Конспект урока литературного чтения для 1 класса.
Составила: Седнева Татьяна Павловна,
учитель высшей квалификационной категории, г. Санкт-Петербург.
Тема: «Знакомство с загадками».
Цели:
Познакомить детей с загадкой, как жанром устного народного творчества; учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки; развивать навыки анализа, умения делать выводы; воспитывать любовь к русской словесности, народному творчеству.
Приложение:
выставка книг
презентация «Загадки»
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка учебной задачи путём разрешения проблемной ситуации.
Отгадайте тему занятия. О чем я говорю?
Это очень маленькие стихи
Они бывают о людях, животных, насекомых, явлениях природы
Они рассказывают о предмете, но не называют его
Их интересно читать и отгадывать
Работа с доской.
Прочти тему. Что видишь? (книги, иллюстрации к загадкам). Что изображено?
Слайд №1.
4.Актуализация знаний.
Сегодня мы будем говорить о загадках, учиться их отгадывать и сочинять. Загадки люди начали придумывать очень давно. Все, что они видели вокруг интересного, отражали в загадках.
Слайд №2.
Например, явления природы: « Белые мухи на поле сели» (снег); повадки животных: «Серый брат из-за куста хват» (волк); особенности инструмента: «Сам худ, а голова с пуд».
Произнеси слово «загадка». С каким словом похоже звучит? (гадать, угадывать)
А что нужно угадывать? (то, о чем говорится в загадке)
Что такое загадка? (это слово или предложение, которое описывает что-то, но не называет самое главное, отгадку).
5.Работа в парах.
Предлагаю вам потрудиться над изготовлением иллюстраций к загадкам. Вы их сделаете своими руками.
Почему на парте лежит один клей, один лист картона? (нужно работать в паре). Как сделать, чтобы вы не поссорились и работа получилась? (договориться и разделить дела, выслушать мнение соседа с уважением).
Составление плана работы.
Дети составляют иллюстрацию из нескольких частей и приклеивают ее на лист картона.
6. Фронтальная работа.
Теперь у вас есть иллюстрации к загадкам, которые я буду загадывать.
Слайд № 3, 4, 5.
Загадываю несколько загадок о насекомых, животных, овощах, фруктах. Хвалю работы детей.
Смотрим слайды. Обсуждаем ответы ребят.
7. Обучение новому.
Сейчас мы будем учиться сочинять загадки.
Слайд № 6.
Слушайте загадку: « Днём спит… КТО? «Ночью летает….. КТО? «Прохожих пугает…КАК?»
Как догадались? В загадке нужно выделить несколько признаков и только тогда вы точно поймете, о чем в ней говорится.
Теперь вы сами будете сочинять загадку.
Выходит первая команда. Берите картинку. Классу не показываем. На какие вопросы –помощники мы ответим?
Что это? Кто это?
Где растет? Где живет?
Какой формы?
Какого цвета?
Где применяют? И т.д.
Участвуют все дети, выступая со своей командой.
8. Рефлексия.
О чем говорили?
В чем особенности загадки?
Трудно ли было?
Кто научился сочинять загадки?
Кому понравилось это занятие?
Можно сочинить загадку дома и нарисовать отгадку.
9. Список источников информации:
Интернет
Книги для детского чтения: «Ни окон, ни дверей», «Русские народные сказки», « Загадки»,
«Народные загадки», «Красное коромысло через реку повисло», «Двенадцать братьев», «Лесные хоромы», сказки, песни, загадки.
|