Скачать 64.12 Kb.
|
Булганина Елена Константиновна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения, средней общеобразовательной школы № 10 Урок природоведения 2класс Тема: Красная книга. Будь другом природе. Цели:
3) сформировать знания о природе и животных Мурманской области; 4) формировать умение использовать книги для получения информации 5) развивать мышление и речевую деятельность учащихся. 6) воспитать уважительное, бережное отношение к природе. Оборудование: информационные ресурсы «КМ - школы», карта Мурманской области. г. Кандалакша, декабрь 2007г. 1. Организационный момент. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними. 2. Проверка домашнего задания.
а) Сама пёстрая, ест зелёное, а даёт белое. (корова) (показ слайда с изображением коровы) б) По горам по долам ходит шуба да кафтан (овца) (показ слайда с изображением овцы) в). Хвост крючком, нос пятачком (свинья) (показ слайда с изображением свиньи) г). Домовитая хозяйка полетает над лужком, похлопочет над цветком, он поделится медком (пчела) (показ слайда с изображением пчелы)
Коровы Куры У яйца, пух, перо мёд, воск молоко мясо, сало шерсть тки Гуси Овцы Козы Пчёлы Свиньи (использование слайда) 3. Переход к изучению нового материала. Почему этих животных называют домашними? Какие ещё есть животные? Чем дикие животные отличаются от домашних? Назовите диких животных. 4. Физминутка. Дети выполняют движения вместе с учителем. Хомка, хомка, хомячок Полосатенький бочок Хомка раненько встаёт Шейку моет, щечки трёт Подметает хомка хатку И выходит на заряду Раз, два, три, четыре, пять Хомка сильным хочет стать. 5. Сообщение темы и цели урока.
«Рыбе – вода, птице – небо, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».- Михаил Пришвин О чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Осенью 1627 года ночную тишину Мазовецких лесов, что в Польше часто нарушал тоскливый рёв. Это ревел тур. Был ли он ранен или тосковал по сородичам - мы теперь не узнаем. Но одно знаем точно. Это был последний тур на земле. (показ слайда« Животные, истреблённые человеком) Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено более 200 видов животных. По 1 виду в год. И всё потому, что человек не зная, а, попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешивается в неё. Кто-то скажет: «Ну подумаешь, исчезнут какие-то животные. Обойдёмся и без них». Нет! Не обойдёмся. И если люди будут по частям уничтожать природу, то погибнут сами. Ведь человек является частью природы. Поняв это, люди во всём мире стали объединяться, чтобы вместе охранять природу. В 1948 году учёные всего мира создали Международный союз охрана природы. По заданию этого союза зоологи, биологи, экологи стали изучать каким животным и растениям планеты надо помочь. Затем эти списки издали в виде книги. Так появилась Красная книга. В нашей стране такая книга впервые появилась в 1978 году. (показ Красной книги)
удалось спасти.
6. Работа с учебником. Страницы 82-83. Просмотр видеофрагментов о белом медведе и зубре.
Чтобы сохранить эту красоту в разные годы были приняты решения о создании заповедников. 7. Сообщения детей. КАНДАЛАКШСКИЙ ЗАПОВЕДНИК КАНДАЛАКШСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, включает пять групп островов (всего около 500) и три материковых участка, которые находятся у северного побережья Кольского полуострова в Баренцевом море и к югу от полуострова в Белом море. Основан в 1939году. Животный мир: богат, в заповеднике обитают таежные виды - лось, бурый медведь, рысь, лисица, росомаха, лесная куница, заяц-беляк, белка, глухарь, тетерев, рябчик. В пресные озера самого крупного из островов Кандалакшского залива - острова Великий, заходят на нерест кумжа, ручьевая форель, корюшка. В прибрежных водах многочисленны навага, треска, беломорская сельдь, камбала, пинагор, бычки. На островах Баренцева моря располагаются крупные колонии перелетных птиц. Доминируют серебристая и большая морская чайки, полярная крачка и тупики. Многочисленны обыкновенная гага, длинноносый крохаль, черный турпан, краснозобая гагара. Типичны пуночка, лапландский подорожник, варакушка, краснозобый конек. Характерны атлантический чистик, гагарка, короткохвостый поморник. ПАСВИК Основан в 1992 году. Площадь 14,6 тыс. га. Растительность: в заповеднике расположены самые северные в Европе леса (в долине реки Паз). Значительные площади занимают озера и болота. Животный мир ПАСВИК представляют 23 вида млекопитающих, 122 вида птиц (75 видов гнездящихся), 2 вида земноводных и 2 вида рептилий. В водно-болотных угодьях заповедника гнездятся и отдыхают на пролете чайки, лебедь кликун, гоголь и др. Из млекопитающих чаще других встречаются бурый медведь, лось, лисица. Работа с картой Мурманской области. На карте показать места расположения заповедников Мурманской области. ЛАПЛАНДСКИЙ ЗАПОВЕДНИК ЛАПЛАНДСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, расположен в на западе Кольского полуострова, у озера Имандра, в Мурманской области. Основан в 1930. По заповедной территории протекает река Чуна, быстрая, но не порожистая (ее ширина 20--40 м), самое крупное озеро - Чунозеро (длина 20 КМ, ширина до 3 км, глубина около 40 м). Растительность: преобладают ель, сосна и береза, с примесью рябины, серой ольхи и осины. В борах много ягодных кустарничков - брусники, черники, вероники, голубики. Из кустарников обычен можжевельник. Леса не поднимаются выше уровня 300--400 м над уровнем моря, выше расположена горная тундра. Животный мир богат: обычная куница, лось, дикий северный олень, бурый медведь, американская норка, лисица, росомаха. Встречаются волк, ондатра, выдра. Из птиц обычны дятел (трехпалый, большой пестрый и черный), чечетка, вьюрок, дрозды (белобровик и певчий). Из хищных птиц - ястреб орлан - белохвост. Из сов обычна только ястребиная, филин и белая сова встречаются довольно редко. Из тетеревиных характерны глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка (в горной тундре обитает тундряная куропатка). Из водоплавающих гнездятся лебедь-кликун, гусь-гуменник, благородные утки (кряква, шилохвость, свиязь и чирок-свистунок), нырковые утки (гоголь, синьга и крохали). В водоемах обитают 13 видов рыб, из них 6 видов - лососевые (озерная форель, достигающая веса 3-4 кг, палия, сиг, хариус, ряпушка, корюшка). Из водных беспозвоночных интересна довольно редкая речная жемчужница. 8. Закрепление изученного материала. Проведение викторины. Класс разбит на 3 команды. Каждая команда должна ответить на 2 вопроса. За правильный ответ команда набирает 10 баллов. (Использование информационных ресурсов «КМ - школы» Из 4 вариантов ответов выбрать 1 верный. 1. Что произойдёт, если исчезнут лягушки? а) станет меньше комаров; б) станет больше цапель; в) на болоте станет тише; г) станет меньше цапель. 2. В каком году в нашей стране появилась Красная книга? а) 1915; б) 1978; в) 2000; г) 1964. З. Какой из этих заповедников не находится на территории Мурманской области? а) Лапландский; б)Пасвик; в) Кивач; г) Кандалакшский. 4. Какая из этих птиц занесена в Красную книгу? а) воробей; б)сорока; в) лебедь-шипун; г)ласточка. 5. Какое из этих животных не занесено в Красную книгу? а) зубр; б) белый медведь; в) дикий северный олень; г)белка. 6. Что произойдёт, если исчезнут бабочки? а)станет больше цветковых растений; б)станет меньше цветковых растений; в)птицы объявят забастовку; г) ничего не изменится. 9. Подведение итогов викторины. Вы верно ответили на все вопросы викторины. А кто из вас хочет стать другом природе? Чтобы стать другом, необходимо выполнять некоторые правила. Как вы думаете, какие правила необходимо выполнять? Давайте с ними познакомимся. Учебник страница 86-87 10. Итог урока 11. Домашнее задание: тетрадь стр. 33 - 35. |