Скачать 367.02 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Естественнонаучный факультет Кафедра биологии экологии и МПЕ Харитонцев Борис Степанович БИОЦЕНОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 06.03.01 Биология, очная форма обучения Тюменский государственный университет 2015 Харитонцев Борис Степанович. Биоценология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 06.03.01 Биология, очная форма обучения, Тюмень, 2015, 16 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: «Биоценология» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой биологии экологии и МПЕ. Утверждено директором филиала ТюмГУ в г. Тобольске. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: © Тюменский государственный университет, 2015. © Харитонцев Б.С.., 2015. 1. Пояснительная записка Дисциплина «Биоценология» в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология, очная форма обучения, является дисциплиной вариативного блока подготовки бакалавра. Ее основное назначение - содействовать формированию биологического мировоззрения, способствующего дальнейшему развитию личности. 1.1. Цели и задачи освоения дисциплины Цели освоения дисциплины (модуля): изучение основных закономерностей организации и функционирования биотических сообществ и биоценозов, а также многообразия форм коадаптаций видов и соотношения их экологических ниш в разных природно-географических типах экосистем в условиях симпатрии и аллопатрии. Задачи. При изучении биоценологии необходимо решить следующие задачи: - сформировать представления о типах структурно-функциональной организации биоценозов, а также роль абиотических и биотических факторов (условий и ресурсов) среды в формировании видового состава, пространственно-временной, видовой, трофической и информационной структур биоценоза; - отметить формы межвидовых взаимоотношений; - показать применение концепции экониши в биогеографии и биоценологии для объяснения закономерностей формирования сообществ; - определить особенности современной концепции экологической ниши, ее изменения в процессе сукцессий сообществ. 2. Место дисциплины в структуре ООП: «Биоценология» относится к вариативной части профессионального цикла. Для освоения дисциплины студент использует знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения предметов «Ботаника», «Зоология», «Биологические ресурсы Тюменской области», «Общая биология», Сходные отдельные теоретические положения прослеживаются в одновременно преподаваемых дисциплинах: «Биогеография», «Экология и биология почв», «Ареалогия флоры Западной Сибири». Дисциплина «Биоценология» предназначена для систематизации знаний, полученных в процессе обучения на основе использования математических методов. В то же время она расширяет биологический кругозор студентов и может быть использована при преподавании дисциплин: «Общая экология», «Экология популяций и сообществ», «Генетика и эволюция», «Биологическое разнообразие Тюменской области». Таблица 1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
|