Конспект урока Тема: «Фонетика. Звуки и буквы»





Скачать 85.79 Kb.
НазваниеКонспект урока Тема: «Фонетика. Звуки и буквы»
Дата публикации29.09.2013
Размер85.79 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Конспект урока

Тема: «Фонетика. Звуки и буквы»

Цель урока: : создать условия для формирования представления о том, что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ;

Развитие словарного запаса учащихся.

Умение пользоваться толковым словарём.

Метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке, расширение кругозора.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывание практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия:, осуществление анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.

Коммуникативные универсальные учебные действия: строит речевые высказывания в устной форме, формулирует собственное мнение, умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)

Оборудование урока:

ученикам – маршрутный лист, ручка, карандаш.

Демонстрационный материал:

Изображение горы с этапами восхождения, образец для самоконтроля к первому заданию, альбом с фотографиями животных, презентация.

Раздаточный материал:

Маршрутный лист;

толковый словарь С.И.Ожегова;

карточки с названием горы (ммфллонретиппкууа);

цветы для работы в группах;

разноуровневые карточки с домашним заданием.

План урока:

  1. Самоопределение к деятельности (оргмомент). (1 мин.)

  2. Актуализация знаний. (5 мин.)

  3. Постановка проблемы. (1 мин.)

  4. Разрешение проблемы. Систематизация имеющихся знаний (25мин)

  5. Самостоятельная работа с проверкой по образцу. ( 5 мин.)

  6. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)

Ход урока

Этап урока

Содержание

Деятельность ученика

I.Самоопреде-ление к деятельности (оргмомент).

(1 мин.)

- Ребята, начинаем урок. На вашем рабочем столе должны быть расположены маршрутный лист, карандаш, ручка, веревочка и лист с заданием.

-Каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
-Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится.

А чем мы будем заниматься на уроке, я думаю, вы мне скажете сами через несколько минут


Интересным, чтобы на уроке узнали что-то новое, не скучным.

II. Актуализация знаний. (5 мин.)

Итак, сегодня я приглашаю вас совершить подъём на гору.

А кто поднимается в гору?

Пожалуйста, найдите в словарях значение этих слов?

(инд. помощь в поиске слова в словаре)

Наш альпинист поднимается в гору с помощью специального снаряжения-верёвки. Элементы этой же верёвки лежат у вас на партах. Каждый наш этап восхождения, каждую нашу победу мы будем отмечать в виде узелка на верёвке.

Скажите мне, вершину какой же горы я вам предлагаю сегодня покорить, выполнив задание на карточках?

Задание по карточкам: зачеркните повторяющиеся буквы.
Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Блиц-турнир:
Чем буква отличается от звуков?

Сколько гласных букв в русском алфавите?

Назовите гласные звуки?

Какие буквы не обозначают звуков?

Какие буквы могут обозначать два звука?




Альпинисты, скалолазы.

АЛЬПИНИСТ, -а,м. Спортсмен, занимающийся альпинизмом, горовосходитель. || ж. альпинистка, -и. || прил. альпинистский, -ая, -ое. Альпинистское снаряжение.

Ммфллонрретиппкууа-ФОНЕТИКА
Говорить о звуках и буквах, определять количество звуков и букв.
Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.

10

6

«Ь и Ъ»

«Е,Ё,Ю,Я»

(По ходу ответов на доске появляются схемы-напоминалки )


III. Постановка проблемы.

(1 мин.)

Восхождение в горы проходит поэтапно. Лагерь за лагерем альпинисты поднимаются вверх. Так и мы с вами будем поэтапно подниматься вверх и на вершине попробовать ответить на вопрос: «Почему в слове количество звуков и букв может совпадать, а иногда и не совпадать?




IV. Разрешение проблемы. Систематиза-ция имеющихся знаний

(25мин)


Не будем терять времени, отправляемся в путь.

1-ое задание у подножия горы: нужно дописать заявление-разрешение на восхождение.
Разрешите в этот де…

Позабыв про сон и ле…

Бросив зде… печа… и грус…

Повторив всё наизус….

Выйти в горы на рассвете.

Подпи….

1-В –мы дети!
(На доске текст заявления с пропущенными буквами)

Кто сможет прочитать его?

Прочитайте пропущенные сочетания букв.

Что объединяет эти сочетания?

Мягкий знак –хитрый знак:

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Только в слово просится.

-Для чего «Ь» просится в эти сочетания??
-Сколько букв в этих сочетаниях?

-Сколько звуков?

-Почему?
Аккуратно, красиво допишите эти сочетания в ваши заявления.

Молодцы! Это наша первая победа. Завяжите узелок на верёвке.
Пока мы подбираемся к первому лагерю, предлагаю размяться.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке,

И по этой по дорожке

Скачем мы на левой ножке,

По тропинке побежим,

До горы мы добежим.

Стоп. Немножко отдохнём

И опять пешком пойдём.
1-ый лагерь: Тренировочный. На доске записаны слова в два столбика:

Лес пень

Грибы ёжик

Нашёл медленно

По какому признаку разделили все слова в два столбика?

Давайте докажем ваше предположение.

Слова первого столбика –устно.

Слова второго столбика запишите в свои маршрутные листы, сделайте фонетический разбор.

(Кто уверен в правильности выполнения – делают самостоятельно, потом сверяют с образцом на доске. Один ученик работает у доски с объяснением.)

Составьте самое длинное предложения , используя эти слова? (Это задание выполняют письменно ученики, которые справились раньше других с предыдущим заданием. Остальные выполнят устно)

Ещё одна победа и новый узелок.
2-ой лагерь: На этой стоянке мы нашли альбом с фотографиями. Давайте рассмотрим их.

(медведь, крокодил, голубь, заяц, ёжик, ястреб)

Найди слово, в котором 6 букв и 5 звуков, 4буквы,но 5 звуков.

А теперь попробуйте сами задать вопрос однокласснику?

Молодцы! И ещё один узелок на нашей верёвке.
3-ий лагерь:

Здесь записка от предыдущей группы путешественников. Прочитайте её:

«Друзья! Мы покоряли эту вершину в январе. Дул сильный ветер. Берегитесь схода лавин!»

-О чём предупреждают нас альпинисты?

Что обозначает слово лавина?

- Найдите слова, в которых количество звуков и букв одинаковое, звуков больше, чем букв (январе), букв больше, чем звуков (сильный, берегитесь). Докажите свой ответ.
И ещё один узелок на память.


-Нь,нь,сь,ль,ть,ть,сь
-Во всех сочетаниях есть «Ь»

-Он указывает на мягкость предшествующего согласного.

-2 буквы

-1 звук

-Потому что «Ь» звука не обозначает.

Минутка каллиграфии.
Завязывают узелки.


Выполняют физминутку.

В первом столбике у слов количество звуков и букв совпадает. А во втором-нет
Ёжик- гласные «Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука, когда стоят в начале слова, после гласной и после «Ь и Ъ» знаков,

Пень- «Ь» звука не обозначает,

Медленно – удвоенная согласная «НН» обозначает один звук.

Дети записывают в маршрутных листах

[Й'ОЖЫК]-4б., 5зв., 3согл., 2 гл., 2 сл.

[П'ЭН']- 4 б., 3зв., 2согл., 1гл., 1сл.

[М'ЭДЛ'ЭНО] – 8б., 7зв., 4согл., 3гл., 3сл.

(Устно) Ёжик в лесу около пня нашёл грибы.
Завязывают узелок.

В каком слове 8 букв и 8 звуков? (крокодил); 7 букв и 6 звуков? (медведь)

Завязывают узелок.


Устно отвечают на вопросы.

Завязывают узелок.

V. Самостоятель-ная работа в группах с проверкой по образцу.

( 5 мин.)

Последнее задание самое интересное. По одному в горы не ходят. Давайте создадим команды.

У меня в руках три букета цветов. А там-где есть цветы, обязательно появляются бабочки. Давайте понаблюдаем за их полётом глазами. Гимнастика для глаз.

Задание командам: Каждой команде даю по букету одинаковых цветов. (роза, ромашка, ландыш, колокольчик, нарцисс, орхидея, тюльпан, настурция, лилия)

Команда №1 должна оставить в своём букете цветы, в названии которых количество звуков и букв совпадает.

Команда №2 – цветы, в названии которых звуков больше, чем букв

Команда №3 – цветы, в названии которых букв больше, чем звуков.
Проверка: Каждая команда показывает и называет цветы в своём букете, остальные оценивают («+»(скрещиваю ручку и карандаш, «- « - одну ручку.

Молодцы! Вы постарались! И можно завязать ещё один узелок.


Объединяются в группы.

Следят за движением лазерной указки. (бабочки распределены по классу)

Работа в группах.

Подведение итогов.

Рефлексия.

(3 мин.)

Вот мы дошли до самой вершины. Чтобы водрузить флаг на вершину горы, надо ответить на вопрос, который я задала вам в начале урока.

Кто вспомнит этот вопрос?

«Почему в слове количество звуков и букв может совпадать, а иногда и не совпадать?

Давайте посмотрим на верёвку и вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке.

На этом наш урок подходит к концу. Каждый из вас сегодня потрудился и поднялся на определённую высоту. Возьмите любой карандаш и нарисуйте на своей горе на листе флажок на той высоте, на которой вы оказались к концу урока. Если вы справились со всеми заданиями и вам понравился урок, то ваш флажок будет веять на самой вершине, если что-то не получилось, вы испытывали трудности на каком-то этапе, то чуть ниже. Если вы не работали на уроке, то, значит, вы остались у подножия горы.

(В зависимости от постановки флажка ребята получают д\з:

1 уровень: Памятка:

«Ь» звука не обозначает

Буквы «Е,Ё,Ю,Я» обозначают два звука [Й'Э] [Й'О], [Й'У],[Й'А], когда стоят в начале слова, после гласной или после Ь и Ъ знаков.

Задание: Определи количество букв и звуков в словах. Запиши слова, в которых букв больше, чем звуков. Сделай их фонетический разбор.

I вар.

Сухарь, пенал, поёт , яма, голубь, дом.

II вар.

Кильки, книжка, январь сильный, дует, кот.
2 уровень

Задание: Раздели слова на 2 столбика:

Сухарь, пенал, поёт , яма, голубь, дом, кильки, книжка, январь сильный, дует, кот.

3 уровень

Задание:

Придумайте слово, в котором:

-все буквы соответствуют звукам;

-букв больше, чем звуков.

-Звуков больше, чем букв;

-одна буква не соответствует звуку.

Сделай их фонетический разбор.
Большое спасибо, до покорения новых вершин знаний!


Ответы детей.


Дети вспоминают каждый этап.

Анализируют свою деятельность и отмечают флажок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока Тема: «Фонетика. Звуки и буквы» iconКонспект урока «Звуки [д-д*] [т-т*]. Буквы д и Т» (Тема урока) Гудриянова Марианна Анатольевна
Цель урока: познакомить учащихся с парными согласными звуками [д-д*] [т-т*] и буквами их обозначающими
Конспект урока Тема: «Фонетика. Звуки и буквы» iconТема: Дифференциация букв п-т
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.»
Конспект урока Тема: «Фонетика. Звуки и буквы» iconРусский язык Фонетика (звуки и буквы) это раздел науки о русском...
Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас при­ветствовать на игре «Счастливый случай»!
Конспект урока Тема: «Фонетика. Звуки и буквы» iconКонспект урока гласные и согласные звуки и их буквы (Тема урока)...
Мбоу сош №2 им. А. М. Мирзагитова с. Кандры муниципального района Туймазинский район рб
Конспект урока Тема: «Фонетика. Звуки и буквы» iconПрограмма «ритм» Тема раздела: Звуки и буквы
...
Конспект урока Тема: «Фонетика. Звуки и буквы» iconТема урока: Звуки [к ] [ к], буквы К, к. Цели урока
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация к уроку, книга Б. Заходера «Кит и кот», буквы, рисунки чудо-животного, кита и...
Конспект урока Тема: «Фонетика. Звуки и буквы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Согласные звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф. Написание строчной буквы ф. Чтение и письмо...
Конспект урока Тема: «Фонетика. Звуки и буквы» iconТема: Гласные и согласные звуки и буквы.
Задачи: Закреплять знания и умения учащихся различать гласные и согласные звуки и буквы
Конспект урока Тема: «Фонетика. Звуки и буквы» iconТема: «Буквы Т, т, обозначающие звуки [т] и [т’]»
Тема: Урок Проверочные слова. Сопоставление согласной буквы в проверочном и проверяемом слове
Конспект урока Тема: «Фонетика. Звуки и буквы» iconКонспект урока урок русского языка в 1 классе тема: Гласные звуки...
Умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чуракова. Русский язык 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
Конспект урока Тема: «Фонетика. Звуки и буквы» iconКонспект открытого урока, проведенного в 1 «А» классе 14 февраля...
Тема: Буквы ч и Щ, обозначающие всегда мягкие, глухие согласные звуки [ч], [щ] (слайд 1)
Конспект урока Тема: «Фонетика. Звуки и буквы» iconПрограмма по русскому языку Фонетика. Графика
Звуки и буквы, их соотношение. Графика. Алфавит. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Употребление букв ь и ъ, их функции
Конспект урока Тема: «Фонетика. Звуки и буквы» iconКонспект урока Тема урока и №п/п: «Правописание буквы ы-и после Ц»,...
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Конспект урока Тема: «Фонетика. Звуки и буквы» iconУрок по теме. Тип урока: Урок овладения новыми знаниями, накопления...
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.»
Конспект урока Тема: «Фонетика. Звуки и буквы» iconКонспект урока английского языка в 6-м классе по теме "Спорт"
Тема урока: Чтение буквы Uu в закрытом слоге, и гласной буквы Yy в конце слов в безударных слогах. Команды с глаголом must. (Соответствует...
Конспект урока Тема: «Фонетика. Звуки и буквы» iconУрок: обучение грамоте. Тема: Согласные звуки
Тема: Согласные звуки «М», «М'», буквы Мм. Чтение слов с буквой М. Урок закрепление


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск