Скачать 52.12 Kb.
|
конспект урока по русскому языку 4 класс Апрель, 2013 год. Учитель: Хамцова Наталья Николаевна Изложение «Медвежонок» с творческим заданием. Цель. Формирование навыка письменной речи. Задачи. Развитие умения писать изложение по коллективно составленному плану. Развитие умения раскрывать тему и основную мысль текста. Развитие орфографической зоркости. Обогащение словарного запаса учащихся. Воспитание любви к животным. Оборудование: карточки с напечатанным текстом, интерактивная доска, карточки со смайликами. Ход урока. 1.Орг. момент. 2.Актуализация знаний. А).-Послушайте стихотворение «Сильное кино». (читает 1 ученик) И вот он начал свой рассказ: -Они ползут, а он им - раз! А тут как раз она ползла, А он как даст ему со зла! Они ей – раз! Она им – раз! Но тут как раз её он спас… -Всё ли вам понятно? Почему? У. –В жизни людям часто приходится рассказывать устно или письменно о том, что они читали, видели или слышали, о событиях, которые с ними случаются. Чтобы рассказывать интересно и понятно, нужно уметь составлять рассказ и уметь передавать чужую речь. -Сегодня мы продолжим работу с текстом о животных. Будем учиться составлять план и пересказывать по нему, разберём трудные слова и напишем изложение. Б). Загадка. У. –Мир животных удивителен, замечателен и многообразен. Детёныши часто неуклюжи и забавны, иногда смешны и трогательны. -Отгадайте загадку. Вперевалку зверь идёт По малину и по мёд. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. (слайд 1- медведь) -Знаете ли вы? (слайд 2 ) -Как вы думаете, кто будет героями текста? Герои нашего текста- медведи. 3. Чтение текста учителем. -Послушайте текст, который я вам приготовила. Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу везде лежал снег. Шли дни. Снег в лесу стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок заметно подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать-медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле! 4.Первичный анализ содержания текста. - О ком говорится в тексте? -Когда у медведицы появился малыш? -Каким он родился? - Почему ему нельзя было выходить из берлоги? -Что изменилось в природе с приходом весны? -Как подрастал медвежонок? -Удобным ли было жилище медведей? -Когда медведи вышли из берлоги? -Как можно озаглавить этот рассказ? (более удачный- на доске) 5. Самостоятельное чтение рассказа детьми. Работа в парах- деление на абзацы. Озаглавливание. - У каждого из вас на столах лежат карточки с записанным текстом. -Прочитайте его. А потом , работая в парах, разделите на абзацы. -Найдите и прочитайте 1 абзац. -Найдите слова, которые подсказывают, о чём в нём говорится. -Как бы вы его озаглавили? -Найдите 2 абзац. -Какие слова подсказывают, о чём в нём говорится? -Какой заголовок можно к нему подобрать? (такая же работа проводится с 3 и 4 абзацами) ПЛАН.
( слайд 3 с планом на доске) -Вот мы и составили план. -В каком времени стоят глаголы? (в пр. вр.) -Подтвердите свой ответ глаголами из текста. -Что знаете о глаголах пр. времени? -Вы должны помнить, что при написании изложения все глаголы должны стоять в пр. времени. 6.Ф/м. –А сейчас отдохнём. (Пальцы взамок, руки вперёд…, потянулись, руки на пояс, наклонились влево, вправо, сели…) 7.Орфографическая подготовка. ( слайд 4) - Теперь проведём орфографическую подготовку. А).- После текста на карточках записаны слова с пропущенными буквами. - Посмотрите и скажите, какая орфограмма в них? -Как проверить безударную гласную в корне слова? ( Дети подбирают проверочные слова и вставляют безударную гласную на карточках.) тр_щали ж_лище по_вился л_жал р_дился поб_жали освоб_дились руч_йки вых_дить в_сенним осм_трел пр_лес_ный (обращаю внимание на удвоенную согласную в слове весенним и непроизносимую в слове прелестный) Б).- В тексте много слов с безударной гласной не только в корне, но и в приставке. -Вспомните, как пишутся приставки со словами? -Какие бывают приставки? -Найдите в тексте слова с приставкой по-, о-. В). Трудные слова. -Обратите внимание на то, что в тексте есть трудные слова. Вы их будете использовать при написании изложения. -Прочитаем их хором с доски по слогам. МЕДВЕЖОНОК НЕЛЬЗЯ ОСВОБОДИЛАСЬ ТАЯТЬ ПОДРОС ЗАМЕТНО МАТЬ-МЕДВЕДИЦА ОДНАЖДЫ Г). –Мы поработали над различными орфограммами, а сейчас проведём лексическую подготовку. -Что такое ЛЕКСИКА? (Это совокупность слов или словарный запас языка.) (УСТНО) –Подберите СИНОНИМЫ к некоторым словам. - Что такое СИНОНИМЫ? Воля, … (свобода) Везде, … (всюду) Жилище,… ( дом, берлога) -Подберите антоним к слову ПРОСТОРНЫЙ-……..( тесный) -Что такое АНТОНИМЫ? Д). –В тексте автор использует один из художественных приёмов. - Как вы понимаете такое выражение « ТРЕЩАЛИ МОРОЗЫ»? -Зачем автор употребил такое выражение? (Чтобы показать суровость зимы, силу мороза.) -Что значит «ПОБЕЖАЛИ РУЧЕЙКИ»? (Солнце так грело, что снег растаял, потекла вода- переносное значение.) -Как называется такой художественный приём, когда неживому предмету наделены признаки живого предмета? ( ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ) -Что это такое? ( Перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый.) Е).- Иногда при написании изложения мы используем такой приём . как ПЕРИФРАЗ. - Что это такое? ( Это замена выражения другим выражением, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета.) - Найдите на карточках последний абзац. (Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле!) -Как можно эти предложения заменить другой фразой? (Как-то раз весенним утром семья косолапых вышла из жилища. Замечательно, прекрасно было на свободе!) 8. Ф/м для глаз. ( Слайд 5) 9. Повторное чтение и пересказ текста. (вслух читает 1 ученик) -Сейчас последний раз перечитаем рассказ. -Представьте себе нарисованную картину по тексту. -Перескажите по плану. 10. Написание изложения с творческим заданием. -Вам надо написать текст, но с творческим заданием. Его надо продолжить 2-3 предложениями. Для этого надо придумать, какой бы забавный случай мог произойти с медвежонком. Если у вас возникнут затруднения, обращайтесь ко мне. (План и опорные слова остаются на доске и на экране.) 11.Самопроверка.(Исправить ошибки простым карандашом.) 12. Зачитывание изложений. -Какой рассказ вам понравился больше? -Более подробный анализ ваших изложений я сделаю на следующем уроке. 13.Итог урока. -Поведём итог нашему уроку. -Чему мы учились сегодня на уроке? -Что понравилось больше всего? -Над чем надо ещё поработать? 14.Рефлексия. (На столах карточки со словами : ). -Сами оцените свою учебную деятельность. |