Конспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010





Скачать 110.9 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010
Дата публикации03.10.2013
Размер110.9 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
План – конспект открытого урока в 5 классе.

Тема: Витамины.

Дата:  _15.10.2010.________

Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», содержание их в продуктах питания и ролью для жизни человека.

Задачи: а) образовательная: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ; познакомить с понятиями «авитаминоз», «гипо- и гипервитаминоз, причины их возникновения.

б) развивающая: показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов.

в) воспитательная: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, понимать важность сохранения своего здоровья.

Оборудование: учебник, таблица «Витамины», презентация «Витамины», компьютер и мультимедиа для демонстрации презентации.

Тип урока: изучение нового материала и повторение уже изученного.

Ход урока.

Доклады учащихся были даны заранее:

1. История открытия витаминов?
2.      Свойства витамина А (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).

3.      Свойства витаминов группы В (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).

4.      Свойства витамина С (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).

5.      Свойства витамина D (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).

6.  Свойства витамина E (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).

 

I.                   Орг. момент.

Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение изученного материала.

1. Работа с дидактическим материалом (карточки по теме «Фитонциды» и «Дубильные вещества»).

2.   Фронтальный опрос (разгадывание кроссворда).

 III. Изучение нового материала.

Учитель зачитывает стихотворение:

Вот прозвенел очередной звонок,

Мы начинаем необычный наш урок.

Вы сядьте поудобнее ребята

И не пугайтесь многих взглядов.

Давайте улыбнемся мы друг другу

И к новым знаниям протянем руку.

Сегодня на урок к нам азбука пришла

И много нового с собою принесла.

Причем тут азбука? Возник у вас вопрос.

Ответ найдете вы скорей из мыслей, слов,

Которые я вам озвучить рада.

-О какой азбуке идет речь? О чудесной азбуке здоровья – витаминах (озвучить тему урока, задачи). Итак, что же такое витамины? (показ презентации)

1.Витамины ( от лат. «вита» - жизнь) - это биологически активные вещества, которые не образуются в организме человека, а поступают с пищей растительного и животного происхождения. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ. Как же были открыты эти чудесные вещества?

Доклад учащегося об открытии витаминов Н. И. Луниным, вклад в окрытие К. Функа и Эйкмана.
2. Понятия «авитаминоз», гипо- и гипервитаминоз. Причины его возникновения.

- Насчитывают около 30 витаминов. Каждому присвоена буква латинского алфавита, поэтому этот ряд называют «волшебной азбукой здоровья». Витамины играют большую роль в организме, поэтому питаться полноценно очень важно. Недостаток какого-либо витамина чреват тяжелыми последствиями, возникает витаминная недостаточность или АВИТАМИНОЗ (ГИПОВИТАМИНОЗ). Избыточное поступление витаминов в организм вызывает состояние, которое называется гипервитаминозом. Обычно это наблюдается при употреблении синтетических препаратов витаминов и сопровождается самыми разнообразными признаками отравления. Наиболее токсичными являются витамины А и D которые часто дают маленьким детям. Иногда гипервитаминоз А возникает при приеме в пищу продуктов, содержащих большое количество этого витамина (овощи, печень морских животных). Из водорастворимых витаминов наиболее токсичным является витамин B, большие дозы которого могут приводить к сильным аллергическим реакциям. При длительном приеме витамина B может наблюдаться повышение свертываемости крови.
3. Знакомство с основными витаминами, их значение в организме.

- А теперь давайте устроим целый парад витаминов и познакомимся с основными, их ролью в основных процессах жизнедеятельности организма и продуктами растительного и животного происхождения, содержащие наибольшее количество витаминов.

Доклады учащихся о витаминах А, В, С, D, Е. Полученную информацию о витаминах, учитель предлагает записывать в таблицу:


Витамин.

Основные продукты, содержащие витамин.

Недостаток витамина.


 

4.      Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.

Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания.

Охлаждение предусматривает поддержание в толще продукта температуры в пределах 0...+4°С. Замораживание связано с образованием в цитоплазме клеток кристаллов льда. Особенно ценным является метод быстрого замораживания продуктов, так как при этом хорошо сохраняются витамины. В этом случае нужно также использовать быстрое размораживание.

Обычная естественная (солнечная) сушка продуктов сопровождается значительным разрушением витаминов. В наибольшей степени обеспечивает сохранность витаминов вакуумная сушка. Она проводится в условиях разрежения при температуре не выше 50 °С.

Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.
5.    Как правильно принимать витамины.

- Необходимо знать, что витамины – это не лакомство. Существуют правила приема этих веществ:

А) Все витаминные препараты принимают во время или после еды;

Б) Витамины лучше не раскусывать, а глотать целой, запивая большим количеством воды;

В) Витаминные препараты принимают строго по указанной инструкции.

Некоторые люди, предполагая, что витамины «не повредят», принимают их в чрезмерных количествах. Использование высоких доз витаминов может привести к передозировке — вызвать головные боли, нарушения пищеварения, изменения кожи, слизистых, костей и т.д.

Как вы думаете, что мешает усвоению витаминов в организме?

Что мешает усвоению витаминов:

Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В.

Никотин - Разрушает витамины А, С, Е.

Кофеин – Убивает витамины В.

Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А.

Антибиотики – Разрушают витамины группы В.

Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В.

Какие витамины и витаминные комплексы вы знаете, и какие принимаете сами?

Какие витамины вы принимаете ?

Алфавит, Аскорбиновая кислота, Биовиталь гель, Джунгли,   Дуовит, Йодомарин,   Кальций D3 Никомед, Компливит, Мультитабс, Пиковит,  Ревит,  Фолиевая кислота,  Центрум, Черника форте,  Nutrilait  и др.

 

В конце урока учащиеся делают вывод и записывают домашнее задание.
Приложение к уроку (доклады даются учащимся заранее):
Выступление № 1

История изучения витаминов.

Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительным болезням , если они находились долго без свежих продуктов, овощей.

У них развивалась ЦИНГА. Страдали дёсна , мышцы , суставы, наблюдались слабость ,отёки, сосуды лопались и. т. д.От цинги моряков погибло больше ,чем от морских сражений . Было замечено , что те моряки, которые употребляли в пищу морскую водоросль оставались живыми. В народе с давних пор цингу лечили плодами шиповника, настоем хвои. Из жизненных наблюдений люди узнали ,что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок , есть капусту ,лук, чеснок.

Долгое время оставалось неизвестным, почему потребление этих продуктов предотвращает цингу. Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием первым открыл

русский врач Николай Иванович Лунин. Он кормил группу мышей чистыми смесями, получен-

ными искусственным путём, на 11-й день мыши погибли. Тогда он добавлял минер. соли, белки , жиры, углеводы, мыши всё равно гибли. Третья партия, которую кормили молоком, была здорова.

У учёного возникла мысль: значит, в искусственных смесях чего-то не хватает. Он предположил, что это какие-то неизвестные вещества, которые в ничтожно малых количествах обязательно присутствуют в таких естественных продуктах, как молоко. Исследования Лунина долгое время

были малоизвестны, И их забыли. Позже его опыты независимо были повторены в России,

Англии, Америке, Швейцарии.

Позже успехи в изучении витаминов были сделаны химиками. Они не только узнали их свойства . но и смогли получить в пробирке химическим путём. В настоящее время насчитывается более 30 витаминов, обозначают их буквами латинского алфавита. А,В С, Д, Е.
Выступление № 2

ВИТАМИН С ( аскорбиновая кислота)

Значение для организма:

Играет большую роль в процессах обмена веществ. Благоприятно действует на функции Ц.Н.С.

.Оказывает омолаживающий эффект.

Укрепляет соединительную и костные ткани.

Повышает защитные силы, предохраняет от инфекций, обеспечивает устойчивостью организма к неблагоприятным условиям

Стимулирует образование белка- коллагена, необходимого при заживлении ран.
Опыт: группам морских свинок давали разные дозы в течение месяца витамина С , через месяц их заражали дифтерией. О казалось ,что быстрее заболевали и слабо боролись те мыши , которые получали малую дозу витамина С. У получавших большую дозу

при повторном заражении вырабатывался иммунитет.)

Авитаминозы, вызываемые нарушением дозировки витамина.

Самое характерное заболевание, связанное с гипофункцией (недостатком) Витамина С-ЦИНГА, известная ещё мореплавателям:

Кровоточивость дёсен, слабость , головокружение. ( показать презентацию),иллюстрирующий цингу. При гиперфункции (переизбытке) наблюдается тошнота, образование камней в почках.

Содержание в продуктах.

Витамин С содержится в продуктах растительного происхождения. В значительных

количествах его содержат: плоды шиповника, чёрная смородина, капуста, помидоры, картофель,

а также облепиха и другие овощи и фрукты .( показать выставку на столе)

Суточная норма для женщин и мужчин- 60 мг. При эпидемии гриппа увеличивают до 500мг

Во время В. О. войны труженики тыла обеспечивали наших солдат этим

необходимым витамином. Они собирали хвойные лапки отваривали их, закупоривали в бутылки и отправляли на фронт.
Выступление № 3.

Витамины группы В( эта группа включает несколько витаминов В1,В2 и до В-12)

Значение для организма:

Специфическая функция этой группы в том, что они образуют ферменты, осуществляемые многие важные реакции обмена веществ в организме:

В-1- укрепляет нервы

В-2- регулирует обмен белков и жиров.

В-9- предупреждает анемию.

В-12- регулирует кроветворную функцию, работу мозга.

Авитаминозы, вызываемые нарушением дозировки витамина.

При гипофункции- В-12- анемия, депрессия, В-2- шелушение кожи. При недостатке в пище

В-1 возникает тяжёлая болезнь – бери- бери. ( показать презентацию).

Признаки этой болезни: расстройство Ц.Н.С., судороги, паралич. Раньше она была распространена на тихоокеанских островах.

При гиперфункции- нарушение сердечного ритма, расстройство желудка. Бессонница.

Суточная норма: В-12- 6 мкг. для муж. и жен.В-1-1,2 мг жен., 1,4мг- муж.

Содержание в продуктах : ( показать )- зерновые, бобовые, листовые овощи, отруби, крупы

В-2- мясо, молоко, сыр, творог.

В-12- только в продуктах животного происхождения : печень, почки, яйца, молоко, сыр.

(показать выставку на столе)

Поэтому , у вегетарианцев , которые всем этим не питаются, появляется недостаток вит В-12.
Выступление № 4.

Витамин А ( ретинола)

Значение для организма:

Усиливает остроту зрения

Укрепляет волосы, эпителий зубов

Стимулирует деятельность щитовидной железы.

Регулирует процесс образования новых клеток

Влияет на рост молодого организма.

При гипофункции -нарушается рост и развитие , дети плохо растут. Возникает особое заболевание – «Куринная слепота». Человек или животное не видит в сумерках, хотя хорошо видит днём. Что особенно опасно для водителей .

А связь заключается в том, что без этого витамина не вырабатывается пигмент – родопсин, который находится в сетчатке глаза, и обостряет зрение в сумерках.

При гиперфункции - наблюдаются приступы головокружения, высыпания на коже.

Содержится в продуктах животного происхождения – печень . рыбий жир, молоко, сливочное масло, сметана, яйца, рыба. Может образовываться из каротина, содержащегося в помидорах, красном перце, облепихе, особенно в моркови – поэтому во время ВО войны военным лётчикам давали морковь перед ночными бомбардировками немецких самолётов.
Выступление № 5.

Витамин Е ( витамин молодости)

Не случайно его так называют , и это по праву. Именно этот витамин улучшает деятельность половых клеток, мышц, печени, н/ ткани. Повышает защитные функции организма, замедляет процесс старения, Очень важен для кожи.

При гиперфункции – приводит к аллергии, расстройствам пищеварения

При гиперфункции наблюдается мышечная слабость, и нарушается процесс свёртывания крови.

Жуткая история кочует из сказки в сказку у многих народов мира. Чтобы продлить молодость, злые колдуны в этих сказках поедали младенцев. В 20 веке западные учёные подтвердили, что из эмбрионов (зародышей) можно получать препараты, обладающие мощным омолаживающим эффектом. Человечество не могло идти по- этически сомнительным путям. Но зародыши есть не только у человека, но и у растений. И они обладают мощной биологической активностью.

Ж.енщина, которая прославилась, тем, что ела по утрам проростки пшеницы, и до самой старости оставалась молодой и обладала завидным здоровьем
Выступление № 6.

Витамин Д .

Способен синтезироваться в коже человека, но при обязательном облучении её солнцем.

Способствует усвоению кальция в костях, обеспечивает кальциевый и фосфорный обмен.

При гиперфункции - нарушается синтеза этого витамина, прежде всего страдает костная ткань, т.к снижается количество необходимых ей минеральных веществ.

У детей это состояние называется рахитом (показать, назвать признаки)

По исследованиям ученых оказалось, что уровень витамина Д у городских жителей, живущих в центре города ниже, чем у тех, кто живёт на окраине. Причиной является загазованность воздуха (автомобильные выхлопы, выбросы газов). Всё это может вызывать авитаминозы, особенно у маленьких детей.

У людей живущих на Крайнем севере из-за полярной ночи возникает недостаток инсоляции-

облучение человека солнечными лучами . Ослабляется структура костей, появляются боли в суставах и костях.

Содержание в продуктах

Больше всего в печени, яичном желтке, в сливочном масле.
Презентация к уроку подготовлена ученицей 5 А класса Ракович Александрой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010 iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Учитель: Костина...
Тема урока: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предложения)
Конспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010 iconКонспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
Конспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010 iconПлан конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе...
План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол"
Конспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010 iconКонспект урока биологии в 8 классе по теме «Витамины» фио (полностью)...
Цель урока: усвоить понятия витамины и х связь с функциями человеческого организма
Конспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010 iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010 iconКонспект занятия по валеологии в старшей группе тема: «витамины укрепляют организм»
Цель урока: усвоить понятия витамины и х связь с функциями человеческого организма
Конспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010 iconПлан-конспект открытого урока по истории. Учитель: Самсонов А. А....
А образовательные цели: познакомить учащихся с географическим положением Финикии
Конспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010 iconКонспект открытого урока по программе «Разговор о правильном питании»...
Цель урока: усвоить понятия витамины и х связь с функциями человеческого организма
Конспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010 iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010 iconКонспект открытого урока по физической культуре в 6 «б» классе. Учитель:...
Тема: Гимнастические упражнения как средство развития физических качеств (Комплексная программа физического воспитания учащихся,...
Конспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010 iconКонспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина...
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Конспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010 iconТема: “Animals”
Конспект открытого урока английского языка в 4 классе. Подготовила Ягужинская Е. В
Конспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010 iconКонспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая...
План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория
Конспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010 iconКонспект урока: Урок №38 Дата: 26. 01. 12 Класс: 4 а тема раздела:...
Базовый умк: Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. Английский язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: Учебник...
Конспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010 iconКонспект открытого урока по физической культуре в 5 «А» классе
Тема урока: Физические упражнения, ориентированные на развитие координации, основных и специальных физических качеств
Конспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010 iconТема урока: «Трапеция и её свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск