Коррекционно – развивающие цели





Скачать 307.92 Kb.
НазваниеКоррекционно – развивающие цели
страница1/4
Дата публикации07.09.2013
Размер307.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4

Конспекты логопедических занятий


учителя - логопеда

МБОУ «СОШ № 20» г. Стерлитамак

Нурмухаметовой Светланы Юрьевны

Тема: Дифференциация Ч – ТЬ в словах



Цели:

Коррекционно - образовательные


Продолжить знакомство с мягкими, глухими согласными звуками «Ч», «ТЬ», строчными и прописными буквами Ч, ч ,Т, т.

Учить определять место звука в слове и обозначать его на схеме.

Упражнять в различении Ч – ТЬ в словах в произношении и на письме.

Совершенствовать навык чтения слов с различаемыми буквами.

Формировать навык самоконтроля и взаимоконтроля.

Коррекционно – развивающие цели:

Способствовать развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений, навыков звуко - буквенного анализа и синтеза слов.

Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление, творческое воображение, общую и мелкую моторику.

Коррекционно – воспитательные цели:

Воспитывать внимание к звукам, поддерживать интерес к изучаемому материалу с помощью игр и игровых приемов.

Воспитывать любознательность.

Воспитывать прилежное отношение к учебе.

Оборудование.

Тетради для логопедических занятий, зеркала, схемы слов, карточки - буквы ч, т, карточки с заданиями, цветные карандаши, ручки, картинки для штриховки, чупа - чупсы по количеству учеников; большие и маленькие картинки, содержащие звуки «Ч», «ТЬ»; цветной строительный материал, обозначения станций, наборное полотно, магнитная доска, касса букв, касса цифр, профили артикуляции, плетеная корзиночка, рюкзачок с буквой «Ч», пакетик с буквой «Т», резиновый мяч, магнитофон, запись песни «Голубой вагон».
План занятия.


  1. Орг. момент.

  2. Повторение пройденного материала.

А) Различие в артикуляции звуков «Ч», «ТЬ»;

Б) Различие в звучании;

В) Различие в написании букв Ч, ч, Т, т.

Г) Дифференциация Ч – ТЬ в слогах.

  1. Изучение новой темы.

  2. Физ. минутка.

  3. Закрепление изученного материала.

  4. Итог занятия.



1.Орг. момент.

- Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в Чудесное путешествие на поезде.

- Для путешествия нам необходимо выписать путевку на сегодняшнее число. Открываем тетради , записываем число.
2. Повторение пройденного материала.

- Кто вспомнит, какие звуки мы различали на предыдущем занятии? (звуки «Ч», «ТЬ»).

А) Различие в артикуляции звуков «Ч», «ТЬ».

- Повторим основные отличия в артикуляции различаемых звуков:

При ТЬ – Губы: несколько растянуты в улыбке;

Язык: кончик языка опущен и упирается в нижние резцы,

передняя часть языка образует смычку с альвеолами,

которая взрывается выдыхаемой струей воздуха.

При Ч – Губы: вытянуты и округлены;

Язык: кончик языка опущен и касается нижних резцов,

передняя часть языка прижата к альвеолам (или верхним

резцам),

средняя часть выгнута по направлению к твердому небу.

Весь язык несколько продвигается вперед при разрыве

смычки.

Б) Различие в звучании.

На чье звучание похожи: «Ч»? (кузнечик стрекочет), «ТЬ»? (часы тикают) – выставляются картинки: «кузнечик» и «часы».

  • Звуки «Ч» и «ТЬ» согласные, глухие, мягкие.

В) Различие в написании букв Ч,ч,Т,т.

- Повторим, из каких элементов состоят прописные и строчные буквы:

Ч – плавный крючок, длинный крючок;

ч – дужка, крючок.

Т – клюшка, наклонная палочка, длинный крючок, перевернутая клюшка;

т – наклонная палочка, бугорок, наклонная палочка, бугорок, крючок.

- Отличаются ли звуки «Ч», «ТЬ» в звучании и артикуляции? (да). Отличаются ли буквы Ч, Т по написанию? (да). Сегодня мы продолжим их различение в словах в нашем путешествии.

Г) Дифференциация Ч – ТЬ в слогах.

- Чтобы получить бесплатные билеты на поезд, сыграем в игру «Наоборот» - я назову слог со звуком «ТЬ», а вы заменяете его звуком «Ч» и наоборот. При правильном ответе получаете буквы – билетики. Отвечать нужно по очереди.

Тя – (ча), чи – (ти), оть – (оч), чер – (тер), кать – (кач), чем – (тем).
3. Изучение новой темы.

- Итак, мы почти готовы отправиться в путешествие. Какие же вещи нам могут понадобиться?

  1. Игра «Путешественники». На наборном полотне выставлены картинки

названия которых содержат различаемые звуки: ключ, перчатки, ручка, очки, тапочки, обруч, бочка, печка, чашка, чеснок, чайник, настенные часы, зонтик, костюм, ботинки, платье, тетрадь, телевизор, утюг, кровать, картина, терка, сети. Необходимо разложить предметы, которые действительно можно взять с собой в путешествие на поезде следующим образом: предметы, содержащие «Ч» - в рюкзачок, а «ТЬ» - в пакетик. Выходить к наборному полотну по цепочке. В конце игры – проверка: один ученик «проверяет» рюкзачок, второй – пакетик, а третий определяет, нет ли среди «оставленных» вещей те, которые могут пригодиться в путешествии.

  • Теперь мы отправимся в Чудесное путешествие. Учтите,

на каждой станции за выполненное задание мы будем получать букву и в конце путешествия узнаем, что спрятано в плетеной корзиночке.

  • Итак, берем чемоданы, сумочки, пакетики и рюкзачки и рассаживаемся

по теплым вагончикам.
2) Начало пути. Детям раздаются листы с силуэтами поезда и вагона.

  • Чтобы поезд тронулся в путь, необходимо подготовить поезд:

заштриховать вагоны в указанном направлении. Звучит запись песни «Голубой вагон». (Дети получают первую букву)
3) Игра «Контролеры». В вагон входит контролер и просит учеников предъявить буквы – билеты в ответ на: а) слова, б) картинки.

  • Я назову слово, вы определяете, какой звук есть в этом названии и

показываете соответствующую букву: часы, тихо, тюлень, черный, ткать, чтение, петь, печь, зачем, затем, печка, теленочек.

  • Я покажу картинку, вы, не называя ее, показываете «нужную» букву:

тележка, спички, пчела, чайка, черепаха, грач, тюльпан, десять, свитер, кисточка, расческа, кирпичи, выключатель, тигр. (Дети получают 2-ю букву)
4) Станция «Загадочная». Детям предлагается отгадать загадки и расставить картинки – отгадки в три строчки: в первую - с «Ч», вторую – с «ТЬ», в третью – с «Ч» и «ТЬ». Затем проверка выполнения задания.

Кто в дни болезней Мы учим детишек Встаем мы очень рано,

Всех полезней Читать и писать, Ведь наша забота -

И лечит нас Природу любить, Всех отвозить по утрам

От всех болезней? Стариков уважать. На работу.

(врач) (учитель) (водитель)

Его работа – книги выдавать. Ты учишь буквы складывать, считать.

Детей учить читать, запоминать. Цветы растить и бабочек ловить. Ведь книга – лучший друг На все смотреть и все запоминать.

Узнаешь все вокруг. И все родное, русское любить.

(библиотекарь) (воспитатель)

Человек, играющий Солдат, охраняющий Человек, который

На скрипке. Границы нашей Родины. Стоит на часах.

(скрипач) (пограничник) (часовой)

  • Как назвать эти картинки одним словом? (Профессии).

  • Из данных слов ( задание № № 3) выберите

профессии людей и запишите их в виде слоговых схем, надписывая различаемые буквы Ч,Т: Врач, актёр, москвич, лифтёр, учитель, строитель, часовщик, спасатель, тюльпан, телефонист, аптекарь, печать, писатель, пчеловод, водить, печник. Дети выполняют данное задание в тетрадях и по цепочке выходят к доске, упражняясь в слоговом анализе слов.( Дети получают 3-ю букву)
5) Станция «Сказочная». На этой станции сказочных героев, в названии которых есть «наши» звуки, нужно рассадить по вагонам по количеству слогов в слове. Например: Пчелка Майя – в слове «пчелка» 2 слога, поэтому ее посадим во второй вагон.

Сказочные герои: Пятачок, Чиполлино, Дюймовочка, Красная Шапочка, Чебурашка, Серый Волк, Оловянный солдатик, Буратино, Щелкунчик, Попугай Кеша. После выполнения задания проводится проверка. Выясняется, правильно ли герои сказок заняли свои вагоны, и что оставшиеся Волк и Попугай остаются ждать на станции следующего поезда.

Каких ещё сказочных героев в названии которых есть Ч, ТЬ вы знаете? (Мальчик с пальчик, Змей Горыныч, Черепаха Тортилла, Снегурочка, Гадкий утенок, Русалочка). (Дети получают 4-ю букву).
6) Игра «Светофор». Светофор показывает нам красный свет, мы останавливаемся и проходим следующее испытание. Нужно показать место звуков «Ч», «ТЬ» на схеме слова, обозначив их буквами.

А) слова: чиж, писатель, ученый, приятель, рябчик, тюлень, печать.

Б) картинки: грач, дятел, чайка, свиристель, тигр, теленок, бабочка.

  • Получаем следующую 5-ю букву и едем дальше.


7) Станция водителей. Ребятам задается вопрос: Как по-другому называют водителя поезда? (машинист). Давайте узнаем, как зовут машиниста нашего поезда по первым буквам названий картинок: троллейбус, игла, молоток, осы, фартук, енот, йогурт. (Тимофей). Обозначим количество букв, звуков и слогов в этом слове: Т и м о ф е й - 7 б.

- 7 зв.

___и_ ___о_ __е__- 3 сл.

Дети выполняют звуко-буквенный и слоговой анализ слова в тетрадях (задание № 4) одновременно с «доской». В каком слоге находится один из различаемых сегодня звуков? (в первом). Дети получают 6-ю букву.
4. Физ. Минутка (игра с мячом)

8)Станция «Спортивная». Детям предлагается сыграть в игру «Один – много»: - Я назову один предмет, а вы – много предметов речка – (речки), сеть – (сети), печка – (печки), тяга – (тяги), спичка – (спички), терка – (терки), телефон – (телефоны), котенок – (котята), тюлень – (тюлени), точка – (точки), тюльпан – (тюльпаны).

5. Закрепление изученного материала.

Завершив физические упражнения, дети делают аналогичное задание по тетрадях Задание № 5), выделяя буквы Ч,Т. Дети получают 7-ю букву.

9) Станция «Детеныши животных». Вниманию детей предлагаются картинки животных и их детенышей.

- Ребята, посмотрите на эти картинки. Давайте поиграем в игру «Назови детенышей животных»: я назову «маму», а вы называете её детеныша, выделяя голосом различаемые звуки «Ч» и «ТЬ». У волчицы – … (волчонок), у зайчихи - … (зайчонок), у утки - … (утенок), у овцы - … (овечка), у коровы –… (теленок), у кошки - …(котенок), у белки - … (бельчонок), у кролика - … (крольчонок). Затем дети выполняют задание № 6 в тетрадях, подчеркивая дифференцируемые буквы. Дети получают 8-ю букву.
10) Станция «Архитекторов».

– На этой станции нас ожидает

другое испытание. Необходимо выполнить

чертеж постройки по образцу (время

экспозиции 10 - 15 секунд). Запоминайте

цвет, форму и последовательность башни.

Дети выполняют задание на обороте

листа с силуэтом поезда и вагона. За

это задание дети также получают

букву – 9-ю по счету.
11) Игра «Поломка поезда». Ученикам предлагается отремонтировать поезд, составив слова из перепутанных слогов. Если получается верное слово, дети получают соответствующую картинку и 10-ю букву.

ЧИ – СВЕ (свечи), ЧИК – МЯ (мячик), ЛЕ – ФОН – ТЕ (телефон), МЕТР – ТЕР – МО (термометр), ГУ – СНЕ – ЧКА – РО (снегурочка), ЛО – КОЛЬ – КО – ЧИК (колокольчик).



12) Станция «Составителей». – Близится к концу наше путешествие. Нам остается лишь составить слово из тех букв, которые мы получали за каждое испытание и отгадать. Что находится в плетеной корзиночке (Полученные буквы выставляются в произвольном порядке, дети восстанавливают правильную последовательность букв: П, Ы, Ч, А, - , С , У, П, Ч, У (чупа-чупсы) и получают эти сладкие подарочки.
6. Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня различали? («Ч», «ТЬ»)

- Назовите птиц, в названии которых есть данные звуки. (Грач, чайка, дятел, свиристель, тетерев, рябчик, чиж)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Коррекционно – развивающие цели iconКоррекционно-развивающие
Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка
Коррекционно – развивающие цели iconТема: Сезонные изменения в природе. Зима
Коррекционно – развивающие: способствовать развитию основных психических процессов, общей и мелкой моторики, речи, коммуникативных...
Коррекционно – развивающие цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекционно-развивающие: автоматизировать звук [р], развивать навыки слогового анализа
Коррекционно – развивающие цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекционно-развивающие. Развитие зрительного восприятия, внимания, связной речи. Формирование положительной установки на участие...
Коррекционно – развивающие цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекционно-развивающие: Корректировать память, мышление, внимание; расширить словарный запас; развивать зрительное восприятие,...
Коррекционно – развивающие цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекционно-развивающие: совершенствовать навыки тонкой моторики, развивать фонематический слух, развивать произвольные внимание...
Коррекционно – развивающие цели iconУрок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья»
Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным...
Коррекционно – развивающие цели iconРабочая программа учебной дисциплины «Коррекционно-развивающие технологии...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору (Б 12 2) профессионального цикла студентам заочной формы обучения...
Коррекционно – развивающие цели iconУрок математики Тема: Меры стоимости. Оплата покупки. Банкомат
Цели: Коррекционно обучающие цели: способствовать социальной адаптации, научить пользоваться доступной развитию ребенка суммой денег,...
Коррекционно – развивающие цели icon«Деньги, история возникновения денег»
Б развивающие цели: продолжать работу по формированию навыков работы индивидуально и в группах
Коррекционно – развивающие цели iconЦели развивающие
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Олуязский лицей Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Коррекционно – развивающие цели iconШарль Перро Цели и задачи урока
Развивающие: развитие мышления, внимания, воображения, памяти, навыков межличностного общения
Коррекционно – развивающие цели iconМетодическая разработка урока по теме: «Рок во всем мире»
Развивающие цели: развивать творческие способности учащихся, их воображение, образное мышление, память
Коррекционно – развивающие цели iconУрока: "Слова с непроизносимыми согласными"
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): изучить орфограмму "непроизносимые согласные", вывести
Коррекционно – развивающие цели iconКоррекционно-реабилитационные мероприятия по снижению уровня напряжения...
В структурном отношении коррекционно-реабилитационные мероприятия представляли собой комплекс, состоящий из трех блоков
Коррекционно – развивающие цели iconЛексическая тема: Животные жарких стран. Цели: Коррекционно-образовательные
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск