Скачать 67.2 Kb.
|
Новикова Е.Н., учитель биологии, ГБОУ «Черногорская специальная (коррекционная) школа - интернат». Конспект комбинированного урока в 8 классе на тему: Многообразие пресмыкающихся. Цели урока:
Оборудование: влажные препараты гадюки, ужа, таблица «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», рисунки ящерицы и лягушки, фотографии рептилий, маски животных, словарь новых слов, ИКТ. Ход урока.
Фронтальный опрос (диалог учитель-ученик):
Игра: «Покажи правильный ответ». Дети отвечают на вопрос картинкой (ящерица, лягушка). 1. Среда обитания этого животного влажные места сухие места 2. Покровы тела этого животного голая слизистая кожа сухая кожа, покрытая роговыми чешуями 3. Органы дыхания этого животного кожа и легкие легкие 4. Температура тела этого животного непостоянная 5. Размножение и развитие этого животного происходит в воде на суше 6. Это животное Ловит насекомых при помощи языка. 3. Изучение нового материала. -Почему ящериц относят к отряду Чешуйчатых? (учитель) -Тела ящериц и змей покрыты сросшимися роговыми чешуями. (ученик) Рассказ учителя о змеях (с использованием презентации). Сегодня мы поговорим о безногих представителях отряда. Это змеи. -Почему змей так называют? Работа по образованию слова «змея» (земля) ползающие по земле. Ящерицы и змеи, несмотря на различия в организации скелета и во внешнем виде, имеют много общего в строении внутренних органов и организации внешних покровов, поэтому их объединяют в один отряд чешуйчатых рептилий, которые составляют среди современных пресмыкающихся наиболее многообразную группу (более 6000 видов). Змеи также имеют защитный покров из роговых чешуек, который во время линьки сползает с тела целиком, выворачиваясь наизнанку. Особенностью змей является длинное тело, лишенное конечностей. Передвигаются змеи, быстро изгибаясь. Большую роль в этом играют гибкий позвоночник и ребра, которые отходят от каждого позвонка (за исключением хвостовых) и свободно заканчиваются с брюшной стороны, – при движении змея использует их для опоры. Своеобразно также и строение челюстей змеи. Две половинки нижней челюсти соединены у них друг с другом не жестко, а с помощью растягивающейся связки, эластичные связки соединяют их и с черепом. Поэтому змеи могут заглатывать добычу значительно толще своего тела. При заглатывании змея как бы наползает на животное, и оно постепенно скрывается в ее пасти, сильно раздувая затем ее желудок. Характерной особенностью ядовитых змей является пара ядовитых зубов, сидящих на предчелюстных костях. Когда у этих змей пасть закрыта, их ядовитые зубы подогнуты и лежат в складке слизистой оболочки рта. Но когда змея намеревается укусить и разевает пасть для нападения или защиты, ядовитые зубы выпрямляются и торчат в виде острых шипов. Этим оружием змея наносит быстрый удар своей жертве или своему преследователю. В нашей республике широко распространена обыкновенная гадюка. Эти змеи могут быть окрашены по-разному. Чаще всего они серые с черной полоской на спине или совершенно черные. Встречаются обычно на опушках, полянах, на болотах. Охотятся гадюки в первую очередь на мышей и полевок (принося тем самым пользу человеку), реже – на птиц, ящериц, лягушек. Молодые гадюки питаются насекомыми. Размножаются эти змеи яйцеживорождением. На зиму гадюки собираются в подземные убежища, где скапливаются в большом количестве. Укус обыкновенной гадюки очень болезнен и особенно опасен для слабых, больных людей и детей. Другая широко распространенная у нас змея – обыкновенный уж. Эта змея не ядовита, и ее легко можно отличить от гадюки по двум оранжевым или желтым пятнам на задней части головы. Ужи прекрасно плавают и ныряют, при необходимости могут пробыть под водой полчаса. Любимая пища обыкновенных ужей – лягушки. Поскольку у ужа нет ядовитых желез, схватив добычу зубами, они уже не выпускают ее и заглатывают живьем. В апреле–мае у ужей начинается брачный сезон. А в июле–августе самки ужей ищут теплое и влажное место, чтобы отложить яйца. Идеальные для кладки места – кучи перегноя, старой соломы, опавшей листвы. Сгодится и сырой мох, и трухлявый пень. В октябре–ноябре ужи уползают в щели и норы в земле, в них и зимуют. У нас в Хакасии можно встретить также узорчатых полозов, обыкновенного щитомордника. Щитомордники относятся к группе ямкоголовых змей. Щитомордники ядовиты, их укусы болезненны и тяжело переносятся, но к смертельному исходу приводят лишь в исключительных случаях. Работа с текстом группами по вопросам: -почему змеи нападают на людей? (Змеи, в том числе ядовитые, сами на человека не нападают, а кусают лишь в том случае, если на них наступят, либо потревожат, поэтому, находясь в местах, где могут обитать змеи, надо соблюдать осторожность). -какую помощь нужно оказать пострадавшему? (Пострадавшего от укуса ядовитой змеи следует уложить в постель, обеспечить неподвижность укушенной руки или ноги, нaлoжив на нее шины, и дать обильное теплое питье. Вредны и опасны такие методы «лечения», как перетяжки, прижигания, прием спиртного. Укушенного ядовитой змеей надо быстро доставить в медицинский пункт). -нужно ли истреблять змей? (В связи с хищническим истреблением змей, влекущим за собой быстрое их исчезновение, в нашей стране стали организовывать специальные заказники, вводить ограничения на отлов змей. Змей разводят в питомниках (серпентариях), где над ними проводят наблюдения, изучают образ их жизни, собирают яд. Змеиный яд уже в древности применяли в медицине. Кроме этого, змеи поедая насекомых и грызунов, приносят пользу человеку). Физ. минутка. Рассказ учителя о безногих ящерицах. Веретеницы – безобидные ящерицы. Разные их виды образуют полный ряд переходов от форм с развитыми конечностями до безногих, внешне схожих со змеями. У нас в России встречаются два полностью безногих вида: веретеница и желтопузик. Веретеница, или медяница, внешне похожа на змею, так как совсем не имеет конечностей и передвигается, извивая длинное (40 см) тело. Однако по форме головы в ней легко узнать ящерицу. Глаза ящериц имеют подвижные веки. Кожа веретеницы покрыта гладкими чешуями красивого серовато-медного цвета. Веретеница не только совершенно безвредна, но и, подобно жабам, приносит пользу: так как движения ее безногого тела медленны и неловки, она не может ловить юрких насекомых и питается главным образом гусеницами, голыми слизнями, а также дождевыми червями. Подобно живородящей ящерице веретеница не откладывает яйца, а производит на свет уже вылупившихся незадолго до этого детенышей (явление яйцеживорождения). В Крыму и на Кавказе живет более крупная змееобразная ящерица – желтопузик, достигающая 1 м длины. Общий тон окраски желтопузика желтовато-бурый; по бокам тела проходят большие складки кожи. У желтопузика есть остатки задних ног в виде бесформенных выростов, но ползает он по-змеиному и передвигается очень быстро. Питается желтопузик грызунами, улитками, жуками, саранчовыми и этим приносит человеку пользу. Глотать крупную добычу целиком, как это делают змеи, он не может, и ему приходится поедать ее по кускам. Для человека он совершенно безопасен и даже не пытается укусить, как это иногда делает наша прыткая ящерица. -Чем же змеи отличаются от ящериц? Дети с помощью учителя сравнивают, формируют вывод. Работа в тетради. Змеи отличаются от ящериц отсутствием конечностей, грудной кости, подвижных век, а также подвижностью костей черепа, дающей возможность заглатывать крупную добычу целиком. 4. Закрепление изученного материала Минуты занимательной зоологии: «Диалоги животных». Дети представляют змею и ящерицу, на голове картинки животных. В диалоге обговариваются места обитания, способы питания, защиты, зимовки. Варианты: учитель-ученик, ученик-ученик. Например: -Здравствуй змея. -Здравствуй ящерица. -Где была, что делала -На опушке была, удачно поохотилась на полевых мышей. -Повезло тебе. А я сегодня голодна, ветер и дождь распугал всех жуков и кузнечиков. -Не расстраивайся, вот уж и солнышко выглянуло из-за тучи. Желаю удачи. -До встречи. Игра «Кто лишний?» На экране 2 ряда различные животные, по3 в каждом ряду. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно животное в каждом ряду не имеет этого признака. Надо определить, кто «лишний» в каждом ряду, и объяснить свой ответ. 1-й ряд: уж – желтопузик – кобра. (Желтопузик – безногая ящерица, в то время как уж, кобра– змеи.) 2-й ряд: гадюка – желтопузик– веретеница. (Гадюка – змея, тогда как веретеница и желтопузик – ящерицы.) 5. Подведение итогов Что нового вы узнали на уроке О чём ещё хотели бы услышать Обобщение ответов, выставление оценок. 6. Домашнее задание Прочитать в учебнике материал о многообразии пресмыкающихся. Повторить по тетради выводы. Двум ученикам (ФИО) подготовить сообщения о черепахах. |