Урок биологии 7 класс «Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение»
Место урока в теме и общем курсе: Урок проводится согласно тематическому планированию в разделе «Царство Растений», по теме «Подцарство Высшие растения» №23, учащиеся знакомы с Подцарством низших растений, после изучения отдела «Голосеменные растения» начитается знакомство с Отделом Покрытосеменны . Изучено 4 отдела, отдел Голосеменные – 5-ый по программе, на его изучение отводится 2 часа.
Межпредметные связи: география, информатика, медицина, экология.
Цели урока:
1. Формирование представлений и понятий о многообразии голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека
2. Развитие общеучебных умений и навыков: самостоятельной учебной деятельности; осознанной необходимости выполнения новых учебных задач; ставить цель и планировать работу; делать выбор способов и форм работы; контролировать и распределять свое время; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль знаний по имеющемуся эталону; рационально организовывать рабочее место; эффективно использовать имеющиеся ресурсы; организовывать свою работу и работу других в группе;
3.Восптывать реалистичный подход при оценивании своей работы; чувство доброжелательности в межличностных отношениях; значимость биологических знаний.
4. Коррекция сложных форм познавательной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, восприятие, памяти)
Интегрирующая цель модуля:
В результате овладения содержанием урока учащиеся повторят учебный материал предыдущей темы, познакомятся многообразием голосеменных (по средствам презентаций), на основе собственного опыта определят роль голосеменных в природе и жизни человека, продолжат развивать навыки самостоятельной учебной деятельности
Частные дидактические цели (ЧДЦ) для каждого УЭ
УЭ-1: Повторение пройденного материала
УЭ-2 Знакомство с многообразием растений отдела Голосеменные
УЭ-3 Определить роль представителей отдела голосеменных в природе и жизни человека
УЭ-4 Определить уровень знаний по изученному материал
УЭ-5 Подведение итогов
УЭ-6 Домашнее задание
Задачи урока
Воспитательная: самостоятельность и работа в группах, самооценочная и взаимооценочная деятельность, взаимопомощь,
Учебная: Повторить, изучить, закрепить материал урока
Развивающая: Продолжить развитие сложных форм познавательной деятельности; ориентировка в заданиях (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)
Тип урока: Модульный
Структура урока – постановки цели; повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой, проведение проверочных упражнений с использованием компьютера, ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнения на их освоение, закрепление, перенос в новую ситуацию, тренировочные упражнение по инструкции; упражнения творческого характера; итог урока; задание на дом.
Организация ( условные этапы) урока
№ п/п
| Этапы урока
| Приёмы и методы
| Время в мин.
| 1.
| Организационный момент
|
| 1
| 2.
| Ориентировочно-мотивационный
Первый уровень — репродуктивный, позволяет освоить первые стадии рефлексии: самоосознание, самоопределение. Он проявляется на этапах мотивации, предъявления проблемы, цели, актуализации опорных знаний, восприятия, осмысления нового материала. Этот уровень определяется целями: знать формулировку...,— знать особенности...
| Вступительное слово учителя
Постановка цели перед учащимися
Организация восприятия и осмысление проблемного вопроса
Задания по выявление уровня исходных знаний по теме (УЭ-1)
Оценочная деятельность по учебному элементу
| 2
1
1
5
2
| 3
| Материализованный
| Презентации учащихся
Рефлексия (УЭ-3)
| 12
2
| 4.
| Операционно-исполнительный
Второй уровень — конструктивный. Происходит освоение таких стадий рефлексии, как самовыражение и самоутверждение. Он реализуется при первичном закреплении, отработке материала, коррекции до базисного уровня. Цели второго уровня и вопросы на конструирование знаний предполагают понимание, объяснение, применение знаний: — объяснять и использовать при решении задач закона расщепления; — применять при решении задач закономерности..., — понимать принцип..., — освоить типы взаимодействия...
| Отработка учебных заданий, работа индивидуальная, в парах, в группах
Выходной контроль знаний
| 10
| 5.
| Рефлексивно-оценочный
Третий уровень Самопроверка и самокоррекция знаний, самоанализ и самооценка, позволяет учащимся освоить самые сложные стадии рефлексии — самореализацию и саморегуляцию
| Важность самооценки и самоконтроля ;подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока
| 4
| 6.
| Домашнее задание
| 1. Выбор домашнего задания - дифференцированный в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих
| 3
| Методы обучения:
самостоятельная работа
проблемный
иллюстративный
частично-поисковый
творческий
словесный
наглядный,
практический Все используемые методы и приёмы сочетались на протяжении всего урока, соответствовали содержанию изучаемого материала, целям и задачам урока, возрастным особенностям учащихся.
Формы работы индивидуально-дифференцированная, собеседование с классом, групповая, коллективная, фронтальная
Организация работы со способными учащимися, сотрудничество с учащимися минимального уровня
Использование ТСО урок сопровождался компьютерной презентацией, упражнениями
Использование технологий: Технология программированного обучения – модульная; технология индивидуализации на основе учёта когнитивного стиля ученика (осуществлялся интегративно-дифференциальный подход), личностно-ориентированного обучения; развивающего обучения, создание проблемных ситуаций
На ряду с дифференциацией принципиально важно в обучении и процесс интеграции , ориентированных на процесс связанных во едино картин мира ( биологических, физических, информационных)
Динамичность современного общества требует от от наших выпускников способности к решению комплексных проблем, следовательно в школе необходимо формировать способность интегрировать приобретённые знания и способы выполнения различных видов деятельности. На современном уровне считается, что основная линия развития современного образования - это сочетание дифференциации и интеграции.
Интегративный подход к обучению - объединения компонентов процесса обучения с целью повышения его эффективности, соответствия дидактическим требованиям и социально определённым нормам, с целью уменьшения затрат энергии на организацию качественного образовательного процесса.
Дифференцированный подход – обеспечение различных условий, оптимально учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся при усвоении предметного содержания. Интегративно - дифференцированный подход -соединение казалось бы, исключающих друг друга подходов и может обеспечить как достижения целостности восприятия мира, так и личностную ориентацию обучения. При этом создаются условия для формирования ключевых компетенций личности, имеющих надпредметное содержание, самораскрытие и саморазвитие.
«О» Урок № 23"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение"
№ Учебного элемента
|
Учебный элемент с указанием заданий
|
Рекомендации по выполнению заданий
|
УЭ-0
| Цель урока: В результате овладения содержанием урока вы повторите учебный материал предыдущей темы, познакомитесь с многообразием голосеменных ( по средствам презентаций), на основе собственного опыта определите роль голосеменных в природе и жизни человека, продолжите развивать навыки самостоятельной учебной деятельности.
| Внимательно прочитайте цель урока
| УЭ-1
| Подготовка к работе
Цель: повторение пройденного материала
Запишите в тетради дату и тему урока.
Слайд №4 Этот вопрос для тебя?* При правильном ответе + 5 баллов
III. Выполните задания: (1 вопрос – 1 балл =15 баллов)
1. Слайд №5 Внимательно прочитайте задание, посмотрите материал темы по учебнику, по записям в тетради.
2. Слайд №6 Внимательно рассмотрите рисунок. Запишите, что обозначено под цифрами 1,2,3,4,5.
3. Слайд №7 Внимательно рассмотрите рисунок. Запишите, что обозначено под цифрами 1,2,3,4.
4. Слайд №8 Допишите предложения.
5. Слайд № 9 Установите последовательность
6. Дополните предложения:
а)Вегетативные органы голосеменных……………... (1 балл)
б) Ель, сосна, лиственница представители класса……. (1балл)
в) Листья у хвойных представлены……………………. (1 балл)
г) У сосны два типа шишек……………………………....(1 балл)
д) Отдел голосеменные относится к Подцарству… ..(1балл)…
е) У какого представителя класса хвойных опадает хвоя, как у листопадных деревьев………. ……………………….. (1 балл)
ж) Хвойные выделяют особые вещества*……………..(1 балл)…
з) Размножаются голосеменные при помощи………….(1 балл)
и) В пыльцевых мешках образуются ………. (1 балл)
к) Гаплоидная мегаспора – это …. (1 балл)
III. Откройте учебник, проверьте правильность выполнения заданий
IY.Обсудите результаты работы в паре или группой
Y.Оцените свою работу
|
В конце урока
Обсудите вопрос в группе, ответ сообщите учителю
Работайте индивидуально, самостоятельно, ответы запишите в тетрадь
Все задания сделал без ошибок – 15
баллов, освобождаетесь от домашнего задания;
Оценку занесите в «Лист контроля»
| УЭ-2
| Цель: Знакомство с многообразием растений отдела Голосеменные
Задания: (5баллов)
1. На слайде № 10 все классы отдела Голосеменных. Внимательно прослушайте презентации учащихся;
2.По ходу сообщений заполните в таблицу (Слайд № 11):
3. Слайды 12-15 Презентации учащихся
4. Сравните особенности строения разных классов и сделайте вывод о многообразии отдела голосеменных
«Многообразие отдела голосеменных»
№
| Сагов-никовые
| Гинкго-
вые
| Хвойные
| Гнётовые
(эфедровые)
| 1.
|
|
|
|
| 2.
|
|
|
|
| При заполнении таб. и вывода можете воспользоваться презентациями учащихся на компьютерном столе.
| Работайте в группах
Оцените свою работу в группе:
5 баллов – учтены все особенности и отмечены все представители названных классов, сделан правильно вывод; 4 балла – все есть, кроме вывода;
3 балла – заполнена одна графа правильно, сделан вывод; 1-2 балла - заполнена часть одной графы, вывода нет
Вывод сообщите учителю
| УЭ-3
| Цель: Определить роль представителей отдела голосеменных в природе и жизни человека
Задания: ( 6 баллов)
1. Внимательно рассмотрите Слайд №16
2. Все значения голосеменных растений увиденные на слайде обсудите;
3. Приготовьтесь к беседе по вопросам:
а) Что вы понимание под значением «Природный ландшафт»?(1 балл)
б) Какие организмы тесно связаны с голосеменными растениями? (1 балл)
в) Составьте цепь питания в тайге. Запишите в тетрадь ( 1 балл)
4. Рассмотрите Слайд № 17
Сделайте вывод о практическом значении голосеменных в жизни человека; ( 3 балла) Вывод запишите в тетрадь. Запись озвучьте учителю.
|
Работайте в группах
Оцените себя.
Пользуйтесь учебником стр. 71 или папкой на компьютерном столе с презентациями учащихся, что бы правильно сформулировать вывод. Оцените себя и других.
Заполните « Лист контроля»
| УЭ-4
| Закрепление
Цель: определить уровень знаний по изученному материалу
Задания: (8 балла)
1.Из предлагаемого перечня, выберите только тот, где названы голосеменные растения: ( 1 балл)
а) сосна, ель, банан;
б) тисс, кокос, кипарис;
в) кедр, туя, секвойя;
г) можжевельник, лиственница, финиковая пальма,
2. Главным отличием голосеменных растений от высших споровых является: (1 балл)
а) наличие всех органов растений;
б) семенное размножение;
в) зависимость оплодотворения от воды;
г) отсутствие настоящих проводящих сосудов.
3. Закончите предложение «У голосеменных семя защищает зародыш от ……, обеспечивает его …..» ( 1балл)
4. На столе представители голосеменных растений нашей местности. Выберите и назовите растение, из которого построен парусный флот? Сделана скрипка Страдивари? Бальзам при лечении заболеваний органов дыхания? (1 балл)
5. Вы пошли на экскурсию в лес, назовите растение из тех, что у вас на столах, которое вы не встретите по дороге? (1 балл)
Проблемный вопрос для пытливых биологов. (5 баллов)
В промышленных городах хвойные деревья гибнут быстрее лиственных? Объясните это явление?
6. Обобщение.
а) С какими классами отдела Голосеменные растения вы познакомились?
б) Какой класс наиболее запомнился своими особенностями?
в) Кокой класс, по вашему мнению, наиболее значим в практическом применении для человека?
| Работайте самостоятельно
1 задание – 1 балл
Работаем с гербарием
Обсудите с товарищами, учителем; запишите в тетради
Оцените себя максимальный балл – 5.
+ 5 баллов
Беседа в группах; с учителем
1 балл
1 балл
1 балл
| УЭ-5
| Подведение итогов урока. Цель: Заполнить лист контроля, оценить свои знания
1. Прочитайте цель урока и оцените степень ее достижения. 2. Какой УЭ вызвал у Вас наибольшие затруднения при выполнении? Отметьте его в «Листе контроля» 3. Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».
| Заполните «Лист контроля
Подсчитайте баллы за выполненные задания. Поставьте себе итоговую оценку.
| УЗ-6
| Домашнее задание а) Если работа на уроке не получилась – проработайте материал темы по записям в тетради и по учебнику (стр. 74-75 задания ). б) выполнили все УЭ без ошибок – можете выполнить творческое задание*.
|
Стр. выберите по желанию
|
| Лист контроля Фамилия, имя ученика (цы)____________________________________ класс
Учебный элемент (этапы работы)
| Количество баллов по номерам заданий
| Итого количество баллов
| УЭ - 1 Повторение пройденного материала
| №1 №2 №3 №4 № 5
| №6
|
|
| а
| б
| в
| г
| д
| е
| ж
| з
| и
| к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| УЭ – 2
Знакомство с многообразием отдела Голосеменные растения
|
|
| УЭ - 3 Определение роли отдела Голосеменных растений
| №3 беседа
| №4 вывод
|
| а
| б
| в
|
|
|
|
|
|
| УЭ – 4
Закрепление
Обобщение
| №1
| №2
| №3
| №4
| №5
|
|
|
|
|
|
|
| а
| б
| в
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| УЭ-5
|
|
| Проблемный вопрос
|
|
| ИТОГО:
|
|
| Оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творческие задачи стр.1
1.ЕЛЬ ОЧЕНЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНА К БЕГЛЫМ НИЗОВЫМ ПОЖАРАМ, КОГДА ГОРЯТ НА ЗЕМЛЕ ХВОЯ, МОХ И ТРАВА. ПОЧЕМУ?
2.СОСНУ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТ В ПОСАДКАХ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПЕСКОВ, А ЕЛЬ ДЛЯ ЭТОГО НЕ ГОДИТСЯ. С ЧЕМ ЭТО СВЯЗАНО?
3.ЛЕСНИКУ ПРЕДЛОЖИЛИ ВЫБРАТЬ СЕБЕ УЧАСТОК ДЛЯ ПОСТРОЙКИ ДОМА. КАКОЙ УЧАСТОК ПОРЕКОМЕНДОВАЛИ БЫ ВЫ ЕМУ ВЫБРАТЬ: В ЕЛОВОМ ЛЕСУ, ГДЕ МНОГО МХА И ЛИШАЙНИКОВ ИЛИ В БЕРЕЗОВОМ? ПОЧЕМУ?
4.ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ ГРИППА ВРАЧ ПОРЕКОМЕНДОВАЛ ВАМ ПРОГУЛКИ В СОСНОВОМ ЛЕСУ. ПРАВ ЛИ ОН?
5.Почему от ураганного ветра сосна ломается, а ель выворачивается с корнем?
| |