Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет»





НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет»
страница1/7
Дата публикации29.09.2013
Размер0.8 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии

УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-методической

комиссии факультета

«___» ________2011 г.

Протокол № ….

Председатель УМК

И.Н.Юранева________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплина «ВВЕДЕНИЕ В БИОИНЖЕНЕРИЮ И БИОТЕХНОЛОГИЮ»

ВЗ – Профессиональный цикл

В3. Б8. Введение и биоинженерию и биотехнологию

Направление подготовки 020400.62 - «Биология»

Квалификация выпускника - бакалавр

Форма обучения - очная
Семестр 8

Всего учебных занятий – 72 часа

В том числе:

Аудиторных 34 часа, из них:

Лекций- 34 часа;

Самостоятельная работа – 35 часов;

контрольная работа - 1;

КСР – 4 часа;

Итоговый контроль – зачёт.

Интерактивная форма - 20

Сыктывкар, 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии

Учебно-методический комплекс

Дисциплина «ВВЕДЕНИЕ В БИОИНЖЕНЕРИЮ И БИОТЕХНОЛОГИЮ»

ВЗ – Профессиональный цикл

В3. Б8. Введение и биоинженерию и биотехнологию

Направление подготовки 020400.62 - «Биология»

Квалификация выпускника - бакалавр

Форма обучения - очная

Сыктывкар 2011

Пояснительная записка

1. Цели и задачи изучения дисциплины:

Дисциплина «Введение в биоинженерию и биотехнологию» относится к общепрофессиональным дисциплинам федерального компонента. Обязательный минимум содержания дисциплины по ФГОС высшего профессионального образования предполагает знание целей и задач биотехнологии; современных методов; основных направлений и перспектив развития биотехнологии; возможностей ее применения в фармакологии и медицине, в охране природы и в хозяйственных целях.

Данная дисциплина предназначена для подготовки бакалавров-биологов. Содержание изложено с учетом современных требований качества и в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 020400.62 - Биология.

Целью изучения дисциплины является формирование системных знаний, умений и навыков в области биотехнологии. Получение представлений об основных направлениях развития биотехнологии во всех отраслях народного хозяйства. Формирование у студентов биотехнологического мышления.

Задачами освоения дисциплины является изучение основных теоретических положений биотехнологии, куда входят знакомство с промышленной микробиологией, генетической и клеточной инженерией, инженерной энзимологией и сопряженными областями знаний; формирование понятий о важнейших биотехнологических процессах и методах управления ими в лабораторных и промышленных масштабах; изучение этапов различных биотехнологических процессов. Программой предусматривается получение знаний об аппаратах, используемых в биотехнологии, о способах выделения и очистки продуктов биотехнологии, понимание особенностей и преимуществ биотехнологических процессов по сравнению с химическими производствами.

В результате изучения курса студент должен знать:

    • базисные понятия промышленной микробиологии, генетической и клеточной инженерии, инженерной энзимологии, необходимые для осмысления биотехнологического производства;

    • этапы и методы основных биотехнологических производств и условия их проведения;

    • основное биотехнологическое оборудование;

    • биотехнологические процессы, используемые в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства.

После изучения курса студент должен уметь:

    • решать задачи по оптимизации питательных сред в процессе ферментации для определения максимального выхода биомассы и продукта;

    • моделировать биотехнологический процесс, основываясь на знании теории проведения, оптимизации и масштабирования биотехнологического процесса и оборудования;

    • пользоваться справочной и монографической литературой.

Преподавание курса на кафедре предусматривает текущий, промежуточный и итоговый (зачет) контроль знаний и умений студентов. Для самоконтроля студенты могут использовать тесты и ситуационные задачи. Текущий и промежуточный контроль знаний студентов включает написание контрольных работ, контроль самостоятельной работы (написание рефератов и домашних работ) и сдача зачета в виде тестовых вопросов (письменно) и по ситуационным задачам (в виде устного собеседования).

На лекциях студенты знакомятся с теорией проведения биотехнологических процессов, самостоятельно решают задачи, связанные с определением концентраций исходных веществ, полученных продуктов и биомассы; оптимизацией питательных сред, используемых в биотехнологии; определением влияния различных факторов (температуры, давления, рН и др.) на разных стадиях биотехнологического процесса. Большинство лекций по данному курсу читается с использованием презентаций на основе компьютерной программы Microsoft Power Point, решение задач по теории биотехнологических процессов предполагает использование программы Microsoft Excel. Для закрепления знаний проводятся экскурсии на производства г. Сыктывкара: ОАО «Сыктывкарпиво», ОАО «Сыктывкарский хлебокомбинат», ОАО Молокозавод «Сыктывкарский», в лаборатории биохимии и биотехнологии растений института биологии КНЦ УрО РАН и лаборатории биотехнологии института физиологии КНЦ УрО РАН для ознакомления с методами выращивания культур клеток и тканей высших растений и научными работами в области клеточной инженерии растений.

Данная программа предполагает, что студенты имеют фундаментальную подготовку по теоретическим и практическим разделам естественно-научных: физико-математических, биологических и химических дисциплин: высшая математика (вариационная статистика; планирование эксперимента); физика, химия, биохимия, биофизика (физические механизмы мутагенного действия, стерилизации, ферментационных процессов, выделения и очистки целевых продуктов и др); микробиология с основами вирусологии (разнообразие, морфология, физиология микроорганизмов, рост и развитие микроорганизмов, влияние различных факторов на культивирование микроорганизмов) и другие предметы – в объеме, предусматриваемом утвержденными программами обучения для химико-биологических факультетов.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина является специальной дисциплиной в биологическом образовании и относится к наукам о биологическом разнообразии. Программа определяет общий объем знаний по экологии микроорганизмов в соответствии с проектом ФГОС ВПО-3. Дисциплина «Введение в биоинженерию и биотехнологию» относится к циклу специальных дисциплин по направлению 020400.62 – «Биология» Место в учебном плане – цикл Б3.Б8., дисциплины профессионального цикла.

В свою очередь курс «Введение в биоинженерию и биотехнологию» является основой для преподавания отдельных специальных дисциплин в соответствии с ООП магистратуры по направлению «Биология».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Введение в биоинженерию и биотехнологию»

Выпускник по направлению подготовки 020400.62 – «Биология» с квалификацией «Бакалавр биологии» в соответствии с целями основной образовательной программы должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями.

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

Общекультурные компетенции (ОК):

ОК-8 – проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения.

Профессиональные компетенции (ПК):

ПК-11 – демонстрирует современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования.

ПК-15 — способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических исследований.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ-БАКАЛАВРОВ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 020400.62 – БИОЛОГИЯ

Бакалавр-биолог должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи:

- иметь представление о методах выделения и исследования субмикроскопических структур (электронная микроскопия, дифференциальное центрифугирование и др.), о методах культивирования клеток;

- знать биохимические характеристики основных субклеточных компонентов, метаболические пути, клеточный цикл и его регуляцию; иметь представление о биологическом узнавании, матричных макромолекулярных синтезах, термодинамических особенностях живых систем и биоэнергетике, о современных методологических подходах в области биологии клетки;

- владеть методами исследования и анализа живых систем, математическими методами обработки результатов биологических исследований;

-иметь представление о структуре гена, принципах и методах генетического анализа, мутагенезе, мутагенных эффектах природных и антропогенных факторов;

- быть знакомым с принципами генетической инженерии и ее использовании в биотехнологии, иметь представление о генетике популяций и эволюционной генетике, генетике человека, генетических основах и методах селекции;

- знать основные закономерности биологии размножения животных и растений;

- понимать механизмы роста, морфогенеза и дифференциации, причины появления аномалий развития;

- иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах, действующих на каждом уровне;

- знать последствия антропогенных воздействий на биосферу, планировать мероприятия по ее охране;

- иметь четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы;

- знать экологические принципы рационального природопользования;

- знать основные принципы, методы и перспективы современной биотехнологии;

- знать и уметь применять основные математические методы моделирования биологических систем и компьютерные методы анализа их состояния.
5. Структура и содержание дисциплины «Фитопатология»

5.1. Тематический план
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, в том числе лекций – 34 часа, , самостоятельная работа – 35 часов. Семинарские занятия, лабораторные и практические занятия по учебному плану не предусмотрены. Разделы дисциплины, виды учебной работы отражены в таблице 1.
Таблица 1

Разделы дисциплины, виды учебной работы по семестрам

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование

разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Семинар

Практич. работа

Лаборатор.

работа

1.

Раздел 1. Введение в биотехнологию

Тема 1. Биотехнология как новая комплексная отрасль.

Тема 2. История возникновения и формирования биотехнологии.


5
2

3


4
2

2


4
2

2


-
-

-


-
-

-


-
-

-


1
-

1

2

Раздел 2. Технологические основы биотехнологических производств.

Тема 3. Типовая схема и основные стадии биотехнологических производств.

Тема 4. Классификация процессов ферментации, их типы и виды.

Тема 5. Процесс ферментации: основные характеристики.

Тема 6. Непрерывное культивирование.

Тема 7. Сырье для процессов ферментации.

Тема 8. Контроль и управление биотехнологическими процессами: моделирование и оптимизация.



25


3

2
5
5
2


8



20


2

2
4
4
2


6



20


2

2
4
4
2


6



-


-

-
-
-
-


-



-


-

-
-
-
-


-



-


-

-
-
-
-


-



5


1

-
1
1
-


2

3

Раздел 3. Биологические агенты в биотехнологии

Тема 9. Штаммы-продуценты: природа, свойства, особенности, требования, получение, применение.

Тема 10. Основы генетической инженерии.

Тема 11. Основы клеточной инженерии.


26


2
12
12


14


2
6
6


14


2
6
6


-


-
-
-


-


-
-
-


-


-
-
-


12


-
6
6


Продолжение таблицы




Наименование

разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Семинар

Практич. работа

Лаборатор.

работа

4

Раздел 4. Аппараты и методы, применяемые в биотехнологии.

Тема 12. Аппараты и методы, используемые для культивирования микроорганизмов.

Тема 13. Аппараты и методы, используемые в процессах биокатализа и биотрансформации.

Тема 14. Аппараты и методы, применяемые для выделения и очистки продуктов биотехнологии.



6


2


2


2



6


2


2


2



6


2


2


2



-


-


-


-



-


-


-


-



-


-


-


-



-


-


-


-

5

Раздел 5. Применение биотехнологических процессов в народном хозяйстве

Тема 15. Процессы производства полезных веществ.

Тема 16. Технологическая биоэнергетика и биологическая переработка минерального сырья.

Тема 17. Биотехнология и проблемы экологии и охраны окружающей среды


8

4


2

3


6

2


2

2


6

2


2

2


-

-


-

-


-

-


-

-


-

-


-

-


2

1


-

1




Итого

72

34

34

-

-

-

35

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Введение в биотехнологию

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк...
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Сыктывкарский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск