Скачать 0.51 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФАКУЛЬТЕТ ЗООТЕХНОЛОГИИ И МЕНЕДЖМЕНТА КАФЕДРА ФИЗИОЛОГИИ И КОРМЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для самостоятельной работы по дисциплине «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ РАДИОБИОЛОГИЯ» Для студентов ФЗМ по направлению подготовки 111100.62 – Зоотехния Профиль подготовки - Технология производства продукции животноводства Квалификация выпускника - БАКАЛАВР Краснодар 2013 Методические указания разработаны доцентами кафедры физиологии и кормления сельскохозяйственных животных, к.б.н. Зеленской Л.А. и к.с.-х. н. Баюровым Л.И. Цель методических указаний – повышение теоретической подготовки специалистов и бакалавров по дисциплине «Сельскохозяйственная радиобиология» и «Ветеринарная радиобиология» за счет активизации самостоятельной работы студентов. Рецензент: зав. кафедрой технологии животноводства КубГАУ д. с.-х. н., профессор Тузов И.Н. Рассмотрено на заседании кафедры физиологии и кормления сельскохозяйственных животных. Протокол № 43 от « 01» июля 2013 г. Методические указания одобрены и рекомендованы к изданию методической комиссией факультета зоотехнологии и менеджмента. Протокол № 5 от «14» января 2014 г. Содержание с. Введение.………………………………………………………………………..…...4 1. Цель и задачи дисциплины.………………………………………………….…..5 2. Место дисциплины в структуре ООП.………………………………………….7 3. Рекомендации по планированию и организации времени, отведенного на изучение дисциплины.…………………………………………………………………8 4. Структура и содержание дисциплины.………………………………………..11 5. Программа самостоятельной работы.…………………………………………14 6. Тематический план самостоятельной работы.………………………………...14 7. Перечень тем, методика подготовки и защита реферата.……………….….....15 8. Тестовые задания для промежуточной аттестации.………………………......20 9. Перечень рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения дисциплины:.……………………………………………………………………………...27 - основная.………………………………………………………………………….27 - дополнительная.………………………………………………………………….27 - периодические издания.…………………………………………………………28 - электронные ресурсы.……………………………………………………………28 10. Вопросы для самоконтроля.…………………………………………………...29 11. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов……………………....32 Введение Овладение энергией атомного ядра вовлекло огромные контингенты людей в сферу контактов с ионизирующим излучением, а развитие ядерной энергетики как составной части научно-технического прогресса. Применение радиоактивных веществ в биологии, медицине, в сельском хозяйстве и в других областях расширило эти контакты, увеличило риск возможного воздействия на человека ионизирующей радиации. Расширение контактов человечества с ионизирующей радиацией, как составной частью внешней среды, делает особенно актуальным изучение ее биологического действия и профилактику возможного повреждающего ее действия. Сельскохозяйственная радиобиология является специальной учебной дисциплиной, формирующей полноценного специалиста для работы в условиях современной радиоэкологической ситуации, обусловленной применением атома в мирных целях, последствиями испытаний ядерного оружия, авариями на предприятиях атомной промышленности. Она имеет тесные связи с рядом теоретических и прикладных областей знаний - биологией, физиологией, цитологией, генетикой, биохимией, биофизикой, ядерной физикой, фармакологией, зоогигиеной, клинической диагностикой и другими дисциплинами. Как и всякая наука, она имеет свои собственные методы исследования: 1) радиационный эксперимент, основанный на применение ионизирующих излучений и радиоизотопов для изучения закономерностей их влияния на организм, отдельные системы, органы, ткани и клетки в лабораторных условиях; 2) радиоиндикационный метод, предусматривающий введение радиоактивных изотопов в организм с последующей радиометрией отдельных тканей, органов и систем с целью определения закономерностей протекающих в них физиологических, биохимических и прочих процессов. 1. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Сельскохозяйственная радиобиология» - дать студентам теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения в будущем задач, стоящих перед радиологической службой по контролю за радиоактивной загрязненностью среды, сельскохозяйственной продукцией, по обеспечению населения экологически безопасной продукцией, организации ведения животноводства на загрязненной радионуклидами местности, использованию полученной в этих регионах продукции, профилактике и лечению последствий радиационного воздействия на организм животных, использованию методов радиоизотопного анализа и радиационно-биологической технологии в ветеринарной практике. Конкретными задачами сельскохозяйственной радиобиологии является изучение: - радиоактивности, природы и свойств радиации; - закона радиоактивного распада и его применения на практике; - основных закономерностей миграции радионуклидов по «пищевым» цепям, их радиотоксичности в организме; - механизма биологического действия ионизирующих излучений; - основных закономерностей реакций организма на радиацию при внешнем и внутреннем облучении; - отдаленных последствий действия радиации, наследственных изменений; - течения лучевых поражений и их влияния на продуктивность животных; - составления рационов для снижения лучевой нагрузки при внутреннем облучении; - современных методов прогнозирования последствий масштабных радиоактивных загрязнений окружающей среды, организации ведения животноводства в этих условиях; - основных принципов работы на дозиметрических и радиометрических приборах, необходимых для комплектации радиобиологических лабораторий; - проведение радиометрической и радиохимической экспертизы объектов ветеринарного надзора; - основных достижений перспектив использования ионизирующей реакции, метода «меченых» изотопов, радиоиммунологического метода. В результате изучения дисциплины бакалавр должен: а) знать: - физические основы строения атома, определение изотопов и факторы нестабильности ядер; - механизм образования и примеры естественной и искусственной радиоактивности, закон радиоактивного распада, типы ядерных превращений, виды радиоактивных излучений и их взаимодействие с веществом; - механизм биологического действия ионизирующих излучений; - течение и формы лучевой болезни животных, лучевые ожоги; - токсикологию наиболее опасных радиоактивных изотопов йода-131, цезия-134 и -137, стронция-89 и -90 и других радионуклидов; - основы радиационной безопасности и правила работы с источником ионизирующих излучений (ОСПОРБ-99/2010), нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009); - принципы использования радионуклидов, меченных ими соединений и источников ИИ в животноводстве и ветеринарии; б) уметь: - подготовить к работе и использовать при проведении радиационной экспертизы радиометры и дозиметры; - определить дозу и мощность дозы излучения с помощью дозиметров и расчетным методом; - проводить отбор проб кормов и продукции животноводства для радиационной экспертизы; - проводить радиационную экспертизу продукции, поступающей на рынки; - определить удельную радиоактивность объектов ветеринарного надзора экспрессными методами; - проводить дозиметрические и клинико-гематологические исследования при внешнем облучении и поступлении радионуклидов в организм животных; - прогнозировать поступление радионуклидов в корма, организм животных и продукцию животноводства; - организовывать ведение животноводства проводить мероприятия, направленные на снижение содержания радионуклидов в кормах и продукции животноводства в условиях радиоактивного загрязнения территории; - пользоваться средствами индивидуальной защиты при работе с радиоактивными веществами, при ведении животноводства и технологической переработке продукции животноводства в условиях радиоактивного загрязнения территории; - проводить ветеринарно-санитарную экспертизу продуктов животноводства при внешнем облучении и поступлении радионуклидов в организм. в) иметь представление: - об истории возникновения и развития радиобиологии как науки, ее связях с другими дисциплинами и о роли отечественных ученых; - о реальных и потенциальных источниках радиоактивного загрязнения окружающей среды и объектов сельскохозяйственного производства; - о мерах противорадиационной защиты людей и животных при радиационных авариях и катастрофах; - об организации коллективной и индивидуальной дозиметрии ионизирующих излучений, радиометрического контроля продуктов животноводства, растениеводства, водного и лесного хозяйства; - об организации и проведении мер по противорадиационной защите людей и животных на территориях с повышенным уровнем радиоактивного загрязнения. 2. Место дисциплины в структуре ООП Данная дисциплина является выборной частью математического и естественнонаучного цикла учебного цикла Б-2 ООП. Для успешного освоения дисциплины необходимы знания по следующим дисциплинам и разделам ООП: - морфология животных, цитология, гистология, эмбриология, физика, химия, биология, генетика, кормопроизводство, кормление животных, зоогигиена и технология первичной переработки продуктов животноводства. Знания, умения и приобретенные компетенции будут использованы при изучении следующих дисциплин и разделов ООП: - безопасность жизнедеятельности; - микробиология и иммунология; - механизация и автоматизация животноводства; - основы ветеринарии. 3. Рекомендации по планированию и организации времени, отведенного на изучение дисциплины В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: - аудиторная; - внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Планирование внеаудиторной самостоятельной работы определяется: - общим объемом времени, отводимым на внеаудиторную самостоятельную работу в целом по теоретическому обучению (разница между максимальным объемом времени, отведенным на теоретическое обучение в целом, и объемами времени, отведенными на обязательную учебную нагрузку); - объемом времени, отводимым на внеаудиторную самостоятельную работу по циклам дисциплин с учетом требований к уровню подготовки студентов, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, входящим в цикл; - объемом времени, отводимым на внеаудиторную самостоятельную рабо- ту по учебной дисциплине в зависимости от уровня освоения студентами учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки студентов (иметь представление, знать, уметь). Объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу составляет 50% от объема времени, отведенного образовательным стандартом на общую учебную нагрузку по данной дисциплине. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть: - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.; - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, континент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов, тестирование и др.; Приступая к изучению конкретной дисциплины, студент должен внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями студенту по освоению учебной дисциплины, требованиями программы по данному курсу. Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу студентов являются: - сборники основной образовательной программы специальности; - методические указания к практическим, семинарским и лабораторным занятиям; - часть учебно-методического комплекса по дисциплине (примеры решения домашних заданий, оформления рабочих тетрадей и отчетов по лабораторным и расчетным работам, использования электронных информационных ресурсов); - методические указания по выполнению курсовых и дипломных работ; - списки основной и дополнительной литературы в рабочей программе дисциплины. Организация самостоятельной работы включает в себя следующие этапы: 1. Составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине. 2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы. 3. Организация консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж, письменная инструкция). 4. Контроль хода выполнения и результатов самостоятельной работы студента со стороны преподавателя. Этот этап может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине и может проходить в письменной, устной или смешанной форме. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используют семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защиту творческих работ и др. Самостоятельная работа, не предусмотренная образовательной программой, учебным планом или учебно-методическими материалами, раскрывающими и конкретизирующими их содержание, осуществляется студентами инициативно, с целью реализации собственных учебных и научных интересов. 4. Структура и содержание дисциплины
|
Методические указания по самостоятельной работе студентов Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»... | Методические указания по самостоятельной работе студентов Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической... | ||
Методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине... Анский государственный аграрный университет факультет управления Кафедра менеджмента методические указания для выполнения самостоятельной... | Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология» Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный... | ||
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг». Ростов н/Д, / Издательский центр дгту 2012 | Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг». Ростов н/Д, / Издательский центр дгту 2012 | ||
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов... В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к зачету, перечень... | Методические указания для студентов по выполнеию внеаудиторной самостоятельной работы В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению... | ||
Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «скотоводство» Цель методических указаний – повышение теоретической подготовки бакалавров по дисциплине «Скотоводство» за счёт активизации самостоятельной... | Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов... В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к экзамену, перечень... | ||
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по зоогигиене... Фгоу впо «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова» | Методические указания студентам по выполнению самостоятельной работы... Методические указания студентам по выполнению самостоятельной работы по дисциплине | ||
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине... М молекулярные механизм гормональной регуляции: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Г. И. Боровкова. –... | Методические указания для студентов График и методические указания... График и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Исполнительное производство» для студентов заочной... | ||
Методические указания к организации контролируемой самостоятельной... Методические указания к организации контролируемой самостоятельной работы по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности и... | Лекции по дисциплине опд. Ф. 08: «Сельскохозяйственная радиобиология».... Министерство сельского хозяйства российской федерации федерального государственного образовательного учреждения |