Скачать 104.57 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования (ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ) Кафедра дефектологии Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми Самостоятельная работа №2 Слушателя курса «Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей» Беловой Екатерины Валерьевны, ГКУ СО МО «Протвинский РЦ» Руководитель курсов: Бушуева Е.М. Сергиев Посад 2012 План Введение
Список используемой литературы Введение Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем: замена звуков более простыми по артикуляции; несформированность процесса дифференции звуков; некоторые звуки ребенок изолированно способен произнестиправильно, но в речи не употребляет или заменяет; наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную дифференцированность фонематического восприятия. Эта особенность проявляется при выполнении детьми специальных заданий по развитию звуков. У детей возникают затруднения, когда им предлагают внимательно слушать и поднять руку в момент произнесения определенного звука или слога. Неменьшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: па-ба, ба-па); при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо опрделенный звук; при выделении звука, с которого начинается слово, и т.п. У большинства детей значительные затруднения наблюдаются при необходимости подобрать с помощью картинок слова, начинающиеся на какой-либо определенный звук. На недостаточность фонематического восприятия указывают и затруднения детей при анализе звукового состава речи. Нередко наблюдаются смазанность речи, сжатая артикуляция, а также некоторая ограниченность словаря и задержка в формировании грамматического строя речи.
Обучение на занятиях – основная форма коррекционно - востановительной работы с детьми, имеющая важное значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. На групповых занятиях логопед формирует умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать достижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи и др. Специфика речевого нарушения у детей с ФФН состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического восприятия, которые тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В процессе обучения проводятся три этапа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.
Основная цель – подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; при этом логопед обязан установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей. Перед логопедом стоят две задачи – воспитание артикуляционных навыков и развитие слухового восприятия. Как только логопед сумеет добиться правильного произношения звука, включается третья задача – выделение звука из состава слова. Планируя работу по постановке звуков, логопед учитывает следующее: - общую последовательность логопедической работы; - общепринятую последовательность постановки звуков. Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, например свистящих и шипящих, Р и Л, и в то же время нарушено озвончение, то рекомендуется начинать работу одновременно над всеми указанными группами, но при этом соблюдая последовательность каждой группы. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка – строение и подвижность артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособность. В зависимости от всех этих данных планируются индивидуальные занятия с каждым из детей. Содержание работы будет различным. С одними детьми придется проводить больше артикуляционных упражнений и больше времени планировать на постановку звуков, с другими – больше внимания уделять развитию слухового внимания, звукового анализа, воспитанию грамматически правильной связной речи.
Тема: Автоматизация звука [Л] Цель: Формирование звукопроизношения [Л]- [Р]. Задачи: 1. Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, фразе, связном тексте. 2. Закрепить изолированное произношение звука [Р], ввести звук в слоги. 3. Научить дифференцировать звуки [Л] – [Р]. 4. Развивать фонематическое внимание, память. 5. Упражнять в падежном и предложном согласовании. 6. Развивать психологическую базу речи. 7. Развивать мелкую моторику, подготовка руки к письму. Оборудование: зеркало, набор игрушек – животных, в названии которых слышатся звуки [Л]- [Р], «Волшебный мешочек», карточки для игры «Третий лишний», картинки для артикуляционной и пальчиковой гимнастики, набор слогов, компьютерная игра «Колобок». ХОД ЗАНЯТИЯ.
Список используемой литературы
|