Скачать 90.74 Kb.
|
Открытый урок по теме: «Санитарно-гигиенические знания - основа сохранения и укрепления здоровья». Назарова Ирина Петровна, учитель биологии МОУ «СОШ№8» г. Саратова. Целевая аудитория: учащиеся 8 класса. Аннотация: Заключительный урок раздела «Человек». Рассматриваемые вопросы: заболевания, диагностика заболеваний, профилактика заболеваний, оказание первой медицинской помощи. Цели урока: на основе сформированных понятий о структурно - функциональных основах систем органов организма человека, особенностях его как биосоциального существа, подвести учащихся к пониманию знаний об организации системы мер по сохранению собственного здоровья, выражающиеся в умениях распознать системы органов и органы, находить связь между их строением и функциями, объяснять влиянием физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, объяснять вред курения и употребления алкоголя, соблюдать правила гигиены и оказывать первую медицинскую помощь. А также формирование знаний о здоровом образе жизни и перспективный взгляд на создание здоровой семьи. Тип урока: обобщающий. Вид урока: ролевая игра. Оборудование: 1) лозунги «Боль – это сигнал - опасно для жизни!», «Боль – это и страх», « Боль – это сигнал опасности», 2) пословицы и поговорки - «Выпьешь много вина, так поубавится ума», « Вино уму не товарищ, кто чарку допивает, тот веку не доживает», 3) рисунки сустава, стопы,4) сведения из журнала «Здоровье»- «Вред алкоголя», «Медицина» 5) плакаты «Путь алкоголя в организме», «Цирроз печени», 7) стихотворение С. Островой «Человек». «Человек высший земной продукт. Человек – сложнейшая тончайшая система. Но для того, чтобы, использовать сокровища природы, чтобы этими сокровищами наслаждаться, человек должен быть здоровым, сильным и умным» И.П.Павлов. Класс делится на пять групп: 1-врачи из кабинета диагностики заболеваний; 2- врачи из кабинета профилактики заболеваний; 3- условно больные; 4- врачи скорой помощи; 5- болезнь. План урока.
-о болезнях и их профилактике; - выступления больных с заболеваниями опорно-двигательной системы, органов чувств, нервной системы и сердечно- сосудистой, а пострадавшие с вывихом и переломом; - диагностика заболеваний больных; - профилактика заболеваний больных; - оказание первой медицинской помощи больным; - обращение к медицине (Авиценна о медицине). 3. Систематизация знаний и выводы. 4.Итог урока, оценка знаний учащихся. 5. Рефлексия. 6. Домашнее задание. Ход урока. Главный врач. Дорогие друзья, сегодня мы с вами оказались на приеме в нашей поликлинике, мы с огромной радостью постараемся оказать вам квалифицированную медицинскую помощь. Ведь от правильности поставленного диагноза, выбранного лечения зависит ваше здоровье, а самое главное - жизнь. Ведущий. А сейчас выступает сама «Болезнь». Болезнь. Я, т.е. болезнь - это нарушение нормальной деятельности организма под влиянием чрезвычайных высших внешних или внутренних раздражителей. Изучением причин болезни занимается этиология (раздел учения о болезнях), патогенез(раздел о развитии болезненных процессов в организме). Всякая болезнь является болезнью всего организма. Она протекает с преимущественным поражением какого-либо органа, системы. Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что организму не все равно - воспалится червеобразный отросток или нет. А теперь я перечислю основные пункты характеристики болезни: 1) температурная реакция,2) недомогание, 3) слабость – так отвечает организм человека на воспаление совсем маленького образования, аппендикса. Ведущий. Боль – особое психическое состояние человека, определяющееся совокупностью физиологических процессов ЦНC. Вызванным сверхсильным раздражителем. Далее обратимся к лозунгам…. Какой же вывод можно сделать? А вот какой – если бы живые организмы не испытывали боли, они бы просто не выжили, т. к. боль – необходимая защитная реакция организма. Ведущий. На приеме первая больная. Первая больная. Я работаю ткачихой, во время рабочей смены хожу в обуви с плоской подошвой. Жалобы на частые боли в нижних конечностях, на ослабление слуха. Ведущий. Вопрос первый: Назовите вероятные заболевания, которыми страдает эта больная. Укажите причины их возникновения и меры профилактики. Врачи - диагносты заболеваний опорно-двигательного аппарата ( посоветовавшись)- мы предполагаем, что у больной плоскостопие, а это значит неправильное развитие стопы, у больной плоская стопа из-за неправильной обуви (показывает рисунки нормальной и плоской стоп). Врачи – профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. Необходимо соблюдать гигиенические требования, направленные на предотвращение развития плоскостопия:1)носите удобную обувь, не тесную, на небольшой подошве; 2) предотвращайте ожирение; 3) делайте специальные физические упражнения (для развития, укрепления мышц голени, стопы); 4) хвойные солевые ванны; 5) хождение босиком по земле. Врачи – диагносты - лор - врачи. С возрастом чувствительность слуха уменьшается, также под влиянием постоянного воздействия шума и сильных звуков, эти неблагоприятные факторы среды уменьшают эластичность барабанной перепонки и ведут к развитию тугоухости ( обращение к данным: шум в 20-30Дб- безвреден, громкая речь- шум 60-70Дб, автомобили – 75-85Дб, самолет-140Дб, а шум в 130Дб вызывает болевые ощущения). Следовательно: постоянный шум ослабевает память, остроту зрения, вызывает головную боль, ухудшает сон, утомляет нервную систему, отсюда снижение продуктивности труда. Врачи – профилактики- лор - врачи. Необходимо предохранять барабанную перепонку от резких ударов звуковых волн индивидуальными средствами защиты от шума. Не допускать переохлаждения организма во избежание воспаления. В случае последнего, ухо теряет подвижность слуховых косточек и нарушает передачу звуковых колебаний к внутреннему уху, могут быть поражены слуховые рецепторы и наступает глухота. Ведущий. А теперь к нам обратился очень тяжелый больной, выслушаем его внимательно. Второй больной. У меня начались боли в области живота, грудной клетки, сильные головные боли, быстро наступает усталость, заторможенность реакций. Это все начало происходить после того, как я стал употреблять алкоголь, а один раз я даже чуть не замерз на улице. Ведущий. Вопрос второй: Чем вызваны такие боли в организме. Врачи - диагносты заболеваний нервной, сердечно - сосудистой систем. Нарушения работы нервной, сердечно - сосудистой систем могут быть вызваны отравлением ядами – в данном случае алкоголь, который ядовит для любой живой клетки (15% раствор его убивает), проникая в нервные клетки, нарушает их деятельность, они истощаются, стареют, нейроны погибают и замедляется передача импульсов по нервным клеткам в кору больших полушарий( прл.1)Поэтому ухудшаются процессы обработки поступившей информации. Нарушений связей между чувствительным и двигательным нейронами в ЦНС замедляет реакции раздражение внешней среды( прл.2)Также, образуется цирроз печени, когда печеночные клетки погибают и замещаются соединительной тканью( прил.3). Размеры печени уменьшаются, ее функциональный потенциал резко падает, болезнь сердечно - сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда). А замерзнуть может человек, т.к. под влиянием алкоголя терморегуляция нарушается, и сосуды кожи остаются расширенными. Поэтому, даже при низкой температуре воздуха кожа остается теплой и опьяневший не ощущает холода. В морозный день он идет, распахнувшись, спокойно засыпает на улице. При этом кожа усиленно отдает тепло, температура тела понижается, наступает бессознательное состояние, в конечном итоге человек может умереть (обращение к газете «Вред алкоголя» (прил. 2). «Печальная повесть в трех частях с эпилогом»(прил.4). Врачи – профилактики заболеваний нервной, сердечно - сосудистой систем. Человек, употребляющий алкоголь, должен пройти курс лечения обязательно как можно скорее (сеансы экстрасенса). А также профилактика заключается в ведении здорового образа жизни, занятиях спортом, кружках, секциях, увлечениями. А для подростков такой совет - опасность употребления алкоголя в подростковом, юношеском возрасте заключается в быстром вовлечении и злоупотреблении алкоголем. Последствия: 1)остановка в личностном развитии; 2) падение успеваемости, обучаемости; 3) отвлечение от трудовой деятельности; 4) формирование тунеядских установок; 5) частые правонарушения (немотивированные поступки). Вывод: несовместимость употребления и возможностей реально осуществить что-либо из того, о чем человек мечтает, чего он хотел бы добиться в жизни. Ведущий. А теперь у нас необычный больной, а пострадавшие. Им необходимо оказать первую медицинскую помощь. Вопрос третий. Определить степень повреждения, оказать помощь. Как необходимо это сделать? Третий больной. Я шел, поскользнулся и упал, попытался встать, почувствовал острую боль в правой ноге. Врачи скорой помощи. У больного вывих- от неловкого движения в суставе происходит сильное смещение костей, суставная головка выходит их суставной впадины, происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, который сопровождается сильной болью, но в данном случае разрыва нет ( установили по снимку)(прил.5). Вправить можно при обезболиваниях, что мы и сделали, наложив повязку. Если с вами произошло несчастье и вы сломали руку, то необходимо: 1)придать покой руке; 2) подвесить на косынке (фиксирующая повязка); 3)приложить пузырь со льдом (холодной водой); 4) забинтовать(наложить шину); 5) отправить как можно быстрее в медицинское учреждение. Ведущий . А сейчас, я предоставляю слово нашему главному врачу. Главный врач. Вот и закончился наш прием больных на сегодня, которым была оказана вся необходимая медицинская помощь. Вам необходимо знать, что (обращение к газете «Медицина») днем и ночью несут свою нелегкую вахту медики. Самоотверженный труд, знания. Опыт отдают они благородному делу охраны здоровья людей. Ведь медицина – это система научных знаний и практическая деятельность, имеющая целью предупреждение и лечение заболеваний человека. Хотелось бы закончить мне свое выступление словами Авиценны о медицине «Медицина рассматривает тело человека, поскольку оно здорово или утрачивает здоровье». Да, действительно человеческий организм очень сложное, компактное создание. Человек – конечный продукт деятельности матери-природы, в котором все взаимосвязано между собой. Стихотворение «Человек» С. Островой (прил.6). Ведущий. Друзья, мы с вами еще раз убедились в том, что необходимо более осмысленно и серьезно подходить к вопросу о необходимости соблюдения правил гигиены, что способствует повышению гигиенической грамотности учащихся, а это в свою очередь влияет на их устойчивость перед вредными привычками. Вывод. Подводя итог этого урока, можно сказать, что на нем было проведено повторение и закрепление ранее полученных знаний, осуществлено развитие понятий о болезнях, боли, взаимосвязи нервной и сердечно -сосудистой систем, влияние на них алкоголя, связь с окружающей средой, процессами обмена веществ, правильное оказание мер скорой помощи, т.е. приобретение биологических знаний для формирования здорового образа жизни школьника. Этот урок позволяет использовать разнообразные по характеру материалы: теоретические, практические, профессиональные. Как показала практика, урок интересен всем учащимся, они работают на нем эффективно. Рефлексия. Ребята, выразите свое отношение к уроку: у вас на партах лежат знаки ( «!», «!?», «_», «+», «?», «0» и т. д.) понравился ли вам урок? Домашнее задание: - сочинение-раздумье на тему «Человек в системе общества и природы», презентация по теме «Вредные привычки», составить кластер по теме урока. Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3 Приложение 4. Приложение 5. Приложение 6. «Человек» С. Островой. Человек – он ведь тоже природа. Он ведь тоже закат. И восход, И четыре в нем времени года, И особый в нем музыки ход. И особое таинство цвета, То с жестоким, то с добрым огнем, Человек – он зима. Или лето. Или осень. С грозой и дождем. Все вместил в себя. Версты и время. И от атомных бурь он ослеп. Человек – он и почва и семя. И сорняк среди поля. И хлеб. И какая в нем брезжит погода? Сколько в нем одиночества? И встреч? Человек – он ведь тоже природа… Так давайте природу беречь. |