Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 207.63 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.11.2013
Размер207.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Берёзка»
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Развитие игровой деятельности слабослышащих детей
При поступлении в детский сад ребенок со сложным на­рушением, как правило, проявляет весьма нестойкий инте­рес к игрушкам и игровым действиям. Обычно этот интерес исчерпывается по мере того, как новизна перестает привле­кать малыша, а что делать с игрушкой дальше он не знает. Самостоятельное овладение игровыми действиями оказыва­ется весьма ограниченным, без специально организованно­го обучения, как показывают многочисленные исследования и педагогический опыт, игра у дошкольников, страдающих нарушением слуха в сочетании с интеллектуальными про­блемами, остается на уровне примитивных манипуляций и единичных сюжетных действий. Без соответствующих пе­дагогических условий оказывается невозможным поднять игру этих детей на уровень ведущей деятельности.

Организация обучения должна начинаться с построе­ния развивающей предметно-игровой среды. Известно, что пониженная эмоциональная отзывчивость и неустойчи­вость внимания дошкольников со сложной структурой на­рушения требует особой красочности игрушки, реалистич­ности и одновременно простоты и выразительность ее фор­мы. Необходимым условием создания у детей устойчивого интереса к образным сюжетным игрушкам является их объединение в тематические комплексы по темам, обеспе­чивающим отражение конкретных реальных явлений или сказочных ситуаций.

К числу таких обязательных комплексов относится ку­кольная квартира, естественно отражающая повседневный опыт реальной жизни детей. Жизнь кукол будет протекать в максимально приближенным к реальным условиям - в сто­ловой, спальне, кухне. Соответственно и обстановка этих помещений должна быть максимально узнаваемой. Целе­сообразно совместное (педагоги вместе с детьми) создание кукольной квартиры, распределение в ней игрушек с одно­временным их обыгрыванием, называнием, детальным рас­сматриванием. Естественно, прежде чем начинать вместе с детьми организацию кукольного дома педагоги должны хо­рошо продумать порядок предстоящих действий, отобрать все необходимые игрушки и атрибуты.

В группе первого года обучения ни в коем случае не реко­мендуется предлагать детям все игрушки сразу, так как это может привести к их перевозбуждению, усугубить тенденцию к полевому поведению. Только постепенное введение детей в мир игрушек, объяснение, показ того, как нужно действовать с ними, обучение действиям по подражанию способно скоррегировать хаотическое использование, тенденцию к неадек­ватному применению игрушек и разных атрибутов.

Помимо кукольной квартиры в игровом уголке данной группы должен быть обязательно устроен гараж для круп­ных машин, на которых будут ездить сами дети, а также для игрушек -двигателей более мелкого размера, предназначен­ных для катания кукол и животных.

Определенное место на ковровом покрытии игрового угол­ка должно быть отведено материалам для строительства. Обычно к их числу прежде всего относится напольный круп­ный строительный набор, состоящий из большого числа де­талей. Не следует загружать "строительный отсек" всеми имеющимися в учреждении наборами для строительных и конструктивных игр, ибо это может привести к быстрой ут­рате интереса детей к строительной игре. Отсутствие навы­ков строительной игры обычно приводит к хаотическому небрежному хранению элементов строительных наборов.

В группе первого года обучения в оборудование игровых уголков непременно входят игрушки, помогающие пробуж­дать у детей интерес к игре, желание играть. Это прежде всего сюжетные игрушки: куклы средних размеров, одетые в лег­ко снимаемую одежду, игрушки-животные (мишка, зайка, обезьяна, собака, кошка). Они должны быть среднего разме­ра, реалистического облика соответствующей окраски, вы­полненные из экологически чистого, приятного на ощупь материала.

Разнообразие игровых интересов у детей должно быть обеспечено за счет внесения в игровой уголок (постепенно) различных игрушек-двигателей: каталок, тележек, тачек, вагончиков. По мере того, как дети научатся использовать их по назначению, они станут необходимым атрибутом для развертывания сюжетных игр.

Необходимо, чтобы все игрушки были в достаточном ко­личестве и в хорошем состоянии. Часть из них должна быть расположена на полках стеллажа - это дидактические на­родные игрушки, такие как матрешки, пирамидки, вклады­ши, наборы кубиков, бирюльки. Эти и им подобные игруш­ки должны предоставляться в свободное пользование детей лишь после того, как они научатся действовать с ними во время занятий с воспитателем.

Для проведения с детьми подвижных игр, игр-драматизаций, сюрпризных моментов у воспитателя должен быть необходимый запас игровых атрибутов, костюмов, макетов и т. п. Их следует хранить в особом помещении, поскольку они не предназначены для самостоятельного пользования детьми.

Кроме того, воспитатель группы для детей со сложными нарушениями развития должен иметь несколько сюжетных игрушек, которые используются им для проведения импро­визационных моментов. Эти игрушки должны быть абсолют­но вне досягаемости детей, так как их появления знаменуют особые эмоционально насыщенные игровые ситуации.

Содержание игрового уголка для детей второго года обу­чения претерпевает существенное изменение в связи с воз­росшими игровыми возможностями детей и новыми про­граммными требованиями. Устойчивый интерес к играм отобразительного характера предполагает значительное расширение кукольного дома. Он становится все более раз­ветвленным, насыщенным многообразными предметами быта современного вида. В арсенал мамы-хозяйки дома по­мимо традиционных наборов посуды, одежды, парфюмерии и пр. уже войдут и приборы, облегчающие уборку дома, при­готовление еды, стирку, - стиральная машина, пылесос, микроволновая печь и т. п. В доме куклы появится видеоап­паратура, компьютер.

Понятно, что предназначение этих игрушек - разнообра­зить игру, сделать ее более приближенной к современной жизни. В ходе обучения дети смогут ввести эти игрушки в сюжетные ситуации, это несомненно положительно отразит­ся на их словарном запасе и речевых проявлениях.

Обновление должно произойти в и строительном отсеке, где ломимо уже упоминавшегося напольного строителя по­явятся и другие, более мелкие наборы, оснащенные блока­ми для подъема грузов, емкостями для мелких грузов и т. д. Одним словом, предстоит соединить сюжетную отобразительную игру с элементами строительства.

Поскольку игровая деятельность детей этого возраста носит уже самый разнообразный характер, необходимо раз­нообразить ассортимент кукол, игрушек-животных за счет внесения домашних животных (лошадки, коровы, овцы, козлики). Они могут быть сделаны из папье-маше и передвигаться на колесиках. Следует включить в набор игрушек и диких животных: лису, тигренка, слона и пр.

На полках стеллажей должны появиться разнообразные мозаики, лото, пазлы, наборы солдатиков, куколок. В эти игрушки дети со временем научатся играть самостоятельно, однако поначалу они будут действовать с ними под руковод­ством воспитателя.

Поскольку на втором году обучения детям предстоит на­учиться играть в такие сюжетные игры, как «Магазин», «Доктор», «Автобус* и др. следует также запастись необхо­димым набором игрушек. С этой целью также нужно приоб­рести игрушки-модули, способные легко преобразовывать­ся то в салон автобуса, то в диван, то в прилавок. Часть ат­рибутов для предстоящих сюжетных игр можно заготовить самостоятельно или с помощью детей, например, на заняти­ях ручным трудом или в процессе изобразительной деятель­ности. По мере того как детей начнут обучать этим играм, в игровом уголке будут готовиться места для их проведения. Не следует заранее выставлять в игровом уголке необходи­мые атрибуты игр, макеты, декорации, Они займут свое ме­сто лишь после проведения соответствующей подготовитель­ной работы,

В связи с тем, что предполагается обучение детей играм-драматизациям, следует иметь разнообразные костюмы или их выразительные детали (головные уборы, маски, хвости­ки, рукавички и т. п.)- Театральная детская деятельность требует также наличия настольного кукольного театра, ку­кол-марионеток, бильбоке.

В группе второго года обучения можно организовать спе­циальные уголки для театральной деятельности. За ширма­ми будет располагаться кукольный театр со всеми присущи­ми ему атрибутами: костюмами, гримом, элементами деко­раций -кустиками, скамейками, домиком-избушкой и т.д.

Организация игровых уголков старших групп должна соответствовать интересам и возросшим возможностям де­тей. Поскольку в соответствии с программными требовани­ями дети продолжают овладевать разнообразными сюжетно-ролевыми играми, к ним должно быть заранее подготовлено и соответствующее оборудование. Помимо кукольного дома, который должен приобрети более развернутый и насы­щенный различными атрибутами вид, требуется приобрести (либо изготовить самим) оборудование для магазина, куколь­ной больницы, парикмахерской, аптечного киоска и т.д.

Естественно, что по мере того, как каждая новая игра будет находиться в стадии подготовки, воспитатель наметит соответствующее место в игровом уголке и постепенно ста­нет вместе с детьми насыщать его всеми необходимыми ма­териалами.

Последний перед школой год - это период наиболее ак­тивного увлечения детьми сюжетно-ролевыми играми, включая и всевозможные драматизации и инсценировки. Овладев к этому моменту навыками игры, они становятся более свободны в выборе замысла, уже могут планировать предстоящие сюжеты, становятся более внимательны к ка­честву воплощения ролей. Безусловно, это открывает ши­рокие возможности для использования игровых ситуаций для решения специальных речевых задач, в частности, та­кой как овладение, речевой коммуникацией.

Опыт обучения сюжетно-ролевой игре детей со сложной структурой нарушения убеждает в необходимости приме­нения не отдельных, хотя бы и чрезвычайно эффективных методов, например такого, каким является подражание, а использование целостного комплексного подхода. После­дний представляет собой систему педагогических воздей­ствий на все компоненты игровой деятельности: целевой, мотивационно-потребностный, исполнительский.

Комплексный подход в обучении дошкольников с нару­шенным слухом и сложной структурой нарушения в целом включает в себя широкое и вместе с тем целенаправленное ознакомление детей с окружающим миром - как вещей, так и отношений; перенос в игру впечатлений, приобретенных в процессе этого ознакомления, обучение их на основе под­ражания взрослому специфическим игровым /условным/ способам передачи увиденного в рамках конкретного сюже­та, организацию их поведения по правилам игры, с соблю­дением всех ограничений.

Практическая реализация комплексного подхода воз­можна только в том случае, если воспитатель осознает всю значимость этой деятельности, являющейся своего рода ло­комотивом по отношению ко всему детскому развитию.

Ни одна игра не должна быть навязана ребенку извне, иначе она теряет свой смысл. Игра обязательно должна быть подготовлена. Ее источник ~ реальная жизнь, прежде всего различные занятия взрослых и те предметы, которые они используют в повседневной жизни. Не случайно первые игры всех детей — это игры, отражающие самые близкие бытовые ситуации, - приготовление еды, укладывание спать, купа­ние, посещение магазина и т. д. Так бывает в случае нормаль­ного, ничем не отягощенного развития. В иных обстоятель­ствах ребенок тоже склонен отражать реальный мир, но, увы, весьма скудно на уровне использования предметов и игру­шек, являющихся копиями реальных предметов - он сту­чит ложкой по дну кастрюльки, многократно режет тарел­ку ножом, открывает и закрывает дверцу буфета и т. д. Дли­тельное застревание на действиях такого рода (психологи их именуют процессуальными) не отражают бытовых отноше­ний. По сути, они являются предметными и в ряде случаев тупиковыми.

Для того, чтобы увести ребенка в сторону бытовой отобразительной игры, необходимо привлечь его внимание к кук­ле, раскрыв все богатство ее использования. Для этого в пер­вой группе в самом начале обучения необходимо провести множество игр-занятий, центральным персонажем которых станет кукла.

Опыт показывает, что для очень многих детей кукла не выступает в роли маленького ребенка, не является первым партнером по игре, А вместе с тем, как писал Д.Б. Эльконин, кукла — это самый первый друг, который ничего не требует и радуется любым предложениям. Обучая детей играм с кук­лами, надо показать им не только, как можно действовать с ними, но и попытаться научить видеть в кукле в известной мере свое собственное детское отражение. Наделяя куклу именем, беседуя с ней, интересуясь ее потребностями - чего бы она хотела, почему грустит, отчего не хочет сесть в коляску, - воспитатель привлекает внимание детей к челове­ческим чувствам и отношениям, сопровождает их вполне доступными детям реальными эмоциями. Здесь вполне уме­стны и жест, и мимика и, конечно, точно найденное ласко­вое слово.

На основе подражания взрослому в душе ребенка про­исходит эмоциональный отклик к кукле. Из разряда «про­сто игрушка» она попадает в любимое существо, с которым можно не просто играть, но жить общими чувствами и ин­тересами.

Содержанием детских игр являются жизнь, деятельность и отношения людей. Чтобы отражать их в игре, ребенок дол­жен иметь необходимые представления об этом. Как извест­но, дошкольники с нарушенным слухом и сложной струк­турой нарушения не в состоянии самостоятельно приобрес­ти необходимые знания об этих сторонах действительности. В лучшем случае у них возникают весьма фрагментарные, а порой искаженные представления, которые скорее спо­собны затуманить образ реальной действительности. Неже­ли сделать его источником и побудителем к воплощению.

Программой предусматривается время, специально пред­назначенное для проведения с детьми разнообразной подго­товительной работы к проведению сюжетно-ролевых игр.

В ходе тематических прогулок и экскурсий дети должны получить конкретные и содержательные представления о том, чем занимаются люди разных профессий, какую пользу приносит их труд окружающим (дворник, прачка, няня, мед­сестра, продавец). Чрезвычайно важно, чтобы экскурсии были хорошо подготовлены, Важно, что во время экскурсии возникает возможность познакомить детей с делами и отно­шениями людей в естественных условиях их протекания (в магазине, на почте, в метро и т. д.).

Эффективность экскурсии определяется целым рядом обстоятельств. Во время экскурсии должны быть созданы условия для активной деятельности детей (покупают канце­лярские мелочи, игрушки, отправляют письма на почте и т.п.). Благодаря этому, выполненные ребенком действия прочно входят в его непосредственный жизненный опыт и могут стать эмоциональным толчком для воссоздания ото-бразительной игры в дальнейшем.

Желательно также, чтобы взрослые, с чьей деятельнос­тью дети знакомятся во время экскурсии, включились в об­щение с ними: рассказали о том, зачем они делают это имен­но так, а не иначе, для кого они стараются, почему их работа так нужна людям. Следует предусмотреть и вопросы в сто­рону детей и по возможности помочь в организации обще­ния их с посторонними взрослыми.

В целом от экскурсии у детей должно остаться самое бла­гоприятное впечатление, которое должно лечь в основу пос­ледующей развернутой игры.

Однако полагаться исключительно на эффект экскурсии не стоит. Закреплению и усвоению содержательных знаний должны послужить также и дидактические игры, Так, на­пример, после экскурсии в магазин можно предложить де­тям следующие игры: «Что понадобится продавцу (касси­ру) для работы? » (выбор предметов или картинок; какие от­делы есть в супермаркете; группировка предметов и называние отделов, кто что продает и т. д.).

С этой же целью - уточнить знания, полученные во время экскурсии, можно провести с детьми и рассматривание круп­ных картин с изображением типичных сходных ситуаций. Естественно, что такое рассматривание должно содействовать актуализации тех приятных эмоций и переживаний, которые были получены ими непосредственно в ходе экскурсии.

Важное значение в обогащении опыта детей имеет рабо­та с родителями. Они получают конкретное указание от пе­дагога - посетить аптеку, магазин, рынок и рассказать ре­бенку о том, что там происходит. Мама или папа становятся участниками общего коррекционно-воспитательного про­цесса. Необходимо только, чтобы они (взрослые) это хорошо осознавали.

В ходе непосредственного обучения игре детей на заня­тии взрослый выполняет поначалу роль организатора и не­посредственного участника игровой деятельности. Приемы руководства игрой дошкольников могут быть прямыми и косвенными. Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в определении замыс­ла, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры и в предложении новой игровой ситуации.

Являясь участником игры, взрослый в зависимости от со­здавшейся ситуации всегда имеет возможность уточнить же­лания детей, их индивидуальные склонности, показать различ­ные способы организации игры, решить спорные вопросы. На­пример, если в процессе игры врач-ребёнок в поликлинике часто отвлекается, педагог берет на себя роль матери и обраща­ется к персоналу: «Кто мне может помочь? Кто у нас врач?» и т. п. Дети могут сразу догадаться, о ком идет речь. Но не нужно торопить их с ответом. Как бы не замечая того, что доктора нет на месте, мама продолжает: «Где наш врач? Мы подождем». Поступая таким образом, мама-педагог поможет ребенку вновь вернуться в игру, к роли доктора.

Косвенное руководство детской игрой наиболее эффектив­но при сотрудничестве с детьми старшего дошкольного воз­раста и имеет большое коррекционное воздействие, посколь­ку не дает возможности ухода ребенка из игрового сюжета, приучает его к целенаправленному поведению.

В каждом конкретном случае педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей, их личностные свой­ства. Свои суждения по поводу поступков персонажей он выражает максимально корректно, исключительно в форме «мыслей вслух», размышлений.

Программа предлагает начать обучение детей сюжетно-ролевым играм с усвоения ими ролей» которые наибо­лее близки им по своему содержанию. Вначале это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жиз­ни (мама, папа, воспитательница, медсестра и т. п.). Пред­метная сторона деятельности перечисленных персонажей большинству детей хорошо знакома. Обычно они с упое­нием действуют с игрушками, частенько при этом исполь­зуя их, как настоящие предметы: сидят на кукольных сту­льях, пьют из, кукольных чашек, надевают кукольные шапочки на себя и т. п.

Однако этот этап увлеченности предметной стороной игры может продлиться сколь угодно долго, если взрослый не под­ведет ребенка к осознанию принятой им на себя роли, напри­мер, мамы. Так, подводя ребенка к игре в маму, педагог дол­жен помочь ему создать соответствующую игровую ситуацию, как бы ввести в роль. Обычно для этого требуется особо эмо­ционально обратить внимание мамы на дочку - «Какая у тебя хорошая дочка! Как ее зовут? Она маленькая?», «Приготовим для нее кашу, будем кормить дочку» и.т.д.

Следующим этапом в обучении детей ролевой игре явля­ется овладение ими ролями с обобщенным значением: шофе­ра, продавца, медсестры, повара. Каждая такая игра требует проведения разносторонней подготовительной работы, Так, например, даже для того, чтобы научить детей играть в «ав­тобус», педагог должен провести целенаправленные экскур­сии-показы, во время которых шофер предстанет перед деть­ми не только как водитель за рулем автобуса, но и как забот­ливый водитель, беспокоящийся об удобствах поездки для своих пассажиров. Воспитатель, подготавливая детей к пред­стоящей игре должен уделить особое внимание эмоциональ­но-нравственному аспекту отношений: шофер помогает лю­дям, он заботлив, внимателен, У детей должно обязательно возникнуть желание почувствовать себя в роли шофера.

Организация и проведение ролевых игр с детьми, имею­щими сложные нарушения развития, является весьма не­простой задачей потому, что, как правило, они даже воспри­няв увиденное с интересом, самостоятельно не могут пере­нести это содержание в игру, сформулировать замысел и распределить роли. Все эти функции берет на себя воспита­тель. Причем делает это в соответствии с заранее намечен­ным планом

Для того чтобы наиболее полно раскрыть методику обу­чения, приведем несколько конспектов игр, предложенных программой обучения детей среднего и старшего возраста.

Магазин игрушек (второй год обучения)

Открытие магазина

Педагогический замысел; учить детей оформлять мага­зин игрушек - расставлять игрушки на прилавке и витри­не. Учить использовать в игре первые заместители - бумаж­ные чеки; активизировать словарь детей (названия игрушек, касса, чек, продавец, кассир, покупатель), пробудить у де­тей желание поиграть в магазин.

Оборудование для игры: витрина из пластика, разнооб­разные знакомые детям игрушки небольшого размера, кас­са - окошечко с надписью «касса», чеки - изображения иг­рушек на картоне, обтянутом пленкой.

Ход игры

Воспитатель напоминает детям о том, что они совсем не­давно ходили на экскурсию в магазин, где продаются игруш­ки. Попутно уточняет: «Кто ходил в магазин игрушек? Ка­кие игрушки есть там? Кто продает игрушки в магазине? Как зовут тетю, которая продает игрушки? Продавец».

Воспитатель обращается к детям с предложением поиг­рать в магазин и груше. Он подводит их к заранее приготов­ленной витрине и предлагает расставить на ней игрушки (игрушки заранее подготовлены и находятся рядом). Ведь пока магазин пустой, его надо приготовить для покупате­лей. Под руководством воспитателя дети оборудуют магазин. После того, как торговый зал оборудован, воспитатель обра­щает внимание детей на то, что еще нужны чеки. Хорошо, что они у них есть. Дети рассматривают чеки, соотнося изоб­ражения на картинках с игрушками.

Воспитатель подводит итог: «Игрушки стоят в магазине. Чеки в кассе. Это магазин игрушек. Продавец продает. Дети покупают». Покупка игрушек

Педагогический замысел: начать учить детей выполнять ролевые действия; брать на себя роль по ходу игры, выполнять цепочку последовательных действий: подойти к кассе, дать деньги, взять чек, обратиться к продавцу. Обращать внимание детей на необходимость вежливого обращения друг к другу, подчеркнутого внимания продавцов и кассиров к покупателям.

Содействовать активизации словаря за счет введения но­вых слов: чек, продавец, кассир; учить пользоваться замес­тителями денег - желтыми кружками.

Роль продавца выполняет воспитатель, кассира - помощ­ник воспитателя.

Ход игры

Воспитатель собирает детей в кружок и предлагает им поиграть в магазин игрушек. Каждый может купить в мага­зине такую игрушку, которую ему хочется иметь. В то вре­мя, как все дети наблюдают и рассматривают витрину с иг­рушками, педагог берет за руку самого малоактивного роб­кого ребенка и вместе с ним выбирает на витрине понравившуюся игрушку. Затем они подходят к кассе и об­ращаются к кассиру (говорит взрослый): «Мы хотим купить мишку, вот деньги, дайте, пожалуйста, чек. Спасибо». С че­ком «покупатели» подходят к продавцу. Ребенок протяги­вает ему чек и кивком головы (посильно словом) просит: «Дайте, пожалуйста, мишку». После того, как мишка куп­лен, взрослый предлагает пойти поиграть с ним.

Последовательно каждый ребенок докупает понравившу­юся игрушку, повторяя в нужной последовательности всю цепочку действий и посильно сопровождая свои действия речью, используя в случае необходимости таблички..

В магазине звучит музыка, продаются мороженое, сла­дости и т. п. Одним словом воссоздается радостная оживлен­ная атмосфера (как в настоящем магазине). Дети показыва­ют друг другу свои покупки.

Введение каждой новой игры начинается обязательно с ее упрощенного варианта, однако по мере того, как дети все более входят во вкус игры, происходит усложнение сюжетной цепочки. В качестве примера рассмотрим тему «Доктор».

Кукла Катя заболела

Педагогический замысел: учить двух детей брать на себя роли мамы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую на себя роль до конца игры. Учить детей выполнять действия врача с помощью необходимых атрибутов; Воспи­тывать чувство заботы о больном, передавать это мимикой, жестами.

Ход игры

Кукла с завязанным горлом лежит в постели, Воспита­тель спрашивает детей о том, что случилось с куклой? Поче­му она не встает с постели. Выслушивает разнообразные предположения. Одним словом, кукла заболела.

В процессе развития сюжета мама (ребенок) вызывает врача на дом, позвонив по телефону в поликлинику: «При­вет! У меня заболела дочка. Можно вызвать врача? ». Приез­жает врач (можно в специальном медавтомобиле). Врач одет соответствующим образом. У него с собой чемоданчик с ин­струментами. Воспитатель помогает развернуть диалог меж­ду мамой и доктором- Затем он осуществляет все необходи­мые манипуляции. Мама дает дочке теплое питье, таблетки. Ласково разговаривает с дочкой.

Рассмотренный вариант игры может быть существенно разнообразен в сходной тематике «Папа вызывает врача», когда в соответствии с педагогическим замыслом уже трое детей должны действовать в соответствии с развивающимся сюжетом.

Далее в тему «Доктор» вводится вариант «Скорая по­мощь», где круг действующих лиц существенно расширяет­ся: в него уже входят врач, шофер, родители, больной (ребе­нок). Предваряя игру, педагог рассказывает детям о том, что заболел папа, он не может подняться с постели, надо вызвать «Скорую помощь». Сюжет развивается в прежней логике, однако содержание игры усложняется за счет необходимос­ти одновременного выполнения детьми нескольких ролей.

Кукла Катя едет в больницу

Педагогический замысел; продолжать учить детей брать на себя роли врача, шофера, мамы, папы, больного, действо­вать соответственно взятой роли, роли адекватно пользовать­ся атрибутами игры, закрепить их назначение. Продолжать воспитывать вежливое отношение друг к другу, сочувствие к больному.

Оборудование: машина " Скорая помощь", игрушка, на­польная машина с рулем, халат, шапка, сумка с инструмен­тами для врача, кровати для больных, 2-3 куклы.

Ход игры.

Педагог предлагает новый сюжет игры, подробно раскры­вает его детям, помогает распределить роли.

Воспитатель вместе с детьми-родителями тревожится по поводу болезни куклы Кати, предлагает вызвать врача «Ско­рой помощи ». Мама (ребенок) вызывает врача но телефону, эмоционально описывая состояние дочки. Вызов принят. Врач берет с собой все необходимое и садится в машину «Ско­рой помощи». Водитель осторожно, но в то же время быстро ведет машину. Врача встречает на пороге дома обеспокоен­ный папа. Он предлагает врачу вымыть руки и пройти к кро­ватке больной дочери. Врач осматривает больную, подробно расспрашивает мать и принимает решение: «надо ехать в больницу». Мама и папа едут вместе с дочкой в больницу. Далее сюжет развивается в зависимости от подготовленнос­ти детей. Если они способны, имеет смысл эту тему развить вплоть до выздоровления Кати.

Предложенное планирование является достаточно типич­ным для разработки любого игрового сюжета. Обучение дош­кольников с нарушенным слухом и сложной структурой на­рушения обязательно должно включать в себя следующие этапы:

— проведение целенаправленной подготовительной рабо­ты с учетом темы предстоящей игровой тематики

— беседы об увиденном, использование различных темати­чески связанных дидактических игр и настольных изоб­разительных материалов;

— подготовка атрибутов для предстоящей сюжетно-ролевой игры;

  • проведение игры в упрощенном варианте, а в послед­ствии — в более интересном и разнообразном;

  • оказание помощи детям в реализации замысла, в распре­
    делении ролей, в определении сюжетных линий.

Для обновления уже хорошо знакомых детям игр необ­ходимо проводить специальную работу с целью их обяза­тельного видоизменения. Чтобы игра развивалась, в осно­ве обучения должна лежать действительность, пронизан­ная яркими, оставляющими в сознании ребенка след впечатлениями. Для этого нужно всячески привлекать ро­дителей, объясняя им всю важность выведения ребенка за рамки привычных однообразных буден. При этом совер­шенно не обязательно организовывать дорогостоящие по­ходы в театры и на представления. Эмоциональный живой контакт с ребенком возникает и во время прогулки по пар­ку, при наблюдениях за птицами и зверюшками, органич­но вплетающий в себя рассказ об их жизни, повадках, об­разе жизни в разные времена года.

Современный взгляд на развитие игровой деятельности дошкольника непременно включает в себя и театральную или, вернее, театрализованную деятельность. Дети с нару­шением слуха и сложной структурой нарушения не должны

составлять исключения.

С первых дней пребывания в специальном детском саду, с детьми обязательно проводятся разнообразные игры - имп­ровизации под музыку, в ходе которых маленькие дети пре­вращаются в бабочек, жучков, собачек, птичек, становят­ся зайчиками, лисами, волками и т. п. Эти игры в известной мере напоминают нам подвижные игры, однако, в них не обязательно соблюдение непременных для подвижной игры правил, они выглядят как импровизации. И этому чрезвы­чайно способствует смена света, характер музыкального со­провождения, смены атрибутов, деталей костюмов.

Обычно дети не сразу входят во вкус этих игр, требуется некоторое время для того, чтобы им понравилось превра­щаться в птичек, жуков, самолетов, становится персонажа­ми разных историй.

Наблюдая за детьми, педагог перестраивает игровую си­туацию, погружает их в различные эмоциональные состоя­ния. Импровизируя под музыку игровые ситуации, педагог учит детей выразительно передавать движениями, мимикой, голосом характер изображаемого персонажа.

Необходимо заметить, что проведение игр-драматизаций является непростой задачей для педагога. Следует помнить, что это не подвижные игры, внутри которых действует оп­ределенное правило и ему следует подчинять все свои дей­ствия. Игра-драматизация — это экспромт, неожиданность, которая требует от ребенка подчинения своих действий, дви­жений быстро меняющейся ситуации, Ребенок вынужден перестраивать свое поведение в соответствии с достаточно быстро видоизменяющейся ситуацией.

В процессе руководства такими играми педагог действу­ет с детьми абсолютно на паритетных началах: он прыгает, бегает, мяукает, рычит и обязательно прикасается к своим подопечным: трогает их гладкие спинки, пушистые хвости­ки, острые ушки. Замечено, что возникающий между педа­гогом и ребенком физический контакт содействует эмоцио­нальным проявлениям между ними.

Игры-импровизации, проводимые на протяжении всех лет пребывания детей в детском саду, существенно обога­щают эмоционально-нравственный опыт детей, содействуют развитию специфического игрового воображения, вне кото­рого игра детей с нарушенным слухом и нарушенным раз­витием развивается весьма затрудненно.

На базе игр-импровизаций и обучения сюжетно-ролевым играм оказывается возможным обучать детей и играм-драматизациям. В программе намечен перечень таких игр. Это, прежде всего, хорошо известные детям сказки, содержание которым им достаточно знакомо. Вместе с тем, как показы­вает опыт, прежде чем проводить игру-драматизацию, сле­дует провести разнообразную подготовительную работу.

Прежде всего, необходимо убедиться в том, что каждый ребенок хорошо усвоил содержание сказки, знает ее сюжет. Для этого идеально подходит кукольный театр или настоль­ный театр с фанерными изображениями персонажей. Рас­сказывая сказку, педагог как бы выступает от лица каждо­го персонажа, обращаясь к детям-зрителям. Затем целесо­образно дать детям возможность самим поиграть с куклами — действующими лицами, потрогать их, как следует рассмот­реть, попробовать самим подействовать от их лица.

Только после того, как дети усвоили сюжет непосред­ственно через образы персонажей, оказывается возможным распределить между ними роли и попытаться через педаго­га-режиссера разыграть ситуации.

Подготовил:

Воспитатель МБДОУ

детского сада №11 «Берёзка»

Шейко В.К.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск