Скачать 102.14 Kb.
|
Программа по биологии (растения, животные, человек и его здоровье) На базе основного общего образования (9 классов) Общие указания. На экзамене по биологии поступающий в средне специальное учебное заведение должен показать:
Растения Ботаника – наука о растениях. Растительная жизнь, как составная часть природы, его разнообразие, распространения на Земле. Цветковое растение и его – строение. Семя. Строение семян (на примере двудольного и однодольного растения). Состав семян. Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростка. Время посева и глубина заделки семян. Корень. Развитие корня из зародышевого корешка. Виды корней. Типы корневых систем (стержневая и мочковатая). Внешнее и внутреннее строения корня в связи с его функциями. Зоны корня. Рост корня. Понятие о ткани. Поглощение корнями воды и минеральных солей, необходимых растениям. Удобрения. Дыхание корня. Значение обработки почвы, внесение удобрений, полива для жизни культурных растений. Корнеплоды (видоизменение корня). Значение корня. Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями, кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки. Дыхание листьев. Питание растений из воздуха. Испарение воды листьями. Листопад. Значение листьев в жизни растений. Роль зеленых растений в природе и жизни человека. Стебель. Понятие о побеге. Почки листовые и цветковые, их строение, расположение на стебле. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. Ветвление стебля. Формирования корней. Внутренне строение древесного стебля в связи с его функциями: кора, древесина, сердцевина. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Значение стебля. Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение. Вегетативное размножение цветковых растений. Размножение растений по средством побегов, корней, листьев в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, стеблевыми и корневищными черенками, отводками, делением куста, прививкой). Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения. Цветок и плод. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветик (чашечка и венчик), тычинка пестик или пестики. Строение тычинки и пестика. Цветки однополые и обоеполые. Соцветия и их биологические значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Оплодотворение. Образование семян и плодов. Значение цветков, плодов, семян в природе и жизни человека. Растение – целостный организм. Взаимосвязь органов, основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания. Классификация цветковых растений. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических (таксономических) категориях – вид, род, семейство, класс. Значение международных названий растений. Класс двудольных растений. Семейство крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных. Класс однодольных растений. Семейство злаковых, семейство лилейных. Отличительные признаки растений основных семейств, их биологические особенности и народнохозяйственное значение. Типичные культурные и дикорастущие растения этих семейств. Влияние хозяйственной деятельности растения этих семейств. Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений. Охрана редких видов растений. Красная книга. Основные группы растений. Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Распространение бактерий в воздухе, в воде, в почве живых организмах. Роль бактерий в природе, в медицине, в сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними. Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей. Нитчатые водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве. Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Условия жизни грибов в лесу. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве. Лишайники. Строение лишайников. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайников в природе и хозяйстве. Мхи. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности его строения. Образование торфа, его значение. Папоротникообразные. Папоротник. Строение и размножение. Хвощ, плаун. Голосеменные. Строение и размножение голосеменных (на примере сосны и ели). Распространение хвойных, их значение в природе и хозяйстве. Покрытосеменные (цветковые). Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на Земле и господство в современной флоре. Влияние хозяйственной деятельности на видовое многообразие растений. Охрана растений. Развитие растительного мира на Земле. Этапы исторического развития и усложнение растительного мира на Зеле. Создание культурных растений человеком. Достижение ученых в выведении новых сортов растений. Растительные сообщества. Понятие о растительном сообществе. Взаимосвязи растений, животных, микроорганизмов, неживой природы в сообществе. Цепи питания. Ярусность надземная и подземная. Сезонные изменения сообщества. Животные. Зоология – наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Сходство и отличие животных и растений. Классификация животных. Простейшие. Общая характеристика. Класс корненожки. Обыкновенная амеба. Среда обитания. Движение. Питание. Дыхание. Выведение. Размножение. Инцистирование. Класс жгутиковые. Зеленая эвглена – одноклеточный организм с признаками животного и растения. Класс инфузории. Инфузория – туфелька. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Многообразие и значение простейших. Малярийный паразит – возбудитель малярии. Тип кишечнополостные. Общая характеристика типа. Пресноводная Полин – гидра. Среда обитания и внешнее строение. Лучевая симметрия. Внутренне строение (двухслойность, разнообразие клеток.) Питание. Дыхание. Нервная система. Рефлекс. Регенерация. Размножение вегетативное и половое. Морские кишечнополостные (полипы и медузы), их значение. Тип плоские черви. Общая характеристика типа. Класс ресничные черви. Белая планария – представитель свобдноживущих червей. Внешнее строение. Двустороння симметрия. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение. Регенерация. Класс ленточные черви. Бычий цепень. Паразитический образ жизни. Особенности внутреннего и внешнего строения. Цикл развития и смена хозяев. Меры предупреждения заражения. Тип круглые черви. Общая характеристика типа, человеческая аскарида. Внешнее строение. Полость тела. Питание. Размножение и развитие. Вред аскариды. Меры предупреждения заражения. Тип кольчатые черви. Общая характеристика типа, их многообразие. Дождевые черви. Среда обитания. Внешнее строение. Ткани. Кожно-мускульный мешок. Полость тела. Системы органов пищеварения, кровообращения, выделения. Процессы жизнедеятельности. Нервная система. Регенерация. Размножение. Значение дождевых червей в почвообразовании. Тип моллюски. Общая характеристика типа. Класс брюхоногие. Большой прудовик. Среда обитания и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности. Морские и наземные брюхоногие, их значение. Класс двустворчатые. Многообразие моллюсков (беззубка, виноградная улитка, слизни, устрица). Значение в природе и жизни человека. Тип членистоногие. Общая характеристика типа. Класс ракообразные. Речной рак. Среда обитания. Внешнее строение. Размножение. Внутренне строение. Пищеварительная, кровеносная и дыхательная системы. Органы выделения. Питание, дыхание, выделение. Особенности процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Класс паукообразные. Паук-крестовик. Среда обитания. Внешнее строение. Ловчая сеть, ее устройство и значение. Питание, дыхание, размножение. Паразитические клещи – возбудители и переносчики болезней. Меры защиты от клещей. Класс насекомые. Майский жук. Внешнее и внутренне строение. Процессы жизнедеятельности. Размножение. Этапы развития. Отряды насекомых с полным превращением. Чешуекрылые. Капустная белянка. Тутовый шелкопряд. Шелководство. Двукрылые. Комнатная муха, овод. Перепончатокрылые. Медоносная пчела и муравей. Инстинкт. Наездники. Биологический способ борьбы с вредителями. Отряд с неполным превращением. Прямокрылые. Перелетная саранча – опасный вредитель сельского хозяйства. Роль насекомых в природе, их практическое значение. Сохранение их видового многообразия. Тип хордовые. Общая характеристика типа. Класс ланцетники. Ланцетник – низшее хордовое животное. Среда обитания. Внешнее строение. Хорда. Особенности внутреннего строения. Сходство ланцетников с позвоночными и беспозвоночными. Класс рыбы. Общая характеристика класса. Речной окунь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Пищеварительная дыхательная, кровеносная системы. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Многообразие рыб. Отряды рыб: акулы, осетровые, сельдеобразные, карпообразные, кистеперые. Хозяйственное значение рыб. Промысел рыб. Искусственное разведение рыб. Трудовое хозяйство. Необходимость рационального использования рыбных богатств, их охрана (защита вод от загрязнения и др.) Класс земноводные. Общая характеристика – класс. Лягушка. Особенности среды обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатуру. Особенности строения внутренних органов и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы. Размножение и развитие. Многообразие земноводных и их значение. Происхождение земноводных. Класс пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Прыткая ящерица. Среда обитания. Внешнее строение. Особенности внутреннего строения. Размножение. Регенерация. Многообразие современных пресмыкающихся. Отряд чешуйчатые. Отряд черепахи. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся Класс птицы. Общая характеристика класса. Голубь. Среда обитания. Высшее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств . Поведение. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни птиц. Приспособленность птиц к различным средам обитания. Птицы парков, садов, лесов, полей. Птицы леса. Хищные птицы. Птицы болот и побережий водоемов. Птицы степей и пустынь. Роль птиц в природе и их значение в жизни человека. Роль заповедников и зоопарков в сохранении редких видов птиц. Привлечение птиц. Птицеводство. Класс млекопитающие. Общая характеристика класса. Домашняя собака. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полости тела. Система органов. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Отряды млекопитающих. Первозвери. Происхождение млекопитающих. Рукокрылые: летучие мыши. Грызуны. Хищные: собачьи, кошачьи. Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Особенности строения пищеварительной системы жвачных. Породы крупного рогатого скота. Кабан. Домашняя свинья. Непарнокопытные. Дикая лошадь. Породы домашних лошадей. Приматы. Роль млекопитающих в природе и в жизни человека. Влияние деятельности человека на численность и видовое многообразие млекопитающих, их охрана. Человек и его здоровье. Анатомия, физиология и гигиена человека – науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья. Гигиенические аспекты охраны окружающей среды. Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека ( органы и системы органов). Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Рефлекс. Краткие сведения о строении и функциях тканей. Ткани (эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная). Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Соединение костей: неподвижное, полуподвижное, суставы. Сустав, строение (микроскопическое) и рост кости в толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц. Движения в суставах. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительная постоянство внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови, значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты и лейкоциты, их строение и функции. Малокровие. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Борьба с эпидемиями. Иммунитет. Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры). Большой и малый круг кровообращения. Сердце, его строение и работа. Автоматия сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции работы сердца. Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, (их строение и функции). Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Понятие о жизненной емкости легких. Понятие о нервной и гуморальной регуляции дыхания. Гигиена дыхания. Пищеварение. Питательные свойства и пищевые продукты. Ферменты и их роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Пищеварение в желудке. Понятие о нервно – гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Роль И.П. Павлова в изучении функции органов пищеварения. Печень, желудочная железа и их роль в пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания. Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Пластический и энергетический обмен – две стороны единого процесса обмена веществ, обмен веществ между организмом и окружающей средой. Норма питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма. Выделение. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ. Кожа. Строение кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды. Нервная система. Значение нервной системы. Строение5 и функции спинного мозга и отделов головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного и мозжечка. Понятие о вегетативной нервной системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий. Анализаторы. Органы чувств. Значение органов чувств. Строение и функции органа зрения. Гигиена зрения. Строение органов слуха. Гигиена слуха. Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности: его сущность. Значение слова. Сознание и мышление как функции высших отделов головного мозга. Антинаучность религиозных учений о душе. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Вредное влияние курения и употребления алкогольных напитков на нервную систему. Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гормональной регуляции в организме. |
Программа по биологии пояснительная записка В содержание программы включен материал из следующих разделов школьной биологии: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные»,... | Курс «Человек и его здоровье» 8 класс Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по... | ||
Рабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина... Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»... | Программа по биологии на базе 9 классов для подготовки к вступительным... Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования... | ||
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8... Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе:... | Дмитриева Т. А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы,... Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.), Примерной программы... | ||
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного... | Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на базе примерной программы по биологии основного общего образования 2004 года, соответствует авторской... | Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в полном соответствии... Программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек и его здоровье» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 8 класса... | Программа по химии на базе основного общего образования (9 классов) Общие указания Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит" | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой полностью отражающей... | Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э. Д. Днепров, at. Аркадьев. М.:... | Литература на базе основного общего образования (9 классов) Для поступающих на все специальности на базе основного общего образования (9 классов) устанавливаются испытания по двум общеобразовательным... |