Скачать 59.1 Kb.
|
План – конспект урока. Тема урока: Фенотипическая изменчивость
Цель урока: Изучит явление фенотипической изменчивости, её свойства Задачи:
Планируемые результаты. Знать: определение «норма реакции»,»фенотип»,»модификация» Уметь: объяснять зависимость фенотипической изменчивости от факторов внешней среды, свойства модификации. Тип урока: Комбинированный Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая Необходимое техническое оборудование: Компьютер с выходом в Интернет, ИД. Интерактивные ресурсы:
Ход урока
Приложение 1 Лабораторная работа. Тема: Выявление закономерностей модификационной изменчивости Цель: Выявить закономерности модификационной изменчивости, условия проявления, а также определить их значение для практической деятельности человека. Проблемный вопрос. Чем важны для нас полученные в ходе проведения данной работы сведения? 1. Самостоятельная работа по группам 7 - 10 мин (по инструктивным карточкам). 1 учащийся строит кривую; 2 - определяет закономерности; 3 - условия проявления; 4 – практическое значение. 2. Оформление на доске результатов работы. 3. Обсуждение итогов. Какие формы встречаются часто, какие редко? Часто встречаются формы со средним значением признака, а формы с минимальным и максимальным значением встречаются редко. Какая должна быть выборка? Не менее40- 50 экземпляров. Есть ли ограничение в изменениях признака? Есть минимальное и максимальное ограничение в развитии признака. Чем важны для нас полученные в ходе проведения лабораторной работы сведения? По наследству мы получаем задатки развития признаков, а то, насколько они будут развиты, зависит от нас с вами. Однако нельзя до бесконечности развивать задатки, т. к. есть границы развития признака, заложенные в генотипе. Мы убедились, что в проявлениях модификационной изменчивости есть определённые закономерности. Выводы: 1. Проявление признака не выходит за пределы нормы реакции, которая определяется генотипом. 2. Среди показателей изменчивости данного признака чаще всего встречаются средние значения признака, а минимальные и максимальные проявления признак встречаются как исключения. 3. Модифиационной изменчивости присущи статистические закономерности, среднее значение признака обнаруживается только при массовых подсчетах (Чем больше данных, тем более четко проявляется закономерность). 4. Модификационная изменчивость играет огромную роль в практической деятельности человека (Генетические возможности сорта и породы максимально проявляются в оптимальных условиях). Однако нельзя бесконечно повышать продуктивность породы или сорта за счет условий существования. Есть предел – норма реакции, которая определяется генотипом. Изменения нормы реакции – это уже мутационная изменчивость. Т. о., все агро- и зоотехнические приёмы направлены на достижения максимальной продуктивности организмов в пределах, допускаемых нормой реакции. Приложение 2. Для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Индивидуальная работа с поисковой системой курса. Поиск по заданиям, по ключевым словам, и выполнение вразброс. Отдельные персональные задания по разным типам заданий по выбору (например, – единственный выбор, часть А, и множественный выбор, В1; – задания части С и В6-В8). Поисковая система курса и задание, открытое из результатов поиска Кто не сдает экзамен по биологии предложить партии в настольную игру «Генофонд» (Gene Pool), которая моделирует поиск маркерных последовательностей различных наследственных заболеваний (см. http://www.kozlenkoa.narod.ru/photoalbum.htm#2-01). |