Скачать 130.96 Kb.
|
ТЕМА УРОКА: «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА». ЦЕЛЬ: Рассмотреть основные направления эволюционного процесса и выявить соотношения направлений эволюции по А.Н.Северцову. ЗАДАЧИ: Образовательные: 1. Обобщить знания об эволюции растений и животных. 2. Дать понятия основных направлений эволюции. Воспитательные:
Воспитательные:
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
Вступительное слово учителя. Тема нашего урока «Основные направления эволюционного процесса», (запись темы на доске) но прежде чем мы приступим к рассмотрению вопросов данной темы, нам необходимо вспомнить, что характерно для эволюционного процесса. Фронтальная работа (слайд №1 – вопросы)
Слово учителя. Мы очень часто сталкиваемся с понятиями прогресс и регресс в истории, экономике и в других науках. Понятия прогрессивного и регрессивного пути развития применимы и к биологии, в частности к развитию биологического вида. Давайте рассмотрим, чем будет характеризоваться каждый тип развития, по отношению к популяции и виду в целом с точки зрения: приспособленности, численности и ареала. (слайд №2) Как вы думаете, прогресс или регресс выгоден природе? (ответ: прогресс) А каковы пути достижения биологического прогресса. Ответ на этот вопрос дает А.Н.Северцов и называет их – основные направления эволюционного процесса.
Наша с Вами цель – выяснить, что это за процессы и какова их роль в эволюции организмов. Учитель дает характеристику: ароморфоза, идиоадаптации, дегенерации и приводит примеры. Учащиеся находят эти понятия в учебнике и делают запись в тетради по схеме. Обучающимся предлагается (работа в парах) найти примеры этих процессов в учебнике и привести свои примеры на растениях. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА (слайд№2)
О с н о в н ы е н а п р а в л е н и я э в о л ю ц и и (слайд№3) Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация
*** самостоятельно подобрать ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации на примере растений. Подведем итог: К чему приводят: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация? приводит к биологическому прогрессу приспособленности выживаемости организмов.(слайд №4) Давайте сформулируем общие черты эволюционного процесса, для этого обратимся к тексту. ( 8 52, стр.179 ) Учащиеся анализируют текст учебника и кратко формулируют общие черты эволюционного процесса. Общие черты эволюционного процесса (слайд №4) Естественный отбор наследственных изменений (причина) возникновение приспособлений; видообразование (экологическое, географическое); усложнение организмов ( доклеточные человек). Слово учителя. А.Н.Северцов не только определил основные направления эволюционного процесса, но и показал их соотношение на схеме. - (учебник Д.К.Беляева, стр. 179. Рассмотреть схему соотношений между ароморфозом, идиоадаптацией и дегенерацией) Мы видим, что эти направления могут сменять друг друга, ведут к большому видовому разнообразию живых организмов. Закрепление материала: Давайте попробуем выяснить, насколько нам удалось понять все эти, происходящие в природе, процессы и проследить соотношения направлений в развитии животного мира. - Вспомним этапы эволюционного развития животных. (один из учащихся озвучивает этапы развития животных по схеме (используется печатная таблица развития животного мира.)) Соотношение направлений эволюции животных.(по А.Н.Северцову) (можно использовать как раздаточный материал или слайд № 5) 3 4 5
Слово учителя о достижении цели урока. Нам удалось используя полученные знания проанализировать этап развития животного мира. Выставление оценок за урок. -ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (дифференцированное) «4» -составить и обосновать свой фрагмент эволюционного процесса развития животных по А.Н.Северцову. «5» - составить и обосновать свой фрагмент эволюционного процесса животных и растений, по А.Н.Северцову.
Самоанализ урока. Тема урока: «Основные направления эволюционного процесса». Цель: рассмотреть основные направления эволюционного процесса и выявить соотношения направлений эволюции по А.Н.Северцеву. Задачи: Образовательные: 1. Обобщить знания об эволюции растений и животных. 2. Дать понятия основных направлений эволюции. Воспитательные:
Воспитательные:
Было использовано оборудование урока: учебники, тетради, таблицы. К уроку был подготовлен раздаточный материал: схемы, рисунки. 1. В системе уроков по данному разделу урок «Основные направления эволюционного процесса» завершает тему «Эволюция». 2. Форма урока- комбинированный урок. 3. Считаю, что урок прошел достаточно эффективно, т.к. удалось достичь поставленных целей урока и активизировать мыслительную деятельность, что выражалось в переносе знаний на более сложный уровень усвоения материала и составлении опорной системы урока. Показатели наличия познавательной мотивации учащихся было стремление принять участие в обсуждении вопросов, активной работе на протяжении урока, рефлексия по окончании урока. Все этапы урока были последовательны и логически связаны, направлены на выполнение задач урока. Структура урока соответствовала уроку – изучения нового материала с элементами обобщения знаний. 4. На уроке использовались следующие методы работы. * на этапе опроса учащихся был применен фронтальный метод работы со всем классом, так как было необходимо определить общий уровень знаний учащихся по данной теме. (Индивидуальная работа с учащимися на данном этапе урока менее эффективна, так как важно создать общее «погружение» обучающихся в тему.) * На этапе изучения нового материала была использована эвристическая беседа с учащимися, нацеленная на получение промежуточной рефлексии фрагмента урока. * Использовалась индивидуальная работа учащихся с текстом, по характеристике основных направлений эволюции. * На этапе рефлексии применялась работа в парах при подборе примеров и анализе схемы, для осознания основной цели урока, что способствовало повышению мотивации обучения. 5. Для достижения поставленных целей были использованы средства обучения: - опорная система урока; - таблицы; - раздаточный материал (схемы, рисунки) 6. Выставлены оценки за урок. 7. Домашнее задание дифференцированное, предполагает не только задания по аналогии, но и самостоятельный углубленный анализ темы. 8. С точки зрения личностно-ориентированного урока, на этом уроке мне удалось создать комфортную обстановку, позволившую учащимся свободно работать на уроке без страха и «зажатости». 9. Цель урока достигнута, план реализован, расчетное время урока совпало с реальным. |