Скачать 282.3 Kb.
|
Министерство образования и науки российской федерации ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ бюджетное УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Утверждаю _________________________ директор ИК «____» _____________ 20 года рабочая программа учебной дисциплины (МОДУЛЯ) основы нейрофизиологии и ВНД Б.3 Профессиональный цикл. Б.3.00 Базовая часть трудоемкость (в зачетных единицах) 4 Направление подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование Профиль подготовки логопедия Квалификация (степень) выпускника бакалавр 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины – расширить и углубить знания об основных закономерностях развития и функционирования нервной системы как базы для формирования психических механизмов и механизмов организации адаптивного поведения на разных этапах онтогенеза. Основные задачи:
2. место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы Учебная дисциплина «Основы нейрофизиологии и ВНД» обязательная дисциплина федерального образовательного стандарта направления «Специальное (дефектологическое)образование». Блок Б3. Профессиональный цикл. Базовая часть. Дисциплина предназначена для студентов 1 курса. Дисциплина «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» является основой для последующего изучения дисциплин «Психопатология», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Невропатология», «Нейропсихология», формирования практических навыков с детьми, имеющими разнообразные отклонения в развитии. Данный курс является естественно–научной базой, определяющей основной принцип целесообразного построения учебно-воспитательного процесса, выбора адекватных средств, методов и условий обучения детей. 3. Требования к уровню освоения программы Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - способности организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-6); - Способности использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - онтогенез и филогенез нервной системы; - строение и принцип работы нейрона и синапса; - строение и функциональное значение различных отделов центральной нервной системы; - о регулирующих системах организма и их взаимодействии; - возрастные особенности функционирования мозга ребенка; - нейрофизиологические механизмы высших психических функций; - нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций; - терминологию основных понятий нейрофизиологии. уметь: - применять полученные теоретические знания как базовые при освоении последующих медико-биологических и психолого-педагогических дисциплин. Владеть: - навыками применения полученных знаний в процессе диагностической и коррекционной работы с лицами с ОВЗ 4. общая трудоемкость ДИСЦИПЛИНЫ 4 зачетных единицы И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
5. СОДЕРЖАНИЕ учебной ДИСЦИПЛИНЫ5.1. разделы учебной дисциплины
5.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
5.3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. ОСНОВНАЯ: ЛИТЕРАТУРА
6.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
6.3. Средства обеспечения ОСВОЕНИЯ дисциплины
6.4. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1 Методические рекомендации преподавателю 1. Ежегодная переработка лекционного материала. 2. Создание методических указаний, тестовых заданий для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов на бумажном носителе. 3. Подготовка интерактивных презентаций лекций, использование при проведении лекций и практических занятий учебных фильмов, слайдов. 4. Для эффективного освоения дисциплины использовать в теоретическом и практическом курсах наглядные материалы (микропрепараты, таблицы, видеофильмы). 5. Оппонирование студентами совместно с преподавателями самостоятельной работы в виде рефератов, докладов, эссе и контрольных работ. 7.2 Методические рекомендации для студентов Для освоения дисциплины студентам необходимо по каждому разделу: 1. Изучить литературные источники и выделить основные мысли, термины, особенности строения основных структур центральной и периферической нервной системы в соответствии с контрольными вопросами в форме конспекта. 2. Подготовить устное выступление продолжительностью 3-5 минут, используя материалы учебных пособий, монографий, лекций, практических занятий, ресурсов Интернет. 3. Подготовить реферативную работу по предложенным темам используя имеющиеся информационные материалы с учетом современных достижений наук и оформить ее на бумажном или электронном носителях. 8. формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 8.1. Темы рефератов
Требования к оформлению реферата
8.2. Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы
8.3. вопросы для самопроверки 1. Общая физиология возбудимых тканей 2. Физиология нервов, синапсов и рецепторов. 3. Рефлекс и функциональная система. Возбуждение центральной нервной системы. 4. Свойства нервных центров. Торможение. Координация деятельности центральной нервной системы. 5. Физиология спинного мозга и ствола мозга. 6. Вегетативная нервная система. 7. Понятия. Условный рефлекс и функциональные системы. Научение и память. Методы изучения ВНД. 8. Поведение и особенности ВНД человека. 8.4. Примеры тестов 1. Какие из перечисленных функций нервной системы составляют низшую и высшую нервную деятельность? (А – низшая, Б – высшая) а) запоминание признаков опасности; б) сочинение музыкальных и литературных произведений; в) обеспечение гармонии функций различных систем внутренних органов; г) рефлекторная регуляция пищеварения. д) запоминание возможностей добыть пищу; е) условные рефлексы, обеспечивающие адаптацию организма к динамичной внешней среде; 2. Какой из методов оценки функционального состояния мозга человека использован в известном по детективам “детекторе лжи”? а) магнитно-эмиссионная томография; б) прямое раздражение участков мозга; в) электроэнцефалография; г) термоэнцефалография; д) определение электрической активности кожи; е) электроокулография; ж) выработка условных рефлексов. з) электромиография. 3. Какие функции выполняет вегетативная нервная система? а) связь организма с внешней средой; б) регуляция обмена веществ; в) согласование функционирования скелетной мускулатуры и сердечно-сосудистой системы; г) регуляция перистальтики кишечника; д) регуляция работы скелетной мускулатуры; е) регуляция секреции различных желез; ж) запоминание явлений и распознавание образов. 4. Какая из частей нервной системы обеспечивает восприятие, переработку, хранение и воспроизведение информации из внешнего мира? а) центральная; б) вегетативная; в) соматическая; г) периферическая. 5. Какие из нижеперечисленных свойств являются общими для всех структур нервной системы? а) нейронное строение; б) синаптическая связь между нейронами; в) локальные сети нейронов; г) множественность и многовариантность связей между нейронами; д) большее количество информационных входов в систему, чем выходов из неё; е) восприятие информации из внешней для организма среды. 6. Какие из нижеперечисленных свойств принадлежат нейронам и клеткам нейроглии? А =нейронам; Б = клеткам нейроглии а) обработка и кодирование информации; б) передача информации другим клеткам; в) способность к делению; г) генерирование электрических импульсов; д) способность к образованию новых информационных связей; е) регуляция водно-солевого баланса нервной ткани; ж) создание оболочек нервных волокон 7. Какие из структур нервной системы обеспечивают её способность менять своё функциональное состояние? а) органы чувств; б) рецепторы; в) чувствительные нервы; г) ретикулярная формация; д) кора больших полушарий. 8. Какие рецепторы принадлежат к группе первичных, а какие - к группе вторичных? А = первичные; Б = вторичные а) вкусовые; б) фоторецепторы; в) слуховые; г) вестибулярные; д) обонятельные; е) проприорецепторы 9. Какие зоны коры больших полушарий участвуют в распознавании зрительных образов? а) височной доли; б) затылочной доли; в) островка; г) теменной доли; д) лимбической коры; е) лобной доли. 10. Какие зоны коры больших полушарий участвуют в распознавании запахов? а) височной доли; б) затылочной доли; в) островка; г) теменной доли; д) лимбической коры; е) лобной доли. 11. Функции какой сенсорной системы будут нарушены при повреждении заднего полюса большого полушария? а) зрительной; б) слуховой; в) обонятельной; г) вестибулярной; д) соматосенсорной; е) висцеральной; ж) ноцицептивной 12. В каких частях языка в основном расположены вкусовые рецепторы, чувствительные к горькому? а) на кончике языка; б) на средней части спинки языка; в) на корне языка; г) на боковых поверхностях языка; д) на нижней поверхности языка. 13. В каком из вариантов правильно перечислены характеристики ориентировочного рефлекса? а) Врожденный, безусловный; возникает в ответ на любое внезапное изменение внешней среды; быстро угасает при повторных воздействиях одного и того же раздражителя; не полностью исчезает при полном удалении коры больших полушарий. б) Условный, приобретенный; возникает в ответ на любое внезапное изменение внешней среды; быстро угасает при повторных воздействиях одного и того же раздражителя; не полностью исчезает при полном удалении коры больших полушарий. в) Врожденный, безусловный; возникновение не связано с внезапным изменением внешней среды; быстро угасает при повторных воздействиях одного и того же раздражителя; не полностью исчезает при полном удалении коры больших полушарий. г) Врожденный, безусловный; возникает в ответ на любое внезапное изменение внешней среды; не угасает при повторных воздействиях одного и того же раздражителя; исчезает при полном удалении коры больших полушарий. 14. Какими качествами характеризуются безусловный и условный рефлексы? А = безусловный; Б = условный а) врожденный; б) приобретенный; в) временный; г) постоянный; д) индивидуальный; е) видовой. 15. Сколько стадий имеет процесс образования условного рефлекса? 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8. 16. Какой признак лежит в основе нижеприведенной классификации условных рефлексов: интерорецептивные, экстерорецептивные, проприорецептивные? а) локализация рецептивного поля; б) природа условного раздражителя; в) исполнительное звено; г) способ выработки; д) биологическое значение. 17. Как называется торможение условного рефлекса внезапными посторонними раздражителями? а) угасательное; б) дифференцировочное; в) внешнее; г) внутреннее; д) запредельное. 18. Как называется торможение рефлекторной деятельности при переутомлении или других видах перенапряжения организма? а) угасательное; б) дифференцировочное; в) внешнее; г) внутреннее; д) запредельное. 19. Как называется свойство нервной системы, которое выражается в способности хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно выводить эту информацию в сферу сознания и поведения? а) безусловный рефлекс; б) условный рефлекс; в) внимание; г) память; д) темперамент; е) эмоции; ж) потребности. 20. Как называется память, в которой воплощен весь индивидуальный опыт человека? а) онтогенетическая; б) филогенетическая; в) кратковременная; г) долговременная; д) образная; е) иконическая; ж) видовая. 21. Какой признак положен в основу нижеприведенной классификации форм памяти: иконическая, кратковременная; промежуточная или буферная; долговременная? а) сенсорная система, задействованная в получении информации; б) форма хранения информации; в) время сохранения информации; г) место хранения информации. 22. Какая разновидность информации в процессе усвоения из сенсорной памяти может быть сразу переведена в долговременную память? а) образная; б) вербальная; в) проприорецептивная; г) висцеральная; д) болевая. 23. Какие из перечисленных структур мозга принимают непосредственное участие в процессах памяти? а) базилярная поверхность височной доли; б) гиппокамп; в) миндалина; г) ствол мозга; д) спинной мозг; 24. Временное усиление, обострение памяти называется: а) ретроградная амнезия; б) антероградная амнезия; в) гипермнезия; г) критомнезия; д) конфабуляция. 25. Заполните пробелы: 1)……………………– способность живых организмов к приобретению и использованию опыта. 2)…………………….- процесс общения посредством сигналов разной модальности. 3)…………………….- деятельность, в результате которой приобретаются адаптивные изменения индивидуального поведения. Слова для выбора: условный рефлекс, динамический стереотип, память, инстинкт, обучение, ключевой стимул, речь, темперамент. 26. Какие из нижеперечисленных форм обучения относятся к разряду эффект-зависимых? а) суммация; б) условный рефлекс; в) импринтинг; г) инсайт; д) интуиция; е) вероятностное прогнозирование; ж) образное психонервное; з) дрессировка; и) привыкание. 27. Какие основные функции выполняет речь? а) связи организма с внешней средой; б) связи между людьми; в) регуляции взаимодействия систем организма; г) регуляции сознательных форм психической деятельности; д) внутреннего программирования. 28. При поражении каких структур мозга нарушаются способности понимать устную и письменную речь? а) верхней и нижней речевых зон премоторной коры; б) центра Брока; в) центра Вернике; г) коры угловой извилины; д) заднего полюса затылочной коры. 29. В каком возрасте (А) и благодаря каким морфо-функциональным перестройкам мозга (Б) человек приобретает способность к формальным мыслительным операциям (например: построению и оценке гипотез)? А: 1) 2 года; 2) 5 лет; 3) 6–7 лет; 4) 7–9 лет; 5) 10–11 лет 6) 11–16 лет 7) 30 лет. Б: *) формирование анатомической межполушарной асимметрии речевых зон: гипертрофия коры задней височной и нижней теменной областей левого полушария; **) созревание корково-корковых ассоциативных связей между лобной, височной, теменной и затылочной долями; ***) созревание основных (внутри- и межполушарных) связей лобной коры с другими (корковыми и подкорковыми) отделами головного мозга. 30. Определите последовательность и время формирования в онтогенезе следующих возможностей мыслительной деятельности у детей: а) способность к логическим рассуждениям с использованием конкретных понятий в пределах реальных событий; б) способность выстраивать сенсомоторные схемы без совершения каких-либо действий (т.е. способность мысленно активировать сенсомоторные схемы); в) наглядно-действенное мышление (или практический интеллект), т.е. способность ходить, разговаривать и т.д.; г) способность к формальным операциям, к абстракциям, к построению и оценке гипотез; 1) 1 – 2 года; 2) 2 – 7 лет; 3) 2 – 4 года; 4) 7 – 10 лет; 5) 11– 13 лет; 6) 11– 16 лет; 7) 13 - 16 лет; 31. Несмотря на продолжительный (в течение 8 - 10 часов) сон человек проснулся неотдохнувшим. Каковы наиболее вероятные причины такого состояния человека? а) были частые пробуждения (т.е. нарушена непрерывность сна); б) имел место дефицит глубокого медленного сна; в) имел место дефицит быстрого (парадоксального) сна; г) был нарушен привычный суточный ритм; 32. Что происходит в условными рефлексами, если условный сигнал длительное время не подкрепляется безусловным? а) превращаются в безусловные; в) исчезают; г) изменяются; д) закрепляются; е) угасают (т.к. развивается внутреннее торможение); 33. Что отличает высшую нервную деятельность человека от высшей нервной деятельности собаки? а) абстрактное (словесно-логическое) мышление; б) членораздельная речь; в) условные рефлексы; г) безусловные рефлексы; д) сознание; е) инстинкты; ж) нет отличий; 34. К какой форме обучения относятся все условные рефлексы? а) привыкание; б) вероятностное прогнозирование; в) подражание; г) эффект-зависимое обучение; д) элементарная рассудочная деятельность; е) интуиция; 8.5. перечень вопросов для промежуточной аттестации (экзамен)
8.6. формы контроля самостоятельной работы Плановые консультации, творческие контакты, экзамен. Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование. Профиль: Логопедия. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы нейрофизиологии и ВНД» составлена старшим преподавателем кафедры медико-биологических дисциплин Чуфистовой О.Н. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы нейрофизиологии и ВНД» утверждена на заседании кафедры МБД протокол № _____ от «___» _____________ 20 г. Зав. кафедрой _____________________________ С.В. Низкодубова Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией __________________ института культуры протокол № _______ от «____»_____________20 года. Председатель методической комиссии ___________________ О.А.Батурина Согласовано: Директор ИК Е.А. Каюмова |