Скачать 307.92 Kb.
|
Конспекты логопедических занятийучителя - логопеда МБОУ «СОШ № 20» г. СтерлитамакНурмухаметовой Светланы ЮрьевныТема: Дифференциация Ч – ТЬ в словахЦели: Коррекционно - образовательныеПродолжить знакомство с мягкими, глухими согласными звуками «Ч», «ТЬ», строчными и прописными буквами Ч, ч ,Т, т. Учить определять место звука в слове и обозначать его на схеме. Упражнять в различении Ч – ТЬ в словах в произношении и на письме. Совершенствовать навык чтения слов с различаемыми буквами. Формировать навык самоконтроля и взаимоконтроля. Коррекционно – развивающие цели: Способствовать развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений, навыков звуко - буквенного анализа и синтеза слов. Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление, творческое воображение, общую и мелкую моторику. Коррекционно – воспитательные цели: Воспитывать внимание к звукам, поддерживать интерес к изучаемому материалу с помощью игр и игровых приемов. Воспитывать любознательность. Воспитывать прилежное отношение к учебе. Оборудование. Тетради для логопедических занятий, зеркала, схемы слов, карточки - буквы ч, т, карточки с заданиями, цветные карандаши, ручки, картинки для штриховки, чупа - чупсы по количеству учеников; большие и маленькие картинки, содержащие звуки «Ч», «ТЬ»; цветной строительный материал, обозначения станций, наборное полотно, магнитная доска, касса букв, касса цифр, профили артикуляции, плетеная корзиночка, рюкзачок с буквой «Ч», пакетик с буквой «Т», резиновый мяч, магнитофон, запись песни «Голубой вагон». План занятия.
А) Различие в артикуляции звуков «Ч», «ТЬ»; Б) Различие в звучании; В) Различие в написании букв Ч, ч, Т, т. Г) Дифференциация Ч – ТЬ в слогах.
1.Орг. момент. - Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в Чудесное путешествие на поезде. - Для путешествия нам необходимо выписать путевку на сегодняшнее число. Открываем тетради , записываем число. 2. Повторение пройденного материала. - Кто вспомнит, какие звуки мы различали на предыдущем занятии? (звуки «Ч», «ТЬ»). А) Различие в артикуляции звуков «Ч», «ТЬ». - Повторим основные отличия в артикуляции различаемых звуков: При ТЬ – Губы: несколько растянуты в улыбке; Язык: кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, передняя часть языка образует смычку с альвеолами, которая взрывается выдыхаемой струей воздуха. При Ч – Губы: вытянуты и округлены; Язык: кончик языка опущен и касается нижних резцов, передняя часть языка прижата к альвеолам (или верхним резцам), средняя часть выгнута по направлению к твердому небу. Весь язык несколько продвигается вперед при разрыве смычки. Б) Различие в звучании. На чье звучание похожи: «Ч»? (кузнечик стрекочет), «ТЬ»? (часы тикают) – выставляются картинки: «кузнечик» и «часы».
В) Различие в написании букв Ч,ч,Т,т. - Повторим, из каких элементов состоят прописные и строчные буквы: Ч – плавный крючок, длинный крючок; ч – дужка, крючок. Т – клюшка, наклонная палочка, длинный крючок, перевернутая клюшка; т – наклонная палочка, бугорок, наклонная палочка, бугорок, крючок. - Отличаются ли звуки «Ч», «ТЬ» в звучании и артикуляции? (да). Отличаются ли буквы Ч, Т по написанию? (да). Сегодня мы продолжим их различение в словах в нашем путешествии. Г) Дифференциация Ч – ТЬ в слогах. - Чтобы получить бесплатные билеты на поезд, сыграем в игру «Наоборот» - я назову слог со звуком «ТЬ», а вы заменяете его звуком «Ч» и наоборот. При правильном ответе получаете буквы – билетики. Отвечать нужно по очереди. Тя – (ча), чи – (ти), оть – (оч), чер – (тер), кать – (кач), чем – (тем). 3. Изучение новой темы. - Итак, мы почти готовы отправиться в путешествие. Какие же вещи нам могут понадобиться?
названия которых содержат различаемые звуки: ключ, перчатки, ручка, очки, тапочки, обруч, бочка, печка, чашка, чеснок, чайник, настенные часы, зонтик, костюм, ботинки, платье, тетрадь, телевизор, утюг, кровать, картина, терка, сети. Необходимо разложить предметы, которые действительно можно взять с собой в путешествие на поезде следующим образом: предметы, содержащие «Ч» - в рюкзачок, а «ТЬ» - в пакетик. Выходить к наборному полотну по цепочке. В конце игры – проверка: один ученик «проверяет» рюкзачок, второй – пакетик, а третий определяет, нет ли среди «оставленных» вещей те, которые могут пригодиться в путешествии.
на каждой станции за выполненное задание мы будем получать букву и в конце путешествия узнаем, что спрятано в плетеной корзиночке.
по теплым вагончикам. 2) Начало пути. Детям раздаются листы с силуэтами поезда и вагона.
заштриховать вагоны в указанном направлении. Звучит запись песни «Голубой вагон». (Дети получают первую букву) 3) Игра «Контролеры». В вагон входит контролер и просит учеников предъявить буквы – билеты в ответ на: а) слова, б) картинки.
показываете соответствующую букву: часы, тихо, тюлень, черный, ткать, чтение, петь, печь, зачем, затем, печка, теленочек.
тележка, спички, пчела, чайка, черепаха, грач, тюльпан, десять, свитер, кисточка, расческа, кирпичи, выключатель, тигр. (Дети получают 2-ю букву) 4) Станция «Загадочная». Детям предлагается отгадать загадки и расставить картинки – отгадки в три строчки: в первую - с «Ч», вторую – с «ТЬ», в третью – с «Ч» и «ТЬ». Затем проверка выполнения задания. Кто в дни болезней Мы учим детишек Встаем мы очень рано, Всех полезней Читать и писать, Ведь наша забота - И лечит нас Природу любить, Всех отвозить по утрам От всех болезней? Стариков уважать. На работу. (врач) (учитель) (водитель) Его работа – книги выдавать. Ты учишь буквы складывать, считать. Детей учить читать, запоминать. Цветы растить и бабочек ловить. Ведь книга – лучший друг На все смотреть и все запоминать. Узнаешь все вокруг. И все родное, русское любить. (библиотекарь) (воспитатель) Человек, играющий Солдат, охраняющий Человек, который На скрипке. Границы нашей Родины. Стоит на часах. (скрипач) (пограничник) (часовой)
профессии людей и запишите их в виде слоговых схем, надписывая различаемые буквы Ч,Т: Врач, актёр, москвич, лифтёр, учитель, строитель, часовщик, спасатель, тюльпан, телефонист, аптекарь, печать, писатель, пчеловод, водить, печник. Дети выполняют данное задание в тетрадях и по цепочке выходят к доске, упражняясь в слоговом анализе слов.( Дети получают 3-ю букву) 5) Станция «Сказочная». На этой станции сказочных героев, в названии которых есть «наши» звуки, нужно рассадить по вагонам по количеству слогов в слове. Например: Пчелка Майя – в слове «пчелка» 2 слога, поэтому ее посадим во второй вагон. Сказочные герои: Пятачок, Чиполлино, Дюймовочка, Красная Шапочка, Чебурашка, Серый Волк, Оловянный солдатик, Буратино, Щелкунчик, Попугай Кеша. После выполнения задания проводится проверка. Выясняется, правильно ли герои сказок заняли свои вагоны, и что оставшиеся Волк и Попугай остаются ждать на станции следующего поезда. Каких ещё сказочных героев в названии которых есть Ч, ТЬ вы знаете? (Мальчик с пальчик, Змей Горыныч, Черепаха Тортилла, Снегурочка, Гадкий утенок, Русалочка). (Дети получают 4-ю букву). 6) Игра «Светофор». Светофор показывает нам красный свет, мы останавливаемся и проходим следующее испытание. Нужно показать место звуков «Ч», «ТЬ» на схеме слова, обозначив их буквами. А) слова: чиж, писатель, ученый, приятель, рябчик, тюлень, печать. Б) картинки: грач, дятел, чайка, свиристель, тигр, теленок, бабочка.
7) Станция водителей. Ребятам задается вопрос: Как по-другому называют водителя поезда? (машинист). Давайте узнаем, как зовут машиниста нашего поезда по первым буквам названий картинок: троллейбус, игла, молоток, осы, фартук, енот, йогурт. (Тимофей). Обозначим количество букв, звуков и слогов в этом слове: Т и м о ф е й - 7 б. - 7 зв. ___и_ ___о_ __е__- 3 сл. Дети выполняют звуко-буквенный и слоговой анализ слова в тетрадях (задание № 4) одновременно с «доской». В каком слоге находится один из различаемых сегодня звуков? (в первом). Дети получают 6-ю букву. 4. Физ. Минутка (игра с мячом) 8)Станция «Спортивная». Детям предлагается сыграть в игру «Один – много»: - Я назову один предмет, а вы – много предметов речка – (речки), сеть – (сети), печка – (печки), тяга – (тяги), спичка – (спички), терка – (терки), телефон – (телефоны), котенок – (котята), тюлень – (тюлени), точка – (точки), тюльпан – (тюльпаны). 5. Закрепление изученного материала. Завершив физические упражнения, дети делают аналогичное задание по тетрадях Задание № 5), выделяя буквы Ч,Т. Дети получают 7-ю букву. 9) Станция «Детеныши животных». Вниманию детей предлагаются картинки животных и их детенышей. - Ребята, посмотрите на эти картинки. Давайте поиграем в игру «Назови детенышей животных»: я назову «маму», а вы называете её детеныша, выделяя голосом различаемые звуки «Ч» и «ТЬ». У волчицы – … (волчонок), у зайчихи - … (зайчонок), у утки - … (утенок), у овцы - … (овечка), у коровы –… (теленок), у кошки - …(котенок), у белки - … (бельчонок), у кролика - … (крольчонок). Затем дети выполняют задание № 6 в тетрадях, подчеркивая дифференцируемые буквы. Дети получают 8-ю букву. 10) Станция «Архитекторов». – На этой станции нас ожидает другое испытание. Необходимо выполнить чертеж постройки по образцу (время экспозиции 10 - 15 секунд). Запоминайте цвет, форму и последовательность башни. Дети выполняют задание на обороте листа с силуэтом поезда и вагона. За это задание дети также получают букву – 9-ю по счету. 11) Игра «Поломка поезда». Ученикам предлагается отремонтировать поезд, составив слова из перепутанных слогов. Если получается верное слово, дети получают соответствующую картинку и 10-ю букву. ЧИ – СВЕ (свечи), ЧИК – МЯ (мячик), ЛЕ – ФОН – ТЕ (телефон), МЕТР – ТЕР – МО (термометр), ГУ – СНЕ – ЧКА – РО (снегурочка), ЛО – КОЛЬ – КО – ЧИК (колокольчик).12) Станция «Составителей». – Близится к концу наше путешествие. Нам остается лишь составить слово из тех букв, которые мы получали за каждое испытание и отгадать. Что находится в плетеной корзиночке (Полученные буквы выставляются в произвольном порядке, дети восстанавливают правильную последовательность букв: П, Ы, Ч, А, - , С , У, П, Ч, У (чупа-чупсы) и получают эти сладкие подарочки. 6. Итог занятия. - Какие звуки мы сегодня различали? («Ч», «ТЬ») - Назовите птиц, в названии которых есть данные звуки. (Грач, чайка, дятел, свиристель, тетерев, рябчик, чиж) |
Коррекционно-развивающие Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка | Тема: Сезонные изменения в природе. Зима Коррекционно – развивающие: способствовать развитию основных психических процессов, общей и мелкой моторики, речи, коммуникативных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коррекционно-развивающие: автоматизировать звук [р], развивать навыки слогового анализа | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коррекционно-развивающие. Развитие зрительного восприятия, внимания, связной речи. Формирование положительной установки на участие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коррекционно-развивающие: Корректировать память, мышление, внимание; расширить словарный запас; развивать зрительное восприятие,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коррекционно-развивающие: совершенствовать навыки тонкой моторики, развивать фонематический слух, развивать произвольные внимание... | ||
Урок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья» Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным... | Рабочая программа учебной дисциплины «Коррекционно-развивающие технологии... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору (Б 12 2) профессионального цикла студентам заочной формы обучения... | ||
Урок математики Тема: Меры стоимости. Оплата покупки. Банкомат Цели: Коррекционно обучающие цели: способствовать социальной адаптации, научить пользоваться доступной развитию ребенка суммой денег,... | «Деньги, история возникновения денег» Б развивающие цели: продолжать работу по формированию навыков работы индивидуально и в группах | ||
Цели развивающие Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Олуязский лицей Мамадышского муниципального района Республики Татарстан | Шарль Перро Цели и задачи урока Развивающие: развитие мышления, внимания, воображения, памяти, навыков межличностного общения | ||
Методическая разработка урока по теме: «Рок во всем мире» Развивающие цели: развивать творческие способности учащихся, их воображение, образное мышление, память | Урока: "Слова с непроизносимыми согласными" Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): изучить орфограмму "непроизносимые согласные", вывести | ||
Коррекционно-реабилитационные мероприятия по снижению уровня напряжения... В структурном отношении коррекционно-реабилитационные мероприятия представляли собой комплекс, состоящий из трех блоков | Лексическая тема: Животные жарких стран. Цели: Коррекционно-образовательные Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) |