Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300





Скачать 232.91 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300
Дата публикации20.06.2013
Размер232.91 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Удмуртский государственный университет»

Кафедра педагогики и педагогической психологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Педагогическая коммуникация
Для направления/специальности 031300

социальная педагогика
очная форма обучения

Составитель рабочей программы:

Троянская С.Л., доцент кафедры педагогики и педагогической психологии,

доцент, к.п.н.

(подпись)


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_____» _______________20__г.

Зав. кафедрой _______________________/_________________________/
Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»___________20_г.

Председатель МК ____________________/_________________________/


ИЖЕВСК

2012

Перечень документов учебно-методического комплекса по дисциплине «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ»

1.Извлечение из ГОС по дисциплине: требования к уровню подготовки

дипломированного специалиста…………………………………………………3

2. Рабочая программа по дисциплине……………………………………………4

3.Самостоятельной работа студентов, методические указания…………….12

4.Контролирующие материалы: текущий и итоговый контроль……………..13

5.Список основной и дополнительной литературы к курсу…………………..15

Требования государственного образовательного стандарта по специальности 031300. «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»


Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию социального педагога, должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы и методы социального воспитания; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник, получивший квалификацию социального педагога, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности социального педагога, решению типовых профессиональной задач в образовательных учреждениях. Основная образовательная программа должна быть направлена на обеспечение профессиональной подготовки выпускника, воспитание у него гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств.
В рамках изучаемой дисциплины требования к образованию дипломированного специалиста:

  • имеет представление о коммуникативной компетентности педагога;

  • понимает сущность и особенности профессионально-педагогического общения, необходимость его гуманизации;

  • умеет использовать теоретические знания для анализа и проектирования учебно-воспитательного процесса, успешного разрешения конфликтных ситуаций, установления гуманных взаимоотношений с детьми;

  • специалист должен иметь представление о сущности и содержании педагогической коммуникации, ее предмете и особенностях;

  • знать эффективные стили педагогического общения, способы конструктивного поведения в конфликте;

  • уметь самовыражаться в мимике, жестах, движениях, речи с целью взаимопонимания участников педагогического процесса, гуманизации педагогического общения;

  • иметь опыт конструктивного решения учебно-воспитательных ситуаций учебно-педагогического общения, в том числе конфликтных.


УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА
по дисциплине
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

(название дисциплины)
для специальности 031300 Социальная педагогика

(шифр и название специальности)

Курс

Семестр

Всего часов

Лекции, час.

Практические (семинарские) занятия, час.

Самостоятельная работа, час.

Зачет (семестр)


2

3

80

18

18

44

3






Принципы построения курса ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ:
Курс входит в число дисциплин психолого-педагогического цикла ОПД.В.01.0

Курс адресован студентам психолого-педагогического факультета, специализирующимся в области социальной педагогики.

Курс готовит студентов к педагогической деятельности в образовательных, и других учреждениях социальной направленности.

Основная цель курса для студента - профессиональная подготовка к педагогической деятельности.

Ядро курса представляет собой ознакомление и практическое применение коммуникативных знаний для эффективного их использования в педагогическом общении, разрешении конфликтных ситуаций.

Для успешного изучения курса студенту необходимо знать различные методологические подходы к педагогическим проблемам, ориентироваться на гуманизацию процессов воспитания и обучения.

Программа курса построена на основе системного, личностного, диалогического, культурологического, деятельностного подходов в педагогической науке, индивидуальном анализе учебно-воспитательных ситуаций.

В курсе выделено несколько блоков: теоретические основы педагогической коммуникации и ее функции, коммуникативная компетентность педагога, профессионально-педагогическое общение, педагогическая конфликтология.

Курс имеет практическую часть в виде семинарских занятий, способствующих закреплению и применению полученных коммуникативных знаний для успешного решения задач педагогического общения.

Технология обучения ориентирована на развитие творческого мышления, обогащение коммуникативными знаниями, умениями и их непременное практическое использование для взаимопонимания, конструктивного общения.

Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью контрольных и самостоятельных работ, анализа участия в семинарских занятиях и решения педагогических задач, конфликтных ситуаций, зачета.

Цели курса

После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен

иметь представление:


  • о месте и значении педагогической коммуникации в сложных процессах взаимопонимания и конструктивного общения;

  • о влиянии коммуникативных знаний, умений, навыков на формирование профессионально-педагогического мышления, его гуманизацию;

должен знать:

  • основные закономерности процессов профессионально-педагогического общения;

  • механизмы, принципы эффективного педагогического общения, основанного на взаимопонимании и взаимоуважении, конструктивном разрешении конфликтов;

  • пути и направления гуманизации педагогического общения;

уметь:

  • делать обобщения, анализируя педагогические ситуации, находить эффективные пути их регулирования;

  • планировать педагогическое общение;

  • пользоваться источниками для решения педагогических проблем, конфликтных ситуаций;

  • формулировать, обосновывать собственную точку зрения по вопросам воспитания и обучения на основе полученных психолого-педагогических знаний, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Владеть опытом (обладать навыками):

  • анализа и проектирования учебно-воспитательных ситуаций, решения педагогических задач, способствующих гуманизации педагогического процесса;

  • выявления и разрешения задач педагогического общения, взаимопонимания и формирования толерантности.



Структура курса

Теоретико-методологические основы,

предмет, объект, сущность и функции ПК








Педагогическое общение -

ведущее звено ПК







Педагогическая конфликтология

Учебно-тематический план курса


«Педагогические коммуникации»

Распределение часов по темам курса и видам занятий




Тема

Количество часов

Лекции

Семинары

Лабора-торный практи-кум

Самостоя-тельная

работа



Введение. Теоретико-методологические основы курса

4

4




11



Функции педагогических коммуникаций (ПК)

4

6




11



Профессионально-педагогическое общение - ведущее звено ПК

6

4




11



Педагогическая конфликтология

4

4




11



Всего:

18

18




44


Содержание курса лекционных занятий
Лекция 1.Введение в курс педагогические коммуникации(ПК).

Теоретико-методологические основы педагогических коммуникаций: объект, предмет, особенности, задачи, основные категории, методология и методы исследований. Понятие о коммуникации и ее функциях.

Лекция 2.Методологические подходы к исследованию ПК: информационный.

Становление и развитие ПК как теории информационного подхода в педагогике. Модель воздействия информации на личность. Понятие о репрезентативных системах. Педагогическая калибровка. Модальный мониторинг образования.

Лекция 3.Понятие о коммуникативности личности.

Коммуникативность личности: коммуникативные знания, умения, навыки, способности, привычки, характер. Коммуникативная культура.

Лекция4.Методологические подходы к исследованию ПК: компетентностный.

Коммуникативная компетентность, ее структура, модель и пути формирования. Педагогическая коммуникативная компетентность, методика ее измерения.

Лекция 5.Функции ПК.

Познавательная и управляющая функции ПК. Проявления познавательных и управляющих свойств коммуникативности в специальных знаниях, умениях, навыках успешного педагога.

Лекция 6.Экспрессивная функция ПК.

Экспрессивные свойства коммуникативности, выраженные через невербальное общение: кинесику, физиогномику, паралингвистику, проксемику, внешнее самооформление.

Лекция 7.Основы физиогномики и кинесики в деятельности педагога.

Основные закономерности и принципы кинесики. Функции языка тела. Способы взаимодействия с людьми на невербальном уровне.

Лекция 8.Педагогическое общение - ведущее звено ПК.

Сущность, предмет, аспекты, структура, виды, особенности педагогического общения. Барьеры общения.

Лекция 9.Взаимопонимание в педагогическом общении.

Социальная перцепция, уровни восприятия, педагогическая эмпатия. Перцептивные ошибки педагога, их типы. Преодоление ошибок, принцип К. Роджерса. Профессионально-перцептивная культура.

Лекция 10.Взаимоотношения в педагогическом общении.

Педагогически целесообразные отношения, их уровни. Авторитет педагога. Гуманизация педагогического общения.

Лекция11. Педагогическая конфликтология.

Основные понятия о конфликтах, их виды. Состояния, порождающие конфликты. Педагогические конфликты, их определение и особенности. Конфликтное поведение учеников, педагогов, профилактика его проявления. Лекция 12. Стратегии управления педагогическими конфликтами.

Конструктивное и деструктивное поведение педагога в конфликте.

Лекция 13. Эффективные технологии управления конфликтами.

Показатели конструктивного разрешения конфликта и коммуникативная компетентность педагога.

Программа практических (семинарских) занятий
Тема 1.Практикум по технологиям работы с репрезентативными системами.

  1. Работа с калибровочной таблицей: определение своей основной модальности, ведущей модальности родителей, друзей, партнера.

  2. Работа с калибровочной таблицей: тренинг визуального, аудиального и кинестетического каналов входа – выхода информации (в парах).

  3. Тренинговые упражнения по глазным сигналам доступа (ГДС) (в парах). Литература.

  1. Пугач В. Н. Новейшие психотехнологии педагогического успеха//Учебно-методическое пособие по психологии коммуникаций.- Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1997,48с; с.10-23.

  2. Р. Бендлер, Дж. Гриндер Ремонт педагогического конвейера. - М.,Новая школа, 1994,60с.


Тема 2. Практикум по педагогической калибровке.

1.Рабочая модель процесса коммуникации: педагогическая калибровка и присоединение. Тренинговые упражнения.

2.Педагогические стили работы педагога с позиции психологии коммуникаций.

Литература.

  1. Пугач В. Н. Новейшие психотехнологии педагогического успеха//Учебно-методическое пособие по психологии коммуникаций.- Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1997,48с; с.9,10, 12, 22-29.

  2. Р. Бендлер, Дж. Гриндер Ремонт педагогического конвейера. - М.,Новая школа, 1994,60с.



Тема 3. Модальный мониторинг образования.

1.Практическое применение в педагогической деятельности модального мониторинга образования на примерах из школьной действительности. «Школьный конвейер» и «коридор», особенности преподавания.

2.Применение гемисферологии в педагогике.

3.Педагогическое «якорение».

Литература.

  1. Пугач В. Н. Новейшие психотехнологии педагогического успеха//Учебно-методическое пособие по психологии коммуникаций.- Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1997,48с; с.7-8, 29-36, 43-45.

  2. Р. Бендлер, Дж. Гриндер Ремонт педагогического конвейера. - М.,Новая школа, 1994,60с.


Тема 4.Экспрессивные свойства коммуникативности.

Невербальная коммуникация в педагогическом общении: самостоятельная работа студентов: выявить конструктивные способы педагогического общения на невербальном уровне, используя знания по кинесике, физиогномике, проксемике, паралинвистике. Разработать и провести семинарские занятия по темам:

1.Язык телодвижений: жестикуляция и виды жестов.

2.Жесты в педагогическом общении.

3.Голова, ее движения и позы.

4.Шея, плечи, туловище, движения и позы.

5.Жесты рук и ног, их движения.

6.Физиогномические характеристики лица, лба, бровей, их мимика.

7.Физиогномические характеристики носа, ушей, подбородка, рта, губ. Улыбка, смех.

8.Глаза и взгляд, зрительный контакт.

9.Основы проксемики. Использование зон взаиморасположения при социальном контакте.

10.Язык тела, сигнализирующий о намерениях, вводящий в заблуждение, агрессивный, подчинения, согласия, в публичном выступлении.

11.Язык тела в ситуациях приветствия, прощания, при деловом, дружеском контакте. Ролевое поведение, символы статуса.

12.Пространственно-знаковое поведение. Психологическая вертикаль, горизонталь, саггиталь.

Разработки и проведение занятий выстроить по плану:

А) тема и цель семинара;

Б) основные понятия и категории, краткий теоретический экскурс;

В) ход и содержание практической работы студентов на занятии, упражнения;

Г) выводы и литература (не менее 3-4 источников).

Литература.

  1. Пиз А. Язык телодвижений. М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2002, 272с.

  2. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. /Пер. с нем. Солнцева В. Н. - М.: АО Интерэксперт, 1996.280с.

  3. Баскаков В.Ю. Свободное тело. Хрестоматия по телесноориентированной психотерапии и психотехнике. М., 2001.178с.

  4. Уайтсайд Р.О чем говорят лица. – СПб.: Питер, 1997.67с.

  5. Фаст Дж. Язык тела. - М.: «Феникс», 1997.86с.

  6. Марков Г. Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджменту. СПб.:Альфа. 2000. 130с.

  7. Петрова Е. А. Жесты в педагогическом процессе. Практикум по педагогическим жестам.

  8. Бродецкий А. Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания. М.: Владос. 2000.192с.

  9. Теппервайн К. Лицо – зеркало здоровья. Патофизиогномика.СПб.: Питер, 1995. 65с.

  10. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие. М.:Инфра-М. 1999. 148с.

  11. Социальная психология и этика делового общения./Под ред. Лавриненко А. В. М.: ЮНИТИ. 1995. 158с.

  12. Паршукова Л. П., Карлышев В. М., Шакурова З. А. Физиогномика/Серия «Высшее образование».-Ростов н /Д: Феникс, 2004.-384с.

  13. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения/Серия «Высшее образование».-Ростов н/Д: Феникс,2004.-352с.


Тема 5. Практикум по речи педагога.

  1. Конструирование содержательного материала. Тренировка в логике убеждения и логике увлечения, организации эффективного общения со слушателем (п.1. литературы).

  2. Основные понятия о культуре речи: правильность, точность, выразительность, простота, краткость, чистота (п.2).

  3. Основные понятия о технике речи: голос, сила звука, полетность, гибкость, диапазон, тембр, дикция, ритм, интонация. Тренинговые упражнения (п.3,4).

  4. Мета- и Милтон – модели языка (п.5 литературы). Тренинговые упражнения.

Литература.

  1. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998. темы 18, 19. с. 184-198.

  2. Малиновская В. Н. Смятских А. Л. Методическое пособие по курсу Введение в специальность и основы педагогического мастерства, часть 2, с.8-27, 48-50, 54-58, 63-64.

  3. Вербовская Н. П. Искусство речи. М.: Просвещение. 1977. с.5-64.

  4. Чихаев В. П. Учителю о педагогической технике. М.: Просвещение. 1987. с.62-87.

  5. Пугач В. Н. Новейшие психотехнологии педагогического успеха//Учебно-методическое пособие по психологии коммуникаций.- Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1997,48с;с.37-47.


Тема 6. Практикум по технике «активного слушания».

    1. Ознакомится с техникой «активного слушания» и потренироваться в ее использовании.

    2. Язык принятия и неприятия собеседника, ребенка.

Литература.

Гиппенрейтер Ю.Б.Общаться с ребенком как? М., 1995.с.65-87.
Тема 7. Функции педагогического общения.

  1. Выделить функции педагогического общения и способы реализации этих функций на практике.

  2. Определить профессионально-педагогические умения, способствующие организации конструктивного общения. Подойти к пониманию и осознать, что в основе навыков общения лежат гуманистические принципы воспитания.

Литература.

  1. Щуркова Н.Е.. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998, темы 5,6.

  2. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998.

  3. Педагогические ситуации в воспитании школьников. Под ред. Годшек С.М. - Воронеж, 1985.

  4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.с.14-25, 46-52, 96-110, 139-154(тренинг).

  5. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984.

  6. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями. - СПб, 1997.

  7. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М. 1995. с.13-29, 72-92(тренинг), 92-108.


Тема 8. Особенности педагогического общения.

1. Выделить особенности педагогического общения и подтвердить их практическими примерами.

  1. Показать неоднозначность педагогического общения и возможности этической защиты.

  2. Учет полоролевых особенностей общения.

  3. Привести коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению, реализации коммуникативных функций (п.4 литературы), подтвердить примерами.

Литература.

1.Щуркова Н.Е.. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998, темы 7,8.

2.Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998.

3.Педагогические ситуации в воспитании школьников. Под ред. Годшек С.М. - Воронеж, 1985.

4.Самыгин С. И. Столяренко Л. Д. Педагогика: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: Феникс, 2003 -352с.; с.222-229.

Тема 9. Реализация модульного курса по навыкам общения.

  1. Общение и его роль в жизненных и педагогических ситуациях (занятие 26, с.82).

  2. Взаимопонимание. Ошибки в общении (занятие 27, с.84).

  3. Гуманизация общения (занятие 28, с.88).

  4. Круг общения (занятие 29, с.91).

Литература.

Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.-М.: ВАКО, 2004.-122с.
Тема 10. Основы педагогической конфликтологии.

  1. Понятие о конфликтах, их виды, классификация, структура, стадии.

  2. Определить факторы, способствующие конфликтным ситуациям в педагогическом процессе. Их предупреждение.

  3. Разрешение конфликта: стадии, способы, стратегии и показатели конструктивного разрешения конфликта. Практикум по решению задач по конфликтным ситуациям [2].

Литература.

  1. Белкин А.С. и др. Педагогическая конфликтология. - Екатеринбург, 1995.

  2. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М., 1999.

  3. Д. Скотт. Конфликты и пути их преодоления. - Киев, 1991.

  4. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998 (темы 15, 16, стр. 148-170)

  5. Леонов Н. И. Основы конфликтологии. Ижевск.2000.с.35-43, 56-65, 76-93.


Тема 11. Защита самостоятельных разработок студентов.

Ориентировочная тематика работ:

  1. Анализ факторов, способствующих конфликтным ситуациям в педагогическом процессе.

  2. Способы анализа конфликтного поведения учеников, родителей, педагогов. Профилактика его проявления.

  3. Стратегии управления педагогическими конфликтами, их положительные и отрицательные стороны, примеры проявления на практике.

  4. Конструктивное и деструктивное поведение педагога в конфликте. Принципы педагогически целесообразного поведения при разрешении конфликта.

  5. Эффективные технологии управления конфликтами и коммуникативная компетентность педагога.


Самостоятельная работа студентов: методические указания.

.

Студенты готовятся дома к текущим семинарским занятиям, просматривая конспекты, учебники, выполняя методические указания и задания к каждому практическому занятию по темам курса (см. программу практических занятий с методическими указаниями к каждому занятию). Студент конструирует сценарий занятия, продумывает и прописывает упражнения, тренинговые задания, вопросы для установления обратной связи с аудиторией и проверки степени усвоения знаний и умений. При контроле учитывается наличие:

- профессиональной педагогической позиции студента;

- диалога с аудиторией слушателей;

- умений публичного выступления;

- содержательности подготовленного занятия.

Студенты самостоятельно внеаудиторно отрабатывают навыки невербального общения, выполняют индивидуальные задания по темам семинаров курса.

Предусматривается проведение контрольного самостоятельно разработанного занятия (см. семинары 4 и 11 с методическими указаниями к ним). Студенты по желанию выбирают себе тему контрольного занятия из предложенных в 4 и 11 семинарах.

Разработки и проведение занятий должны быть выстроены по плану:

А) тема и цель семинара;

Б) основные понятия и категории, краткий теоретический экскурс;

В) ход и содержание практической работы студентов на занятии, упражнения;

Г) выводы и литература (не менее 3-4 источников).

Помимо проведения занятия, оно оформляется в печатном виде в соответствие с планом, приведенном выше, и сдается на проверку преподавателю.
Контролирующие материалы: текущий и итоговый контроль.

Текущий контроль проводится на семинарских занятиях при оценивании подготовки студентов к ним и включает в себя следующие показатели: степень разработанности темы, умения наблюдать и видеть, слушать и слышать, подбирать примеры, решать задачи и выполнять тестовые задания. Поскольку курс имеет ярко выраженный прикладной характер, оцениваются выработанные практические умения и способности в разрешении педагогических задач и конфликтных ситуаций. Важным является осознание гуманистических принципов как основы навыков профессионального педагогического общения.

Итоговый контроль знаний осуществляется в виде зачета.

Зачетные вопросы по курсу состоят из двух заданий:

первое - теоретический вопрос, отражающий какую-либо тему из «Содержания курса лекционных занятий» или тест по курсу:
  1. Педагогическая коммуникация – это …


а) управление воспитанием, обучением и развитием ребенка;

б) организация приема, переработки и передачи педагогической информации;

в) организация педагогического процесса, как общения, взаимосвязи на основе приема и передачи информации и личных смыслов.

  1. Что является объектом педагогической коммуникации?

а) процесс воспитания;

б) процесс общения;

в) процесс обучения.

  1. Что является предметом педагогической коммуникации?

а) выявление закономерностей, вербальных и невербальных средств и эффективных технологий взаимодействия участников педагогического общения;

б) выявление особенностей процесса продуктивного формирования личности;

в) определение закономерностей процесса обучения.

  1. При приеме и передаче информации в процессе общения возникают такие ошибки, ведущие к недопониманию:

а) пропуск информации;

б) обобщение;

в) сенсорные предпочтения;

г) неправильная речь;

д) неверное ударение;

ж) быстрый темп речи;

з) все ответы верны.

  1. Функция педагогической коммуникации – это…

а) информационная;

б) познавательная;

в) социальной детерминации;

г) экспрессивная;

д) управляющая;

ж) все ответы верны.

  1. Коммуникативная компетентность – это …

а) интегративная способность, направленная на обучение результативности общения, обусловленная уровнем обученности, воспитанности и развития личности;

б) интегративная способность, направленная на реализацию гуманистических качеств личности;

в) интегративная способность, направленная на формирование эмоциональных отношений.

7. Экспрессивность выражается в:

а) невербальной коммуникации;

б) речи;

в) внешнем облике;

г) одежде, обуви;

ж) все ответы верны.

8. Кинесика – это:

а) наука о движениях;

б) наука о выражениях лица и тела;

в) наука о телодвижениях, применяемых в процессе человеческого общения.

9. Физиогномика – это:

а) наука о движениях;

б) наука о выражениях лица и тела;

в) наука о телодвижениях, применяемых в процессе человеческого общения.

10. Требования, предъявляемые к педагогическому общению:

б) творческие выстраивание взаимоотношений;

в) доверительность;

г) монологичность;

д) взаимопонимание.

Что лишнее?

11. Структура педагогического общения:

а) социально-психологический блок;

б) нравственно-этический;

в) эстетический;

г) технологический;

д) развивающий.

Что лишнее?

12. Компоненты социально-психологического блока – это …

а) перцептивный;

в) аффективный;

г) гуманистический;

д) праксический.

Что лишнее?

13. Педагогически целесообразные отношения – это:

а) субъект-объектные ролевые;

б) функциональные;

в) субъект-субъектные равнопартнерские.

Второе проверочное задание на зачете - задача на разрешение педагогической конфликтной ситуации, например, из «Практикума по решению конфликтных педагогических ситуаций» Чернышева А.С. (см. список литературы) или из учебного пособия С.Л.Троянской «Педагогическая коммуникация: методология, теория и практика».

Зачет может проходить и как защита студентами самостоятельных разработок занятий (см. темы семинаров 4, 11.), которые проводятся самими студентами как семинарские занятия. Эти разработки сдаются также в письменном виде и оцениваются в качестве контрольных работ.

Таким образом, существует несколько альтернативных вариантов проведения итоговой проверки знаний, зачета.

Балльно-рейтинговая система оценки текущей успеваемости студентов

Недели

Виды работ

Баллы

Максимум баллов

1-5


- посещение лекции, семинара;

- активное участие в практических занятиях, выполнение домашнего задания, оценивание;

-выступление по теме практического занятия;

невыполнение

-разработка вопросов, решение задач и ситуаций;

- конспектирование первоисточников, лекций, семинаров;

- тестирование;

- контрольная работа


0-2 балла
1балл

От 2 до 5

-1балл

1 балл
От-1 до+1б.

От 2 до 5 б.

От 2 до 5 б.




}20;



6-10


- посещение лекции, семинара;

- активное участие в практических занятиях, выполнение домашнего задания, оценивание;

- изготовление наглядного пособия (оцифровка видео, печатной информации, текстового материала на электронный носитель);

-выступление по теме практического занятия;

невыполнение

-разработка вопросов, решение задач и ситуаций;

- конспектирование первоисточников, лекций, семинаров;

- разработка и ведение семинара;

- тестирование, контрольная работа;


0-1 балл

1 балл
1 балл за ед.
От 2 до 5

-1балл

1балл

От-1 до+1б.
От 2 до 5

От 2 до 5




}20;



11- 16

- посещение лекции, семинара;

- активное участие в практических занятиях, выполнение домашнего задания, оценивание;

-выступление по теме практического занятия;

-разработка вопросов, решение задач и ситуаций;

- конспектирование первоисточников, лекций, семинаров;

- разработка и ведение семинара;

- тестирование;


1 балл

2 балла
От 2 до5

1 балл

1балл
От 2 до 5

От 2 до 5




}20;



17-18


зачет


0 – 40


40


Перевод баллов в итоговый рейтинг:

Сумма баллов

Оценка

60- 100

Зачтено

0- 59

Не зачтено


Список основной и дополнительной литературы

Основная литература.

1. Троянская С.Л. Педагогическая коммуникация: методология, теория и практика. Учебное пособие. Ижевск : изд-во УдГУ. 2011.

2. Паршукова Л. П., Карлышев В. М., Шакурова З. А. Физиогномика/Серия «Высшее образование».-Ростов н /Д: Феникс, 2004.-384с.

3. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998.

4. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения/Серия «Высшее образование».-Ростов н/Д: Феникс,2004.-352с.

5. Троянская С.Л. Методические рекомендации к курсу «педагогические коммуникации». Учебно-методическое пособие. Ижевск :изд-во УдГУ. 2006.

Дополнительная литература.

  1. Бендлер Р., Гриндер Дж. Ремонт педагогического конвейера. - М., 1994.

  2. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие. М.:Инфра-М. 1999. 148с.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как? - М., 1995.

  4. Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.-М.: ВАКО, 2004.-122с.

  5. Д. Скотт. Конфликты и пути их преодоления. - Киев, 1991.

  6. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М. 1995.

  7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

  8. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями. - СПб, 1997.

  9. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984.

  10. Педагогические ситуации в воспитании школьников. Под ред. Годшек С.М. - Воронеж, 1985.

  11. Петрова Е. А. Жесты в педагогическом общении. М.:ТК Велби, 2005.

  12. Пиз А.Язык телодвижений. - М., 2000.

  13. Пугач В. Н. Новейшие психотехнологии педагогического успеха//Учебно-методическое пособие по психологии коммуникаций.- Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1997,48с.

  14. РюклеХ. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение.-М.1996

  15. Самыгин С. И. Столяренко Л. Д. Педагогика: экзаменационные ответы.Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: Феникс, 2003 -352с.

  16. Социальная психология и этика делового общения./Под ред. Лавриненко А. В. М.: ЮНИТИ. 1995. 158с.

  17. Трофимова Г. С. Основы педагогической коммуникативной компетентности. Ижевск. 1994.

  18. Трофимова Г. С. Структура педагогической коммуникативной компетентности: методологический аспект:Монография.2-е изд.Ижевск:»Купол», 2000.90с.

  19. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб.Питер. 1997.67с.

  20. Фаст Дж. Язык тела. - М.: «Феникс», 1997.

  21. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М., 1999.

  22. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998


Электронные ресурсы

1. http://nonverbal.org

2. www.psychologos.ru/Невербальное общение

3. http://freest.org

4. http://interesting-things.ru/neverbalnoe-obshenie

5. http://e.lanbook.com/


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300 iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция» Для направления
Учебно-методический комплекс «Муниципальное право России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300 iconУчебно-методический комплекс по направлению подготовки специалиста:...
Межкультурная коммуникация и религия: Учебно-методический комплекс/Авт сост. Ереметова К. Ю. Спб.: Ивэсэп, 2011. – 46 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300 iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 032401 Реклама Согласовано...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социальная антропология...

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине аграрное право Для направления/специальности...

Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300 iconУчебно-методический комплекс по направлению подготовки специалиста:...
О-75 Основы художественного перевода: учебно-методический комплекс / авт сост. Э. В. Седых. Спб.: Ивэсэп, 2010. – 55 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300 iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и психология управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300 iconУчебно-методический комплекс обязательно формируется на каждой кафедре...
Умкд – совокупность взаимосвязанных учебно-методических материалов на различных носителях информации по учебной дисциплине конкретного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300 iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика». Профиль подготовки «Печать»,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной формах обучения направления...
Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной формах обучения направления...
Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства 24. 03. 2011, протокол №6 Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства от 24. 02. 2011 г., протокол № Соответствует требованиям к содержанию,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300 «Журналистика»
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300 iconУчебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск