Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов составлена на основе документов





НазваниеПояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов составлена на основе документов
страница1/9
Дата публикации22.11.2017
Размер1.29 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
c:\users\jk\pictures\2015-03-10 общие программы\общие программы 013.jpg

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5—9-х классов составлена на основе документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования;

  • Примерная программа по биологии;

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Ширинская СОШ №18, утвержденная приказом 151-1 от 21.06.2013г., в том числе Учебный план на 2013-2014 учебный год, утвержденный приказом № 163 от 29.08.2013г.;

  • Положение о порядке разработки и утверждении рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов, утв. Приказом №152-1 от 26.06.2013г.



Цели и задачи:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



Обучение строится с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 1115 лет, когда происходит переход от учебных действий, характерных для начальной школы к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества. В учебно – воспитательной деятельности необходимо обратить внимание контроль со стороны родителей, просветительскую работу с родителями; с их стороны необходимо сменить прежний тип отношений с ребенком на новый.

Особенности этнокультурного содержания реализуются в программе вкраплениями в содержание уроков; также при изучении тем:



класс

раздел

темы

5 класс

«Многообразие живых организмов», «Среда обитания живых организмов», «Человек на Земле»

Жизненные формы и продолжительность жизни растений Хакасии, Почвы Хакасии, Почвы Хакасии, влияние природно – климатических условий Хакасии на произрастание растений. Сортоиспытание в природно – климатических условиях Хакасии

6 класс

«Среда обитания. Факторы среды», «Природные сообщества»

Расительный мир водоемов Хакасии, Высшие споровые растения, произрастающие в Хакасии, Тайга – ценность Хакасии, многообразие покрытосеменных (цветковых) растений Хакасии, Редкие и исчезающие виды растений Хакасии

7 класс

«Общая характеристика грибов», «Лишайники», «Низшие растения», «Высшие споровые растения», «Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения», «Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения», «Подцарство Одноклеточные», «Кишечнополостные», «Тип Кольчатые черви», «Тип Моллюски», «Тип Членистоногие», «Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы», «Класс Земноводые», «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие»

Расительный мир водоемов Хакасии, Высшие споровые растения, произрастающие в Хакасии, Тайга – ценность Хакасии, многообразие покрытосеменных (цветковых) растений Хакасии, Редкие и исчезающие виды растений Хакасии, Многообразие животного мира Хакасии, редкие и исчезающие виды животных Хакасии

8 класс

«Происхождение человека», «Человек и его здоровье», «Пищеварение»

История становления хакасов, Экологические факторы, влияющие на здоровье населения Хакасии, Рацион питания школьников, Уровень заболеваемости населения Хакасии

9 класс

«Развитие жизни на Земле», «Селекция растений, животных и микроорганизмов», «Биосфера, её структура и функции», «Биосфера и человек»

Причины сокращения природных сообществ Хакасии, Исследовательская лаборатория: Заповедник «Хакасский», Эволюция органического мира на Хакасской земле, Полезные ископаемые Хакасии


Общая характеристика учебного предмета, курса
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение.

В связи с особой важностью для предмета «Биология» таких методов и приёмов учебной деятельности, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделены рубрики «Демонстрация», «Лабораторные и практические работы».

В основу данного курса положен системно-деятельный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Данный курс имеет линейную структуру. В 5—6 классах происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп: в 7 классе — многообразие живых организмов, 8 класс — человек, 9 класс — общие закономерности.

Общебиологические знания, являющиеся основой биологического мировоззрения, логично включены во все разделы курса, и при переходе из класса в класс углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии.

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Изучение курса планируется в тесном сотрудничестве с внеурочными занятиями краеведческой направленности.

Курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир.
Межпредметные связи, используемые в курсе биологии:

класс

предмет

Содержание

6 класс

Ботаника

Выращивание растений, отделы растительного мира

Технология

Агротехнические приемы выращивания растений

География

Распределение солнечного света и тепла на земной поверхности в зависимости от географической широты;

О природных богатствах Мирового океана, их использование и охрана;

О растительности разных природных зон;

О каменном угле.

Литература

Басня Крылова «Листы и корни»

7 класс

Зоология

Простейшие (все водные животные)

География

Значение воды в природе, свойства воды, агрегатные состояния воды;

Гидросфера, ее значение для жизни на Земле;

Круговорот воды в природе;

Мировой океан: температура и соленость вод океана, движение воды.

Физика

Явления диффузии в жидкостях;

Три состояния вещества, плотность морской и чистой воды;

Давление воды на дне морей и океанов;

Архимедова сила, плавание тел.

Кишечнополостные

География

Коралловые острова, атоллы и их происхождение

черви

Свойства почвы, типы почв, охрана почв

Членистоногие

ОБЖ

Укусы ядовитых насекомых

Технология

Насекомые – вредители сельскохозяйственных культур, меры борьбы

география

Свойства воздуха, его состав и значение.

Атмосфера, ее охрана, атмосферное давление, температура воздуха

физика

Вес воздуха, атмосферное давление;

Рычаг, правило рычага, применение рычагов в быту и технике

Рыбы

физика

Плотность, давление воды, электрические явления

Земноводные

химия

Состав воздуха

физика

Простые механизмы (рычаг), КПД механизма, диффузия

Пресмыкающиеся

Физика

Сила трения, рычаг, архимедова сила

ОБЖ

Укусы ядовитых животных

Птицы и млекопитающие

Физика

Теплопередача. Испарение. Воздухоплавание, вес тела, скорость, сила трения, плавание тел. Архимедова сила. Давление жидкости и газа. Простые механизмы. Инерция. Механическое движение. Электрический ток. Атмосферное давление. Световые явления. Эхолокация, ультразвуки

8 класс

Анатомия

Опорно – двигательная система

физика

Простые механизмы, сила трения, диффузия. Рычаг, механическая работа.

ОБЖ

Первая медицинская помощь при повреждениях.

Общее знакомство с организмом

химия

Органические и неорганические вещества, свойства солей

Дыхание, обмен веществ

Физика

Диффузия, атмосферное давление

Химия

Свойства солей. Газообмен, окисление, восстановление

Теплорегуляция

Физика

Теплопередача. Испарение. Теплоемкость, теплопроводность.

Функции крови

Химия

Окисление веществ клетки, восстановление. Катализаторы.

Физика




Анализаторы

физика

Теплообмен. Закон сохранения и превращения энергии. Оптика, спектры солнечного света. Звук. Электрический импульс.



Место учебного предмета, курса в Учебном плане
Учебное содержание курса биологии включает:

Биология. Введение в биологию. 5 класс. 35 ч, 1 ч в неделю;

Биология. Живой организм. 6 класс. 35 ч, 1 ч в неделю;

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс 70 ч, 2 ч в неделю;

Биология. Человек. 8 класс 70 ч, 2 ч в неделю;

Биология. Общие закономерности. 9 класс 70 ч, 2 ч в неделю.

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по биологии.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.

В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

В 7 классе учащиеся получают углубленные знания о строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий, грибов, растений, животных, вирусов, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием организмов.

В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

В 9 классе учащиеся получают знания об основных законах жизни на всех уровнях её организации, знакомятся с современными достижениями в области биологии, осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции.

Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования; в содержание курса интегрированы сведения из биологии, географии, химии и экологии.

Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.

Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 280  часов. Инвариантная часть полностью включает в себя содержание примерной программы, на освоение которой отводится 205 часов. Оставшиеся 75 часов использованы для увеличения времени на изучение отдельных тем, введение дополнительного содержания по этнокультурному, краеведческому содержанию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание учебного предмета, курса
Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизне-деятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Человек и его здоровье

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различий человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Общие биологические закономерности

Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследст-венная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная система-тическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера—глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов составлена на основе документов iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5...
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов составлена на основе документов iconПояснительная записка рабочая программа математики 8 класс составлена...
Данная рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов составлена на основе документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального Государственного стандарта, программы среднего (полного образования по биологии для 10-11 классов ( базовый уровень)....
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов составлена на основе документов iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в...
Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов составлена на основе документов iconПояснительная записка рабочая программа по биологии в 6 классе составлена...
Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов составлена на основе документов iconПояснительная записка (базовый уровень) рабочая программа по Истории...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-8 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов составлена на основе документов iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2008, требований к уровню...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов составлена на основе документов iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов составлена на основе документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 кл общеобразовательных учреждений (сборник нормативных документов. Биология/...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов составлена на основе документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы...
...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов составлена на основе документов iconПояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов составлена на основе документов iconРабочая программа по биологии для 10, 11 классов пояснительная записка...
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов составлена на основе документов iconПояснительная записка Литература 8 класс Данная рабочая программа...
Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений рф, реализующих...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов составлена на основе документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов составлена на основе документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов составлена на основе документов iconПояснительная записка рабочая программа по географии 6 9 классов...
Рабочая программа по географии 6 – 9 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск