Скачать 44.8 Kb.
|
Конспект урока по биологии в 6-м классена тему "Виды и типы корневых систем"Куприёва Н.В.,учитель биологииМОУ «Ровеньская СОШ с УИОП»Цель урока: познакомиться на уроке с новыми понятиями – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы. Развивают творческое мышление и монологическую речь. Воспитывать любовь к бережному отношению к зелёным растениям, к природе. Оборудование: Демонстрационное – комнатные растения, таблица “Строение корня”, “Типы корневых систем”. Лабораторное - проростки фасоли, гороха, тыквы с развитыми корнями (на каждый стол), луковицы с корнями, гербарий “Типы корневых систем”. 1. Организационный момент: 1 мин. 2. Этап актуализации знаний: 5 мин. Фронтальная беседа по домашнему заданию.
3. Изучение нового материала Тема урока: “ Виды и типы корневых систем ”. Цель урока: исследовать и уметь разъяснять особенности строения и образования корневых систем; развивать навыки работы с учебником, биологическими терминами и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем; убедиться в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе. План урока:
Этап мотивации: “Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок!” Какую роль играет корень в жизни растения? Учитель: Как вы думаете, почему растение не может жить без корня? Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель: А ещё, ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете? Учащиеся отвечают на вопрос. (Растения выделяют кислород, которым дышат все живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями). Учитель: Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы тополь с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Все корни растения образуют корневую систему. Учитель: на прошлых уроках мы изучили общие вопросы строения тела растений, выяснили функции вегетативных органов растения – корня и побега. Чтобы понять, как работает корень растения, нужно знать об особенностях его строения, роста и типах корней и корневых систем. Объяснение учителя: Подземная часть растения называется корнем. Это осевой орган высшего растения (в отличие от побега на корне никогда не возникает листьев). С помощью этого органа происходит минеральное питание. Корень необходим для закрепления растения в почве, для хранения питательных веществ и вегетативного размножения. От побега корень отличается отсутствием листьев и почек. Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению. В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ, МОРКОВЬ). Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН). Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корня осуществляется посредством деления и растяжения клеток, находящихся на верхушке (кончике) корня. Все корни нарастают верхушкой. Рост корня всегда направлен вниз. В этом выражается чувствительность растения к земному притяжению. Такое явление получило название геотропизм – “тяга, поворот к земле”. Поворот корня в сторону нужных ему минеральных веществ называется хемотропизмом. Лабораторная работа: “Стержневая и мочковатая корневые системы”. Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем. Оборудование: проростки семян фасоли, гороха, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями. Задания.
Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем. Закрепление – 5 мин. Фронтальная беседа.
Анализ и оценка успешности деятельности учащихся на уроке. Итоги урока: -Ребята, мы выполнили задачу урока? -Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке? - Было ли вам интересно? 6. Домашнее задание – 2 мин. 1. Изучить параграф 19, знать основные понятия. 2. Вырастить несколько растений фасоли и провести пикировку, а 3 растения оставить без изменений. |