с веществом;

- механизм биологического действия ионизирующих излучений;

- течение и формы лучевой болезни животных, лучевые ожоги;

- токсикологию наиболее опасных радиоактивных изотопов йода-131, цезия-134 и -137, стронция-89 и -90 и других радионуклидов;

- основы радиационной безопасности и правила работы с источником ионизирующих излучений (ОСПОРБ-99/2010), нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009);

- принципы использования радионуклидов, меченных ими соединений и источников ИИ в животноводстве и ветеринарии;

б) уметь:

- подготовить к работе и использовать при проведении радиационной экспертизы радиометры и дозиметры;

- определить дозу и мощность дозы излучения с помощью дозиметров и расчетным методом;

- проводить отбор проб кормов и продукции животноводства для радиационной экспертизы;

- проводить радиационную экспертизу продукции, поступающей на рынки;

- определить удельную радиоактивность объектов ветеринарного надзора экспрессными методами;

- проводить дозиметрические и клинико-гематологические исследования

при внешнем облучении и поступлении радионуклидов в организм животных;

- прогнозировать поступление радионуклидов в корма, организм животных и продукцию животноводства;

- организовывать ведение животноводства проводить мероприятия, направленные на снижение содержания радионуклидов в кормах и продукции животноводства в условиях радиоактивного загрязнения территории;

- пользоваться средствами индивидуальной защиты при работе с радиоактивными веществами, при ведении животноводства и технологической переработке продукции животноводства в условиях радиоактивного загрязнения территории;

- проводить ветеринарно-санитарную экспертизу продуктов животноводства при внешнем облучении и поступлении радионуклидов в организм.

в) иметь представление:

- об истории возникновения и развития радиобиологии как науки, ее связях с другими дисциплинами и о роли отечественных ученых;

- о реальных и потенциальных источниках радиоактивного загрязнения окружающей среды и объектов сельскохозяйственного производства;

- о мерах противорадиационной защиты людей и животных при радиационных авариях и катастрофах;

- об организации коллективной и индивидуальной дозиметрии ионизирующих излучений, радиометрического контроля продуктов животноводства, растениеводства, водного и лесного хозяйства;

- об организации и проведении мер по противорадиационной защите людей и животных на территориях с повышенным уровнем радиоактивного загрязнения.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Данная дисциплина является выборной частью математического и естественнонаучного цикла учебного цикла Б-2 ООП.

Для успешного освоения дисциплины необходимы знания по следующим

дисциплинам и разделам ООП:

- морфология животных, цитология, гистология, эмбриология, физика, химия, биология, генетика, кормопроизводство, кормление животных, зоогигиена и технология первичной переработки продуктов животноводства.

Знания, умения и приобретенные компетенции будут использованы при изучении следующих дисциплин и разделов ООП:

- безопасность жизнедеятельности;

- микробиология и иммунология;

- механизация и автоматизация животноводства;

- основы ветеринарии.
3. Рекомендации по планированию и организации времени, отведенного на изучение дисциплины
В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Планирование внеаудиторной самостоятельной работы определяется:

- общим объемом времени, отводимым на внеаудиторную самостоятельную работу в целом по теоретическому обучению (разница между максимальным объемом времени, отведенным на теоретическое обучение в целом, и объемами времени, отведенными на обязательную учебную нагрузку);

- объемом времени, отводимым на внеаудиторную самостоятельную работу по циклам дисциплин с учетом требований к уровню подготовки студентов, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, входящим в цикл;

- объемом времени, отводимым на внеаудиторную самостоятельную рабо-

ту по учебной дисциплине в зависимости от уровня освоения студентами учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки студентов (иметь представление, знать, уметь).

Объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу составляет 50% от объема времени, отведенного образовательным стандартом на общую учебную нагрузку по данной дисциплине.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, континент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов, тестирование и др.;

Приступая к изучению конкретной дисциплины, студент должен внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями студенту по освоению учебной дисциплины, требованиями программы по данному курсу.

Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу студентов являются:

- сборники основной образовательной программы специальности;

- методические указания к практическим, семинарским и лабораторным занятиям;

- часть учебно-методического комплекса по дисциплине (примеры решения домашних заданий, оформления рабочих тетрадей и отчетов по лабораторным и расчетным работам, использования электронных информационных ресурсов);

- методические указания по выполнению курсовых и дипломных работ;

- списки основной и дополнительной литературы в рабочей программе дисциплины.

Организация самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:

1. Составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине.

2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.

3. Организация консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж, письменная инструкция).

4. Контроль хода выполнения и результатов самостоятельной работы студента со стороны преподавателя. Этот этап может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине и может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используют семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защиту творческих работ и др.

Самостоятельная работа, не предусмотренная образовательной программой, учебным планом или учебно-методическими материалами, раскрывающими и конкретизирующими их содержание, осуществляется студентами инициативно, с целью реализации собственных учебных и научных интересов.

4. Структура и содержание дисциплины

Вид учебной работы

Очная форма обучения

Часов / зач. ед.

Курс - I,

семестр - II

Аудиторные занятия - всего

50 / 1,4




Лекции

18 / 0,5

-//-

Консультации

10

-//-

Лабораторные занятия

32 / 0,9

-//-

Самостоятельная работа - всего

50 / 1,4

-//-

Реферат

+

-//-

Другие виды самостоятельной работы

+

-//-

Вид аттестации

зачет

-//-

Всего по дисциплине

100/2,8

-//-
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная радиобиология» iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная радиобиология» iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической...
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная радиобиология» iconМетодические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине...
Анский государственный аграрный университет факультет управления Кафедра менеджмента методические указания для выполнения самостоятельной...
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная радиобиология» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология»
Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный...
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная радиобиология» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг»
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг». Ростов н/Д, / Издательский центр дгту 2012
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная радиобиология» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг»
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг». Ростов н/Д, / Издательский центр дгту 2012
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная радиобиология» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к зачету, перечень...
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная радиобиология» iconМетодические указания для студентов по выполнеию внеаудиторной самостоятельной работы
В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению...
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная радиобиология» iconМетодические указания для самостоятельной работы по дисциплине «скотоводство»
Цель методических указаний – повышение теоретической подготовки бакалавров по дисциплине «Скотоводство» за счёт активизации самостоятельной...
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная радиобиология» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к экзамену, перечень...
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная радиобиология» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы по зоогигиене...
Фгоу впо «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова»
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная радиобиология» iconМетодические указания студентам по выполнению самостоятельной работы...
Методические указания студентам по выполнению самостоятельной работы по дисциплине
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная радиобиология» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине...
М молекулярные механизм гормональной регуляции: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Г. И. Боровкова. –...
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная радиобиология» iconМетодические указания для студентов График и методические указания...
График и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Исполнительное производство» для студентов заочной...
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная радиобиология» iconМетодические указания к организации контролируемой самостоятельной...
Методические указания к организации контролируемой самостоятельной работы по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности и...
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «сельскохозяйственная радиобиология» iconЛекции по дисциплине опд. Ф. 08: «Сельскохозяйственная радиобиология»....
Министерство сельского хозяйства российской федерации федерального государственного образовательного учреждения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск