И. Н. Пономаревой





Скачать 244.67 Kb.
НазваниеИ. Н. Пономаревой
страница1/2
Дата публикации28.06.2013
Размер244.67 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, примерной программы основного общего образования по биологии под руководством

И.Н. Пономаревой (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., изд. "Дрофа", 2009 г. - стр. 57-1081).

В соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова«Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», 6 класс, Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2011 год

Изучение биологии в 6 классе должно быть направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, определителями, проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за живыми организмами, биологических экспериментов, с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде. Задачи раздела «Растения» (6 класс)

Обучения:

  1. привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы.

  2. создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 35уроков

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии

-продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)

Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников

-слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,

-эстетических эмоций,

-положительного отношения к учёбе,

-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 урок в неделю)

Рабочая программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся 6-х классов.

6А Большая часть учеников проявляет желание и возможность изучать предмет  на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера.

6Б В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.  В классе можно выделить группу обучающихся, которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на них равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия.

6В. Основная масса обучающихся класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в школу для общения), которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем , личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как беседы с элементами лекции, лабораторные и практические работы.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

В соответствии с ОБУП на изучение этнокультурного компонента биологического образования отводится 10% учебного времени в год. Национально-региональный компонент включает изучение растений нашего региона: 5 деревьев; 3-4 кустарника; 4-5 цветущих растений; 6-7 травянистых растений луга, леса;4-5 видов лесных ягод. Грибы и лишайники нашей местности. Первые весенние цветы нашего региона. Растения нашей местности, нуждающиеся в защите. Отрицательное влияние людей на природу. Сбор материала для гербария. Региональный компонент реализуется включением соответствующей информации на части уроках различных тем курса. Содержание учебной программы:

Введение - 2 часа.

Наука о растениях – ботаника. Мир растений

Разнообразие растений

Тема 1. Клеточное строение организмов (2 часа).

Строение растительной клетки. Жизнедеятельность.Ткани.

Тема 2. Органы цветковых растений (9 часов)

Строение семени. Корень: внешнее и внутреннее строение. Побег: строение и значение побега. Лист – часть побега. Значение листа для растения. Стебель: внешнее и внутреннее строение. Видоизменения подземных побегов. Цветок. Строение и значение.

Плод. Разнообразие и значение.

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов)

Корневое питание растений. Воздушное питание растений. Дыхание растений и обмен веществ. Значение воды в жизни растений. Размножение растений: семенное (цветение и опыление, оплодотворение у растений) и вегетативное. Рост и развитие растительного организма.

Тема 4. Основные отделы царства растений (6 часов)

. Водоросли: особенности строения и жизнедеятельности, их значение. Высшие споровые растения. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств. Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств.

Тема 5. Историческое развитие и многообразие растительного мира (2 ч.)

Понятие об эволюции растительного мира. Многообразие и происхождение культурных растений.

Тема 6. Бактерии (1 часа)

Общая характеристика и значение бактерий.

Тема 7. Грибы. Лишайники (3 часа)

Общая характеристика и многообразие грибов. Лишайники.

Тема 8. Природные сообщества (2 час)

Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ. Приспособленность к совместной жизни в природном сообществе.

В 9 классе проводится 15 лабораторных работ:

по теме «Введение»

лабораторная работа №1 «Знакомство с цветковым растением»

по теме «Клеточное строение организмов»

лабораторная работа №2 «Клеточное строение кожицы лука.»

по теме «Органы цветковых растений»

лабораторная работа №3 «Изучение органов (семени) цветковых растений»

лабораторная работа №4 «Изучение органов (корня) цветковых растений»

лабораторная работа №5 «Изучение органов (побега) цветковых растений»

лабораторная работа №6 «Изучение органов (листа) цветковых растений»

лабораторная работа №7 «Изучение органов (стебля) цветковых растений»

лабораторная работа №8 «Изучение органов (видоизмененные побеги) цветковых растений»

по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

лабораторная работа №9 «Размножение комнатных растений»

по теме «Основные отделы царства растений»

лабораторная работа №10 «Распознавание водорослей разных отделов»

лабораторная работа №11 «Изучение внешнего строения папоротников»

лабораторная работа №12 «Распознавание растений отдела Голосеменные растения»

лабораторная работа №13 «Определение принадлежности растений к классу двудольные»

лабораторная работа №14 «Определение принадлежности растений к классу однодольные»

по теме «Грибы. Лишайники»

лабораторная работа №15 «Строение плесневых грибов»

Система контроля знаний и умений учащихся включает в себя

3 урока контроля знаний, для реализации индивидуального подхода к учащимся используются карточки, которые разработаны по всем изучаемым темам.

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,

уметь

объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

• соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Учебно-методическое обеспечение:

· литература для учащихся:

  1. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. - М., Вентана-Граф, 20011.

  2. Книга для чтения по ботанике /сост. Д.И. Трайтак. - М., Просвещение, 1985.

· литература для учителя:

  1. Падалко Н.В. и др. Методика обучения ботанике. - М., Просвещение, 1982.

  2. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии: 6-7. - М., Просвещение, 1989.

  3. Беркинблит М.Б., Чуб В.В. Биология - 6 кл./ экспериментальный учебник. - М., Вентана - Граф, 1993.

  4. Малеева Н.В., Чуб В.В.Биология: флора - 7 кл./ экспериментальный учебник. - М., Дрофа, 1997.

  5. Генкель П.А. Физиология растений. - М., Просвещение, 1985.

  6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., Просвещение, 1997.

  7. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: растения. - М., Просвещение, 1988.

  8. Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе, - М., Просвещение, 1990.

  9. Петров В.В Растительный мир нашей родины. - М., Просвещение, 1991.

  10. Демьяненков Е.Н.Биология в вопросах и ответах. – М., Просвещение, 1996.

  11. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника. - М., АСТ-Пресс, 1999.

  12. Боброва Н.Г Эта увлекательная ботаника. - Самара, 1994.

MULTIMEDIA – поддержка курса:

  • CD-диск «Биология 6-11 класс. Лаборатория»

  • CD-диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии.»

  • Коллекция ЦОР интернета.



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. Н. Пономаревой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пономаревой И. Н., Корниловой О. А., Симоновой Л. В./ Под ред проф. И. Н. Пономаревой/ (Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология:...
И. Н. Пономаревой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа разработана на основе авторской программы И. Н. Пономаревой, Л. П. Анастасовой, О. А. Корниловой, Л. В. Симоновой, В. С....
И. Н. Пономаревой icon«Согласовано»
И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова,А. Г. Драгомилов, Т. С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф,...
И. Н. Пономаревой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Т. Е. Лощилиной, П. В. Ижевского...
И. Н. Пономаревой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Т. Е. Лощилиной, П. В. Ижевского...
И. Н. Пономаревой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Т. Е. Лощилиной, П. В. Ижевского...
И. Н. Пономаревой iconПояснительная записка рабочая программа соответствует положениям...
И. Н. Пономаревой в соответствии с альтернативным учебником, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации:...
И. Н. Пономаревой iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе
Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Т. Е. Лощилиной, П. В. Ижевского...
И. Н. Пономаревой iconПономаревой И. Н., Кучменко В. С., Корниловой О. А., Драгомилова...
Рабочая программа разработана на основании Примерной программы по биологии и авторской программы Пономаревой И. Н., Кучменко В. С.,...
И. Н. Пономаревой iconУчебник: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. «Биология....
Планирование составлено на основе (программа): «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой,...
И. Н. Пономаревой iconУчебник: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. «Биология....
Планирование составлено на основе (программа): «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой,...
И. Н. Пономаревой iconЛощилина Т. Е. общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных...
Прочитать текст учебника Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных...
И. Н. Пономаревой iconУчебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред проф....
Биология. 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред проф. И. Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф
И. Н. Пономаревой iconФедеральное агентство по образованию
Номер государственной регистрации 292 св/сп от 27 марта 2000 г и на основе программы, разработанной Пономаревой Е. Н
И. Н. Пономаревой iconПономаревой И. Н. и коллектива авторов «Биология в основной школе: Программы»
«Средняя общеобразовательная школа №9 г. Балашова Саратовской области им. П. А. Столыпина»
И. Н. Пономаревой iconТема. Разнообразие растений
Биология 6 класс/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кумченко: под ред проф. И. Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2011


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск