Технология проведения, время
| Задания для учащихся, содержание урока (с ответами детей)
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| Планируемые результаты, УУД
|
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).
| - Здравствуйте, дети! Садитесь.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом замечательного писателя, с творчеством которого вы уже знакомы. Фамилию этого писателя вы расшифруете сами. Сравните две таблицы. Выпишите буквы из правой таблицы в соответствии со следованием цифр в левой и вы узнаете фамилию этого автора (на доске).
- Правильно, это Чарушин.
| Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
| Слушают учителя, настраиваются на работу в классе. Садятся на свои места.
| Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
|
2. Проверка д/з (5 мин.).
| - Сначала мы проверим домашнее задание.
|
| 3 – 4 ученика на оценку.
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
|
3. Актуализация знаний (1 мин.)
| - Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного писателя Е.И.Чарушина. (Выставка книг)
- С его рассказами вы уже знакомились во 2 и в 3 классах. О чем писал свои рассказы этот автор? (О природе, о животных)
- Может быть, вы помните о его биографии?
| Учитель показывает детям книги, спрашивает об авторе.
| Дети отвечают т на вопросы учителя.
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
|
4. Работа по теме урока: рассказ об авторе (3 мин.).
| - Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей, при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В.Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М.Пришвина, С.Маршака, Д.Мамина-Сибиряка. В 1930 году вышел его первый небольшой рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: Блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. Разносторонне одаренный: играл на скрипке, изобретал, увлекался актерством, занимался живописью и скульптурой.
- Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Чарушина. Откройте учебники на стр.96, прочитайте название рассказа.
- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (О кабане)
- А вы знаете кто такой кабан? (Беседа о кабане)
- Кабан – это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом: впереди – самый сильный. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот.
| Учитель рассказывает об авторе. Показывает портрет писателя (слайд).
Показывает иллюстрацию с изображением кабана (слайд).
| Дети слушают рассказ учителя и запоминают основные данные.
| Слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Добывать новые знания (Познавательные УУД).
Прогнозирование (Регулятивные УУД).
|
5. Работа по теме урока:
а) первичное чтение (5 мин.)
б) беседа после чтения (3 мин.)
| - Сейчас я начну читать рассказ, а вы продолжите.
- Понравился ли вам рассказ?
- Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?
- Какое, по-вашему, это произведение: грустное или веселое? Почему вы так считаете?
- От какого лица идет повествование в рассказе? (От имени автора, от первого лица.)
- Было ли вам страшно за автора? В какой момент? Найдите эти строки, прочитайте.
- А в какой момент стало страшно автору?
| Учитель начинает читать рассказ. Предлагает продолжить читать ученикам. Учитель задает вопросы по тексту.
| Читают хорошо читающие ученики (3-4 ученика).
Дети отвечают на вопросы учителя и находят в тексте подходящие отрывки.
| Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
|
6. Физкультминутка (2 мин.)
| - Дружно по лесу гуляем (шаги на месте),
И листочки собираем
(наклоны вперед).
Собирать их каждый рад,
Просто чудный листопад! (прыжки на месте с хлопками).
|
|
|
|
7. Работа по теме урока:
в) вторичное чтение и словарная работа(3 мин.)
г) анализ рассказа (4 мин.)
д) работа над иллюстрацией (4 мин.)
е) выразительное чтение (5 мин.)
| - Прочитаем рассказ еще раз «по цепочке». Я буду задавать вопросы.
- Объясним значения непонятных слов:
1) студень - холодец;
2) зуд - чесотка;
3) гуськом - друг за другом;
4) небоскреб - высокий;
5) буянит – играет;
6) марал - крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами;
7) зоосад - зоологический сад, в котором живут животные и птицы.
- Где и когда происходят эти события?
- Зачем автор пришел в зоосад?
- Какие животные там жили?
- Как автор описывает животных? Прочитайте этот отрывок в тексте.
- Что же напугало автора?
- Найдите отрывок в рассказе, который подтверждает ваш ответ.
- Прочитайте отрывок, как автор описывает кабанов.
- Какие чувства могли бы быть у вас в такой ситуации?
- Как повел себя автор в такой обстановке?
- Чего устыдился Чарушин?
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
- Кто изображен на этой иллюстрации?
- Какой эпизод изобразил художник? Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
- Какими художник изобразил кабанов?
- Как вы думаете, какие чувства испытывает сейчас Чарушин?
- Как это изобразил художник?
- Теперь давайте попробуем представить себя на месте Чарушина. Представьте, что вы сами оказались в такой ситуации.
- Давайте попробуем выразительно прочитать понравившийся вам отрывок.
- Я даю вам 2 минуты на подготовку.
| Учитель предлагает прочитать детям рассказ «по цепочке».
Учитель задает вопросы по тексту.
Учитель задает вопросы по иллюстрации в учебнике.
Учитель предлагает детям выразительно прочитать рассказ.
| Дети читают рассказ «по цепочке».
Дети отвечают на вопросы учителя и находят в тексте подходящие отрывки.
Дети отвечают на вопросы учителя.
2-3 ученика выразительно читают отрывок из рассказа.
| Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь выразительно читать (Предметные).
|
8. Творческое задание (5 мин.)
| - Напишите мини – сочинение на тему «Мое любимое животное» (5 – 7 предложений) по плану:
1. Назвать любимое животное.
2. Описать животное (мордочка, лапки, хвостик).
3. Описать повадки.
4. Описать вашу дружбу с ним.
- потом мы прочитаем 2 -3 сочинения.
| Учитель предлагает написать мини – сочинение.
| Пишут сочинение.
2 – 3 ученика читают свои сочинения.
| Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.)
| - Подводим итог работы на уроке.
- Что нового вы открыли для себя о Е.И.Чарушине?
- Какая была тема урока?
- Какую цель ставили на уроке?
- Понравился ли вам рассказ? Почему?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
| Учитель предлагает детям ответить на обобщающие урок вопросы.
Предлагает выразить свои чувства после изучения новой темы.
| Ученики отвечают на обобщающие вопросы.
Выражают свои эмоции от пройденного урока.
| Уметь делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока
(Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
|
10. Домашнее задание (1 мин.).
| - Дома вы подготовите пересказ рассказа от лица автора.
| Учитель предлагает детям записать домашнее задание.
| Дети записывают домашнее задание.
|
|