Скачать 77.96 Kb.
|
Конспект открытого урока по окружающему миру (2 класс) Тема урока: «Человек и птицы». Учитель высшей категории Вакуленко Диана Витальевна. Санкт-Петербург Красносельский район Лицей № 369 Цель: формирование у учащихся целостной картины мира. Задачи: продолжить знакомить с многообразием птиц; раскрыть значение птиц в жизни человека; пробудить у учащихся желание помогать птицам в трудные времена; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к чтению дополнительной литературы, навыки коммуникативного взаимодействия. О б о р у д о в а н и е: картинки с изображением птиц, кормушки, карточки с групповыми заданиями, аудиозапись голосов птиц, «загадочная птица». О ф о р м л е н и е к л а с с а: выставка книг «В семье друзей пернатых», занимательный и познавательный материал в разделе классного уголка «Уголок почемучек». Столы расставлены по группам. Х о д у р о к а. 1. Организационный момент. - Послушайте. (Звучит запись с голосами птиц) 2. Повторение пройденного материала. - Можно ли сказать, что сегодня мы будем говорить о животных? (Да.) - К какой группе относятся эти животные? (Птицы.) - Задание по группам: в конверте среди очертаний животных выбрать птиц. (Звучат голоса птиц.) Дети выносят к доске птиц, помещают на доску. - Вы утверждаете, что это – птицы.- Что подсказало вам, что это птицы? Выберете карточки с существенными признаками птиц. (Дети выбирают «2 ноги», «крылья». «клюв».) - Какой ещё существенный признак не назвали – его не видно по очертанию? (Оперение.) Карточки с признаками птиц помещаются на доску. - Назовите этих птиц. (Филин, аист, попугай, гусь, тукан.) - Аисты бывают белые и чёрные. Чёрные очень редки . В Ленинградской области только 3 семейных пары. - Об этих и о многих других птицах вы можете прочитать в книгах, которые стоят на выставке (назвать некоторые из них). - Каких из этих птиц нельзя встретить в природе в нашей местности? (Попугай, тукан.) - Почему? Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Встреча птиц.» Руки подняли и покачали (лёгкое покачивание руками, помахивание.) – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем (садятся, руки за спину, потом на парту), Крылья сложили назад. - Как называются птицы, которых мы будем встречать весной? Покажите табличку. В группах показывают табличку «перелётные». - Какие из названных птиц к ним относятся? (Аист, гусь.) - Найдите ещё изображения перелётных птиц. (Трясогузка, журавль, скворец, лебедь, соловей и т.д.). - Как называются птицы, которые не улетают и остаются зимовать? Покажите табличку. В группах показывают табличку «зимующие» или «оседлые». - Каких зимующих птиц вы видите на картинках? ( Синица, воробей, сова, филин, дятел, ворона, сорока, голубь.) На доску помещаются таблички «перелётные», «зимующие». 3. Значение птиц для человека. - Послушайте стихотворение. Учитель читает стихотворение А.Яшина ( стр. 18 ). - К чему призывает это стихотворение? (Помогать птицам зимой, подкармливать их.) - Сегодня мы с вами и должны выяснить, как человек влияет на жизнь птиц, и как птицы помогают человеку. На доске запись: ЧЕЛОВЕК ПТИЦЫ . Откройте учебник на странице 18 и прочитайте тему урока. - Зимующим или перелётным птицам больше всего нужна помощь человека? - Для чего нужно помогать птицам? (Птицы уничтожают вредителей и т. п.) - Птицы помогают и человеку, и растениям. А чем, вы ответите, выполнив задание №2. - Но иногда птицы всё-таки мешают человеку. Например, стаи птиц мешают взлетать самолётам в аэропорту. Значит ли это, что их надо уничтожить? (Нет.) Человек научился справляться с этой проблемой: на магнитофонную плёнку записали голос хищных птиц и включают его через громкоговоритель. Это отпугивает птиц. А вот в Кремле хищных птиц (соколов) поставили на довольствие. Зачем?.. Они отпугивают голубей, которые помётом портят архитектурные памятники. А в Китае однажды решили избавиться от воробьёв. Почему?.. Китайцы решили, что воробьи съедают слишком большую часть урожая зерновых культур. Потом пришлось ввозить воробьёв из-за границы. Как думаете, почему? (Представьте, что скворца из №2 нет, что произойдёт?) - Вот поэтому мы и должны подкармливать птиц зимой в птичьих столовых – так называют кормушки. - Кто видел кормушки на улице? - Из чего они сделаны? Учитель показывает разные варианты кормушек. - Зимняя подкормка в первую очередь необходима синицам. Они – самые полезные птицы наших лесов, садов и городских парков. Большая синица за один летний день съедает до 20 г различных насекомых и их личинок, столько же, сколько весит сама. Чтобы ваш корм попал синицам, поползням и другим полезным птицам и не был растаскан прожорливыми воробьями и голубями, кормушки должны быть особыми. Корм должен быть закрыт со всех сторон, а вход в кормушку – сбоку, через отверстие диаметром около 3 см. Подвешивать её нужно высоко, чтобы голуби снизу к нему не могли дотянуться. - Чем подкармливать птиц? - Зимой птицы практически целиком переходят на растительный рацион. Лучше всего для подкормки подходят нежареные семена подсолнуха. Их любят почти все пернатые, которые могут появиться у вашей кормушки. Голуби глотают семечки целиком, вместе со скорлупой. Воробьи, перебирая семечко в клюве, ловко освобождает его от скорлупы. Съедают ядро, роняя шелуху в кормушку. Синицы и поползни, схватив семечко, уносят его на ближайшее дерево, и зажав в лапах или загнав в трещину древесной коры, пробивают в скорлупе отверстие и достают по кусочкам вкусное ядро. Идеальным кормом для птиц считаются семена конопли и кедровые орехи. Есть ещё один хороший корм: дынные и арбузные семена, семена тыквы и кабачков. Заготовить их просто. Хорошо промытые и просушенные зёрна долго сохраняются. Для синиц или других насекомоядных птиц можно подвешивать кусочки несолёного сала или мяса. И наконец, можно насыпать крошек белого хлеба, выложить корочки сыра и другие крохи от обеда. Кроме этого можно побаловать птиц любой крупой. Каждая группа получает тарелочку с разными видами корма, дети рассматривают, называют, какой вид корма узнали. - Сегодня мы повесим эти кормушки и будем наблюдать за птицами. Ф и з к у л ь т м и н у т к а . Игра «Прилетели птицы». - Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно топать или хлопать. Начинаем. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… Дети топают. - Что неправильно? (Мухи.) - А мухи – это кто?(Насекомые.) - Вы правы. Ну что ж, продолжим. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны… Дети топают. - Начинаем снова. Прилетели птицы: голуби, куницы… Если дети не обращают внимания на куниц, нужно остановиться и с шуткой привлечь у этому их внимание. - Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки… Дети топают. - Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки, Даже совки-сплюшки, Лебеди, скворцы… Все вы молодцы! - Закройте глаза и представьте самую необыкновенную птицу, которая может прилететь к вам в кормушку. Какие у неё перья, клюв?.. Сильно зажмурьте глаза… Откройте! - Быть может, к нам прилетит и такая птица. (Вывешивается «загадочная» птица.) Она особенная: на пёрышках она принесла загадки о своих собратьях. Но пока у неё нет названия. Может, вы придумаете и станете участниками конкурса на самое оригинальное название. 4. Работа в группах. Характеристика птицы. - Отгадайте, о каких птицах говорится в стихотворении. Стынут лапы на морозе У сосны и ели. Что за чудо? На берёзе Яблоки поспели. Подойду поближе к ней – И глазам не верится! Стайка алых … (снегирей) Облепила деревце. На доске – изображение снегирей. - Эта птица – кочующая. Она далеко не улетает в холода. Маленькими стайками снегири перелетают к югу, по дороге выискивая места, где мало снега и много корма. На доске вывешивается табличка «кочующие». - У каждой группы вопросы об этой птице. Прочитайте и приготовьтесь дать ответ. Дети отвечают на вопросы. - Вместе вы составили рассказ о птице. Теперь вам будет легко выполнить домашнее задание: составить небольшой рассказ о любой понравившейся птице. А поможет в этом план на странице 19. 5. Игра «Давай поспорим». - Если птица живёт в лесу, как она называется? (Лесная.) - Если птица живёт на воде, как она называется? (Водоплавающая.) - Если птица живёт в городе? (Городская.) - Какие птицы живут с человеком в городе? (Воробьи, голуби, вороны, сороки, чайки.) - Значит ли это, что их можно назвать домашними птицами? Давайте поспорим. Вызываются 2 группы спорщиков. - Вспомните правила спора. ( Высказался сам – выслушай товарища; не перебивай; не кричи; уважай всех участников спора.) Дети приходят к выводу: городские птицы – это не домашние птицы, так как человек лишь изредка заботится о них, не строит им жилища, не помогает выхаживать потомство. Но голуби могут быть и домашними. 6. Итог урока. - К какому же главному выводу мы пришли? (Зимой птицы, не улетевшие на юг, нуждаются в помощи человека. Он должен подкармливать их, так как они приносят большую пользу и людям, и растениям.) - Зачем нам важно многое знать о птицах? (Чтобы уметь их различать, знать, как им помочь.) - Справились ли мы стой задачей, которую поставили в начале урока? - Есть люди, чьей профессией является изучение птиц. Это орнитологи. На доску вывешивается табличка «орнитолог». - Слово «орнитолог» образовалось от двух греческих слов: «ornis» - птица и «logos» - учение. - Орнитологи выяснили, что одна из самых умных птиц – ворона. Она научилась использовать городские условия в своих целях. Так чтобы разбить орех, она бросает его на дорогу и ждёт, когда машина проедет по нему. Были замечены вороны, которые использовали для этого пешеходный переход: бросали орех, когда для машин был зелёный сигнал светофора, а забирали его, когда машины останавливались на красный свет. Кто из вас может похвастаться таким знанием правил перехода улицы? Дополнительное задание «Конкурс орнитологов». Дети выбирают по желанию кроссворды, головоломки, игры, загадки о птицах. |
Тема урока Тип урока ... | Конспект урока по биологии 8 класс Тема урока: «Строение и работа... Оборудование: разборные модели сердца: человека, млекопитающего, птицы, пресмыкающегося, земноводного, рыбы; торс человека, компьютер,... | ||
Тема : «Кто такие птицы» Цель: Познакомить обучающихся с разнообразием птиц, выделять существенные и отличительные птицы | Конспект урока окружающего мира в 1 классе. Тема: «Перелётные и зимующие птицы» Цель урока: познакомить с разнообразием птиц в зависимости от их способа зимовки | ||
План урока производственного обучения. Тема: Механическая кулинарная... Тема урок: Приготовление крупнокусковых п/ф из говядины : мясо отварное, шпигованное, ростбиф | Тема: «Кто такие птицы?» Цели Цели: усвоить, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями; научить приводить примеры птиц | ||
Тема: «Октябрь уж наступил…» Предметные: научатся описывать характерные признаки, по которым человек узнаёт о наступлении осени; устанавливать зависимость между... | Тема: Детские пристрастия Оборудование: разборные модели сердца: человека, млекопитающего, птицы, пресмыкающегося, земноводного, рыбы; торс человека, компьютер,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учить выделять признаки осени, ввести понятия «перелетные птицы», «оседлые птицы», «кочующие птицы» | Урок окружающего мира. 1 класс. Умк «Школа России». Тема: «Кто такие птицы» ... | ||
Карта урока «Птицы разные нужны, птицы разные важны!» Цели и задачи По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс | Урок по теме: «Тайна птицы Сирин» Целью нашего урока является знакомство с образом птицы Сирин в русских народных промыслах и продолжение работы над изучением пермогорской... | ||
Урока: «Обобщение по теме Птицы» ... | «Кто же такие птицы?» «Б» классе дети изучали мир птиц. Ученики искали ответы на такие вопросы: «Кто такие птицы? Зачем птицам перья? Почему птицы поют?... | ||
Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел. Вид урока Оборудование: интерактивная доска; карточки с буквами М,О,Л,О,Д,Е,Ц,!(каждой группе из 2 человек); конверты с кружочками (на каждую... | Тема урока : «Озеро Байкал» Оснащение урока: физическая карта России; видеофильм «Байкал»; тсо, картины о Байкале; наборы открыток: «Птицы Байкала», «Флора Байкала»;... |