Скачать 66.96 Kb.
|
План – конспект урока Тема: «Видообразование как результат микроэволюции». Цель: рассмотреть механизмы видообразования на примерах аллопатрического и симпатрического, формировать и совершенствовать знания о микроэволюционных процессах. Задачи : Образовательные: закрепить и систематизировать знания о микроэволюционных процессах в популяциях; углубить и расширить знания о механизмах процессов видообразования на примерах аллопатрического и симпатрического видообразования; проверить качество усвоения терминологии по теме «микроэволюция»; Развивающие: развитие умений выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; Воспитательные: воспитание положительной мотивации учебной деятельности, формирование коммуникативных навыков при работе; научного мировоззрения, воспитывать любовь к природе, стремление познания многообразия жизненных форм организмов. Тип урока: урок формирования и совершенствование знаний. Вид урока: изучение нового материала. Методы и методические приёмы: словесные (рассказ с элементами беседы); постановка проблемных вопросов; групповая лабораторная работа; фронтальная работа с классом; наглядные (анимационные схемы, музыкальный видеоролик, программные возможности интерактивной доски, рисунки). Оборудование: интерактивная доска CLASUS, компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивные рисунки и задания – 2СD-диска «1С: Школа. Биология 8 класс», индивидуальные карточки «Относительность приспособлений организмов» и «Приспособительные особенности организмов»; информационные карточки о жизни животных; учебное электронное издание «Лабораторный практикум «Биология 6 – 11 класс». Республиканский мультимедиацентр, 2004 г» СД – 2 «Коллекция видеозаписей поведения животных»; таблицы, картины различных животных; гербарии или рисунки растений; раздаточная опорная схема. Ход урока:
а) заполнить таблицу индивидуальной карточки «Приспособительные особенности организма», просмотрев на компьютере в учебном электронном издании (смотреть в оборудовании) предложенный видеофрагмент поведения животного (количество таких заданий зависит от количества ПК в учебном кабинете). /Образец каточки смотреть в Приложении 1, карточка №2. Для просмотра можно предложить видеофрагменты №3 – скат, №4 – акула, №5 – зеленая черепаха, №6 – императорский пингвин, №8 – тупики, №11 – бобр, №13 – лиса, №14 – тигр, №15 – лев, №16 – морские котики, №17 – касатка, №19 – африканский слон./ Остальным учащимся б) заполнить таблицу индивидуальной карточки «Относительность приспособлений организмов», изучив информационную карточку об особенностях животного. /Образец карточки смотреть в приложении, карточка №1 в Приложении 1./
- вид; - микроэволюция; - популяция; - движущий отбор; - адаптация; - стабилизирующий отбор; - дивергенция; - мутации. IV. Постановка проблемного вопроса: На интерактивной доске демонстрируется аудио/видео презентация «Живет повсюду красота» (музыка и слова Ю. Антонова, видеофрагменты мультимедийного компакт диска «Природа России» - Взят с сайта viki.rdf.ru, оформление Берюховой Е.К), где показаны видеофрагменты из жизни животных и растительные сообщества. Обсуждение после демонстрации: - Какие виды живых организмов вы видели? Сколько их было? (количество звучит разное, все сходятся в одном – много!) Проблемный вопрос: Почему так много видов живых организмов? V. Лабораторная работа по группам (4 человека). Выданы рисунки или гербарии растений одного рода, но разных видов (на интерактивную доску выведены фото этих же пар объектов), рассмотреть предложенные образцы и ответить на вопрос (записан на доске): «Если предположить, что у данных видов один предок, почему произошло разделение на разные виды?» /Можно предложить пары растений: василек луговой – василек синий, роза коричная – роза морщинистая, чина лесная – чина луговая, горчица черная – горчица белая, лапчатка гусиная – лапчатка прямостоячая, клевер луговой – клевер ползучий, лук репчатый – лук круглый./ Обсуждение выводов и мнений по данной лабораторной работе. VI. Изучение нового материала. На основе интерактивных анимаций ЦОР «Географическое видообразование» и «Экологическое видообразование» провести объяснение материала темы Основные положения темы:
а) возникновение новых видов при быстром изменении кариотипа путем полиплоидизации; б) гибридизация с последующим удвоением числа хромосом; в) возникновение репродуктивной изоляции особей внутри ареала первоначальной единой популяции в результате фрагментации или слиянии хромосом, хромосомных перестроек. 3. При географическом видообразовании новые виды возникают на краях ареала исходного вида, где популяции подвергаются различному направлению давления отбора. 4. Симпатрическое видообразование связано, как правило, с крупными хромосомными перестройками. Вывод: В одних случаях видообразование связано с пространственной изоляцией популяции, в других случаях новый вид возникает внутри ареала исходного вида. Составление опорной схемы в режиме работы интерактивной доски (заранее заготовить часть схемы, а учащиеся вписывают пропущенные слова, при фронтальном обсуждении), затем вывести полную готовую схему, заранее созданную в слайде интерактивной доски. Главная опорная схема (Приложение 2) раздается учащимся для вклеивания в рабочую тетрадь. VII. Сообщения (заранее подготовленные сильными учащимися) по дополнительному материалу о некоторых фактах видообразования в природе. Например, о белом и буром медведях; семействе ванговых птиц; образование видов погремка и т.д. (2-3 сообщения) Фото объектов выводятся на интерактивную доску. VII. Закрепление изученного материала: (фронтально)
VIII. Итог урока: Проблемный вопрос начала урока: Почему же видов живых организмов так много и они такие разные? Обсуждение вопросов. Всегда ли микроэволюция приводит к образованию новых видов? Какой путь видообразования самый распространенный, почему? Домашнее задание: Параграф 1.4.7. Пронаблюдать в природе за воробьём полевым и воробьём полевым. Оценки за урок. ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Карточка 1. Фамилия, имя:________________________________________________________ Задание: Изучив информацию о предложенном организме и его фото, определите относительный характер имеющихся у него приспособлений и условия среды, в которых они ему не помогают. Запишите ваше мнение в таблицу. Относительность приспособлений организма.
Карточка 2. Фамилия, имя:_________________________________________________________ Задание: Просмотрите видеофрагмент поведения животного (№14), выявите его приспособительные особенности и их разновидности. Ваше мнение запишите в таблицу. Приспособительные особенности организма.
Приложение 2. Опорная схема. Новые виды, морфологически близкие к исходному |
«Видообразование результат микроэволюции» Цель: рассмотреть механизмы видообразования на примерах аллопатрического и симпатрического, формировать и совершенствовать знания... | Конкурс «Педагогическая мастерская» Урок биологии в 11 классе Тема... Тема урока: «Искусственные системы. Агроценозы, факторы повышения их продуктивности» | ||
Конспект урока повторяем признаки имени прилагательного (Тема урока)... Как вы думаете, чему будет посвящена тема урока? (Сегодня на уроке мы будем говорить об имени прилагательном) | Конспект урока всемирная паутина как информационное хранилище (Тема урока) фио (полностью) ... | ||
Конспект урока конструирование текстов (Тема урока) фио (полностью) Цель урока: Формирование представления о хронологических датах как части исторических знаний | Конспект урока радиоактивность как свидетельство сложного строения... Тема и номер урока в теме «Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.» №53 п/п, а в теме «Строение атома и атомного... | ||
Или, что такое эссе и как его написать? Все просто: получено задание от преподавателя как результат окончания очередного полугодия или семестра, как результат окончания... | Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи» Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний | ||
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | Конспект урока тема урока: «Альдегиды» Ф. И. О.(полностью) Кошурина... Цель урока: формирование представления об альдегидах как органических соединениях | ||
Конспект урока «окружающий мир» Учитель: Воронина Марина Геннадьевна... Цель урока: сформировать у учащихся общее представление о жизни диких и домашних животных | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Переход от непосредственного сравнения величин к сравнению величин с помощью их измерения. Число как результат измерения... | ||
Конспект урока по природоведению Пояснительная записка Тема урока... Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности... | Конспект урока Тема: Русская народная сказка Снегурочка ... | ||
Конспект урока по физической культуре в 6 классе Тема: Баскетбол Тема: Гимнастические упражнения как средство развития физических качеств (Комплексная программа физического воспитания учащихся,... | Конспект урока по информатике в 9 классе Тема урока: «Команда присваивания» Цели урока Сегодня на уроке, мы выясним: каким образом задаются значения величин в программе, познакомимся с командой присваивания как одним... |