Скачать 207.63 Kb.
|
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Берёзка» МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА Развитие игровой деятельности слабослышащих детей При поступлении в детский сад ребенок со сложным нарушением, как правило, проявляет весьма нестойкий интерес к игрушкам и игровым действиям. Обычно этот интерес исчерпывается по мере того, как новизна перестает привлекать малыша, а что делать с игрушкой дальше он не знает. Самостоятельное овладение игровыми действиями оказывается весьма ограниченным, без специально организованного обучения, как показывают многочисленные исследования и педагогический опыт, игра у дошкольников, страдающих нарушением слуха в сочетании с интеллектуальными проблемами, остается на уровне примитивных манипуляций и единичных сюжетных действий. Без соответствующих педагогических условий оказывается невозможным поднять игру этих детей на уровень ведущей деятельности. Организация обучения должна начинаться с построения развивающей предметно-игровой среды. Известно, что пониженная эмоциональная отзывчивость и неустойчивость внимания дошкольников со сложной структурой нарушения требует особой красочности игрушки, реалистичности и одновременно простоты и выразительность ее формы. Необходимым условием создания у детей устойчивого интереса к образным сюжетным игрушкам является их объединение в тематические комплексы по темам, обеспечивающим отражение конкретных реальных явлений или сказочных ситуаций. К числу таких обязательных комплексов относится кукольная квартира, естественно отражающая повседневный опыт реальной жизни детей. Жизнь кукол будет протекать в максимально приближенным к реальным условиям - в столовой, спальне, кухне. Соответственно и обстановка этих помещений должна быть максимально узнаваемой. Целесообразно совместное (педагоги вместе с детьми) создание кукольной квартиры, распределение в ней игрушек с одновременным их обыгрыванием, называнием, детальным рассматриванием. Естественно, прежде чем начинать вместе с детьми организацию кукольного дома педагоги должны хорошо продумать порядок предстоящих действий, отобрать все необходимые игрушки и атрибуты. В группе первого года обучения ни в коем случае не рекомендуется предлагать детям все игрушки сразу, так как это может привести к их перевозбуждению, усугубить тенденцию к полевому поведению. Только постепенное введение детей в мир игрушек, объяснение, показ того, как нужно действовать с ними, обучение действиям по подражанию способно скоррегировать хаотическое использование, тенденцию к неадекватному применению игрушек и разных атрибутов. Помимо кукольной квартиры в игровом уголке данной группы должен быть обязательно устроен гараж для крупных машин, на которых будут ездить сами дети, а также для игрушек -двигателей более мелкого размера, предназначенных для катания кукол и животных. Определенное место на ковровом покрытии игрового уголка должно быть отведено материалам для строительства. Обычно к их числу прежде всего относится напольный крупный строительный набор, состоящий из большого числа деталей. Не следует загружать "строительный отсек" всеми имеющимися в учреждении наборами для строительных и конструктивных игр, ибо это может привести к быстрой утрате интереса детей к строительной игре. Отсутствие навыков строительной игры обычно приводит к хаотическому небрежному хранению элементов строительных наборов. В группе первого года обучения в оборудование игровых уголков непременно входят игрушки, помогающие пробуждать у детей интерес к игре, желание играть. Это прежде всего сюжетные игрушки: куклы средних размеров, одетые в легко снимаемую одежду, игрушки-животные (мишка, зайка, обезьяна, собака, кошка). Они должны быть среднего размера, реалистического облика соответствующей окраски, выполненные из экологически чистого, приятного на ощупь материала. Разнообразие игровых интересов у детей должно быть обеспечено за счет внесения в игровой уголок (постепенно) различных игрушек-двигателей: каталок, тележек, тачек, вагончиков. По мере того, как дети научатся использовать их по назначению, они станут необходимым атрибутом для развертывания сюжетных игр. Необходимо, чтобы все игрушки были в достаточном количестве и в хорошем состоянии. Часть из них должна быть расположена на полках стеллажа - это дидактические народные игрушки, такие как матрешки, пирамидки, вкладыши, наборы кубиков, бирюльки. Эти и им подобные игрушки должны предоставляться в свободное пользование детей лишь после того, как они научатся действовать с ними во время занятий с воспитателем. Для проведения с детьми подвижных игр, игр-драматизаций, сюрпризных моментов у воспитателя должен быть необходимый запас игровых атрибутов, костюмов, макетов и т. п. Их следует хранить в особом помещении, поскольку они не предназначены для самостоятельного пользования детьми. Кроме того, воспитатель группы для детей со сложными нарушениями развития должен иметь несколько сюжетных игрушек, которые используются им для проведения импровизационных моментов. Эти игрушки должны быть абсолютно вне досягаемости детей, так как их появления знаменуют особые эмоционально насыщенные игровые ситуации. Содержание игрового уголка для детей второго года обучения претерпевает существенное изменение в связи с возросшими игровыми возможностями детей и новыми программными требованиями. Устойчивый интерес к играм отобразительного характера предполагает значительное расширение кукольного дома. Он становится все более разветвленным, насыщенным многообразными предметами быта современного вида. В арсенал мамы-хозяйки дома помимо традиционных наборов посуды, одежды, парфюмерии и пр. уже войдут и приборы, облегчающие уборку дома, приготовление еды, стирку, - стиральная машина, пылесос, микроволновая печь и т. п. В доме куклы появится видеоаппаратура, компьютер. Понятно, что предназначение этих игрушек - разнообразить игру, сделать ее более приближенной к современной жизни. В ходе обучения дети смогут ввести эти игрушки в сюжетные ситуации, это несомненно положительно отразится на их словарном запасе и речевых проявлениях. Обновление должно произойти в и строительном отсеке, где ломимо уже упоминавшегося напольного строителя появятся и другие, более мелкие наборы, оснащенные блоками для подъема грузов, емкостями для мелких грузов и т. д. Одним словом, предстоит соединить сюжетную отобразительную игру с элементами строительства. Поскольку игровая деятельность детей этого возраста носит уже самый разнообразный характер, необходимо разнообразить ассортимент кукол, игрушек-животных за счет внесения домашних животных (лошадки, коровы, овцы, козлики). Они могут быть сделаны из папье-маше и передвигаться на колесиках. Следует включить в набор игрушек и диких животных: лису, тигренка, слона и пр. На полках стеллажей должны появиться разнообразные мозаики, лото, пазлы, наборы солдатиков, куколок. В эти игрушки дети со временем научатся играть самостоятельно, однако поначалу они будут действовать с ними под руководством воспитателя. Поскольку на втором году обучения детям предстоит научиться играть в такие сюжетные игры, как «Магазин», «Доктор», «Автобус* и др. следует также запастись необходимым набором игрушек. С этой целью также нужно приобрести игрушки-модули, способные легко преобразовываться то в салон автобуса, то в диван, то в прилавок. Часть атрибутов для предстоящих сюжетных игр можно заготовить самостоятельно или с помощью детей, например, на занятиях ручным трудом или в процессе изобразительной деятельности. По мере того как детей начнут обучать этим играм, в игровом уголке будут готовиться места для их проведения. Не следует заранее выставлять в игровом уголке необходимые атрибуты игр, макеты, декорации, Они займут свое место лишь после проведения соответствующей подготовительной работы, В связи с тем, что предполагается обучение детей играм-драматизациям, следует иметь разнообразные костюмы или их выразительные детали (головные уборы, маски, хвостики, рукавички и т. п.)- Театральная детская деятельность требует также наличия настольного кукольного театра, кукол-марионеток, бильбоке. В группе второго года обучения можно организовать специальные уголки для театральной деятельности. За ширмами будет располагаться кукольный театр со всеми присущими ему атрибутами: костюмами, гримом, элементами декораций -кустиками, скамейками, домиком-избушкой и т.д. Организация игровых уголков старших групп должна соответствовать интересам и возросшим возможностям детей. Поскольку в соответствии с программными требованиями дети продолжают овладевать разнообразными сюжетно-ролевыми играми, к ним должно быть заранее подготовлено и соответствующее оборудование. Помимо кукольного дома, который должен приобрети более развернутый и насыщенный различными атрибутами вид, требуется приобрести (либо изготовить самим) оборудование для магазина, кукольной больницы, парикмахерской, аптечного киоска и т.д. Естественно, что по мере того, как каждая новая игра будет находиться в стадии подготовки, воспитатель наметит соответствующее место в игровом уголке и постепенно станет вместе с детьми насыщать его всеми необходимыми материалами. Последний перед школой год - это период наиболее активного увлечения детьми сюжетно-ролевыми играми, включая и всевозможные драматизации и инсценировки. Овладев к этому моменту навыками игры, они становятся более свободны в выборе замысла, уже могут планировать предстоящие сюжеты, становятся более внимательны к качеству воплощения ролей. Безусловно, это открывает широкие возможности для использования игровых ситуаций для решения специальных речевых задач, в частности, такой как овладение, речевой коммуникацией. Опыт обучения сюжетно-ролевой игре детей со сложной структурой нарушения убеждает в необходимости применения не отдельных, хотя бы и чрезвычайно эффективных методов, например такого, каким является подражание, а использование целостного комплексного подхода. Последний представляет собой систему педагогических воздействий на все компоненты игровой деятельности: целевой, мотивационно-потребностный, исполнительский. Комплексный подход в обучении дошкольников с нарушенным слухом и сложной структурой нарушения в целом включает в себя широкое и вместе с тем целенаправленное ознакомление детей с окружающим миром - как вещей, так и отношений; перенос в игру впечатлений, приобретенных в процессе этого ознакомления, обучение их на основе подражания взрослому специфическим игровым /условным/ способам передачи увиденного в рамках конкретного сюжета, организацию их поведения по правилам игры, с соблюдением всех ограничений. Практическая реализация комплексного подхода возможна только в том случае, если воспитатель осознает всю значимость этой деятельности, являющейся своего рода локомотивом по отношению ко всему детскому развитию. Ни одна игра не должна быть навязана ребенку извне, иначе она теряет свой смысл. Игра обязательно должна быть подготовлена. Ее источник ~ реальная жизнь, прежде всего различные занятия взрослых и те предметы, которые они используют в повседневной жизни. Не случайно первые игры всех детей — это игры, отражающие самые близкие бытовые ситуации, - приготовление еды, укладывание спать, купание, посещение магазина и т. д. Так бывает в случае нормального, ничем не отягощенного развития. В иных обстоятельствах ребенок тоже склонен отражать реальный мир, но, увы, весьма скудно на уровне использования предметов и игрушек, являющихся копиями реальных предметов - он стучит ложкой по дну кастрюльки, многократно режет тарелку ножом, открывает и закрывает дверцу буфета и т. д. Длительное застревание на действиях такого рода (психологи их именуют процессуальными) не отражают бытовых отношений. По сути, они являются предметными и в ряде случаев тупиковыми. Для того, чтобы увести ребенка в сторону бытовой отобразительной игры, необходимо привлечь его внимание к кукле, раскрыв все богатство ее использования. Для этого в первой группе в самом начале обучения необходимо провести множество игр-занятий, центральным персонажем которых станет кукла. Опыт показывает, что для очень многих детей кукла не выступает в роли маленького ребенка, не является первым партнером по игре, А вместе с тем, как писал Д.Б. Эльконин, кукла — это самый первый друг, который ничего не требует и радуется любым предложениям. Обучая детей играм с куклами, надо показать им не только, как можно действовать с ними, но и попытаться научить видеть в кукле в известной мере свое собственное детское отражение. Наделяя куклу именем, беседуя с ней, интересуясь ее потребностями - чего бы она хотела, почему грустит, отчего не хочет сесть в коляску, - воспитатель привлекает внимание детей к человеческим чувствам и отношениям, сопровождает их вполне доступными детям реальными эмоциями. Здесь вполне уместны и жест, и мимика и, конечно, точно найденное ласковое слово. На основе подражания взрослому в душе ребенка происходит эмоциональный отклик к кукле. Из разряда «просто игрушка» она попадает в любимое существо, с которым можно не просто играть, но жить общими чувствами и интересами. Содержанием детских игр являются жизнь, деятельность и отношения людей. Чтобы отражать их в игре, ребенок должен иметь необходимые представления об этом. Как известно, дошкольники с нарушенным слухом и сложной структурой нарушения не в состоянии самостоятельно приобрести необходимые знания об этих сторонах действительности. В лучшем случае у них возникают весьма фрагментарные, а порой искаженные представления, которые скорее способны затуманить образ реальной действительности. Нежели сделать его источником и побудителем к воплощению. Программой предусматривается время, специально предназначенное для проведения с детьми разнообразной подготовительной работы к проведению сюжетно-ролевых игр. В ходе тематических прогулок и экскурсий дети должны получить конкретные и содержательные представления о том, чем занимаются люди разных профессий, какую пользу приносит их труд окружающим (дворник, прачка, няня, медсестра, продавец). Чрезвычайно важно, чтобы экскурсии были хорошо подготовлены, Важно, что во время экскурсии возникает возможность познакомить детей с делами и отношениями людей в естественных условиях их протекания (в магазине, на почте, в метро и т. д.). Эффективность экскурсии определяется целым рядом обстоятельств. Во время экскурсии должны быть созданы условия для активной деятельности детей (покупают канцелярские мелочи, игрушки, отправляют письма на почте и т.п.). Благодаря этому, выполненные ребенком действия прочно входят в его непосредственный жизненный опыт и могут стать эмоциональным толчком для воссоздания ото-бразительной игры в дальнейшем. Желательно также, чтобы взрослые, с чьей деятельностью дети знакомятся во время экскурсии, включились в общение с ними: рассказали о том, зачем они делают это именно так, а не иначе, для кого они стараются, почему их работа так нужна людям. Следует предусмотреть и вопросы в сторону детей и по возможности помочь в организации общения их с посторонними взрослыми. В целом от экскурсии у детей должно остаться самое благоприятное впечатление, которое должно лечь в основу последующей развернутой игры. Однако полагаться исключительно на эффект экскурсии не стоит. Закреплению и усвоению содержательных знаний должны послужить также и дидактические игры, Так, например, после экскурсии в магазин можно предложить детям следующие игры: «Что понадобится продавцу (кассиру) для работы? » (выбор предметов или картинок; какие отделы есть в супермаркете; группировка предметов и называние отделов, кто что продает и т. д.). С этой же целью - уточнить знания, полученные во время экскурсии, можно провести с детьми и рассматривание крупных картин с изображением типичных сходных ситуаций. Естественно, что такое рассматривание должно содействовать актуализации тех приятных эмоций и переживаний, которые были получены ими непосредственно в ходе экскурсии. Важное значение в обогащении опыта детей имеет работа с родителями. Они получают конкретное указание от педагога - посетить аптеку, магазин, рынок и рассказать ребенку о том, что там происходит. Мама или папа становятся участниками общего коррекционно-воспитательного процесса. Необходимо только, чтобы они (взрослые) это хорошо осознавали. В ходе непосредственного обучения игре детей на занятии взрослый выполняет поначалу роль организатора и непосредственного участника игровой деятельности. Приемы руководства игрой дошкольников могут быть прямыми и косвенными. Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в определении замысла, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры и в предложении новой игровой ситуации. Являясь участником игры, взрослый в зависимости от создавшейся ситуации всегда имеет возможность уточнить желания детей, их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решить спорные вопросы. Например, если в процессе игры врач-ребёнок в поликлинике часто отвлекается, педагог берет на себя роль матери и обращается к персоналу: «Кто мне может помочь? Кто у нас врач?» и т. п. Дети могут сразу догадаться, о ком идет речь. Но не нужно торопить их с ответом. Как бы не замечая того, что доктора нет на месте, мама продолжает: «Где наш врач? Мы подождем». Поступая таким образом, мама-педагог поможет ребенку вновь вернуться в игру, к роли доктора. Косвенное руководство детской игрой наиболее эффективно при сотрудничестве с детьми старшего дошкольного возраста и имеет большое коррекционное воздействие, поскольку не дает возможности ухода ребенка из игрового сюжета, приучает его к целенаправленному поведению. В каждом конкретном случае педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей, их личностные свойства. Свои суждения по поводу поступков персонажей он выражает максимально корректно, исключительно в форме «мыслей вслух», размышлений. Программа предлагает начать обучение детей сюжетно-ролевым играм с усвоения ими ролей» которые наиболее близки им по своему содержанию. Вначале это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мама, папа, воспитательница, медсестра и т. п.). Предметная сторона деятельности перечисленных персонажей большинству детей хорошо знакома. Обычно они с упоением действуют с игрушками, частенько при этом используя их, как настоящие предметы: сидят на кукольных стульях, пьют из, кукольных чашек, надевают кукольные шапочки на себя и т. п. Однако этот этап увлеченности предметной стороной игры может продлиться сколь угодно долго, если взрослый не подведет ребенка к осознанию принятой им на себя роли, например, мамы. Так, подводя ребенка к игре в маму, педагог должен помочь ему создать соответствующую игровую ситуацию, как бы ввести в роль. Обычно для этого требуется особо эмоционально обратить внимание мамы на дочку - «Какая у тебя хорошая дочка! Как ее зовут? Она маленькая?», «Приготовим для нее кашу, будем кормить дочку» и.т.д. Следующим этапом в обучении детей ролевой игре является овладение ими ролями с обобщенным значением: шофера, продавца, медсестры, повара. Каждая такая игра требует проведения разносторонней подготовительной работы, Так, например, даже для того, чтобы научить детей играть в «автобус», педагог должен провести целенаправленные экскурсии-показы, во время которых шофер предстанет перед детьми не только как водитель за рулем автобуса, но и как заботливый водитель, беспокоящийся об удобствах поездки для своих пассажиров. Воспитатель, подготавливая детей к предстоящей игре должен уделить особое внимание эмоционально-нравственному аспекту отношений: шофер помогает людям, он заботлив, внимателен, У детей должно обязательно возникнуть желание почувствовать себя в роли шофера. Организация и проведение ролевых игр с детьми, имеющими сложные нарушения развития, является весьма непростой задачей потому, что, как правило, они даже восприняв увиденное с интересом, самостоятельно не могут перенести это содержание в игру, сформулировать замысел и распределить роли. Все эти функции берет на себя воспитатель. Причем делает это в соответствии с заранее намеченным планом Для того чтобы наиболее полно раскрыть методику обучения, приведем несколько конспектов игр, предложенных программой обучения детей среднего и старшего возраста. Магазин игрушек (второй год обучения) Открытие магазина Педагогический замысел; учить детей оформлять магазин игрушек - расставлять игрушки на прилавке и витрине. Учить использовать в игре первые заместители - бумажные чеки; активизировать словарь детей (названия игрушек, касса, чек, продавец, кассир, покупатель), пробудить у детей желание поиграть в магазин. Оборудование для игры: витрина из пластика, разнообразные знакомые детям игрушки небольшого размера, касса - окошечко с надписью «касса», чеки - изображения игрушек на картоне, обтянутом пленкой. Ход игры Воспитатель напоминает детям о том, что они совсем недавно ходили на экскурсию в магазин, где продаются игрушки. Попутно уточняет: «Кто ходил в магазин игрушек? Какие игрушки есть там? Кто продает игрушки в магазине? Как зовут тетю, которая продает игрушки? Продавец». Воспитатель обращается к детям с предложением поиграть в магазин и груше. Он подводит их к заранее приготовленной витрине и предлагает расставить на ней игрушки (игрушки заранее подготовлены и находятся рядом). Ведь пока магазин пустой, его надо приготовить для покупателей. Под руководством воспитателя дети оборудуют магазин. После того, как торговый зал оборудован, воспитатель обращает внимание детей на то, что еще нужны чеки. Хорошо, что они у них есть. Дети рассматривают чеки, соотнося изображения на картинках с игрушками. Воспитатель подводит итог: «Игрушки стоят в магазине. Чеки в кассе. Это магазин игрушек. Продавец продает. Дети покупают». Покупка игрушек Педагогический замысел: начать учить детей выполнять ролевые действия; брать на себя роль по ходу игры, выполнять цепочку последовательных действий: подойти к кассе, дать деньги, взять чек, обратиться к продавцу. Обращать внимание детей на необходимость вежливого обращения друг к другу, подчеркнутого внимания продавцов и кассиров к покупателям. Содействовать активизации словаря за счет введения новых слов: чек, продавец, кассир; учить пользоваться заместителями денег - желтыми кружками. Роль продавца выполняет воспитатель, кассира - помощник воспитателя. Ход игры Воспитатель собирает детей в кружок и предлагает им поиграть в магазин игрушек. Каждый может купить в магазине такую игрушку, которую ему хочется иметь. В то время, как все дети наблюдают и рассматривают витрину с игрушками, педагог берет за руку самого малоактивного робкого ребенка и вместе с ним выбирает на витрине понравившуюся игрушку. Затем они подходят к кассе и обращаются к кассиру (говорит взрослый): «Мы хотим купить мишку, вот деньги, дайте, пожалуйста, чек. Спасибо». С чеком «покупатели» подходят к продавцу. Ребенок протягивает ему чек и кивком головы (посильно словом) просит: «Дайте, пожалуйста, мишку». После того, как мишка куплен, взрослый предлагает пойти поиграть с ним. Последовательно каждый ребенок докупает понравившуюся игрушку, повторяя в нужной последовательности всю цепочку действий и посильно сопровождая свои действия речью, используя в случае необходимости таблички.. В магазине звучит музыка, продаются мороженое, сладости и т. п. Одним словом воссоздается радостная оживленная атмосфера (как в настоящем магазине). Дети показывают друг другу свои покупки. Введение каждой новой игры начинается обязательно с ее упрощенного варианта, однако по мере того, как дети все более входят во вкус игры, происходит усложнение сюжетной цепочки. В качестве примера рассмотрим тему «Доктор». Кукла Катя заболела Педагогический замысел: учить двух детей брать на себя роли мамы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую на себя роль до конца игры. Учить детей выполнять действия врача с помощью необходимых атрибутов; Воспитывать чувство заботы о больном, передавать это мимикой, жестами. Ход игры Кукла с завязанным горлом лежит в постели, Воспитатель спрашивает детей о том, что случилось с куклой? Почему она не встает с постели. Выслушивает разнообразные предположения. Одним словом, кукла заболела. В процессе развития сюжета мама (ребенок) вызывает врача на дом, позвонив по телефону в поликлинику: «Привет! У меня заболела дочка. Можно вызвать врача? ». Приезжает врач (можно в специальном медавтомобиле). Врач одет соответствующим образом. У него с собой чемоданчик с инструментами. Воспитатель помогает развернуть диалог между мамой и доктором- Затем он осуществляет все необходимые манипуляции. Мама дает дочке теплое питье, таблетки. Ласково разговаривает с дочкой. Рассмотренный вариант игры может быть существенно разнообразен в сходной тематике «Папа вызывает врача», когда в соответствии с педагогическим замыслом уже трое детей должны действовать в соответствии с развивающимся сюжетом. Далее в тему «Доктор» вводится вариант «Скорая помощь», где круг действующих лиц существенно расширяется: в него уже входят врач, шофер, родители, больной (ребенок). Предваряя игру, педагог рассказывает детям о том, что заболел папа, он не может подняться с постели, надо вызвать «Скорую помощь». Сюжет развивается в прежней логике, однако содержание игры усложняется за счет необходимости одновременного выполнения детьми нескольких ролей. Кукла Катя едет в больницу Педагогический замысел; продолжать учить детей брать на себя роли врача, шофера, мамы, папы, больного, действовать соответственно взятой роли, роли адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение. Продолжать воспитывать вежливое отношение друг к другу, сочувствие к больному. Оборудование: машина " Скорая помощь", игрушка, напольная машина с рулем, халат, шапка, сумка с инструментами для врача, кровати для больных, 2-3 куклы. Ход игры. Педагог предлагает новый сюжет игры, подробно раскрывает его детям, помогает распределить роли. Воспитатель вместе с детьми-родителями тревожится по поводу болезни куклы Кати, предлагает вызвать врача «Скорой помощи ». Мама (ребенок) вызывает врача но телефону, эмоционально описывая состояние дочки. Вызов принят. Врач берет с собой все необходимое и садится в машину «Скорой помощи». Водитель осторожно, но в то же время быстро ведет машину. Врача встречает на пороге дома обеспокоенный папа. Он предлагает врачу вымыть руки и пройти к кроватке больной дочери. Врач осматривает больную, подробно расспрашивает мать и принимает решение: «надо ехать в больницу». Мама и папа едут вместе с дочкой в больницу. Далее сюжет развивается в зависимости от подготовленности детей. Если они способны, имеет смысл эту тему развить вплоть до выздоровления Кати. Предложенное планирование является достаточно типичным для разработки любого игрового сюжета. Обучение дошкольников с нарушенным слухом и сложной структурой нарушения обязательно должно включать в себя следующие этапы: — проведение целенаправленной подготовительной работы с учетом темы предстоящей игровой тематики — беседы об увиденном, использование различных тематически связанных дидактических игр и настольных изобразительных материалов; — подготовка атрибутов для предстоящей сюжетно-ролевой игры;
Для обновления уже хорошо знакомых детям игр необходимо проводить специальную работу с целью их обязательного видоизменения. Чтобы игра развивалась, в основе обучения должна лежать действительность, пронизанная яркими, оставляющими в сознании ребенка след впечатлениями. Для этого нужно всячески привлекать родителей, объясняя им всю важность выведения ребенка за рамки привычных однообразных буден. При этом совершенно не обязательно организовывать дорогостоящие походы в театры и на представления. Эмоциональный живой контакт с ребенком возникает и во время прогулки по парку, при наблюдениях за птицами и зверюшками, органично вплетающий в себя рассказ об их жизни, повадках, образе жизни в разные времена года. Современный взгляд на развитие игровой деятельности дошкольника непременно включает в себя и театральную или, вернее, театрализованную деятельность. Дети с нарушением слуха и сложной структурой нарушения не должны составлять исключения. С первых дней пребывания в специальном детском саду, с детьми обязательно проводятся разнообразные игры - импровизации под музыку, в ходе которых маленькие дети превращаются в бабочек, жучков, собачек, птичек, становятся зайчиками, лисами, волками и т. п. Эти игры в известной мере напоминают нам подвижные игры, однако, в них не обязательно соблюдение непременных для подвижной игры правил, они выглядят как импровизации. И этому чрезвычайно способствует смена света, характер музыкального сопровождения, смены атрибутов, деталей костюмов. Обычно дети не сразу входят во вкус этих игр, требуется некоторое время для того, чтобы им понравилось превращаться в птичек, жуков, самолетов, становится персонажами разных историй. Наблюдая за детьми, педагог перестраивает игровую ситуацию, погружает их в различные эмоциональные состояния. Импровизируя под музыку игровые ситуации, педагог учит детей выразительно передавать движениями, мимикой, голосом характер изображаемого персонажа. Необходимо заметить, что проведение игр-драматизаций является непростой задачей для педагога. Следует помнить, что это не подвижные игры, внутри которых действует определенное правило и ему следует подчинять все свои действия. Игра-драматизация — это экспромт, неожиданность, которая требует от ребенка подчинения своих действий, движений быстро меняющейся ситуации, Ребенок вынужден перестраивать свое поведение в соответствии с достаточно быстро видоизменяющейся ситуацией. В процессе руководства такими играми педагог действует с детьми абсолютно на паритетных началах: он прыгает, бегает, мяукает, рычит и обязательно прикасается к своим подопечным: трогает их гладкие спинки, пушистые хвостики, острые ушки. Замечено, что возникающий между педагогом и ребенком физический контакт содействует эмоциональным проявлениям между ними. Игры-импровизации, проводимые на протяжении всех лет пребывания детей в детском саду, существенно обогащают эмоционально-нравственный опыт детей, содействуют развитию специфического игрового воображения, вне которого игра детей с нарушенным слухом и нарушенным развитием развивается весьма затрудненно. На базе игр-импровизаций и обучения сюжетно-ролевым играм оказывается возможным обучать детей и играм-драматизациям. В программе намечен перечень таких игр. Это, прежде всего, хорошо известные детям сказки, содержание которым им достаточно знакомо. Вместе с тем, как показывает опыт, прежде чем проводить игру-драматизацию, следует провести разнообразную подготовительную работу. Прежде всего, необходимо убедиться в том, что каждый ребенок хорошо усвоил содержание сказки, знает ее сюжет. Для этого идеально подходит кукольный театр или настольный театр с фанерными изображениями персонажей. Рассказывая сказку, педагог как бы выступает от лица каждого персонажа, обращаясь к детям-зрителям. Затем целесообразно дать детям возможность самим поиграть с куклами — действующими лицами, потрогать их, как следует рассмотреть, попробовать самим подействовать от их лица. Только после того, как дети усвоили сюжет непосредственно через образы персонажей, оказывается возможным распределить между ними роли и попытаться через педагога-режиссера разыграть ситуации. Подготовил: Воспитатель МБДОУ детского сада №11 «Берёзка» Шейко В.К. |