Скачать 232.91 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Удмуртский государственный университет» Кафедра педагогики и педагогической психологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Педагогическая коммуникация Для направления/специальности 031300 социальная педагогика очная форма обучения Составитель рабочей программы: Троянская С.Л., доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, доцент, к.п.н. (подпись) Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_____» _______________20__г. Зав. кафедрой _______________________/_________________________/ Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»___________20_г. Председатель МК ____________________/_________________________/ ИЖЕВСК 2012 Перечень документов учебно-методического комплекса по дисциплине «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ» 1.Извлечение из ГОС по дисциплине: требования к уровню подготовки дипломированного специалиста…………………………………………………3 2. Рабочая программа по дисциплине……………………………………………4 3.Самостоятельной работа студентов, методические указания…………….12 4.Контролирующие материалы: текущий и итоговый контроль……………..13 5.Список основной и дополнительной литературы к курсу…………………..15 Требования государственного образовательного стандарта по специальности 031300. «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»Квалификационная характеристика выпускника Выпускник, получивший квалификацию социального педагога, должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы и методы социального воспитания; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе. Выпускник, получивший квалификацию социального педагога, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности социального педагога, решению типовых профессиональной задач в образовательных учреждениях. Основная образовательная программа должна быть направлена на обеспечение профессиональной подготовки выпускника, воспитание у него гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств. В рамках изучаемой дисциплины требования к образованию дипломированного специалиста:
УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ» (название дисциплины) для специальности 031300 Социальная педагогика (шифр и название специальности)
Принципы построения курса ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ: Курс входит в число дисциплин психолого-педагогического цикла ОПД.В.01.0 Курс адресован студентам психолого-педагогического факультета, специализирующимся в области социальной педагогики. Курс готовит студентов к педагогической деятельности в образовательных, и других учреждениях социальной направленности. Основная цель курса для студента - профессиональная подготовка к педагогической деятельности. Ядро курса представляет собой ознакомление и практическое применение коммуникативных знаний для эффективного их использования в педагогическом общении, разрешении конфликтных ситуаций. Для успешного изучения курса студенту необходимо знать различные методологические подходы к педагогическим проблемам, ориентироваться на гуманизацию процессов воспитания и обучения. Программа курса построена на основе системного, личностного, диалогического, культурологического, деятельностного подходов в педагогической науке, индивидуальном анализе учебно-воспитательных ситуаций. В курсе выделено несколько блоков: теоретические основы педагогической коммуникации и ее функции, коммуникативная компетентность педагога, профессионально-педагогическое общение, педагогическая конфликтология. Курс имеет практическую часть в виде семинарских занятий, способствующих закреплению и применению полученных коммуникативных знаний для успешного решения задач педагогического общения. Технология обучения ориентирована на развитие творческого мышления, обогащение коммуникативными знаниями, умениями и их непременное практическое использование для взаимопонимания, конструктивного общения. Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью контрольных и самостоятельных работ, анализа участия в семинарских занятиях и решения педагогических задач, конфликтных ситуаций, зачета. Цели курсаПосле изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должениметь представление:
должен знать:
уметь:
Владеть опытом (обладать навыками):
Структура курса
Учебно-тематический план курса«Педагогические коммуникации» Распределение часов по темам курса и видам занятий
Содержание курса лекционных занятий Лекция 1.Введение в курс педагогические коммуникации(ПК). Теоретико-методологические основы педагогических коммуникаций: объект, предмет, особенности, задачи, основные категории, методология и методы исследований. Понятие о коммуникации и ее функциях. Лекция 2.Методологические подходы к исследованию ПК: информационный. Становление и развитие ПК как теории информационного подхода в педагогике. Модель воздействия информации на личность. Понятие о репрезентативных системах. Педагогическая калибровка. Модальный мониторинг образования. Лекция 3.Понятие о коммуникативности личности. Коммуникативность личности: коммуникативные знания, умения, навыки, способности, привычки, характер. Коммуникативная культура. Лекция4.Методологические подходы к исследованию ПК: компетентностный. Коммуникативная компетентность, ее структура, модель и пути формирования. Педагогическая коммуникативная компетентность, методика ее измерения. Лекция 5.Функции ПК. Познавательная и управляющая функции ПК. Проявления познавательных и управляющих свойств коммуникативности в специальных знаниях, умениях, навыках успешного педагога. Лекция 6.Экспрессивная функция ПК. Экспрессивные свойства коммуникативности, выраженные через невербальное общение: кинесику, физиогномику, паралингвистику, проксемику, внешнее самооформление. Лекция 7.Основы физиогномики и кинесики в деятельности педагога. Основные закономерности и принципы кинесики. Функции языка тела. Способы взаимодействия с людьми на невербальном уровне. Лекция 8.Педагогическое общение - ведущее звено ПК. Сущность, предмет, аспекты, структура, виды, особенности педагогического общения. Барьеры общения. Лекция 9.Взаимопонимание в педагогическом общении. Социальная перцепция, уровни восприятия, педагогическая эмпатия. Перцептивные ошибки педагога, их типы. Преодоление ошибок, принцип К. Роджерса. Профессионально-перцептивная культура. Лекция 10.Взаимоотношения в педагогическом общении. Педагогически целесообразные отношения, их уровни. Авторитет педагога. Гуманизация педагогического общения. Лекция11. Педагогическая конфликтология. Основные понятия о конфликтах, их виды. Состояния, порождающие конфликты. Педагогические конфликты, их определение и особенности. Конфликтное поведение учеников, педагогов, профилактика его проявления. Лекция 12. Стратегии управления педагогическими конфликтами. Конструктивное и деструктивное поведение педагога в конфликте. Лекция 13. Эффективные технологии управления конфликтами. Показатели конструктивного разрешения конфликта и коммуникативная компетентность педагога. Программа практических (семинарских) занятий Тема 1.Практикум по технологиям работы с репрезентативными системами.
Тема 2. Практикум по педагогической калибровке. 1.Рабочая модель процесса коммуникации: педагогическая калибровка и присоединение. Тренинговые упражнения. 2.Педагогические стили работы педагога с позиции психологии коммуникаций. Литература.
Тема 3. Модальный мониторинг образования. 1.Практическое применение в педагогической деятельности модального мониторинга образования на примерах из школьной действительности. «Школьный конвейер» и «коридор», особенности преподавания. 2.Применение гемисферологии в педагогике. 3.Педагогическое «якорение». Литература.
Тема 4.Экспрессивные свойства коммуникативности. Невербальная коммуникация в педагогическом общении: самостоятельная работа студентов: выявить конструктивные способы педагогического общения на невербальном уровне, используя знания по кинесике, физиогномике, проксемике, паралинвистике. Разработать и провести семинарские занятия по темам: 1.Язык телодвижений: жестикуляция и виды жестов. 2.Жесты в педагогическом общении. 3.Голова, ее движения и позы. 4.Шея, плечи, туловище, движения и позы. 5.Жесты рук и ног, их движения. 6.Физиогномические характеристики лица, лба, бровей, их мимика. 7.Физиогномические характеристики носа, ушей, подбородка, рта, губ. Улыбка, смех. 8.Глаза и взгляд, зрительный контакт. 9.Основы проксемики. Использование зон взаиморасположения при социальном контакте. 10.Язык тела, сигнализирующий о намерениях, вводящий в заблуждение, агрессивный, подчинения, согласия, в публичном выступлении. 11.Язык тела в ситуациях приветствия, прощания, при деловом, дружеском контакте. Ролевое поведение, символы статуса. 12.Пространственно-знаковое поведение. Психологическая вертикаль, горизонталь, саггиталь. Разработки и проведение занятий выстроить по плану: А) тема и цель семинара; Б) основные понятия и категории, краткий теоретический экскурс; В) ход и содержание практической работы студентов на занятии, упражнения; Г) выводы и литература (не менее 3-4 источников). Литература.
Тема 5. Практикум по речи педагога.
Литература.
Тема 6. Практикум по технике «активного слушания».
Литература. Гиппенрейтер Ю.Б.Общаться с ребенком как? М., 1995.с.65-87. Тема 7. Функции педагогического общения.
Литература.
Тема 8. Особенности педагогического общения. 1. Выделить особенности педагогического общения и подтвердить их практическими примерами.
Литература. 1.Щуркова Н.Е.. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998, темы 7,8. 2.Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998. 3.Педагогические ситуации в воспитании школьников. Под ред. Годшек С.М. - Воронеж, 1985. 4.Самыгин С. И. Столяренко Л. Д. Педагогика: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: Феникс, 2003 -352с.; с.222-229. Тема 9. Реализация модульного курса по навыкам общения.
Литература. Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.-М.: ВАКО, 2004.-122с. Тема 10. Основы педагогической конфликтологии.
Литература.
Тема 11. Защита самостоятельных разработок студентов. Ориентировочная тематика работ:
Самостоятельная работа студентов: методические указания. . Студенты готовятся дома к текущим семинарским занятиям, просматривая конспекты, учебники, выполняя методические указания и задания к каждому практическому занятию по темам курса (см. программу практических занятий с методическими указаниями к каждому занятию). Студент конструирует сценарий занятия, продумывает и прописывает упражнения, тренинговые задания, вопросы для установления обратной связи с аудиторией и проверки степени усвоения знаний и умений. При контроле учитывается наличие: - профессиональной педагогической позиции студента; - диалога с аудиторией слушателей; - умений публичного выступления; - содержательности подготовленного занятия. Студенты самостоятельно внеаудиторно отрабатывают навыки невербального общения, выполняют индивидуальные задания по темам семинаров курса. Предусматривается проведение контрольного самостоятельно разработанного занятия (см. семинары 4 и 11 с методическими указаниями к ним). Студенты по желанию выбирают себе тему контрольного занятия из предложенных в 4 и 11 семинарах. Разработки и проведение занятий должны быть выстроены по плану: А) тема и цель семинара; Б) основные понятия и категории, краткий теоретический экскурс; В) ход и содержание практической работы студентов на занятии, упражнения; Г) выводы и литература (не менее 3-4 источников). Помимо проведения занятия, оно оформляется в печатном виде в соответствие с планом, приведенном выше, и сдается на проверку преподавателю. Контролирующие материалы: текущий и итоговый контроль. Текущий контроль проводится на семинарских занятиях при оценивании подготовки студентов к ним и включает в себя следующие показатели: степень разработанности темы, умения наблюдать и видеть, слушать и слышать, подбирать примеры, решать задачи и выполнять тестовые задания. Поскольку курс имеет ярко выраженный прикладной характер, оцениваются выработанные практические умения и способности в разрешении педагогических задач и конфликтных ситуаций. Важным является осознание гуманистических принципов как основы навыков профессионального педагогического общения. Итоговый контроль знаний осуществляется в виде зачета. Зачетные вопросы по курсу состоят из двух заданий: первое - теоретический вопрос, отражающий какую-либо тему из «Содержания курса лекционных занятий» или тест по курсу:
а) управление воспитанием, обучением и развитием ребенка; б) организация приема, переработки и передачи педагогической информации; в) организация педагогического процесса, как общения, взаимосвязи на основе приема и передачи информации и личных смыслов.
а) процесс воспитания; б) процесс общения; в) процесс обучения.
а) выявление закономерностей, вербальных и невербальных средств и эффективных технологий взаимодействия участников педагогического общения; б) выявление особенностей процесса продуктивного формирования личности; в) определение закономерностей процесса обучения.
а) пропуск информации; б) обобщение; в) сенсорные предпочтения; г) неправильная речь; д) неверное ударение; ж) быстрый темп речи; з) все ответы верны.
а) информационная; б) познавательная; в) социальной детерминации; г) экспрессивная; д) управляющая; ж) все ответы верны.
а) интегративная способность, направленная на обучение результативности общения, обусловленная уровнем обученности, воспитанности и развития личности; б) интегративная способность, направленная на реализацию гуманистических качеств личности; в) интегративная способность, направленная на формирование эмоциональных отношений. 7. Экспрессивность выражается в: а) невербальной коммуникации; б) речи; в) внешнем облике; г) одежде, обуви; ж) все ответы верны. 8. Кинесика – это: а) наука о движениях; б) наука о выражениях лица и тела; в) наука о телодвижениях, применяемых в процессе человеческого общения. 9. Физиогномика – это: а) наука о движениях; б) наука о выражениях лица и тела; в) наука о телодвижениях, применяемых в процессе человеческого общения. 10. Требования, предъявляемые к педагогическому общению: б) творческие выстраивание взаимоотношений; в) доверительность; г) монологичность; д) взаимопонимание. Что лишнее? 11. Структура педагогического общения: а) социально-психологический блок; б) нравственно-этический; в) эстетический; г) технологический; д) развивающий. Что лишнее? 12. Компоненты социально-психологического блока – это … а) перцептивный; в) аффективный; г) гуманистический; д) праксический. Что лишнее? 13. Педагогически целесообразные отношения – это: а) субъект-объектные ролевые; б) функциональные; в) субъект-субъектные равнопартнерские. Второе проверочное задание на зачете - задача на разрешение педагогической конфликтной ситуации, например, из «Практикума по решению конфликтных педагогических ситуаций» Чернышева А.С. (см. список литературы) или из учебного пособия С.Л.Троянской «Педагогическая коммуникация: методология, теория и практика». Зачет может проходить и как защита студентами самостоятельных разработок занятий (см. темы семинаров 4, 11.), которые проводятся самими студентами как семинарские занятия. Эти разработки сдаются также в письменном виде и оцениваются в качестве контрольных работ. Таким образом, существует несколько альтернативных вариантов проведения итоговой проверки знаний, зачета. Балльно-рейтинговая система оценки текущей успеваемости студентов
Перевод баллов в итоговый рейтинг:
Список основной и дополнительной литературы Основная литература. 1. Троянская С.Л. Педагогическая коммуникация: методология, теория и практика. Учебное пособие. Ижевск : изд-во УдГУ. 2011. 2. Паршукова Л. П., Карлышев В. М., Шакурова З. А. Физиогномика/Серия «Высшее образование».-Ростов н /Д: Феникс, 2004.-384с. 3. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998. 4. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения/Серия «Высшее образование».-Ростов н/Д: Феникс,2004.-352с. 5. Троянская С.Л. Методические рекомендации к курсу «педагогические коммуникации». Учебно-методическое пособие. Ижевск :изд-во УдГУ. 2006. Дополнительная литература.
Электронные ресурсы 1. http://nonverbal.org 2. www.psychologos.ru/Невербальное общение 3. http://freest.org 4. http://interesting-things.ru/neverbalnoe-obshenie 5. http://e.lanbook.com/ |
Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция» Для направления Учебно-методический комплекс «Муниципальное право России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс по направлению подготовки специалиста:... Межкультурная коммуникация и религия: Учебно-методический комплекс/Авт сост. Ереметова К. Ю. Спб.: Ивэсэп, 2011. – 46 с | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 032401 Реклама Согласовано... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине социальная антропология... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине аграрное право Для направления/специальности... | ||
Учебно-методический комплекс по направлению подготовки специалиста:... О-75 Основы художественного перевода: учебно-методический комплекс / авт сост. Э. В. Седых. Спб.: Ивэсэп, 2010. – 55 с | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и психология управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс обязательно формируется на каждой кафедре... Умкд – совокупность взаимосвязанных учебно-методических материалов на различных носителях информации по учебной дисциплине конкретного... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика». Профиль подготовки «Печать»,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной формах обучения направления... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной формах обучения направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства 24. 03. 2011, протокол №6 Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства от 24. 02. 2011 г., протокол № Соответствует требованиям к содержанию,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300 «Журналистика» ... | Учебно-методический комплекс по модулю российская культура и искусство... ... |