Урок в 6 классе по теме «Голосеменные»





Скачать 130.42 Kb.
НазваниеУрок в 6 классе по теме «Голосеменные»
Дата публикации29.08.2013
Размер130.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
МКОУ Добрятинская сош


Открытый урок в 6 классе по теме «Голосеменные».


Автор: Шорец О.В.

Учитель биологии

2011
Цели: 1. Способствовать формированию представления о многообразие и особенностях

строения голосеменных растений, о преимуществе размножения семенами , о

значение голосеменных в природе и жизни человека, изучить представителей

голосеменных.

2. Продолжить развитие умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами.

3. Воспитание любви к живой природе и экологической культуры.
Оборудование: табл. «Голосемянные», побеги и шишки сосны, ели, оборудование для демонстрации презентации.
Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

Слова учителя.

Ребята, на прошлом уроке мы изучали высшие споровые растения: папоротники, хвощи, плауны. Давайте повторим изученное.

Нескольким учащимся предлагается выполнить индивидуальные задания по карточкам.

Биологическая задача №1

Взрослые растения мха- сфагнума не имеют ризоидов. Каким же образом они удерживаются в вертикальном положении и при помощи чего они всасывают воду?

Биологическая задача №2

В трудные военные годы при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом?

Биологическая задача №3

Сфагнум и кукушкин лен относятся к лиственным мхам. Однако их листья имеют существенные отличия от листьев цветковых растений. В чем они проявляются?

Биологическая задача №4

Мох- кукушкин лен – двудомное растение. На многих особях этого мха на длинных ножках развиваются коробочки со спорами. На каких особях- мужских или женских- развиваются эти коробочки? Почему так считаете?

Биологическая задача №5

Папоротники растут во влажных тенистых местах, чаще под пологом леса и по сырым оврагам. Как можно объяснить такое явление?

Биологическая задача №6

Старое поверье утверждало, что в ночь накануне религиозного праздника Ивана Купалы происходит цветение папоротника и что небольшой ярко красный цветок этого растения обладает волшебной силой. Почему никому из людей еще не удавалось увидеть цветок какого-либо папоротника?

А у остальных учащимся на партах таблица и давайте с вами попробуем сравнить в чем сходства и различия в строении папоротников и мхов? Работаем в парах на обсуждение вам дается 5 минут. (Слайд 2)

Карточки проверяем после таблицы.

III. Изучение нового материала.

Слова учителя.

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений. (Слайд 3 и 4) Мы должны ознакомиться с характерными особенностями голосеменных, рассмотреть типичных представителей этой группы растений, видовое разнообразие, значение голосеменных.

Учащимся предлагается ознакомиться с планом урока. Он записан на доске.

План урока:

  1. Общая характеристика голосеменных.

  2. Лабораторная работа. Строение хвои и шишек хвойных.

  3. Сосна и ель - представители хвойных голосеменных.

  4. Многообразие голосеменных.

  5. Значение голосеменных.

Объяснение учителя.

Голосеменные- это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. Какие вечнозеленые растения хвойные растения вы знаете? А листопадные? У голосеменных хорошо выражены органы: корень, лист, стебель. У них есть семена, с помощью которых они размножаются и распространяются.(Слайд 5)

В: А что же такого имеет семя, чего нет у споры?

- спора – 1 клетка, семя – многоклеточное образование.

- запас питательных веществ

Для размножения им служат не споры, а семена. Семя содержит запас питательных веществ для зародыша, поэтому голосеменные имеют преимущества перед споровыми растениями. Расцвет голосеменных наблюдался 150 млн. лет назад. (Слайд 6).

В: Почему они получили такое название? (Слайд 7). Свое название получили потому, что их семена лежат открыто (голо) на поверхности чешуи шишек.

Рассмотрим строение мужских и женских шишек (слайд 8).

Распространение голосемянных (Слайд 9).

2. А теперь вам предстоит выполнить лабораторную работу.

Строение хвои и шишек хвойных.

Вы получили побеги, шишки сосны и ели.

Выполняем лабораторную работу в соответствии с инструктивной карточкой. (Слайд 10)

Лабораторная работа.
Строение хвои и шишек хвойных.


Цели: Познакомиться с внешним строением хвойных голосемянных растений на примере сосны обыкновенной и ели обыкновенной.

Оборудование: побеги и шишки сосны, ели.

Ход работы

  1. Рассмотри хвою сосны, ели, укажи ее длину, окраску, расположение на стебле. Данные занеси в таблицу.

  2. Рассмотри форму, размеры, окраску шишек сосны, ели. Данные занеси в таблицу.

 

Хвоя

Шишка

Растения

Длина

Окраска

Расположение на ветке

Размер

Форма чешуй

Сосна

 

 

 

 

 

Ель

 

 

 

 

 

  1. Сделай вывод, закончив предложение.

Сосну и ель относят к голосеменным потому, что…

По окончании работы учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • Чем отличается хвоя сосны от хвои ели? Как располагаются хвоинки на побегах?

  • Как вы думаете, мы рассматривали мужские или женские шишки?

  • Какой вывод вы сделали?

Сосна занимает 25% от общей площади растительности. Сосны - могучие исполины с отливающими медью стволами, кудрявой кроной.

30- 40 м бывает их высота. Сосна - светолюбивое дерево. Ветви у старых сосен начинаются на высоте 10м от земли. На открытом месте сосна толще и ниже, дерево ветвистое, коренастое. По отношению к почве сосны неприхотливы, растут на песках, скалах, болотах, корневая система глубоко проникает в почву. Игловидные листья сосны- хвоинки, 3-4 см длиной, расположены по 2, держатся на растении 2-3 года, покрыты толстой кожицей, чтобы уменьшить испарение влаги. Весной образуются шишки 2 типов. Мужские собраны у основания побегов, а женские- на вершинах веток. Женские растут, древеснеют, через 2 года их них высыпаются семена. 400 лет может жить сосна. ( слайды 11-13)

Елью заняты меньшие площади. Это теневыносливое дерево, нижние ветви сохраняются. Корневая система поверхностная, растет на богатых глинистых почвах, там, где близко залегают грунтовые воды. Хвоинки сидят поодиночке, 5-7 лет держатся на ветвях. Так же на побегах расположены мужские и женские шишки.(слайд 14 и 15)

  1. Далее рассматривается вопрос многообразия голосеменных. ( Слайд 16-29)

  2. Значение голосеменных.( Слайд 30).

Учащимся раздаются различной формы карточки с информацией по хвойному растению. Уч-ся осмысливают свою информацию. Затем по-очереди озвучивают ее присутствующим, начиная свой рассказ словами: «А знаете ли вы, что….

1Многих животных выручают еловые шишки: большого пестрого дятла, мышевидных грызунов, белку, клеста и др.

2  Щедра ель и к людям. Из нее изготавливают:

-строительный материал - высокосортная бумага и картон

- целлофан - кинопленка

- автомобильные покрышки - кормовые дрожжи

- глицерин - лекарства

- искусственная кожа - музыкальные инструменты.

3 Зная о стойкости лиственницы, во время строительства Петербурга, который предстояло возвести на болоте, Петр 1 приказал вбивать в землю лиственничные бревна. Древесина лиственницы к тому же никогда не коробится, поэтому в Зимнем дворце рамы сделаны из лиственницы.

4 Телеграфные столбы и шпалы из лиственницы без дополнительной обработки служат десятки лет.

5 из древесины лиственницы получают сахар, скипидар, различные кислоты и серу, канифоль и краски.

Лиственница дает ценнейшую смолу – живицу, которую используют в лакокрасочной промышленности.

6Весной сосна начинает «пылить», и в сухую погоду над деревьями поднимаются целые облака золотистой пыльцы. Пыльца летает над бором, тонкой пленкой покрывает окрестные водоемы: озера, пруды. У каждой пылинки по бокам два микроскопических мешочка, заполненных воздухом. Это приспособление дает возможность и летать, и плавать. Правда, плавает пыльца недолго: в эту пору рыбьи мальки переходят на «сосновую» диету и быстро очищают воду.

7 Благодаря мощным, длинным, разветвленным корням сосна скрепляет сыпучие пески дюн на морском побережье, не дает весенним паводкам и дождевым потокам размывать почву. Сосны – хранители вод, под их сенью не высыхают и не мелеют реки.

8Из сосновых бревен строили и стены сибирских крепостей, и крестьянские избы.

9 Сейчас из сосны получают тысячи различных материалов. В том числе и целлюлозу, искусственный шелк и кожу, пластмассы.

10 из смолы получают скипидар – основу всевозможных лаков, красок, лекарств, а также канифоль, без которой и мыла не сваришь, и бумага перестанет держать чернила, превратится в промокашку.

11 Из семян сосны получают ценное иммерсионное масло. Хвоя сосны служит источником витаминов, всевозможных экстрактов и настоев.

12У сосны есть замечательная способность очищать воздух от бактерий, поэтому санатории для легочных больных чаще всего строят в сосновых борах.

13Ягоды можжевельника зимой очень выручают многих пернатых обитателей леса. А птицы, в свою очередь, выручают можжевельник – расселяют его. Не только птицы, но и люди издавна ценили ягоды хвойного кустарника (в старину его называли вересом). Их использовали как приправу к всевозможным кушаньям, для приготовления кваса и других напитков. Кроме того, это лекарственное растение.

14Люди издавна заметили, если ветками можжевельника натереть полы и стены, то исчезнут паразиты. А во время эпидемий дымом можжевельника окуривали избы. Это объясняется тем, что это растение выделяет фитонциды, убивающие микробов. Можжевельник выделяет их больше других растений. Только за сутки можжевеловый куст может выделить до 30 кг фитонцидов, что в 15 раз больше, чем гектар лиственного леса.

IV. Закрепление знаний.

Проводится фронтальная беседа с классом.

  1. Какие растения относят к голосеменным?

  2. Что характерно для хвойных голосеменных растений?

  3. В чем основное отличие семенных растений от споровых?

  4. Почему в лесу нижние ветви у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?

Итог урока. Оценки за работу на уроке.

Мы познакомились с представителями голосеменных растений, особенностями их строения, местами обитания, видовым разнообразием.

VI. Домашнее задание: пар.16. (учебник Биология 6 класс. Пасечник В.В.)

Сделайте доклад об интересных представителях голосемянных растений.

Биологическая задача №1

Взрослые растения мха- сфагнума не имеют ризоидов. Каким же образом они удерживаются в вертикальном положении и при помощи чего они всасывают воду?

Биологическая задача №2

В трудные военные годы при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом?

Биологическая задача №3

Сфагнум и кукушкин лен относятся к лиственным мхам. Однако их листья имеют существенные отличия от листьев цветковых растений. В чем они проявляются?

Биологическая задача №4

Мох- кукушкин лен – двудомное растение. На многих особях этого мха на длинных ножках развиваются коробочки со спорами. На каких особях- мужских или женских- развиваются эти коробочки? Почему так считаете?

Биологическая задача №5

Папоротники растут во влажных тенистых местах, чаще под пологом леса и по сырым оврагам. Как можно объяснить такое явление?

Биологическая задача №6

Старое поверье утверждало, что в ночь накануне религиозного праздника Ивана Купалы происходит цветение папоротника и что небольшой ярко красный цветок этого растения обладает волшебной силой. Почему никому из людей еще не удавалось увидеть цветок какого-либо папоротника?

Заполните таблицу

Сравнительная характеристика мхов и папортников.

ОБЩЕЕ




РАЗЛИЧИЯ







Заполните таблицу

Сравнительная характеристика мхов и папортников.

ОБЩЕЕ




РАЗЛИЧИЯ







Лабораторная работа.
Строение хвои и шишек хвойных.


Цели: Познакомиться с внешним строением хвойных голосемянных растений на примере сосны обыкновенной и ели обыкновенной.

Оборудование: побеги и шишки сосны, ели.

Ход работы

  1. Рассмотри хвою сосны, ели, укажи ее длину, окраску, расположение на стебле. Данные занеси в таблицу.

  2. Рассмотри форму, размеры, окраску шишек сосны, ели. Данные занеси в таблицу.

 

Хвоя

Шишка

Растения

Длина

Окраска

Расположение на ветке

Размер

Форма чешуй

Сосна

 


 

 

 

 

Ель

 


 

 

 

 

  1. Сделай вывод, закончив предложение.

Сосну и ель относят к голосеменным потому, что…

1Многих животных выручают еловые шишки: большого пестрого дятла, мышевидных грызунов, белку, клеста и др.

2  Щедра ель и к людям. Из нее изготавливают:

-строительный материал - высокосортная бумага и картон

- целлофан - кинопленка

- автомобильные покрышки - кормовые дрожжи

- глицерин - лекарства

- искусственная кожа - музыкальные инструменты.
3Ель, может быть первое дерево, с которым знакомится каждый из нас. Каждый Новый год мы ждем ее появления с радостью надеждой. По сравнению с другими деревьями ель удивительно стройна.

4 Зная о стойкости лиственницы, во время строительства Петербурга, который предстояло возвести на болоте, Петр 1 приказал вбивать в землю лиственничные бревна. Древесина лиственницы к тому же никогда не коробится, поэтому в Зимнем дворце рамы сделаны из лиственницы.

5 Во времена парусного флота лиственница считалась лучшим материалом для постройки кораблей.

6 Телеграфные столбы и шпалы из лиственницы без дополнительной обработки служат десятки лет.

7 из 1 м3 древесины изготовляют:

  • 2 тыс. пар чулок или 1,5 тыс. метров искусственного шелка,

  • 200 кг целлюлозы или 6 тыс. метров целлофана.



8 сахар, скипидар, различные кислоты и серу, канифоль и краски.

Лиственница дает ценнейшую смолу – живицу, которую используют в лакокрасочной промышленности.

9Весной сосна начинает «пылить», и в сухую погоду над деревьями поднимаются целые облака золотистой пыльцы. Пыльца летает над бором, тонкой пленкой покрывает окрестные водоемы: озера, пруды. У каждой пылинки по бокам два микроскопических мешочка, заполненных воздухом. Это приспособление дает возможность и летать, и плавать. Правда, плавает пыльца недолго: в эту пору рыбьи мальки переходят на «сосновую» диету и быстро очищают воду.

10 Благодаря мощным, длинным, разветвленным корням сосна скрепляет сыпучие пески дюн на морском побережье, не дает весенним паводкам и дождевым потокам размывать почву. Сосны – хранители вод, под их сенью не высыхают и не мелеют реки.

11 Как говорили в старину: «Где сосна выросла, там и в дело пошла». А дел для нее всегда хватало. Столетиями она служила корабелам. Мачты из сосны держали наполненные ветром паруса.

12Из сосновых бревен строили и стены сибирских крепостей, и крестьянские избы.

13 Сейчас из сосны получают тысячи различных материалов. В том числе и целлюлозу, искусственный шелк и кожу, пластмассы.

14 из смолы получают скипидар – основу всевозможных лаков, красок, лекарств, а также канифоль, без которой и мыла не сваришь, и бумага перестанет держать чернила, превратится в промокашку.

15 Из семян сосны получают ценное иммерсионное масло. Хвоя сосны служит источником витаминов, всевозможных экстрактов и настоев.

16У сосны есть замечательная способность очищать воздух от бактерий, поэтому санатории для легочных больных чаще всего строят в сосновых борах.

17Ягоды можжевельника зимой очень выручают многих пернатых обитателей леса. А птицы, в свою очередь, выручают можжевельник – расселяют его. Не только птицы, но и люди издавна ценили ягоды хвойного кустарника (в старину его называли вересом). Их использовали как приправу к всевозможным кушаньям, для приготовления кваса и других напитков. Кроме того, это лекарственное растение.

18Люди издавна заметили, если ветками можжевельника натереть полы и стены, то исчезнут паразиты. А во время эпидемий дымом можжевельника окуривали избы. Это объясняется тем, что это растение выделяет фитонциды, убивающие микробов. Можжевельник выделяет их больше других растений. Только за сутки можжевеловый куст может выделить до 30 кг фитонцидов, что в 15 раз больше, чем гектар лиственного леса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 6 классе по теме «Голосеменные» iconУрок-путешествие по теме «Отдел Голосеменные»
Цель: познакомиться с местообитанием, строением, размножением, значением голосеменных растений
Урок в 6 классе по теме «Голосеменные» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ле «Царство Растений», по теме «Подцарство Высшие растения» №23, учащиеся знакомы с Подцарством низших растений, после изучения отдела...
Урок в 6 классе по теме «Голосеменные» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок в 6 классе по теме «Голосеменные» iconУрок в 5 классе по теме «Степень числа»
Урок в 5 классе по теме «Степень числа» разработан по учебнику В. Г. Дорофеева «Математика 5»--м.: Просвещение: Дрофа,2003
Урок в 6 классе по теме «Голосеменные» iconУрок в 9-м классе по теме: "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок в 6 классе по теме «Голосеменные» iconУрок в 5 классе по теме «Красота родной природы»
Проведённый урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» рисование с натуры или по памяти деревьев: берёзы, тополя, дуба, сосны,...
Урок в 6 классе по теме «Голосеменные» iconУрока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных»
Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А
Урок в 6 классе по теме «Голосеменные» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...
Урок в 6 классе по теме «Голосеменные» iconУрок алгебры в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения»
Тип урока: Обобщающий урок с применением технологии разноуровневого обучения, учитывая степень продвижения учащихся по теме
Урок в 6 классе по теме «Голосеменные» iconУрок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части»
Открытый урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» на заседании методического объединения учителей...
Урок в 6 классе по теме «Голосеменные» iconУрок в 5 классе по теме «пришивание пуговиц»
Предмет – технология (Учитель Никифорова Г. Е.) Урок в 5 классе по теме «пришивание пуговиц»
Урок в 6 классе по теме «Голосеменные» iconУрока литературного чтения в 3 классе по теме: Взаимоотношения людей и животных
Данный урок проводился в классе, который обучается по программе «Школа-2100». Это шестое занятие в системе уроков по теме «Животные...
Урок в 6 классе по теме «Голосеменные» iconУрок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика и информация»
Пономарёва Е. А. учитель начальных классов моу гимназии №56 Интегрированный урок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика...
Урок в 6 классе по теме «Голосеменные» iconУрок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис»
Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна
Урок в 6 классе по теме «Голосеменные» iconУрок в 7- ом классе по теме ” Sorgen wir gemeinsam für unseren
Урок по теме “ Sorgen wir gemeinsam für unseren Planeten Erde” был проведён в 7-ом классе. ( Учебно-методический комплекс под редакцией...
Урок в 6 классе по теме «Голосеменные» iconУрок географии в 7 классе по теме «Южная Америка» Урок по теме «Южная Америка»
Дидактическая цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Южная Америка» на основе технологии группового...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск