Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация»





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация»
страница1/7
Дата публикации05.01.2015
Размер1.04 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Сыктывкарский государственный университет»

Институт гуманитарных наук
УТВЕРЖДАЮ:

Директор Института гуманитарных наук Д.И. Пинаевский

«___» _____________ 2011 г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ – ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА В РК

Магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация»

Курс: 1

Лекции: 16час.

Семинарские занятия: 16 час.

Самостоятельная работа: 67час.

КСР 9

Форма итогового контроля: зачет

Всего часов: 108час.


Сыктывкар, 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт гуманитарных наук

Кафедра коми и финно-угорской филологии


УТВЕРЖДАЮ:

Директор Института гуманитарных наук

Д.И. Пинаевский
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ – ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА В РК

Направление полготовки 032700.68 «Филология»

Магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация»

Сыктывкар, 2012

Составлен
в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по магистратуре «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация»

Одобрен УМК

Протокол №____ от «____» ____________ 2011г.

Председатель УМК

_____________

Автор – д.филол.н. В.М. Лудыкова

Языковая политика – это все виды сознательной деятельности общества, направленной на регулирование использования языка. В условиях дву- или многоязычия языковая политика состоит в определении функций и сфер употребления сосуществующих языков. В одноязычном социуме объектом языковой политики являются языковые нормы в письме, грамматике, лексике, стилистике, произношении. От языковой политики во многом зависит условия функционирования, сохранение, развитие языка того или иного социума, поэтому история языковой политики началась давно. Из языковой политики с ее практическими приложениями складывается новая социальная технология, которая опирается на знания и умения в социолингвистике и смежных ей дисциплинах. Знание языковой политики является исключительно важным для магистрантов, обучающихся по направлению «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация», для специалистов-языковедов, работающих в условиях билингвизма, в РК.

Цель данной дисциплины: формирование профессиональных компетенций в области филологии с целью подготовки выпускников магистратуры для практической деятельности, связанной с использованием знаний и умений в области языкознания в учреждениях образования, управления, культуры, СМИ, в области языковой, социокультурной, межкультурной коммуникации, в научно-исследовательской сфере, подготовить их к профессиональной деятельности (научно-исследовательской, организационно-управленческой, производственной, педагогической, социальной) в условиях РК.

Задачи курса:

- формирование знаний о языковой политике как лингвистической дисциплине, о языковой политике в РК, основными направлениями в исследовании языковой политики;

-формирование знаний о языковой ситуации в РК, об основных направлениях языковой политики внутри этнонационального коллектива РК; об истории языковой политики в целом и истории языковой политики в РК, в частности, о ее современных проблемах, показать возможности дальнейших научных изысканий в этой перспективной области;

-формирование навыков и умений анализа языковой ситуации, языкового планирования (корпусного планированием, языкового планированием в образовании) в РК;

-формирование умения использовать полученные знания в профессиональной деятельности;


-закрепить сформированные навыки и умения, способность к восприятию информации, использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации;

- составить представление о языковом управлении, связях с другими дисциплинами;

-развить у обучающихся способность к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных языковых культурах; ознакомить с анализом закона о языках.

Место дисциплины. Дисциплина входит в цикл дисциплин по выбору общенаучного цикла М1. ДВ1.

Данная дисциплина базируется на таких изученных ранее дисциплинах, как введение в языкознание, общее языкознание, современный русский язык, современный коми язык, диалектология, социолингвистика. Знания, полученные при изучении курса «Языковая ситуация в РК», необходимы для изучения таких дисциплин, как «Язык периодической печати в РК», «Современное финно-угроведение», а также для прохождения производственно-прикладной и научно-исследовательской практик.

Компетенции обучающегося. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: ОК-4 – способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, нести ответственность за собственные решения; ОК-6 –способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: ПК-16- умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций; Пк-18 – способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих и рекламных, издательских и других проектов; Пк-21 – владение навыками организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской программы.

Требования к уровню усвоения курса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-предмет, объект, цели, задачи «Языковой политики в РК»;

-содержание базовых понятий курса «Языковая политика в РК» и их интерпретацию;

-основные концепции, направления и персоналии;

-основные методы курса «Языковая политика»;

-современную языковую, культурную ситуацию и социальные факторы, влияющие на процессы коммуникации;

- «Закон о языках РК», «Закон о языках РФ», соответствующие параграфы Конституции РФ, Конституции РК

-языковые проблемы в РФ и РК;

-языковые права меньшинств и коренных народов

Обучающийся должен уметь:

-на основании культурных, лингвистических и др. данных анализировать языковую ситуацию в РК;

-пользоваться терминологией «Языковой политики» и смежных наук;

- пользоваться с нормативными документами (Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, европейская хартия региональных языков или языков меньшинств, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, законами о языках);

-уважительно относиться к историческому наследию исследователей, работавших в области языковой политики в РК;

- исследовать языковую ситуацию;

- анализировать языковое планирование в РК

Обучающийся должен владеть:

-навыками и умениями эффективного языкового планирования;

-аппаратом описания языковой ситуации в РК,

-навыками анализа языковой ситуации, языкового планирования,

- данными для оценки устойчивости языковой ситуации, степени опасности языкового сдвига и т.д.,

-способностью собирать и систематизировать научно-практическую информацию по теме исследований в области языковой политики и языкового планирования

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов, тем (краткое содержание)

семестр

неделя

Количество часов по учебному плану

Формы

текущего

контроля

Формируемые компетенции

Максимальная нагрузка студентов

Аудиторная нагрузка


Самостоятельная работа

Лекции

Практич. работа




Раздел 1. Введение в «Языковую политику»

Тема 1.Предмет «Языковая политика». Понятие о языковой политике. Объекты, субъекты в языковой политике.

Тема 2. Общество.

Язык и общество.

Раздел 2. Языковая политика и языковое планирование в РК

Тема 3. Место языковой политики в социальной структуре языка. Цели языковой политики в РК.

Тема 4. Языковые права человека. Язык как объект правовой регламентации и границы действия законов о языке

Тема5. Языковое планирование. Области языкового планирования. Различные аспекты языкового планирования в РК

Тема 6.Корпусное планирование в РК

Тема 7. Языковое планирование в образовании РК

Тема 8. Языковая политика и Языковое планирование в РК в начале 20в.

Тема9. Языковая политика и языковое планирование в РК в конце 20в. – вначале 21в. «Закон о языках РК»


10

10

10

10

10

10

10

10

10

10





1

2

4

5

6

7

8

9

15

6

10

10

12

10

13

12

12

10

2

4

2

2

2

2

2


2

2

2

4

2


4

6

10

8

6

9

6

8

10

участие в дискуссии, конспект материалов лекций

проверка самостоятельно изученного материала

доклад

реферат

Понятийный диктант.

опрос, участие в дискуссии

Проверка выполненных заданий,защита презентации

Проверка домашнего задания, опрос

эссе

проведение фрагментов занятия (материалы к занятию, знание теории) опрос, выполненных дома, опрос.

описание, экспертная оценка комиязычных Интернет-сайтов. Опрос.


ОК-4, ОК-6, ПК-16,ПК-18, Пк-21

ПК-18

ПК-16

ПК-21

ПК-21

ПК-21, ПК-6

ПК-21, ПК-6

Пк-6

Пк-21

ПК-6, ПК-16




Итого часов:

КСР:

Итого часов:







99

9

108

16

16

67










Итого зачетных единиц







6,75

0,5

0,5

4,18








Содержание программы курса по темам

Тема 1. Тема 1. Предмет «Языковая политика». Понятие о языковой политике. Объекты, субъекты в языковой политике.

Предмет «Языковая политика», его цели, задачи. Понятие языковой политики, его субъекты. Языковое планирование, языковое прогнозирование, языковое строительство. Основные направления и содержание языковой политики. Программно-теоретический, юридический, административный и экономический компоненты языковой политики. Типы и теории языкового планирования. Национально-языковая политика в РФ и РК. Меньшинства как лингвистическая проблема. Модели языковой политики на языковом пространстве бывшего СССР Языковая политика, языковое строительство, языковое планирование. История языковой политики. Субъекты языковой политики: государственные и негосударственные органы и институты. Связь государственных и негосударственных институтов со школами, СМИ, регулирование этнических взаимоотношений общин.

Тема 2. Общество. Язык и общество.

Властная структура общества. Идентитет. Группы: нация и этнический идентитет, меньшинства, коренные народы. Интеграция и аккультурация. Государство и общество: построение государства, национализм, гражданство безопасность, конфликт и его разрешение. Власть и влияние во внешней политике.

Язык и культура. Языковая среда. Сфера функционирования языка. Языковая община. Статус и функции языка. Родной язык. Двуязычие. Диглоссия. Языковые контакты, сохранение и смена языка.

Тема 4. Место языковой политики в социальной структуре языка. Цели языковой политики в РК.

Языковая ситуация в РК. Влияние языковой политики на использование языка на лингвистическом, социальном, политическом уровне. Языковая политика как средство управления языковой средой, формирования языковой среды. Языковая политика – языковое планирование – языковая среда. Цели языковой политики. Языковая политика и области ее внедрения.

Тема 5. Языковые права человека. Язык как объект правовой регламентации и границы действия законов о языке.

Индивидуальные языковые права. Коллективные языковые права. Система прав человека. Языковые права коренных народов. Языковые права меньшинств. Свобода слова. Принцип недискриминации. Принципы защиты меньшинств. Гражданство и язык. Суд. Образование. Масс-медиа. Права человека и власть. Языковое управление. Формирование языкового имиджа.

Конституция РФ. Конституция РК. Декларация ООН о првах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 1992г. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 1950г. Европейская хартия региональных языков или языковых меньшинств от 1992г. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств от 1994г. Закон о языках РФ. Закон о языках РК 1994.

Тема 6. Языковое планирование в РК. Области языкового планирования. Различные аспекты языкового планирования в РК.

Понятие языкового планирования. Типы и теории языкового планирования. Этапы и процедуры, составляющие языковое планирование. Факторы, влияющие на языковое планирование. Языковое планирование как процесс. Статусное планирование. Структурно-организационное планирование. Языково-образовательное планирование. Лингвотехнологическое планирование. Взаимовлияние различных аспектов планирования. Распространение коми и русского языков в РК. Языковая экология. Языковое строительство в государстве.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк...
Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по магистратуре «Активный билингвизм и межкультурная...
Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация» iconУчебно-методический комплекс по направлению подготовки специалиста:...
Межкультурная коммуникация и религия: Учебно-методический комплекс/Авт сост. Ереметова К. Ю. Спб.: Ивэсэп, 2011. – 46 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация» iconРеферат Отчет 265 с., 2 раздела, 948 источников, 17 прил
Цивилизация, язык, диалог, межкультурная коммуникация, глобализация, исламоведение, этнолингвистика, образование, религия, сакральные...
Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация» iconУчебно-методический комплекс по направлению подготовки специалиста:...
О-75 Основы художественного перевода: учебно-методический комплекс / авт сост. Э. В. Седых. Спб.: Ивэсэп, 2010. – 55 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация» iconОсновная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская...
Структура и содержание основной образовательной программы (ооп) направления подготовки 035700 «лингвистика» магистерской программы...
Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация» iconУчебно-методический комплекс дисциплины лингвострановедение направление...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения
Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация» iconУчебно-методический комплекс дисциплины лингвострановедение направление...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения
Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация» iconУчебно-методический комплекс дисциплины древние языки и культуры...
Умкд примерными образцами заданий на экзамен в связи с разработкой нового стандарта умкд кгпу им. В. П. Астафьева
Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация» iconКраткое содержание курса дисциплины «Межкультурная коммуникация»...
Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы...
Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация» iconРоссийской федерации
Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплиной «Немецкий язык и межкультурная коммуникация». Для освоения...
Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация...
Согласовано с методической комиссией факультета (института) 20 г
Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «кадровая политика предприятия»
Кадровая политика и планирование потребности в персонале. Кадровая политика на различных стадиях развития организации. Трудовой коллектив,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Компьютерные технологии в науке и образовании»
Магистерская программа «Микро и нанотехнологии в производстве изделий электронной техники»
Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация» iconУчебно-методический комплекс дисциплины речевая коммуникация 100110. 65 «Домоведение»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине языковая политика в рк магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
С. П. Цыганкова. Россия и Китай в глобальной политике. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск