Скачать 80.27 Kb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Малышок» Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на тему: «Лесная история» Составитель: Токмакова Ольга Валерьевна, воспитатель старшей группы «Улыбка» г. Советский 2010 год Задачи: Образовательные: Дополнить знания детей о сезонных изменениях, которые происходят в жизни животных; Расширять и уточнять знания о животных нашего леса; Расширять знания детей о живой и неживой природе, показать их взаимосвязь. Развивающие: Совершенствовать навыки разговорной речи; Развивать диалогическую речь, умение строить суждение; Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление, мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги. Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость; Развивать нравственные качества, желание прийти на помощь. Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость; Приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству. Методы: Наглядные: рассматривание, показ; Словесные: вопросы, речевые упражнения, загадки, стихи; Практические: дидактические игры и упражнения; Метод решения проблемных задач. Приемы:
Оборудование: Демонстрационный:
Раздаточный:
Словарная работа: Обогащение словаря: подшерсток, беззащитный, бездомный; Активизация словаря: хатка, берлога, нора, хищный, травоядный. Индивидуальная работа: Учить детей высказывать свои собственные суждения, не повторяя уже сказанное. Лизу Ц. учить выслушивать ответы других детей не перебивая. Аню У. и Валерию А. учить приемам самоконтроля: сравнение с образцом. Предварительная работа:
Ход занятия Воспитатель: Ребята! Нам с вами предстоит небольшое путешествие в лес. Но, прежде чем мы с вами туда отправимся, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень) Ребята, что происходит в природе поздней осенью? Что происходит с деревьями? Чем заняты животные? Что делают птицы? Еще я хотела бы напомнить вам правила, которые нужно соблюдать, отправляясь в лес: одеться потеплее, в лесу не шуметь, не разводить костры. Чтобы нам быстрее оказаться на лесной полянке, я предлагаю сказать такие слова: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Мы живем в одном краю Всех я вас приветствую! Воспитатель: Вот и оказались мы с вами на лесной полянке. (Импровизация лесной полянки. На полу следы зверей. Под деревьями силуэты животных: зайца, лисы, птицы.) Дидактическое упражнение «Следопыты» Воспитатель: Смотрите, здесь чьи-то следы. Давайте мы отправим наших следопытов, и они нам скажут, кто их оставил. (Выбрать 3 детей. Они идут по следам и приносят силуэты животных) Воспитатель: Угадайте, кто спрятался под деревьями? (лиса, заяц, птица) Давайте проверим, правильно ли вы угадали. Дидактическое упражнение «Сложи картинку» Воспитатель: Чтобы узнать, кто это, нужно сложить части на этом силуэте и вы узнаете, кто спрятался. Разделитесь на тройки. Возьмите каждый по детали и сложите фигуру. Дидактическое упражнение «Кто, где живет?» Воспитатель: У всех обитателей леса есть свои дома – жилища. Я буду показывать картинки, а вы будете рассказывать, кто это и как называется его жилище (слайды № 2,3, 4, 5). Мышка живет в норке. Бобр живет в хатке. Лиса живет в норе. Дятел живет в дупле. Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! (слайд № 6) Слышите, здесь еще кто-то есть. Я слышу какой-то хруст веток и шуршание. Как вы думаете, кто бы это мог быть? (Дети высказывают свои предположения) Воспитатель: Да это же зайчик! (достать из-под куста серого зайчика) Он совсем еще крохотный. Наверное, он совсем недавно родился. Этой осенью. Скажите, пожалуйста, как таких зайчиков называют в народе? (Листопадничками) А почему их так называют? (высказывания детей) Дидактическое упражнение «Теремок» Воспитатель: Что-то случилось, и он остался в лесу совсем один без семьи. А в лесу столько опасности для него. Давайте мы расскажем зайчику, где и с кем он может жить и дружить. (слайд № 7) Посмотрите, сколько здесь этажей. Каждое окошко на этаже определенного цвета, который что-то обозначает и подсказывает нам, кто там может жить. На первом этаже окошки белого цвета. На что они похожи? (на снег) А кто под снегом холодной зимой прячется и спит до весны? (медведь и ёжик) Заселите их в свои домики. Второй этаж с голубыми окошками. Что мы рисуем голубым цветом? (речку, воду) Кто может жить в воде и строит там свой дом? (бобр и лягушка) Заселите их в свои домики. Следующий, третий этаж, с коричневыми окошками. Что в природе бывает коричневым цветом? (земля) Кто строит свой дом в земле? (лиса и мышь) Заселите их в свои домики. Следующий этаж с окошками зеленого цвета. Что в лесу зеленого цвета? (высказывания детей) Крона деревьев летом зеленая. Кто строит свое жилище на деревьях? (белка и птичка) Заселите их в свои домики. Воспитатель: Всех расселили, а зайчик остался совсем один. Наверно он очень расстроился. Зайчик! Не переживай! Ребята тебе помогут. Они подскажут, почему ты не можешь жить в этих домиках. Дидактическое упражнение «Найдем домик Листопадничку» Показ слайдов № с 8 по 13 с жилищами зверей. Рассуждения детей о том, почему заяц не может жить с: белкой в дупле, с вороной в гнезде, с мышкой в норке, с бобрами в хатке, с медведем в берлоге. Вывод: Где же может тогда жить зайчик? (под любым кустом) У косого нет берлоги, не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, а от голода кора. Дидактическое упражнение «Что едят зайцы?» Воспитатель: Пока мы ходили, бродили, наш зайчик проголодался. Давайте выберем корм для зайчиков. Но сначала давайте уточним: зайцы хищники или травоядные? (травоядные) Выберите корм и разместите его вокруг зайчика. (выбирают соответствующие картинки и размещают на фризе) Воспитатель: Накормили, теперь пусть немного поспит. Спрячем его обратно под кустик. Игра «Кто меняет шубку на зиму?» (Уроки Кирилла и Мефодия .Окружающий мир. Урок «Осень». Задание №6) Рассказ Космика о том, кто из зверей меняет шубку, а у кого только появляется теплый подшерсток. Воспитатель: А наш зайчик еще серый. (слайд № 14) Посмотрите, как он заметен на белом снегу. Зимой ему будет очень опасно. Что же нужно для того, чтобы он побелел? (высказывания детей) А я предлагаю совершить небольшое волшебство – превращение. Вы мне поможете? Тогда подойдите к столам. Я буду читать волшебные слова, а вы будете выкладывать изображения на альбомный лист. По небу плыли голубые, округлые облака. Из-за облака выглянуло солнышко. Внизу на земле была серая, мутная лужа. Справа от лужи рос кустик. Под кустом прятался зайчик. Пошел первый, белый, пушистый снежок. Наш зайчик превратился из серого в белого. Воспитатель: Ребята, давайте устроим снегопад над кустиком, где спит наш зайчик-листопадничек, и посмотрим, что произойдет с ним. Идут к кустику. Сыплем снежинки и говорим слова: Снег, снег кружится Белая вся улица Собрались мы в кружок Завертелись как снежок. Ну-ка, заяц, не зевай-ка Быстро шубку ты меняй-ка! Воспитатель: (достает зайца, но уже белого) Теперь он сможет спрятаться от хищных зверей. (В презентации показать «превращение» зайца. Слайды № 16,17,18.) Давайте мы с вами еще раз напомним листопадничку правила безопасности для зайцев. (высказывания детей) Заяц, заяц длинноногий Уноси скорее ноги: От медведя, волка и лисицы А еще от хищной птицы! (слайд №19) Какое хорошее, доброе дело мы с вами сегодня совершили! Помогли зайчику найти свой дом и поменять шубку. (Воспитатель дарит детям на память «портрет» зайчика). Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова: Вокруг себя повернись В детском саду очутись! |