Скачать 88.76 Kb.
|
План-конспект урока Тема: функции имен собственных и нарицательных. Цель: подвести детей к пониманию различий в функциях имён собственных и нарицательных. Задачи: - формировать систему знаний о собственных и нарицательных именах существительных; - формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные; - расширять словарный запас учащихся. - развивать внимание, речь, наблюдательность детей, их фантазию и любознательность; - воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, самостоятельность, объективность в оценивании себя. Учитель: Аленевская Мария Андреевна Предмет: русский язык Класс: 2 Базовый учебник: Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран. Планируемые результаты:
Структура и ход урока: № Этап урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученика Время I этап. Самоопределение в учебной деятельности 1 Мотивация к учебной деятельности Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие, хрупкие снежинки, затем снежинки побольше. Все снежинки оказались на земле. Они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!» Вот и я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями. Сели девочки, сели мальчики. 3 минуты 2 Совершенствование навыка каллиграфии Открываем тетрадь, записываем дату, классная работа. Минутка чистописания. Сегодня мы будем писать букву, которую вы узнаете по началу отгадки: Дунул ветер, и мороз Снег нам с севера принес. Только вот с тех самых пор На стекле моём ... Отгадывают: букву у и слово с этой буквой. - Узор - 22 января. Классная работа. Уу Узор, утка, улитка, утюг. 5 минут 3 Актуализация знаний Какие слова мы всегда пишем с заглавной буквы? - Как назвать все эти слова? Ответы учащихся
- Имена собственные. 2 минуты 4 Выявление и фиксация места затруднения слайд 1 Самостоятельная работа с таблицей. Распределите слова по этим группам (под диктовку учителя)
Слова для справок: Пушкин Александр Сергеевич, Шарик, Москва, река, Петрова Мария, шарьинец, Волга, пёс. - Проверьте свой результат. - Чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? Поставьте знак «+» если вы выполнили все верно, знак «?» - если допустили ошибки. Обозначьте место ошибки.
- В первых трех столбиках имена собственные, а в 4-ом нарицательные. Сверяют работу с эталоном, фиксируют место ошибки. 9 минут 5 Постановка задачи на урок -Какие ошибки вы допустили? -А почему вы их допустили? -Как вы думаете, какой будет сегодня наша учебная задача на уроке? Анализируют ошибки, причину ошибок: недостаточно навыков по распознаванию имён собственных и нарицательных. Подходят к постановке задачи на урок: упражняться в распознании собственных и нарицательных имен. 3 минуты II этап. Учебно-познавательная деятельность 6. Реализация выхода из затруднения слайд 2 ЭОР «Сообщение И.И. Самоварова об именах собственных и нарицательных» Функции имён собственных 1. Прослушайте сообщение И.И. Самоварова об именах собственных и нарицательных и подумайте: каких элементов не хватает в схеме? Проверка по слайду (или на доске). 2. А теперь предлагаю поработать в группах. Вам даны слова. Слова нужно вставить в предложения. Скворцов скворцов Рыбаков рыбаков Арбузов арбузов Лёва ….. делал домик для …. . Андрюша ….любит слушать рассказы про … . Толя …. привез много …. . Проверим вашу работу. Своё мнение обоснуйте. Заполняют схему: Функции имён нарицательных ? ? Определяют функции имён собственных и нарицательных (имена нарицательные употребляют, когда дают общее название для всех групп предметов; имена собственные употребляют, когда хотят выделить предмет среди других) Лёва Скворцов делал домик для скворцов. Андрюша Рыбаков любит слушать рассказы про рыбаков. Толя Арбузов привез много арбузов. В процессе поверки дети обосновывают ответ, опираясь на схему. 5 минут Физминутка Повернитесь лицом друг к другу.
Выполняют движения. 2 минуты III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность 7 Самостоятельная работа с взаимопроверкой слайд 3 - Ребята! Давайте теперь проверим, как вы поняли материал. Возьмите листочки и выполните те задания, которые вам интересны. Первое задание – самое лёгкое, второе – посложнее, третье – творческое. Работа с диагностической картой. Приложение 1. 8 минут IV этап. Рефлексивная деятельность 8 Рефлексия учебной деятельности на уроке Оцените свою работу на уроке – на листках диагностики нарисуйте: Солнышко (легко, интересно), Облако с солнышком (немного трудно, но интересно), Тучку (трудно и непонятно) Выполнение задания 2 минуты 9 Домашнее задание С. 16 упр. 18 разделить на две группы имена собственные и нарицательные. 1 минута Приложение 1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА Фамилия Имя____________________________ Выбери и выполни любое понравившееся задание 1 задание: Прочитай текст. Подчеркни имена собственные. Москва. Ранним утром встаёт солнце. Открывается красивый вид на Москву. Город лежит на холмах. В центре Москвы находится Кремль. Днём на его башнях блестят орлы и звёзды. Ночью на синем небе звёзды горят алым светом. В Кремле работает Президент России Владимир Владимирович Путин. Правительство работает в Белом доме. 2 задание: Прочитай предложения. Определи с заглавной или строчной буквы пишутся выделенные слова. Подчеркни нужную букву. Я живу в (П, п) осёлке (М, м) едвенка. Вместе со мной живут (К, к) ошка (М, м) урка и (П, п) ес (Д, д) ружок. А ещё у нас есть (К, к) орова (З, з) орька и (К,к) онь (Г,г)недой. 3 задание: Придумай и запиши своё предложение, чтобы в нём было имя собственное. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |