№
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды контроля
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
план
| факт
|
Раздел I. Введение в биологию 2 часа.
|
1
| Курс «Общая биология в системе биологических наук».
| 1
| Вводный урок
| Учащиеся самостоятельно читают учебник на стр.7-9. Беседа по прочитанному тексту.
| Ответ на уроке
| естественные науки, составляющие биологию.
| Стр.7-9
| 2.09.
|
|
2
| Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел II. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Основные свойства живого. 9 часов
|
3
| История представлений
о возникновении жизни.
| 1
| лекция
| Учащиеся делают записи
| Ответ на уроке
| История представлений
о возникновении жизни. Теория вечности жизни
| С.31-38
|
|
|
4
| История представлений
о возникновении жизни. Работы Л.Пастера.
| 1
| лекция
| Учащиеся делают записи
| Ответ на уроке
| Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни.
| Ответить на вопросы
|
|
|
5
| История представлений
о возникновении жизни.
| 1
| лекция
| Учащиеся делают записи
| Ответ на уроке
| Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения Источники энергии и возраст Земли. Условия среды на древней Земле.жизни. Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов.
Эволюция метаболизма. Начальные этапы биологической эволюции.
Биологическая эволюция.
| С.31-38
|
|
|
6
| Возникновение жизни на Земле
| 2
| семинар
| Слушание, комментирование, рецензирование, делают обобщения, выделяют главное, анализируют, графически оформляют информацию
|
|
| Подготовиться к контрольной работе
|
|
|
7
| Контрольная работа «Возникновение жизни на Земле».
| 1
| Контроль знаний
|
|
|
| повторение
|
|
|
8
| Основные свойства живого.
| 1
| Вводный урок
| Беседа по вопросам.
| Ответ на уроке
| Ответ на уроке
| С.19-28, ответить на вопросы
|
|
|
9
| Уровни организации живой природы.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Работа с текстом учебника.
| Ответ на уроке
| уровни организации живой материи; сущность классификации живых организмов.
| Заполнить таблицу
|
|
|
10
| Многообразие живого мира
| 1
|
|
|
|
| Заполнить схему, классификацию люцерна полевая и желтая
|
|
|
Раздел III. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ.
|
11
| Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
| Фронтальный опрос
| Знать: роль катионов и анионов в жизнедеятельности клетки; особенности строения молекул воды
| §3.1.вопросы стр. 88. терминология стр. 89-90.
|
|
|
12
| Органические вещества входящие в состав клетки. Биологические полимеры – белки.
| 1
| Комбинированный урок.
|
| Ответ на уроке
| в связи с ее важнейшей ролью в жизнедеятельности клетки. как регулярных полимеров;. строения белка;
| С.90-95, вопросы с.99 Индивид. Зад. Заполнить кроссворд
|
|
|
13
| Биологические катализаторы –ферменты. Их классификация и роль в жизнедеятельности клетки.
| 1
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
| Ответ на уроке
| ферменты – биологические катализаторы
| С.95-98,сообщения по темм ферменты, катализаторы
|
|
|
14
| Углеводы: функции, особенности организации моно- и дисахаридов.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Урок изучения
| Сообщения учащихся. Беседа по изученному материалу.
| Ответ на уроке
| Строение и функции полисахаридов,; свойства
| стр.101.
|
|
|
15
| Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии.
|
1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Работа с текстом. Беседа.
| Ответ на уроке
| особенности строения жиров, липидов
| §3.2.4
Вопросы 1-4 стр.103.
|
|
|
16
| Биологические полимеры –нуклеиновые кислоты. РНК, ДНК: строение и функции.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
| Ответ на уроке
| наследственной информации; механизм этих процессов; понятие генетического кода; функции различных
| Вопросы 5-6
стр. 109
|
|
|
17
| Генетический код
свойства кода.
РНК свойства их роль в
обменных процессах.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
| Ответ на уроке
| видов РНК.
Уметь: логически мыслить, анализировать, делать выводы, устанавливать связь между строением и функциями молекул органических веществ
| Терминология стр.114-115.
|
|
|
18
| Обмен веществ и превращение энергии в клетке основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
| Сущность анаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии;
| §4.1 стр. 119
|
|
|
19
| Биосинтез органических молекул в клетке. Биосинтез белка.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
| Основной процесс анаболизма – биосинтез белка.
| §4.1стр.119-122 вопросы на стр. 123.
|
|
|
20
| Энергетический обмен- катаболизм. Его этапы.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| Составить тест
|
|
|
21
| Фотосинтез. Хемосинтез.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| стр.126-130. терминология стр. 131.
|
|
|
22
| Строение прокариотической клетки.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
| Ответ на уроке
| Особенности строения прокариотической клетки
| С.136-139, вопросы на с.140
|
|
|
23
| Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Мембранный принцип организации клеток.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
| Ответ на уроке
| особенности строения клеток эукариот.
| С.145-147
|
|
|
24
| Органеллы цитоплазмы.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
| Ответ на уроке
| Мембранный принцип строения основных органоидов клетки
| Терминология стр. 156-157.
|
|
|
25
| Включения, их роль в метаболизме клеток. Цитоскелет.
|
1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
| Ответ на уроке
| Включения и их роль в клетке
|
С.143-154, вопросы с.155
|
|
|
26
| Структуры клеточного ядра.
|
1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Лабораторная работа «Изучение строения растительной и животной клетки».
| Ответ на уроке
| Структура клеточного ядра
| стр.157-163.
|
|
|
27
| Жизненный цикл клетки. Деление клетки: митоз. Фазы митоза.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
| Ответ на уроке
| Знать фазы митоза
| Составить сказку о путешествии в Царство деления клеток
|
|
|
28
| Биологический смысл и значение митоза.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
| Биологический смысл митоза
| Повторить фазы митоза
|
|
|
29
| Особенности строения растительной и животной клеток.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
| Знать отличия строения растительной и животной клеток
| Ответить на вопросы
|
|
|
30
| Клеточная теория строения организмов.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| Творческое задание-доказательство
|
|
|
31
| Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги
| 1
| комбинированный
|
| Ответ на уроке
| Строение вирусов
| Составить кроссворд «Вирусы»
|
|
|
Раздел 4. РАЗМНОЖЕНИЕ и развитие организмов
|
32
| Бесполое размножение.
| 1
| комбинированный
|
| Ответ на уроке
|
| с. 193-197. вопросы 1-3. стр. 197-198.
|
|
|
33
| Формы бесполого размножения. Вегетативное размножение.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
| формы и особенности размножения растений
| Терминология стр.193-197.
|
|
|
34
| Половое размножение. Мейоз.
|
1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
| протекание фаз мейоза. механизм мейотического цикла; его биологическая роль;
| с. 199-207
|
|
|
35
| Гаметогенез. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
|
1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
| Уметь характеризовать формы полового и бесполого размножения
| стр.200 -210.
Вопросы на с.210
|
|
|
36
| Развитие половых клеток у высших растений. Двойное оплодотворение.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| Повторить конспект
|
|
|
37
| Обобщающий урок по теме «Размножение организмов».
| 1
| Урок обобщения знаний
|
| Контрольная работа
|
| Повторение, подготовить сообщения о значение генетики для медицины, с/х
|
|
|
38
| Эмбриональное развитие животных. Онтогенез. История эмбриологии.
| 1
|
Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
| историю учения об онтогенезе; закономерности эмбрионального развития, его цитологические основы;
| терминология стр.215-222
|
|
|
39
| Постэмбриональное развитие животных.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
| сущность и проявление биогенетического закона; историю открытия этого закона; значение закона для
| стр.228-232.
терминология
стр.233.
|
|
|
40
| Общие закономерности онтогенеза.
|
1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
| выяснения родственных связей между организмами.
эмбриональной индукции;
|
С.235-238, вопросы на с.238
|
|
|
41
| Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
| давать характеристику эмбриональному развитию организмов на основе изучения закономерностей организма и проявления
| Ответить на вопросы
|
|
|
42
| Биогенетический закон.
| 1
| Урок изучения новых знаний
|
| Ответ на уроке
| объяснять материальное
единство живой природы.
| Изучить терминология
|
|
|
43
| Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ на эмбриональное развитие.
| 1
| Урок обобщения знаний
|
| Ответ на уроке
| Понимать о влиянии факторов внешней среды на развитие организмов.
| Сообщения учащихся
|
|
|
РАЗДЕЛ 5. Основы генетики и селекции
|
44
| История развития генетики. Основные понятия генетики.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
| Знать основные генетические понятия и термины, опыты Менделя;
| Сообщения учащихся
|
|
|
45
| Гибридологический метод изучения наследования признаков.
|
1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| Составить тест, кроссворд с генетическими терминами.
|
|
|
46
| Моногибридное скрещивание. 1-2 законы Г.Менделя.
Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
| законы Менделя; полное и неполное доминирование, промежуточное наследование
| стр. 269-272, повторить определения
|
|
|
47
| Дигибридное и полигибридное скрещивание.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
| Законы Менделя
| С. 272-277
|
|
|
48
| Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
| Третий закон Менделя
| С.272-276, вопросы с.278
|
|
|
49
| Анализирующее скрещивание.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
| Решение задач
| С.266-268,270-271, составить задачу на анализирующее скрещивание
|
|
|
50
| Решение задач на 1-2-3 законы Г. Менделя.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
| Решение генетический задач.
| Ответ на уроке
| Уметь решать генетические задачи
| терминология
стр. 279
|
|
|
51
| Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| решение задач.
. стр.280-284.
|
|
|
52
| Сцепленное наследование генов. Решение генетических задач.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
| Беседа. Объяснение на основе решения генетических задач.
| Ответ на уроке
|
| стр.280-284.
|
|
|
53
| Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| стр. 285-289. терминология
стр.289.
|
|
|
54
| Генотип как целостная система взаимодействующих генов.
Взаимодействие аллельных и неалелльных генов.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| стр.291-295. вопросы стр.295.
Задачи по генетике.
|
|
|
55
| Решение генетических задач и составление родословных.
| 1
| Комбинированный урок
| Лабораторная работа составление родословных.
| Ответ на уроке
|
| Решение генетических задач.
|
|
|
56
| Основные закономерности изменчивости.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| Ответить на вопросы
|
|
|
57
| Генные, хромосомные мутации.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| стр.301-307
|
|
|
58
| Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| Терминология стр.308-309
|
|
|
59
| Фенотипическая или модификационная изменчивость.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| Ответить на вопросы, с.310-313
|
|
|
60
| Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационной кривой
| 1
| Комбинированный урок
| Лабораторная работа Построение вариационной кривой размеры листьев растений.
| Ответ на уроке
|
| Оформить работу
|
|
|
СЕЛЕКЦИЯ ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ И МИКРООРГАНИЗМОВ. 8 часов
|
61
| Создание пород животных и сортов растений..
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| Выполнить творческие задания
|
|
|
62
| Центры происхождения культурных растений, их многообразие
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| С.319-324
|
|
|
63
| Закон гомологических рядов Н.И.Вавилова.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| стр.323-324.
|
|
|
64
| Методы селекции растений и животных.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| С.325-330,подготовить сообщения о селекции микроорганизмов
|
|
|
65
| Отбор и гибридизация.
Искусственный мутагенез.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| Ответить на вопросы
|
|
|
66
| Селекция микроорганизмов.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| С.333-335,вопросы, подготовить сообщения «Достижения современной селекции»
|
|
|
67
| Достижения и основные направления современной селекции.
| 1
| Урок изучения и закрепления новых знаний
|
| Ответ на уроке
|
| Подготовиться к итоговой контрольной работе
|
|
|
68-69-70
| Итоговая контрольная работа
Резерв
| 1
2
|
|
|
|
|
|
|
|