Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии





Скачать 219.22 Kb.
НазваниеСпециальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии
Дата публикации08.10.2013
Размер219.22 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ г. ЯРОСЛАВЛЯ
Муниципальное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) школа-интернат № 9

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии



Программа

воспитательной работы
«Подготовка к семейной жизни

детей-сирот»


г. Ярославль, 2006
Актуальность
Потеря семьи – тяжелейшая трагедия для ребёнка, которая оставляет глубокий след в его судьбе даже в тех случаях, когда он достаточно быстро обретает новую семью. Воспитание в условиях государственных учреждений, смена учреждений и опекунов ребёнка, позднее усыновление – этапы, травмирующие психику сироты, затрудняющие или делающие невозможной реализацию его потенциальных возможностей, разрушающие систему его взаимоотношений с окружающим миром.

По статистике, 90 процентов бывших детдомовцев рано или поздно оказываются в тюрьме, заканчивают жизнь самоубийством или просто попадают в категорию маргиналов.

Психологическая работа с семьей в целом дает больше возможностей для оказания помощи и поддержки. Если сами родители (кровные или замещающие) в какой-то период находятся в сложной ситуации, переживают жизненный кризис и не справляются с воспитанием ребенка, наша служба все же хочет сохранить семью для ребенка, наладив сотрудничество с другими членами семьи (бабушки, дяди и тети, старшие дети и т. д.).

Вместе с тем оценка семьи сопряжена с большинством тех же проблем, что и оценка личности. Она достаточно длительна и сложна, но необходима.

Особенности детей с отклонениями в развитии таковы:

- сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости;

- низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;

- неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;

- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;

- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;

- имеются легкие нарушения речевых функций;

- незрелость эмоциональной сферы и мотивации;

- несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений

Причем главная проблема воспитанников детского дома - это не неумение жить в обычной квартире и не плохие условия содержания в казенном доме, как традиционно принято считать. С этим можно справиться. Но вот восполнить отсутствие родительской любви и внимания в общем доме невозможно. И эта проблема, мы считаем, может казаться банальной и никак не влияющей на личность ребенка лишь тем, кто никогда с ней не сталкивался.

От детских домов к беспрерывному воспитанию в семье – такова важнейшая мировая тенденция. В большинстве стран в последние 20 лет наблюдается отказ от больших детских учреждений и поддержка детей в их естественной (семейной) среде проживания.

Описанные особенности требуют вмешательства в негативный опыт детей – социальных сирот с целью его коррекции семейных отношений.

До сих пор не существовало подобных программ, и представляемая программа «Дочки-матери» - первый опыт заполнения этого вакуума.

Игра «Дочки-матери» может быть использована психологами и специально подготовленными социальными педагогами, а также воспитателями детских домов.

Цели работы:

  1. Педагогическая – формирование у детей представлений о семье как одной из высших ценностей человеческого бытия.

  2. Психологическая – оздоровление представлений детей о семье и ослабление негативных последствий отчуждения ребенка из родительской семьи.

В процессе реализации программы решаются следующие развивающие и коррекционные задачи:

        1. Активизация позитивного опыта, полученного ребенком в родительской семье.

        2. Создание условий для переживаний детьми травматических обстоятельств своей семейной жизни в безопасной ситуации работы в группе.

        3. Приобретение нового опыта взаимодействия в процессе моделирования семейных отношений.

        4. Развитие эмпатийных способностей в контексте неформального общения.

        5. Развитие креативности при построении и реализации жизненных планов в процессе моделирования семейных отношений.


Организационные вопросы
Игра проводится в форме группового тренинга, состоящего из 4-6 занятий длительностью 35-60 минут. Предположительное количество участников – от 4-5 до 10 человек, в зависимости от возраста членов группы.

Возрастной состав участников – дети старшего дошкольного возраста, младшего школьного и подросткового возраста. Возможно участие детей разного уровня психического развития.

Для игры требуется достаточно просторное помещение и набор материалов и предметов, имитирующих домашнюю утварь, одежду и другие атрибуты семейной жизни.

Кроме того, наборы красок, иллюстраций, бумага для рисунков и коллажей, грим. Аудиоаппаратура и кассеты с записью медитативной музыки.

Для решения задач программы используются разные средства психологической коррекции – элементы библиотерапии, психодрамы. Например, чтение стихотворения А. Барто «Одиночество» с последующим анализом переживаний героя произведения и обращением участников группы к собственному опыту, которым богата жизнь детей, брошенных родителями: рассматривание репродукций картин «Портрет Саскии в костюме богини Флоры» Рембрандта и «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи с обсуждением значимости материнства и позитивного отношения к беременной женщине и младенцу (для старшеклассников).

Медитация, тренинговые упражнения подбираются и модифицируются таким образом, чтобы ребенок мог прожить опыт внутрисемейных отношений, осознать структуру семьи, научиться быть лидером в семье в каких-то ситуациях и уметь уступать эту роль другим членам. Например, игра «Паровозик» для дошкольников и «Сиамские близнецы» для старшеклассников.

Воспитанники смогут ощутить на себе родительскую заботу и научатся давать ее другим (игра «Птенчики»), прожить опыт обучения ребенка (игра «Куклы»), где разыгрываются бытовые сценки: как вымыть руки малышу, покормить его, погулять с ним.

Важное место занимают продуктивные виды деятельности детей: коллажи, рисунки, позволяющие судить о результативности игры. Кроме того, коллаж будущей семьи позволяет ребенку интегрировать собственный опыт, приобретенный в родительской семье, и новый, позитивный, полученный в ходе игрового тренинга.

Ролевые игры с элементами психодрамы являются центральным звеном и включены в логику развития тренингового процесса. Каждая из них имеет свою тематику и содержание, у которых нет жесткой заданности, так как дети сами выстраивают игровое пространство.

Тематика сюжетно-ролевых игр может отражать разные стороны семейного бытия: постройка дома, свадьба, рождение малыша, различные семейные радости и горести и др. эпизоды.

Анализ продуктов деятельности детей, коллажей и рисунков (у дошкольников – по сказке «Семья медведей», у старшеклассников – медитация «Встреча с будущей семьей»), степень и особенности включенности участников группы в тренинговый процесс говорят о результативности игры «Дочки-матери».

Методические материалы для дошкольного отделения
Определяют структуру и содержание занятий, развитие инициативности, целеустремленности, начало развития продуктивности, сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Занятие № 1

  1. Беседа о том, что такое семья.

  2. Чтение стихотворения А.Барто «Одиночество». Обсуждение стихотворения.

  3. Упражнение-игра «Хорошее настроение». Цель: эмоциональная поддержка.

  4. Чтение и рисование сказки «Семья медведей».

  5. Игра-упражнение «Семейка зверей». Цель игры: осознание роли семьи, общности ее членов, защищенности.


Занятие № 2

  1. Упражнение на дыхание.

  2. Беседа: «Что запомнилось из прошлого занятия?».

  3. Упражнение «Капельки».

Цель: проживание опыта единения с членами группы на тесном уровне.

  1. Упражнение «Желание называй, мяч получай».

Цель: осознание своих желаний. Развитие умения высказывать свои желания и эмоциональные предпочтения других людей.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Постройка дома».

Цель: проживание позитивного опыта совместных действий, особого чувства защищенности в родном доме.
Занятие № 3

  1. Беседа: «Вспомните игру «Постройка дома».

  2. Медитация: «Мой дом».

  3. Игра-упражнение «Птенчики».

Цели: упражнение в эмпатическом поведении и проживание опыта получения эмоциональной поддержки.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Семейные горести и радости».

Цели: проживание эмоционально значимых семейных событий.

  1. Упражнение: «Ласковушка и Мурашка».

Цель: опыт принятия и выражения как положительных, так и отрицательных переживаний.
Занятие № 4

  1. Беседа: «В какую игру мы играли?».

  2. Игра-упражнение «Куклы».

Цель: проживание ребенка в роли родителя, приобретение умения чему-то научить малыша, пережить эмпатические чувства, испытать ответственность за другого. Приобретение опыта теплых родительских отношений, внимания и заботы к находящемуся в роли малыша. Развитие готовности сотрудничать

  1. Коллаж.

Цель: реконструкция прошлых реальных детско-родительских отношений на основе проявления и закрепления теплого эмоционального опыта, полученного в процессе тренинга через позитивную модель семьи. Осознание и принятие интегрированного опыта.

  1. Представление коллажа.


Занятие № 5

  1. Беседа: «Что запомнилось из прошлого занятия?».

  2. Игра-упражнение «Паровозик».

Цели: осознание структуры семьи, общности ее членов. Упражнение в умении брать на себя доминирующую и подчиненную роли.

  1. Повторный рисунок по сказке «Семья медведей».

Цель: диагностика динамики развития представлений детей о семье.

  1. Рассматривание первых рисунков.

Цель: ретроспективный анализ опыта, полученного детьми в ходе игрового тренинга.
Вопросы к обсуждению:



Что запомнилось в игре, какие чувства испытывал, что было трудного? Кому ты хочешь сказать добрые слова – скажи их.


Методические материалы для старшеклассников
Для работы с подростками, с отклонениями в развитии характерна большая вариативность занятий, что вытекает из психологических особенностей данного возраста: уменьшение авторитета взрослого, осознание свободы и ответственности, развитие способности к рефлексии, стремление к самовыражению, достижение интимности в отношениях, освоение множества социальных ролей, направленность на другого (дружба, любовь), на дело (творчество).
1-й день

1. Погружение.

а) Ассоциации к слову «семья».

Цель: возможность почувствовать себя в игровой ситуации. Обсуждение того, что такое семья.

б) Рисунок символа семьи.

2. Выбор игровой семьи и определение семейных ролей.

Имидж семьи и бейджики.

Цель: нахождение общности и подчеркивание индивидуальности членов игровой семьи.

3.Конкурс для семей. Игры на обучение взаимодействию в семье.

Цель: умение прожить особенности семейных взаимоотношений на невербальном уровне.

а) Карандаш.

б) сиамские близнецы.

в) Найди предмет.

4. Обсуждение занятия.
2-й день

1. Погружение. Беседа о впечатлениях от первого занятия.

2. Коллаж.

Цели: а) возможность прикоснуться и прожить такие грани семейного опыта, как семейные традиции, интересы членов семьи, обычаи, свободное время; б) развитие умения сотрудничать, выстраивать семейные отношения.

3. «В гости».

Знакомство с миром другой семьи на материале коллажа.

Цель: понимание мира другой семьи, семейных связей и событий.

4. Обсуждение занятия.
3-й день

1. Разминка.

а) Игра «Перемани взглядом».

Цель: установление визуального контакта.

б) Ассоциации к слову «горе». Ассоциации к слову «радость».

2. Ролевые игры «Горести и радости». Проигрывание придуманных детьми ситуаций, радостных и печальных событий.

Цель: развитие эмпатии внутри семейных отношений, вскрытие негативных и позитивных сторон личного семейного опыта и конструирование новых семейных отношений.

3. Обсуждение занятия.
4-й день

1. Разминка. Описание портрета.

2. Ролевая игра «Рождение ребенка».

Цель: Понимание значимости материнства и осознание ценности себя в этом мире. Получение опыта безопасности и принятие себя семьей.

3. Ролевая игра «Живые куклы».

Цель: проигрывание того, чему надо научить детей в семье.

4. Обсуждение занятия.
5-й день

1. Погружение.

Цель: восстановление значимых событий, прожитых в игровых ситуациях в течение тренинга.

2. Беседа о семье «Семья как общечеловеческая ценность».

3. Корректировка коллажа.

Цель: пересмотр отношения к событиям и взаимоотношениям в семье с учетом нового позитивного опыта.

4. Упражнение «Уход из семьи выросших детей».

Цель: показать ребенку возможность перехода к самостоятельной жизни после приобретения социальной зрелости.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Конспекты
Дошкольники
Занятие № 1
1).Сегодня мы начнем игру в семью, в «Дочки-матери».

Я прочитаю вам стихотворение (чтение). Написала его А. Барто и назвала «Одиночество».

Как вам кажется, какое настроение отражено в этом стихотворении: (доброе, веселое, хорошее, грустное, печальное)?

Как мальчик чувствует себя, когда он один? Одиноко, ему грустно, подберем картинку к его настроению, кто сочувствует мальчику, покажите, как ему одиноко.

Человек плохо выносит одиночество. Поэтому люди и многие животные создают семьи и живут в семьях.

Давайте подумаем, что значит слово «семья»? 7-«Я». Считаем, сжимая пальцы в кулачок. Что же значит «семья»? Это много родных мне людей. Про кого же можно так сказать: «СЕМЬЯ» (папа, мама, сыновья, дочери, тети, дяди, бабушки, дедушки…)? В семье близкие люди часто дарят хорошее настроение друг другу. Давайте поиграем в семью. Кто кем хочет быть? (Распределение ролей.)
2). Упражнение-игра «Хорошее настроение».

Цель: эмоциональная поддержка участниками группы друг друга, создание положительного эмоционального фона.

Дети, сидя в круге, находят глазами тех, кому они хотят подарить хорошее настроение, и без слов «дарят» (глазами, мимикой, жестами). Поработать над тем, кто как это сделал и что испытал.
3). Включить тихую музыку. Чтение сказки «Семья медведей».

Затем дети по желанию рисуют иллюстрации к сказке, рассказывают о своих рисунках.
4). Игра-упражнение «Семейка зверей».

Цель игры: осознание роли семьи, общности ее членов, защищенности.

Детям шепотом сообщается название животного, которое они должны изобразить и найти свою пару, свою семью.

Анализ: Что ты почувствовал, когда нашел свою семью?


Занятие № 2
1). Упражнение на дыхание.
2). Беседа: «Что запомнилось из прошлого занятия?».
3). Упражнение «Капельки».

Цель: проживание опыта единения с членами группы на телесном уровне.

- Все вы сейчас станете, понарошку, капельками и будете слушать мою команду. Если я скажу «по одному», вы будете ходить каждый сам по себе, «по двое» - положите руки на плечи друг другу вдвоем, «по три» - втроем, «по четыре» - положить руки на плечи вчетвером. Слушайте мою команду.

Предлагается перестроение несколько раз. Игра заканчивается, когда капельки останавливаются все вместе: «Вот какая получилась семья».
Анализ: Кому понравилась игра? Когда тебе было особенно приятно? Кому не понравилась? Что не понравилось?
4). Задают семье вопрос: «Где мы будем жить?» Ролевая игра «Постройка дома».

Цель: проживание позитивного опыта совместных действий, особого чувства защищенности в родном доме.

Анализ? Каким получился дом? Удобно? Уютно? Всем ли есть место? Есть ли в доме место, где тебе особенно хорошо? Побудь здесь…

Волшебная палочка: «Раз-два-три – превращение начни. Абракадабра. Кто кем стал?».
5). Игра-упражнение «Желание называй, мяч получай».

Цель: осознание своих желаний. Развитие умения высказывать свои желания и определять эмоциональные предпочтения других людей.

Ребенок называет желание. Ведущий бросает мяч. «А теперь брось мяч тому, кто выполнит твое желание (например, сынку)».

Что больше всего понравилось?

Занятие № 3
1). Вспомните игру «Постройка дома». (Музыкальная медитация.) Сядьте удобно, закройте глаза и побывайте в доме, который вы строили. Подойдите к дому. Какой он? Какого цвета? Большой или маленький? Высокий или низкий? Есть ли окна? Какие стены? Есть ли занавески? Какого они цвета? Кого видите около дома?

Открывает дверь: тяжелая или легкая? Поднимаетесь по ступенькам в комнату. Посмотрите, что есть в комнате. (Мебель, какая?) Что стоит на столе?

Идете по коридору. Какие еще есть помещения? Кто есть в комнатах? Люди, животные? Какие люди? Какие животные?

Вдохните воздух, понюхайте. Чем пахнет в доме?

Прислушайтесь к звукам. Что слышно? Медленно спускаетесь по ступенькам вниз, выходите на улицу и открываете глаза. Вы снова очутились здесь, в зале.
2). Игра-упражнение «Птенчики».

Цели: упражнение в эмпатическом поведении и проживание опыта получения эмоциональной поддержки.

- Поиграем в семью птичек. Мама или папа по очереди будут улетать за добычей для птенцов. Пока они летают, кто-нибудь из птенчиков проснется и будет пищать, звать на помощь. Родители должны отгадать, кто подал голос, и молча успокоить своего птенца.

Анализ.
3). Ролевая игра «Семейные радости и горести».

Цель: проживание эмоционально значимых семейных событий.

- В каждой семье бывают разные события: радостные, грустные.

Давайте назовем радостные события: папа получил много денег. День рождения. Новый год. Малыш родился.

Горести: кто-то заболел, потерялся ребенок, пожар в доме, сломалась любимая игрушка. Мы поиграем в радости и горести.

Волшебная палочка: «Раз-два-три, волшебная палочка, чудеса твори. Абракадабра – абра. Мы, дети, превращаемся в членов семьи».

Переодевание.

Разыгрывание ситуаций.

Анализ: Что понравилось? Почему?
4). Упражнение «Ласковушка и Мурашка».

Цель: опыт принятия и выражения как положительных, так и отрицательных переживаний.

Дети сидят на стульях.

- В каждой семье бывают дни, когда все добры, ласковы друг с другом, когда к ним прилетит Ласковушка. Но бывает, когда кто-то обидит, рассердится, тогда прилетит Мурашка. Давайте пригласим в гости Ласковушку. К кому прилетит Ласковушка, тому говорим добрые, теплые, ласковые слова (Юленька, золотце мое, солнышко мое, хорошая девочка, я тебя люблю).

Анализ: Что вы можете рассказать об этой игре? Что вам больше всего понравилось: говорить ласковые слова или их слушать? Что вы почувствовали (добро, ласку, тепло)? Почему вы улыбались, когда слышали ласковые слова?

Появляется Мурашка.

Прилетела Мурашка – рассердились друг на друга. У всех членов семьи могут быть разные желания, настроения. Снова прилетает Ласковушка.

Занятие № 4
1). Беседа.

В какую игру мы играли? Кто кем был? Какие события переживала наша семья? Кто хочет рассказать, что понравилось в прошлый раз, что чувствовал в игре?

Продолжим игру.

2). Игра «Живые куклы».

Цели: проживание ребенка в роли родителя. Возможность научить малыша пережить эмпатические чувства, испытать ответственность за другого. Приобретение опыта теплых родительских отношений, внимания и заботы в роли малыша. Готовность к сотрудничеству.

3). Беседа.

В семье мама с папой многому учат своих детей.

Дети разбиваются на пары. Сначала мама или папа своему сынку, доченьке помоют руки, покормят обедом, положат спать, разбудят, утешат ребенка, если разбил коленку. Затем дети меняются ролями.

Анализ: рассказать, что больше понравилось, почему? Как можно принять, утешить?

4). Коллаж.

Цели: реконструкция прошлых, реальных детско-родительских отношений на основе проявления и закрепления теплого эмоционального опыта, полученного в процессе тренинга через позитивную модель семьи. Осознавание и принятие интегрированного опыта.

- Мы все сегодня превратились во взрослых. В кого превратились девочки? А мальчики?

Сейчас каждый найдет себе место на ковре и из картинок, которые он захочет себе и выбрать, построит свою семью, как будто бы он уже взрослый. (Коллаж каждый ребенок создает индивидуально на своем листе ватмана).

Давайте вспомним, что нужно иметь человеку, чтобы построить свою семью: дом, работу, членов семьи, еду, животных и т.д.

Звучит волшебная палочка. Все идут к столу превращений, где лежат картинки. Выбирают лист, картинки, которые их привлекают. Раскладывают коллаж.

Представление коллажа каждым ребенком.

Звучит волшебная палочка, превращая «взрослого» в детей.

Занятие № 5
1). Беседа: «Что запомнилось из прошлого занятия?»

В какую игру мы играли? Кто кем был? Какие события переживала наша семья? Кто хочет рассказать, что понравилось в прошлый раз, что чувствовал в игре?
2). Игра-упражнение «Паровозик».

Цели: осознание структуры семьи, общности ее членов. Упражнение в умении брать на себя доминирующую и подчиненную роли.

Семья садится в круг.

- Давайте договоримся, кто сначала будет паровозиком (например, папа). Папа в одиночку будет ездить по кругу, громко приговаривая: «Чух, чух, чух». Потом паровозик-папа соскучится, подъедет к кому-нибудь и скажет: «Я паровозик-папа», а тот, к кому подъехал, скажет «Я вагончик-сынок (мама и т.д.). Снова паровозик и вагончик двигаются по кругу («Чух, чух, чух») и подъезжают к другому члену семьи и т.д. Затем лидер меняется.

Анализ: что понравилось в игре? Понравилось или не понравилось быть паровозиком? Что ты чувствовал, когда был главным (гордость, радость, счастье)? Что хотелось паровозику (чтобы все были вместе, не отстали, не потерялись)? Паровозик заботится о своей семье, отвечает за вагончики.
3). Повторный рисунок по сказке «Семья медведей».

Цель: диагностика динамики развития представлений детей о семье.

Мы давно не встречались с семьей медведей (помните сказку).

Их дом был в лесу под поваленным деревом. Прошло много времени, давайте заглянем, что происходит в медвежьей семье сейчас, и нарисуем сказку.

Рассказы по рисункам.
4). Рассматривание первых рисунков.

Цель: ретроспективный анализ опыта, полученного детьми в ходе игрового тренинга.


Старшеклассники
1-й день
1. Погружение.

а) Ассоциации к слову «семья».

Цель: возможность почувствовать себя в игровой ситуации.

Обсуждение того, что такое семья.

Ведущий: Сегодня мы начинаем играть в семью. Вы помните, что такое ассоциации: это слова или понятия, которые первыми приходят вам в голову. Сейчас по очереди назовите, с чем ассоциируется у вас слово «семья»…

Прекрасно. Вы видите, что семья – очень многоплановое понятие.

Б) Вы помните, что такое символ? Какой символ у Санкт-Петербурга? (Кораблик Адмиралтейства, Эрмитаж, шпиль Петропавловской крепости.) Видите, одно и то же понятие может иметь разные символы. Попробуйте нарисовать символ семьи. На это задание вам дается 20 минут…

Положите рядом все ваши рисунки. Есть ли у каких-то из них общие черты?..

Далее идет разделение на 2 команды-семьи по общности, найденной в рисунках.

Примечание: если разделить детей таким способом оказалось сложно (например, в силу сниженного интеллекта ребят), можно предложить детям поиграть в игру «Капельки» (описание см. в разделе «Дошкольники) и остановить игру, когда дети разделятся на 2 команды, в каждой из которых будут дети обоего пола. Такой способ деления на команды правомерен, так как дети в этой игре объединяются по принципу наибольшей симпатии друг к другу, а сама игра способствует усилению сплоченности.

2. Выбор игровой семьи и определение семейных ролей.

Имидж семьи и бейджики.

Расписать.

Цель: нахождение общности и подчеркивание индивидуальности членов игровой семьи.

Ведущий: Сейчас вы выберите фамилию для вашей семьи. Определите имя и семейную роль каждого. Запишите их каждый на карточке-бейджике и прикрепите себе на грудь. Подумайте, какая общая черта есть у всех членов вашей семьи и чем они отличаются друг от друга. Можете обозначить эти черты с помощью грима, лент, тесьмы, бандан и т.д. на это вам дается 15 мин…

Теперь каждый глава семьи по очереди представит свою семью и расскажет немного о ее особенностях.

Примечание: в качестве главы семьи в данном случае может выступить не только отец, мать или дедушка, но и любой из детей.

Что вам понравилось в этом упражнении? Было ли что-то, что не понравилось?

3. Конкурс для семей.

Игры на обучение взаимодействию в семью.

Цель: умение прожить особенности семейных взаимоотношений на невербальном уровне.

а) Карандаш.

Ведущий: Члены семьи обычно чувствуют настроение и переживания друг друга даже без слов. Они должны уметь настаивать на своем и уступать друг другу. Как это у вас получается, мы проверим в следующей игре. Разделитесь на пары. Одна пара берет карандаш и, придерживая его указательными правой руки, молча движется по комнате в течении 5 минут. Я буду считать, сколько раз у вас упадет карандаш. Теперь то же сделает вторая пара.

б) Сиамские близнецы.

Ведущий: Часто в семье приходится одновременно решать проблемы нескольких членов семьи. Посмотрим, как вы справитесь с подобным заданием. Снова разбейтесь на пары, встаньте рядом. Сейчас я свяжу левую ногу одного и правую другого. Каждому из вас я скажу на ухо его задание (например, одному – взять со стола ножницы, а другому – написать свое имя на листе бумаги, расположенном на противоположной стене). По моей команде вы начнете выполнять ваши задания. Посмотрим, какая семья точнее и быстрее выполняла это упражнение.

в) Найди предмет.

Когда люди долго живут вместе, они начинают понимать друг друга по им одним понятным жестам. Сейчас вы договоритесь о таких жестах. Затем один из вас на несколько секунд выйдет из комнат, а я спрячу игрушку на глазах у другого. Ваша задача - с помощью отработанных вами предварительно жестов одному показать, а другому найти игрушку. Запрещается говорить и показывать пальцем непосредственно на то место, где спрятана игрушка.

4. Обсуждение занятий.

Что вы чувствовали, когда делали эти упражнения? Что вам понравилось? Что показалось интересным?
2-й день
1. Погружение. Беседа о впечатлениях от первого занятия.

2. Коллаж.

Цели: а) возможность прикоснуться и прожить такие грани семейного опыта, как семейные традиции, интересы членов семьи, условия жизни семьи, обычаи, свободное время: б) развитие умения сотрудничать, выстраивать семейные отношения.

Ведущий: На этом столе находятся различные картинки – люди, мебель, животные, дома, пейзажи, посуда и т.д. Подберите картинки, которые могут рассказать о вашей семье, ее привычках, времяпрепровождении и т. Д. Затем разложите эти картинки на листе ватмана.

Все идут к столу, где лежат картинки. Выбирают лист, картинки, которые их привлекают. Раскладывают коллаж.

3. «В гости».

Знакомство с миром другой семьи на материале коллажа.

Цель: понимание мира другой семьи, семейных связей и событий.

Ведущий: Сейчас с семьи пойдут друг к другу в гости. Здесь, глядя на коллаж, вы расскажете, что поняли о жизни и быте другой семьи. Затем хозяева вас поправят.

4. Обсуждение занятия.
3-й день
1. Разминка.

а) Игра «Перемани взглядом».

Цель: установление визуального контакта.

Половина играющих детей садится на поставленные в круг стулья. Вторая половина встает за спинками стульев и кладет руки на спинки стульев. Сидящие игроки пытаются договорится между собой с помощью взглядов и поменяться местами. Каждый стоящий игрок пытается удержать сидящего перед ним.

а) Ассоциация к слову «горе». Ассоциация к слову «радость».
2. Ролевые игры «Горести и радости».

Проигрывание придуманных детьми ситуаций радостных и печальных событий.

Цель: развитие эмпатии внутри семейных отношений, вскрытие негативных и позитивных сторон личного семейного опыта и

Конструирование новых семейных отношений.

Ведущий: В каждой семье бывают разные события, радостные, грустные.

Бывает, что в семье общее горе или общая радость. Бывает, что горе или радость у одного из членов семьи. Но семья всегда поддерживает человека в горе и разделяет его радость. Попробуйте придумать и разыграть каждая семья по очереди, как в семье происходит горестное событие. Возьмите те вещи и предметы быта, которые вам для этого понадобятся.

Переодевание.

Разыгрывание горестей.

Теперь придумайте радостные события.
3. Обсуждение занятия.
4-й день
Разминка. Описание портрета.

Учащиеся сидят в кругу. Ведущий пускает по кругу открытку с репродукцией картины Рембрандта «Портрет Саскии в костюме богини Флоры». Ученики внимательно рассматривают эту открытку и по сигналу ведущего (хлопок) передают ее соседу. После того как ее рассмотрел последний играющий, ведущий убирает репродукцию и все поочередно дают подробное ее описание.

  1. «Постройка дома».

  2. Ролевая игра «Рождение ребенка»

Цель: понимание значимости материнства и осознание ценности себя в этом мире. Получение опыта безопасности и принятие себя семьей.

Ведущий: вы видели, с какой любовью, нежностью и уважением нарисовал художник свою беременную жену. Рождение ребенка в семье всегда очень радостное и значительное событие. Все члены семьи готовятся к появлению малыша, очень внимательно относятся к матери и ее будущему ребенку. Встречают их из роддома. Помогают маме ухаживать за младенцем. Попробуйте разыграть такую сценку.

  1. Ролевая игра «Живые куклы».

Цель: проигрывание того, чему надо научить детей в семье.

  1. Обсуждение занятия.


5-й день


  1. Погружение.

Цель: восстановление значимых событий, прожитых в игровых ситуациях в течение тренинга.

  1. Беседа: «Семья как общечеловеческая ценность».

  2. Корректировка коллажа.

Цель: пересмотр отношения к событиям и взаимоотношениям в семье с учетом нового позитивного опыта.

  1. Упражнение «Уход из семьи выросших детей».

Цель: показать ребенку возможность перехода к самостоятельной жизни после приобретения социальной зрелости.

Ведущий: Когда ребенок вырос, ему хочется стать самостоятельным и самому строить свою жизнь и создавать семью. Родителям и другим членам семьи выросший ребенок кажется еще маленьким. Они не хотят его отпускать. Попробуем проиграть подобную ситуацию. Члены «семьи» (6-9 человек) образуют круг и кладут руки друг другу на плечи или талию, кому как удобно. Выросший «ребенок» становится в центр круга и пытается из него вырваться.
Ожидаемые результаты


  1. Ребенок, получивший позитивный опыт семейных отношений, постарается применить его в будущем по отношению к своим детям, мужу, жене, родственникам мужа (жены).

  2. Позитивная работа в сплоченной, доброжелательно настроенной группе поможет ребенку поднять свою самооценку, перенести полученный им опыт позитивного общения на другие сферы жизни воспитанника детского дома.

  3. Полученная психологом информация об особенностях личности ребенка поможет найти наиболее оптимальные пути коррекционной работы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии iconОбразовательная программа Муниципальное казенное образовательное...
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Шарканская специальная...
Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии iconПивоваров Г. П. По страницам занимательной географии
Областное государственное образовательное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная...
Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии icon«01» сентября 2010г Утверждаю
Моу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Тютринская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот...
Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии iconРабочая программа по трудовому обучению для 4 класса на 2013-2014 уч г
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальная...
Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии iconПубличный доклад директора мбоу школы-интерната №13 Мацко Д. Н. по...
Тное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мкоу для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Куйбышевского района – Чумаковская специальная (коррекционная)...
Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная...
Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Вохомская...
Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гбоу саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Специальная (коррекционная) школа-интернат...
Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии iconПлан работы гбоу «опочецкая специальная (коррекционная) школа интернат...
«Типового положения об образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Устава школы, основных...
Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии iconКонспект урока письма и развития речи в 1 классе коррекционной школы...
Гбоу саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Специальная (коррекционная) школа-интернат...
Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии iconОбразовательная программа физическая культура Составила: учитель...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Специальная...
Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии iconРабочая программа "Якутский язык"
...
Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии iconРабочая программа Живой мир
...
Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии icon«Приготовление блюд из яиц»
Гбоу для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Плоскошская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей...
Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии iconУрока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»
Государственное казенное образовательное учреждение Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск