Скачать 110.9 Kb.
|
План – конспект открытого урока в 5 классе. Тема: Витамины. Дата: _15.10.2010.________ Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», содержание их в продуктах питания и ролью для жизни человека. Задачи: а) образовательная: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ; познакомить с понятиями «авитаминоз», «гипо- и гипервитаминоз, причины их возникновения. б) развивающая: показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. в) воспитательная: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, понимать важность сохранения своего здоровья. Оборудование: учебник, таблица «Витамины», презентация «Витамины», компьютер и мультимедиа для демонстрации презентации. Тип урока: изучение нового материала и повторение уже изученного. Ход урока. Доклады учащихся были даны заранее: 1. История открытия витаминов? 2. Свойства витамина А (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?). 3. Свойства витаминов группы В (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?). 4. Свойства витамина С (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?). 5. Свойства витамина D (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?). 6. Свойства витамина E (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?). I. Орг. момент. Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку. II. Повторение изученного материала. 1. Работа с дидактическим материалом (карточки по теме «Фитонциды» и «Дубильные вещества»). 2. Фронтальный опрос (разгадывание кроссворда). III. Изучение нового материала. Учитель зачитывает стихотворение: Вот прозвенел очередной звонок, Мы начинаем необычный наш урок. Вы сядьте поудобнее ребята И не пугайтесь многих взглядов. Давайте улыбнемся мы друг другу И к новым знаниям протянем руку. Сегодня на урок к нам азбука пришла И много нового с собою принесла. Причем тут азбука? Возник у вас вопрос. Ответ найдете вы скорей из мыслей, слов, Которые я вам озвучить рада. -О какой азбуке идет речь? О чудесной азбуке здоровья – витаминах (озвучить тему урока, задачи). Итак, что же такое витамины? (показ презентации) 1.Витамины ( от лат. «вита» - жизнь) - это биологически активные вещества, которые не образуются в организме человека, а поступают с пищей растительного и животного происхождения. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ. Как же были открыты эти чудесные вещества? Доклад учащегося об открытии витаминов Н. И. Луниным, вклад в окрытие К. Функа и Эйкмана. 2. Понятия «авитаминоз», гипо- и гипервитаминоз. Причины его возникновения. - Насчитывают около 30 витаминов. Каждому присвоена буква латинского алфавита, поэтому этот ряд называют «волшебной азбукой здоровья». Витамины играют большую роль в организме, поэтому питаться полноценно очень важно. Недостаток какого-либо витамина чреват тяжелыми последствиями, возникает витаминная недостаточность или АВИТАМИНОЗ (ГИПОВИТАМИНОЗ). Избыточное поступление витаминов в организм вызывает состояние, которое называется гипервитаминозом. Обычно это наблюдается при употреблении синтетических препаратов витаминов и сопровождается самыми разнообразными признаками отравления. Наиболее токсичными являются витамины А и D которые часто дают маленьким детям. Иногда гипервитаминоз А возникает при приеме в пищу продуктов, содержащих большое количество этого витамина (овощи, печень морских животных). Из водорастворимых витаминов наиболее токсичным является витамин B, большие дозы которого могут приводить к сильным аллергическим реакциям. При длительном приеме витамина B может наблюдаться повышение свертываемости крови. 3. Знакомство с основными витаминами, их значение в организме. - А теперь давайте устроим целый парад витаминов и познакомимся с основными, их ролью в основных процессах жизнедеятельности организма и продуктами растительного и животного происхождения, содержащие наибольшее количество витаминов. Доклады учащихся о витаминах А, В, С, D, Е. Полученную информацию о витаминах, учитель предлагает записывать в таблицу:
4. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания. Охлаждение предусматривает поддержание в толще продукта температуры в пределах 0...+4°С. Замораживание связано с образованием в цитоплазме клеток кристаллов льда. Особенно ценным является метод быстрого замораживания продуктов, так как при этом хорошо сохраняются витамины. В этом случае нужно также использовать быстрое размораживание. Обычная естественная (солнечная) сушка продуктов сопровождается значительным разрушением витаминов. В наибольшей степени обеспечивает сохранность витаминов вакуумная сушка. Она проводится в условиях разрежения при температуре не выше 50 °С. Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С. 5. Как правильно принимать витамины. - Необходимо знать, что витамины – это не лакомство. Существуют правила приема этих веществ: А) Все витаминные препараты принимают во время или после еды; Б) Витамины лучше не раскусывать, а глотать целой, запивая большим количеством воды; В) Витаминные препараты принимают строго по указанной инструкции. Некоторые люди, предполагая, что витамины «не повредят», принимают их в чрезмерных количествах. Использование высоких доз витаминов может привести к передозировке — вызвать головные боли, нарушения пищеварения, изменения кожи, слизистых, костей и т.д. Как вы думаете, что мешает усвоению витаминов в организме? Что мешает усвоению витаминов: Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В. Никотин - Разрушает витамины А, С, Е. Кофеин – Убивает витамины В. Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А. Антибиотики – Разрушают витамины группы В. Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В. Какие витамины и витаминные комплексы вы знаете, и какие принимаете сами? Какие витамины вы принимаете ? Алфавит, Аскорбиновая кислота, Биовиталь гель, Джунгли, Дуовит, Йодомарин, Кальций D3 Никомед, Компливит, Мультитабс, Пиковит, Ревит, Фолиевая кислота, Центрум, Черника форте, Nutrilait и др. В конце урока учащиеся делают вывод и записывают домашнее задание. Приложение к уроку (доклады даются учащимся заранее): Выступление № 1 История изучения витаминов. Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительным болезням , если они находились долго без свежих продуктов, овощей. У них развивалась ЦИНГА. Страдали дёсна , мышцы , суставы, наблюдались слабость ,отёки, сосуды лопались и. т. д.От цинги моряков погибло больше ,чем от морских сражений . Было замечено , что те моряки, которые употребляли в пищу морскую водоросль оставались живыми. В народе с давних пор цингу лечили плодами шиповника, настоем хвои. Из жизненных наблюдений люди узнали ,что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок , есть капусту ,лук, чеснок. Долгое время оставалось неизвестным, почему потребление этих продуктов предотвращает цингу. Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием первым открыл русский врач Николай Иванович Лунин. Он кормил группу мышей чистыми смесями, получен- ными искусственным путём, на 11-й день мыши погибли. Тогда он добавлял минер. соли, белки , жиры, углеводы, мыши всё равно гибли. Третья партия, которую кормили молоком, была здорова. У учёного возникла мысль: значит, в искусственных смесях чего-то не хватает. Он предположил, что это какие-то неизвестные вещества, которые в ничтожно малых количествах обязательно присутствуют в таких естественных продуктах, как молоко. Исследования Лунина долгое время были малоизвестны, И их забыли. Позже его опыты независимо были повторены в России, Англии, Америке, Швейцарии. Позже успехи в изучении витаминов были сделаны химиками. Они не только узнали их свойства . но и смогли получить в пробирке химическим путём. В настоящее время насчитывается более 30 витаминов, обозначают их буквами латинского алфавита. А,В С, Д, Е. Выступление № 2 ВИТАМИН С ( аскорбиновая кислота) Значение для организма: Играет большую роль в процессах обмена веществ. Благоприятно действует на функции Ц.Н.С. .Оказывает омолаживающий эффект. Укрепляет соединительную и костные ткани. Повышает защитные силы, предохраняет от инфекций, обеспечивает устойчивостью организма к неблагоприятным условиям Стимулирует образование белка- коллагена, необходимого при заживлении ран. Опыт: группам морских свинок давали разные дозы в течение месяца витамина С , через месяц их заражали дифтерией. О казалось ,что быстрее заболевали и слабо боролись те мыши , которые получали малую дозу витамина С. У получавших большую дозу при повторном заражении вырабатывался иммунитет.) Авитаминозы, вызываемые нарушением дозировки витамина. Самое характерное заболевание, связанное с гипофункцией (недостатком) Витамина С-ЦИНГА, известная ещё мореплавателям: Кровоточивость дёсен, слабость , головокружение. ( показать презентацию),иллюстрирующий цингу. При гиперфункции (переизбытке) наблюдается тошнота, образование камней в почках. Содержание в продуктах. Витамин С содержится в продуктах растительного происхождения. В значительных количествах его содержат: плоды шиповника, чёрная смородина, капуста, помидоры, картофель, а также облепиха и другие овощи и фрукты .( показать выставку на столе) Суточная норма для женщин и мужчин- 60 мг. При эпидемии гриппа увеличивают до 500мг Во время В. О. войны труженики тыла обеспечивали наших солдат этим необходимым витамином. Они собирали хвойные лапки отваривали их, закупоривали в бутылки и отправляли на фронт. Выступление № 3. Витамины группы В( эта группа включает несколько витаминов В1,В2 и до В-12) Значение для организма: Специфическая функция этой группы в том, что они образуют ферменты, осуществляемые многие важные реакции обмена веществ в организме: В-1- укрепляет нервы В-2- регулирует обмен белков и жиров. В-9- предупреждает анемию. В-12- регулирует кроветворную функцию, работу мозга. Авитаминозы, вызываемые нарушением дозировки витамина. При гипофункции- В-12- анемия, депрессия, В-2- шелушение кожи. При недостатке в пище В-1 возникает тяжёлая болезнь – бери- бери. ( показать презентацию). Признаки этой болезни: расстройство Ц.Н.С., судороги, паралич. Раньше она была распространена на тихоокеанских островах. При гиперфункции- нарушение сердечного ритма, расстройство желудка. Бессонница. Суточная норма: В-12- 6 мкг. для муж. и жен.В-1-1,2 мг жен., 1,4мг- муж. Содержание в продуктах : ( показать )- зерновые, бобовые, листовые овощи, отруби, крупы В-2- мясо, молоко, сыр, творог. В-12- только в продуктах животного происхождения : печень, почки, яйца, молоко, сыр. (показать выставку на столе) Поэтому , у вегетарианцев , которые всем этим не питаются, появляется недостаток вит В-12. Выступление № 4. Витамин А ( ретинола) Значение для организма: Усиливает остроту зрения Укрепляет волосы, эпителий зубов Стимулирует деятельность щитовидной железы. Регулирует процесс образования новых клеток Влияет на рост молодого организма. При гипофункции -нарушается рост и развитие , дети плохо растут. Возникает особое заболевание – «Куринная слепота». Человек или животное не видит в сумерках, хотя хорошо видит днём. Что особенно опасно для водителей . А связь заключается в том, что без этого витамина не вырабатывается пигмент – родопсин, который находится в сетчатке глаза, и обостряет зрение в сумерках. При гиперфункции - наблюдаются приступы головокружения, высыпания на коже. Содержится в продуктах животного происхождения – печень . рыбий жир, молоко, сливочное масло, сметана, яйца, рыба. Может образовываться из каротина, содержащегося в помидорах, красном перце, облепихе, особенно в моркови – поэтому во время ВО войны военным лётчикам давали морковь перед ночными бомбардировками немецких самолётов. Выступление № 5. Витамин Е ( витамин молодости) Не случайно его так называют , и это по праву. Именно этот витамин улучшает деятельность половых клеток, мышц, печени, н/ ткани. Повышает защитные функции организма, замедляет процесс старения, Очень важен для кожи. При гиперфункции – приводит к аллергии, расстройствам пищеварения При гиперфункции наблюдается мышечная слабость, и нарушается процесс свёртывания крови. Жуткая история кочует из сказки в сказку у многих народов мира. Чтобы продлить молодость, злые колдуны в этих сказках поедали младенцев. В 20 веке западные учёные подтвердили, что из эмбрионов (зародышей) можно получать препараты, обладающие мощным омолаживающим эффектом. Человечество не могло идти по- этически сомнительным путям. Но зародыши есть не только у человека, но и у растений. И они обладают мощной биологической активностью. Ж.енщина, которая прославилась, тем, что ела по утрам проростки пшеницы, и до самой старости оставалась молодой и обладала завидным здоровьем Выступление № 6. Витамин Д . Способен синтезироваться в коже человека, но при обязательном облучении её солнцем. Способствует усвоению кальция в костях, обеспечивает кальциевый и фосфорный обмен. При гиперфункции - нарушается синтеза этого витамина, прежде всего страдает костная ткань, т.к снижается количество необходимых ей минеральных веществ. У детей это состояние называется рахитом (показать, назвать признаки) По исследованиям ученых оказалось, что уровень витамина Д у городских жителей, живущих в центре города ниже, чем у тех, кто живёт на окраине. Причиной является загазованность воздуха (автомобильные выхлопы, выбросы газов). Всё это может вызывать авитаминозы, особенно у маленьких детей. У людей живущих на Крайнем севере из-за полярной ночи возникает недостаток инсоляции- облучение человека солнечными лучами . Ослабляется структура костей, появляются боли в суставах и костях. Содержание в продуктах Больше всего в печени, яичном желтке, в сливочном масле. Презентация к уроку подготовлена ученицей 5 А класса Ракович Александрой. |
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Учитель: Костина... Тема урока: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предложения) | Конспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... | ||
План конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе... План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол" | Конспект урока биологии в 8 классе по теме «Витамины» фио (полностью)... Цель урока: усвоить понятия витамины и х связь с функциями человеческого организма | ||
Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | Конспект занятия по валеологии в старшей группе тема: «витамины укрепляют организм» Цель урока: усвоить понятия витамины и х связь с функциями человеческого организма | ||
План-конспект открытого урока по истории. Учитель: Самсонов А. А.... А образовательные цели: познакомить учащихся с географическим положением Финикии | Конспект открытого урока по программе «Разговор о правильном питании»... Цель урока: усвоить понятия витамины и х связь с функциями человеческого организма | ||
Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Конспект открытого урока по физической культуре в 6 «б» классе. Учитель:... Тема: Гимнастические упражнения как средство развития физических качеств (Комплексная программа физического воспитания учащихся,... | ||
Конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина... План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | Тема: “Animals” Конспект открытого урока английского языка в 4 классе. Подготовила Ягужинская Е. В | ||
Конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая... План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория | Конспект урока: Урок №38 Дата: 26. 01. 12 Класс: 4 а тема раздела:... Базовый умк: Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. Английский язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: Учебник... | ||
Конспект открытого урока по физической культуре в 5 «А» классе Тема урока: Физические упражнения, ориентированные на развитие координации, основных и специальных физических качеств | Тема урока: «Трапеция и её свойства» План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория |