Скачать 101.71 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Фощеватовская средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области» Конспект урока по биологии в 8 классе Строение и значение кожи человека Разработал: учитель биологии Карпушина Евгения Николаевна Разработка урока в 8 класса раскрывает проблему правильного ухода за кожей, так как не все учащиеся и взрослые знают, что 85% микроорганизмов гибнет на чистой ухоженной коже с помощью кожного сала, обладающего антисептическим действием. Конспект урока раскрывает строение слоев кожи человека, ее значение и функции. Разработка полезна вниманию учителей-биологов общеобразовательных школ, родителям, всем, кому не безразлично собственное здоровье. Урок построен с использованием элементов развития критического мышления через чтение и письмо. Содержание Введение
а) Составление кластера «Строение кожи»; б) «Верные и неверные утверждения». 2. Осмысление содержания. 1) Просмотр видеофильма «Строение кожи»; 2) Работа с учебником по группам; 3) Составление таблицы в тетради; 4) Обсуждение слайдов по гигиене кожи; 5) Запись правил ухода за лицом и кожей. 3. Стадия Рефлексии. 1) Возврат к Кластеру (исправления, добавления) 2) Возврат к «Верным и неверным утверждениям» 3) Выводы учащихся по уроку Введение В современном обществе все больше и больше мы слышим о необходимости заботливо относиться к своему здоровью, что оно в наших руках. Подрастающее поколение путем проб и ошибок пытается принять наши наставления, но не каждый человек осознает как правильно это делать, что необходимо предпринять для сохранения здорового образа жизни. Как долго жить и не болеть. Современные уроки анатомии с использованием компьютерных технологий, интернета способствуют активной визуализации учебного материала, помогают учащимся в этом сложном мире разобраться со своими проблемами в здоровье. На уроках учащиеся получают новые знания, о которых молчит наш учебник и средства массовой информации. Учащиеся знакомятся не только со строением кожи, но и узнают об ее значении и функциях. Педагог учит учащихся правильно ухаживать за проблемной кожей, дает полезные советы, сам при этом является примером подражания. Цель урока: воспитание гигиенических правил ухода за кожей Задачи: 1) знакомство со строением, значением и функциями кожи; 2) развитие познавательного интереса к изучению предмета; 3) исследование своего типа кожи; 4) развитие речи учащихся через групповую форму работы; 5) знакомство с полезными советами по уходу за кожей. На уроке используется интерактивная доска, компьютер, индивидуальные карточки, салфетки для определения типа кожи лица. Ожидаемые результаты работы
Проверка знаний проводится индивидуально по карточкам-тестам по уровням обучаемости учащихся в конце урока. Предмет изучения имеет дальнейшее продолжение, в развитии профессиональной ориентации, в правильном ежедневном уходе на своим телом. Материал урока можно использовать в других общеобразовательных школах на уроках и во внеклассной работе, при проведении кружка, элективного курса, родительского собрания,… Основная часть – разработка-конспект урока
Приложение № 1 Кластер «Строение кожи» Дети отвечают на вопрос: -Из чего состоит кожа человека? Уч-ся составляют кластер в тетради, учитель после комментарий групп, составляет его на доске. Слои ногти волосы волоски пот складки Приложение № 2 Отметить «Верные и неверные предложения» 1. Кожа защищает тело от давления, удара, перепада температур, бактерий, препятствует потере воды, участвует в обмене веществ,… 2. Кожа человека не имеет способность к регенерации. 3. Кожа – это «склад», где накапливается около 1 литра крови. 4. При облучении ультрафиолетом в коже не образуется витамин Д. 5. У человека в норме за сутки выделяется до 10л пота, 20г кожного сала 6. Цвет кожи не зависит от количества пигмента. 7. На 1кв.см кожи 6 млн. клеток: 5 тыс. рецепторов,150 болевых точек, 100 потовых желез, 15 сальных,12 точек отвечают за холод и 2- за тепло. 8. Жир кожи – не является запасом питательных веществ. 9. Ногти и волосы–производные кожи, прочные роговые образования. 10. Один волос выдерживает груз до 100 г, а девичья коса до 20 т. 11. Кожа человека пятислойная. Запомни для олимпиад и биологических конкурсов
Приложение № 3 Текст учебника для работы в группах и пересказа Кожа человека и животного это специальное образование, служащее границей между живым организмом и окружающей средой, ограждающее его от различных воздействий, позволяющее сохранить постоянство внутренней среды организма. Кожа выполняет ряд разнообразных функций: защитную, терморегуляционную, выделительную, чувствительную, является депо кожи. Кожа состоит из двух важных слоев: эпидермиса и дермы. Эпидермис образует не только надкожицу, но и ногти, на ней распологаются волосы, выделяется пот. Сальные железы, расположены в дерме (собственно коже). Они вырабаты- вают кожное сало, обладающее бактерицидным действием. На каждом кв.см кожи их насчитывается несколько десятков, а на коже носа, лба, верхней губы даже более сотни. Лишь кожа ладоней и подошв лишена их. Кроме этой функции сальные секреты придают коже эластичность, защищают от высыхания, образования трещин и разрывов, препятствуют размоканию рогового рогового слоя во влажной среде, ограничивают испарение влаги с поверхности тела. Потовые железы имеют вид трубочек, свернутых на концах в клубочек. Эти образования несут выделительную функцию. Количество потовых желез доходит до 2 млн. Потоотделение имеет большое значение при теплорегуляции кожи. Кроме желез, кожа имеет роговые образования – волосы. Волосяная луковица находится в дерме, питается корнем в волосяной сумке, а гладкие мышцы управляют ими и вызывают эффект «гусиной кожи» Приложение№ 4 «Строение кожи» Эпидермиc(0,03-1мм). Верхний, самый тонкий защитный слой кожи, Состоит из пяти слоев клеток. Верхний слой состоит из "мертвых" клеток, в которых не происходит обмена веществ. Другие - блестящий, зернистый, щиповатый, перемещаясь вверх их клетки уплощаются, теряют ядро и органоиды. Содержание воды в них уменьшается. Нижний (базальный) слой эпидермиса граничит с сосудами дермы, это живые клетки. В нем наиболее активно протекают процессы деления и обмена веществ. В эпидермисе существуют и другие виды клеток: лимфоциты, пигментообразующие меланоциты, клетки иммунной системы.
себя сосочковый (узор на коже, сосуды, нервы) и сетчатый слои. Располагающиеся в дерме волокна коллагена и эластина являются опорным каркасом кожи и придают ей упругость. Здесь можно встретить гладкие мышечные волокна. Так мышца, поднимающая волос, сокращаясь вызывает эффект "гусиной кожи". Здесь находятся сальные и потовые железы, корни волос, сосуды, осязательные клетки и свободные нервные окончания.
Рыхлая соединительная ткань с жировыми отложениями. Благодаря ей организм защищен от резких перепадов температур. Здесь происходит амортизация механических толчков и ударов. Во время длительного периода недостатка питательных веществ организм получает энергию благодаря расщеплению жировых клеток) «Строение дермы (собственно кожи)» Беседа с учащимися о гигиене кожи лица и тела Заполнить таблицу в тетради на оценку. Здоровая кожа – показатель здоровой пищи «Обед без овощей и фруктов – праздник без музыки!» Приложение № 5 Работа по карточкам на оценку с учетом выбора уровня сложности На «5» - Вспомнить определения терминов для олимпиад и кроссвордов; На «4» - составить кроссворд по теме «Строение и значение кожи» из 10 вопросов, по 5 – вопросов по горизонтали и вертикали; На «3» - установить соответствие между понятиями по теме урока: Сальные железы Ногти Подкожная жировая клетчатка 1. Эпидермис Волосяная сумка Кровеносные сосуды 2. Дерма Потовые железы Мертвые клетки кожи 3. Гиподерма Гладкие мышцы Список используемой литературы Пепеляева О.А, Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. Человек.-М.: ВАКО, 2005 |