Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 282.3 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.11.2013
Размер282.3 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы


Министерство образования и науки российской федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ бюджетное УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Утверждаю

_________________________

директор ИК

«____» _____________ 20 года

рабочая программа учебной дисциплины (МОДУЛЯ)

основы нейрофизиологии и ВНД
Б.3 Профессиональный цикл. Б.3.00 Базовая часть
трудоемкость (в зачетных единицах) 4

Направление подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки логопедия

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – расширить и углубить знания об основных закономерностях развития и функционирования нервной системы как базы для формирования психических механизмов и механизмов организации адаптивного поведения на разных этапах онтогенеза.

Основные задачи:

  • Дать необходимые знания закономерностей, функционирования организма как единого целого, регулирующую роль в котором выполняет нервная система;

  • Ознакомить с условно-рефлекторными основами процессов обучения и воспитания нормально-развивающихся детей, подростков и умственно-отсталых детей;

  • Дать представления о нейрофизиологических механизмах сложных психических процессов: восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, мотивации и основы речи, которые позволят понять формирование и сущность тех или иных аномалий ребенка;

  • Развивать у будущих специалистов умения использовать знания морфофункциональных особенностей нейрофизиологических механизмов, нервных процессов и ВНД при организации учебно-воспитательной работы и для решения практических задач.



2. место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Основы нейрофизиологии и ВНД» обязательная дисциплина федерального образовательного стандарта направления «Специальное (дефектологическое)образование». Блок Б3. Профессиональный цикл. Базовая часть. Дисциплина предназначена для студентов 1 курса.

Дисциплина «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» является основой для последующего изучения дисциплин «Психопатология», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Невропатология», «Нейропсихология», формирования практических навыков с детьми, имеющими разнообразные отклонения в развитии. Данный курс является естественно–научной базой, определяющей основной принцип целесообразного построения учебно-воспитательного процесса, выбора адекватных средств, методов и условий обучения детей.

3. Требования к уровню освоения программы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способности организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-6);

- Способности использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- онтогенез и филогенез нервной системы;

- строение и принцип работы нейрона и синапса;

- строение и функциональное значение различных отделов центральной нервной системы;

- о регулирующих системах организма и их взаимодействии;

- возрастные особенности функционирования мозга ребенка;

- нейрофизиологические механизмы высших психических функций;

- нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций;

- терминологию основных понятий нейрофизиологии.

уметь:
- применять полученные теоретические знания как базовые при освоении последующих медико-биологических и психолого-педагогических дисциплин.
Владеть:
- навыками применения полученных знаний в процессе диагностической и коррекционной работы с лицами с ОВЗ


4. общая трудоемкость ДИСЦИПЛИНЫ 4 зачетных единицы И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ




Вид учебной работы

Трудоемкость (час)

Семестры

Всего

1

Аудиторные занятия

76

76

Лекции

38

38

Практические занятия

38

38

Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных работ







Другие виды работ







Самостоятельная работа

41

41

Курсовой проект







Реферат

х

х

Расчетно-графические работы







Формы текущего контроля







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом




Экзамен


5. СОДЕРЖАНИЕ учебной ДИСЦИПЛИНЫ



5.1. разделы учебной дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины



Лекции

Практические занятия


Самостоятельная работа

1

Регулирующие системы организма и их взаимодействие. Баланс тормозных и возбудительных процессов. Саморегуляция. Гомеостаз. Законы раздражения. Прямые и обратные связи.

2

2

4

2

Общая нейрофизиология. Нервная ткань. Виды нервных клеток. Физиология возбудимых мембран. Законы раздражения и возбуждения клеток. Распространение потенциала действия.

4

4

4

3

Межклеточная передача возбуждения. Виды синапсов. Взаимодействие синапсов. Физиология клеток нейроглии..

4

4

4

4

Структура и функции отделов мозга. Иерархия функций отделов мозга.

6

6

6

5

Системы мозга (лимбическая система, ретикулярная формация; специфические, неспецифические и ассоциативные системы).

4

4

6

6

Латерализация функций. Интегративные механизмы. Функциональные системы. Гетерохрония. Динамическая локализация функций.

4

4

4

7

Высшая нервная деятельность. Принципы ВНД. Условные и безусловные рефлексы. Внутреннее и внешнее торможение. Учение о доминанте. Динамический стереотип. Первая и вторая сигнальные системы.

6

6

4

8

Нейрофизиологические механизмы психических процессов. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций. Значение биоритмов.

6

6

6

9

Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.

2

2

3




Итого

38

38






5.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ





  1. Регулирующие системы организма и их взаимодействие. Баланс тормозных и возбудительных процессов. Саморегуляция. Гомеостаз. Законы раздражения. Прямые и обратные связи.

  2. Общая нейрофизиология. Нервная ткань. Виды нервных клеток. Физиология возбудимых мембран. Законы раздражения и возбуждения клеток. Распространение потенциала действия.

  3. Межклеточная передача возбуждения. Виды синапсов. Взаимодействие синапсов. Физиология клеток нейроглии.

  4. Структура и функции отделов мозга. Иерархия функций отделов мозга.

  5. Системы мозга (лимбическая система, ретикулярная формация; специфические, неспецифические и ассоциативные системы). Ретикуло-стволовой уровень интеграции. Таламокортикальный уровень интеграции. Нейрофизиология ассоциативных систем мозга. Онтогенез ассоциативных систем мозга.

  6. Латерализация функций. Интегративные механизмы. Функциональные системы. Гетерохрония. Динамическая локализация функций.

  7. Высшая нервная деятельность. Принципы ВНД. Условные и безусловные рефлексы. Правила образования условных рефлексов. Общие признаки условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Внутреннее и внешнее торможение. Внешнее (безусловное) торможение. Запредельное (охранительное) торможение. Внутреннее (условное) торможение. Взаимодействие разных видов торможения. Учение о доминанте. Основные положения учения о доминанте. Корковый очаг стационарного возбуждения. Гипоталамический очаг стационарного возбуждения. Динамический стереотип. Первая и вторая сигнальные системы.

  8. Нейрофизиологические механизмы психических процессов. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций. Значение биоритмов.

  9. Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка. Врожденная рефлекторная деятельность. Высшая нервная деятельность ребенка первого года после рождения. Высшая нервная деятельность в раннем детстве. Высшая нервная деятельность в дошкольном возрасте. Высшая нервная деятельность в младшем школьном возрасте. Высшая нервная деятельность в подростковом возрасте.



5.3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. ОСНОВНАЯ: ЛИТЕРАТУРА


  1. Чуфистова, О.Н. Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности : учебное пособие для вузов / О.Н. Чуфистова, Т.В. Ласукова, С.В. Низкодубова ; под науч. ред. С.В. Низкодубовой ; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск : Изд-во, 2009. – 206 с.


6.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков : учебное пособие для педагогических вузов. М. : Академия, 2000. – 396 с.

  2. Низкодубова, С.В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем : учебное пособие. / С.В. Низкодубова, Н.С. Хоч, А.Н. Байков ; под ред. академ. РАМН и РАЕН М.А. Медведева. – Томск : Изд–во ТГУ, 2002. – 70 с.

  3. Шульговский, В.В. Основы нейрофизиологии : учебное пособие для вузов. М. : Аспект-пресс: 2000. – 275 с.

  4. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова М.: 1997.

6.3. Средства обеспечения ОСВОЕНИЯ дисциплины

  1. Видеофильмы: «Строение и функции головного мозга», «Строение и функции анализаторов».

  2. Комплекты таблиц, слайдов, микропрепаратов головного и спинного мозга, нервных волокон, нервных узлов.

  3. Тестовые материалы промежуточного и итогового контроля знаний


6.4. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Наименование материалов обучения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Структура и функции отделов мозга. Иерархия функций отделов мозга.

Строение и функции головного мозга (фильм)

Ноутбук, динамики, экран

2.

Высшая нервная деятельность. Принципы ВНД. Условные и безусловные рефлексы. Внутреннее и внешнее торможение. Учение о доминанте. Динамический стереотип. Первая и вторая сигнальные системы.

Презентации темы

Ноутбук, динамики, экран

3.

Нейрофизиологические механизмы психических процессов. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций. Значение биоритмов.

Строение и функции анализаторов (фильм)

Презентации темы

Ноутбук, динамики, экран



7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1 Методические рекомендации преподавателю
1. Ежегодная переработка лекционного материала.

2. Создание методических указаний, тестовых заданий для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов на бумажном носителе.

3. Подготовка интерактивных презентаций лекций, использование при проведении лекций и практических занятий учебных фильмов, слайдов.

4. Для эффективного освоения дисциплины использовать в теоретическом и практическом курсах наглядные материалы (микропрепараты, таблицы, видеофильмы).

5. Оппонирование студентами совместно с преподавателями самостоятельной работы в виде рефератов, докладов, эссе и контрольных работ.
7.2 Методические рекомендации для студентов

Для освоения дисциплины студентам необходимо по каждому разделу:

1. Изучить литературные источники и выделить основные мысли, термины, особенности строения основных структур центральной и периферической нервной системы в соответствии с контрольными вопросами в форме конспекта.

2. Подготовить устное выступление продолжительностью 3-5 минут, используя материалы учебных пособий, монографий, лекций, практических занятий, ресурсов Интернет.

3. Подготовить реферативную работу по предложенным темам используя имеющиеся информационные материалы с учетом современных достижений наук и оформить ее на бумажном или электронном носителях.

8. формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

8.1. Темы рефератов

  1. Биоэлектрические явления: механизмы возникновения потенциала покоя и потенциала действия.

  2. Строение клеточной мембраны. Ионный транспорт.

  3. Проведения возбуждения и торможения через синапс.

  4. Механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам.

  5. Морфофункциональные основы образования условных рефлексов.

  6. Биохимические основы условного рефлекса.

  7. Механизмы торможения условных рефлексов.

  8. Структурно–функциональные основы памяти.

  9. Кора больших полушарий: строение, функции, развитие.

  10. Функциональная специализация полушарий головного мозга.

  11. Структурно–функциональные основы речевой деятельности.

  12. Структурно–функциональные основы мотиваций и эмоций.


Требования к оформлению реферата

  1. Работа должна быть написана разборчиво, иметь поля для замечаний преподавателя.

  2. Титульный лист оформляется с указанием кафедры, темы работы, автора и преподавателя, проверяющего работу.

  3. В начале реферата необходимо поместить план излагаемого материала.

  4. Работа должна содержать рисунки и схемы с пояснениями.

  5. В тексте необходимо делать ссылки на используемую литературу.

  6. В конце реферата необходимо указать список использованной литературы с соблюдением требований библиографического стандарта.

8.2. Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы

  1. Перечислите основные методы изучения ВНД.

  2. Что такое электроэнцефалография и электроэнцефалограмма (ЭЭГ)? Перечислите волны ЭЭГ.

  3. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для обычного бодрствующего состояния: умственная работа, действие внешних раздражителей, напряжение тонуса мышц, эмоциональное напряжение? Где они преимущественно регистрируются? Какова их частота и амплитуда?

  4. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для организма в состоянии физического и эмоционального покоя, при отсутствии внешних раздражителей с закрытыми глазами? Где они преимущественно регистрируются? Какова их частота и амплитуда?

  5. Назовите основные виды изменений ЭЭГ при внешних воздействиях. Локальными или генерализованными они являются?

  6. Перечислите основные методы, при помощи которых можно исследовать локализацию функций в коре большого мозга.

  7. Опишите сущность метода вызванных потенциалов.

8.3. вопросы для самопроверки

1. Общая физиология возбудимых тканей

2. Физиология нервов, синапсов и рецепторов.

3. Рефлекс и функциональная система. Возбуждение центральной нервной системы.

4. Свойства нервных центров. Торможение. Координация деятельности центральной нервной системы.

5. Физиология спинного мозга и ствола мозга.

6. Вегетативная нервная система.

7. Понятия. Условный рефлекс и функциональные системы. Научение и память. Методы изучения ВНД.

8. Поведение и особенности ВНД человека.

8.4. Примеры тестов

1. Какие из перечисленных функций нервной системы составляют низшую и высшую нервную деятельность? (А – низшая, Б – высшая)

а) запоминание признаков опасности;

б) сочинение музыкальных и литературных произведений;

в) обеспечение гармонии функций различных систем внутренних органов;

г) рефлекторная регуляция пищеварения.

д) запоминание возможностей добыть пищу;

е) условные рефлексы, обеспечивающие адаптацию организма к динамичной внешней среде;

2. Какой из методов оценки функционального состояния мозга человека использован в известном по детективам “детекторе лжи”?

а) магнитно-эмиссионная томография;

б) прямое раздражение участков мозга;

в) электроэнцефалография;

г) термоэнцефалография;

д) определение электрической активности кожи;

е) электроокулография;

ж) выработка условных рефлексов.

з) электромиография.

3. Какие функции выполняет вегетативная нервная система?

а) связь организма с внешней средой;

б) регуляция обмена веществ;

в) согласование функционирования скелетной мускулатуры и сердечно-сосудистой системы;

г) регуляция перистальтики кишечника;

д) регуляция работы скелетной мускулатуры;

е) регуляция секреции различных желез;

ж) запоминание явлений и распознавание образов.

4. Какая из частей нервной системы обеспечивает восприятие, переработку, хранение и воспроизведение информации из внешнего мира?

а) центральная; б) вегетативная; в) соматическая; г) периферическая.

5. Какие из нижеперечисленных свойств являются общими для всех структур нервной системы?

а) нейронное строение;

б) синаптическая связь между нейронами;

в) локальные сети нейронов;

г) множественность и многовариантность связей между нейронами;

д) большее количество информационных входов в систему, чем выходов из неё;

е) восприятие информации из внешней для организма среды.

6. Какие из нижеперечисленных свойств принадлежат нейронам и клеткам нейроглии?

А =нейронам; Б = клеткам нейроглии

а) обработка и кодирование информации;

б) передача информации другим клеткам;

в) способность к делению;

г) генерирование электрических импульсов;

д) способность к образованию новых информационных связей;

е) регуляция водно-солевого баланса нервной ткани;

ж) создание оболочек нервных волокон

7. Какие из структур нервной системы обеспечивают её способность менять своё функциональное состояние?

а) органы чувств; б) рецепторы; в) чувствительные нервы; г) ретикулярная формация; д) кора больших полушарий.

8. Какие рецепторы принадлежат к группе первичных, а какие - к группе вторичных?

А = первичные; Б = вторичные

а) вкусовые;

б) фоторецепторы;

в) слуховые;

г) вестибулярные;

д) обонятельные;

е) проприорецепторы

9. Какие зоны коры больших полушарий участвуют в распознавании зрительных образов?

а) височной доли; б) затылочной доли; в) островка; г) теменной доли; д) лимбической коры;

е) лобной доли.

10. Какие зоны коры больших полушарий участвуют в распознавании запахов?

а) височной доли; б) затылочной доли; в) островка; г) теменной доли; д) лимбической коры;

е) лобной доли.

11. Функции какой сенсорной системы будут нарушены при повреждении заднего полюса большого полушария?

а) зрительной; б) слуховой; в) обонятельной; г) вестибулярной; д) соматосенсорной;

е) висцеральной; ж) ноцицептивной

12. В каких частях языка в основном расположены вкусовые рецепторы, чувствительные к горькому?

а) на кончике языка;

б) на средней части спинки языка;

в) на корне языка;

г) на боковых поверхностях языка;

д) на нижней поверхности языка.

13. В каком из вариантов правильно перечислены характеристики ориентировочного рефлекса?

а) Врожденный, безусловный;

возникает в ответ на любое внезапное изменение внешней среды;

быстро угасает при повторных воздействиях одного и того же раздражителя;

не полностью исчезает при полном удалении коры больших полушарий.

б) Условный, приобретенный;

возникает в ответ на любое внезапное изменение внешней среды;

быстро угасает при повторных воздействиях одного и того же раздражителя;

не полностью исчезает при полном удалении коры больших полушарий.

в) Врожденный, безусловный;

возникновение не связано с внезапным изменением внешней среды;

быстро угасает при повторных воздействиях одного и того же раздражителя;

не полностью исчезает при полном удалении коры больших полушарий.

г) Врожденный, безусловный;

возникает в ответ на любое внезапное изменение внешней среды;

не угасает при повторных воздействиях одного и того же раздражителя; исчезает при полном удалении коры больших полушарий.

14. Какими качествами характеризуются безусловный и условный рефлексы?

А = безусловный; Б = условный

а) врожденный;

б) приобретенный;

в) временный;

г) постоянный;

д) индивидуальный;

е) видовой.

15. Сколько стадий имеет процесс образования условного рефлекса?

1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8.

16. Какой признак лежит в основе нижеприведенной классификации условных рефлексов: интерорецептивные, экстерорецептивные, проприорецептивные?

а) локализация рецептивного поля;

б) природа условного раздражителя;

в) исполнительное звено;

г) способ выработки;

д) биологическое значение.

17. Как называется торможение условного рефлекса внезапными посторонними раздражителями?

а) угасательное;

б) дифференцировочное;

в) внешнее;

г) внутреннее;

д) запредельное.

18. Как называется торможение рефлекторной деятельности при переутомлении или других видах перенапряжения организма?

а) угасательное;

б) дифференцировочное;

в) внешнее;

г) внутреннее;

д) запредельное.

19. Как называется свойство нервной системы, которое выражается в способности хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно выводить эту информацию в сферу сознания и поведения?

а) безусловный рефлекс; б) условный рефлекс; в) внимание; г) память; д) темперамент; е) эмоции;

ж) потребности.

20. Как называется память, в которой воплощен весь индивидуальный опыт человека?

а) онтогенетическая; б) филогенетическая; в) кратковременная; г) долговременная; д) образная;

е) иконическая; ж) видовая.

21. Какой признак положен в основу нижеприведенной классификации форм памяти: иконическая, кратковременная; промежуточная или буферная; долговременная?

а) сенсорная система, задействованная в получении информации;

б) форма хранения информации;

в) время сохранения информации;

г) место хранения информации.

22. Какая разновидность информации в процессе усвоения из сенсорной памяти может быть сразу переведена в долговременную память?

а) образная; б) вербальная; в) проприорецептивная; г) висцеральная; д) болевая.

23. Какие из перечисленных структур мозга принимают непосредственное участие в процессах памяти?

а) базилярная поверхность височной доли; б) гиппокамп; в) миндалина; г) ствол мозга; д) спинной мозг;

24. Временное усиление, обострение памяти называется:

а) ретроградная амнезия; б) антероградная амнезия; в) гипермнезия; г) критомнезия;

д) конфабуляция.

25. Заполните пробелы:

1)……………………– способность живых организмов к приобретению и использованию опыта.

2)…………………….- процесс общения посредством сигналов разной модальности.

3)…………………….- деятельность, в результате которой приобретаются адаптивные изменения индивидуального поведения.

Слова для выбора: условный рефлекс, динамический стереотип, память, инстинкт, обучение, ключевой стимул, речь, темперамент.

26. Какие из нижеперечисленных форм обучения относятся к разряду эффект-зависимых?

а) суммация; б) условный рефлекс; в) импринтинг; г) инсайт; д) интуиция; е) вероятностное прогнозирование;

ж) образное психонервное; з) дрессировка; и) привыкание.

27. Какие основные функции выполняет речь?

а) связи организма с внешней средой;

б) связи между людьми;

в) регуляции взаимодействия систем организма;

г) регуляции сознательных форм психической деятельности;

д) внутреннего программирования.

28. При поражении каких структур мозга нарушаются способности понимать устную и письменную речь?

а) верхней и нижней речевых зон премоторной коры;

б) центра Брока;

в) центра Вернике;

г) коры угловой извилины;

д) заднего полюса затылочной коры.

29. В каком возрасте (А) и благодаря каким морфо-функциональным перестройкам мозга (Б) человек приобретает способность к формальным мыслительным операциям (например: построению и оценке гипотез)?

А:

1) 2 года;

2) 5 лет;

3) 6–7 лет;

4) 7–9 лет;

5) 10–11 лет

6) 11–16 лет

7) 30 лет.

Б:

*) формирование анатомической межполушарной асимметрии речевых зон: гипертрофия коры задней височной и нижней теменной областей левого полушария;

**) созревание корково-корковых ассоциативных связей между лобной, височной, теменной и затылочной долями;

***) созревание основных (внутри- и межполушарных) связей лобной коры с другими (корковыми и подкорковыми) отделами головного мозга.

30. Определите последовательность и время формирования в онтогенезе следующих возможностей мыслительной деятельности у детей:

а) способность к логическим рассуждениям с использованием конкретных понятий в пределах реальных событий;

б) способность выстраивать сенсомоторные схемы без совершения каких-либо действий (т.е. способность мысленно активировать сенсомоторные схемы);

в) наглядно-действенное мышление (или практический интеллект), т.е. способность ходить, разговаривать и т.д.;

г) способность к формальным операциям, к абстракциям, к построению и оценке гипотез;

1) 1 – 2 года;

2) 2 – 7 лет;

3) 2 – 4 года;

4) 7 – 10 лет;

5) 11– 13 лет;

6) 11– 16 лет;

7) 13 - 16 лет;

31. Несмотря на продолжительный (в течение 8 - 10 часов) сон человек проснулся неотдохнувшим. Каковы наиболее вероятные причины такого состояния человека?

а) были частые пробуждения (т.е. нарушена непрерывность сна);

б) имел место дефицит глубокого медленного сна;

в) имел место дефицит быстрого (парадоксального) сна;

г) был нарушен привычный суточный ритм;

32. Что происходит в условными рефлексами, если условный сигнал длительное время не подкрепляется безусловным?

а) превращаются в безусловные;

в) исчезают;

г) изменяются;

д) закрепляются;

е) угасают (т.к. развивается внутреннее торможение);

33. Что отличает высшую нервную деятельность человека от высшей нервной деятельности собаки?

а) абстрактное (словесно-логическое) мышление;

б) членораздельная речь;

в) условные рефлексы;

г) безусловные рефлексы;

д) сознание;

е) инстинкты;

ж) нет отличий;

34. К какой форме обучения относятся все условные рефлексы?

а) привыкание;

б) вероятностное прогнозирование;

в) подражание;

г) эффект-зависимое обучение;

д) элементарная рассудочная деятельность;

е) интуиция;

8.5. перечень вопросов для промежуточной аттестации (экзамен)

  1. Свойства возбудимых тканей: раздражимость, возбудимость, проводимость, лабильность.

  2. Виды раздражителей: адекватные и неадекватные, пороговые, подпороговые, сверхпороговые.

  3. Законы раздражения. Зависимость между силой и длительностью раздражения.

  4. Строение клеточной мембраны. Транспорт ионов через мембрану. Виды транспорта ионов.

  5. Мембранный потенциал. Механизм его возникновения.

  6. Потенциал действия. Механизм возникновения, фазы потенциала действия.

  7. Нейрон. Строение, функции, классификация нейронов. Нейроглия. Сроки миелинизации нервных волокон.

  8. Механизмы и законы проведения возбуждения по нервному волокну.

  9. Строение химического синапса. Понятие о нейромедиаторах, их виды. Механизм проведения возбуждения и торможения через синапс.

  10. Понятие о рефлексе. Строение рефлекторного кольца. Классификация рефлексов.

  11. Торможение в ЦНС. Его значение и механизмы.

  12. Принципы координационной деятельности ЦНС.

  13. Сегментарный принцип строения спинного мозга. Расположение центров рефлекторной регуляции функций. Возрастные особенности строения спинного мозга.

  14. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга, их развитие в онтогенезе.

  15. Рефлексы спинного мозга новорожденных.

  16. Рефлекторная функция продолговатого и заднего мозга, их развитие в онтогенезе. Значение дыхательного и сосудодвигательного центров.

  17. Рефлекторная функция среднего мозга. Ориентировочные рефлексы, их развитие в онтогенезе.

  18. Промежуточный мозг. Таламус, его функции. Функции гипоталамуса.

  19. Базальные ядра. Их функции, развитие в онтогенезе.

  20. Лимбическая система. Строение и функции.

  21. Ретикулярная формация. Строение и функции.

  22. Строение коры больших полушарий. Значение разных слоев коры.

  23. Проекционные (сенсорные, моторные) и ассоциативные зоны коры, их расположение и значение.

  24. Развитие коры больших полушарий в онтогенезе. Общие закономерности созревания мозга.

  25. Условные рефлексы, их общие признаки и правила образования.

  26. Классификация условных рефлексов.

  27. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов.

  28. Динамический стереотип, механизмы его образования, значение, особенности у детей.

  29. Типы ВНД (по И.П. Павлову), их особенности у детей.

  30. 1-я и 2-я сигнальные системы, механизмы их взаимодействия.

  31. Этапы формирования ВНД у детей.

  32. Речь, ее функции. Развитие речи в онтогенезе. Структурно–функциональные основы речи.

  33. Нейрофизиология мотиваций и эмоций. Структурно–функциональные основы мотиваций и эмоций.

  34. Нейрофизиология памяти: виды памяти, процессы памяти, функциональные и структурные основы памяти, нейрохимия памяти, нейроанатомия памяти.

  35. Обучение, формы обучения.

  36. Мышление: структурно–функциональные основы мышления.

  37. Функциональная специализация больших полушарий головного мозга: восприятие времени, пространства, эмоциональное восприятие. Функциональная асимметрия полушарий.

  38. Функциональные состояния. Нейроанатомия ФС. Бодрствование и сон. Типы и стадии сна. Сновидения. Сомнамбулизм. Теории сна.

  39. Нейронные механизмы сна и бодрствования.

  40. Компенсация и восстановление утраченных функций.

8.6. формы контроля самостоятельной работы

Плановые консультации, творческие контакты, экзамен.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование. Профиль: Логопедия.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы нейрофизиологии и ВНД» составлена старшим преподавателем кафедры медико-биологических дисциплин Чуфистовой О.Н.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы нейрофизиологии и ВНД» утверждена на заседании кафедры МБД

протокол № _____ от «___» _____________ 20 г.
Зав. кафедрой _____________________________ С.В. Низкодубова

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией __________________ института культуры
протокол № _______ от «____»_____________20 года.
Председатель методической комиссии ___________________ О.А.Батурина
Согласовано:
Директор ИК Е.А. Каюмова


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск