ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Как живут животные?
(Тема урока) Предмет Окружающий мир
Класс 1
Тема и номер урока в теме Как живут животные?
Базовый учебник Окружающий мир А.А. Плешаков.
Цель урока: Расширить представления о жизни животных и условиях, необходимых для их жизни.
Задачи:
– обучающие: формировать умения, необходимые для организации и проведения исследовательской работы (умение задавать вопрос, формулировать цель исследования, наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы);
– развивающие:развивать речь, умение отстаивать свою точку зрения, работать в паре;
– воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Тип урока: Урок изучения нового и закрепление полученных знаний (Урок-исследование)
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: проектор; слайдовая презентация; доска; мел; рабочие листы с заданиями №1, №2, №3; карандаш; рабочая тетрадь «Окружающий мир» ч.1.; клей; ножницы; учебник «Окружающий мир».
Структура и ход урока
Фаза 1. Начало образовательного материала.
Этап 1. Инициация (начало урока, знакомство)
| Время, продолжительность
| Название метода
| Подробное описание АМО
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
| Подробное описание АМО
-Цели и задачи метода
-Необходимые материалы
-Предварительная подготовка (если требуется)
-Технология проведения
-Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
-Варианты проведения метода
| 3 мин.
| Игра «Молчанка»
| Цель: Проверить готовность уч-ся к уроку.
Материалы: Учебник «Окружающий мир» 1 кл. А.А.Плешаков; карандаш; рабочий лист с заданием – один на парту.
Проведение: Учитель показывает предметы необходимые к уроку, а дети, молча, проверяют все ли у них готово на парте
| Начнём урок с игры «Молчанка». Я показываю, что должно быть у вас на партах, а вы проверяете готовность к уроку. Если чего- то нет, готовите.
| Этап 2. Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)
| 3 мин.
| Игра «Доскажи словечко»
| Цель:1.Активизировать внимание детей.
2.Актуализировать знания о разнообразии животного мира.
Материалы: Интерактивная доска, слайдовая презентация.
Проведение: Учитель читает стихотворение, дети хором вставляют подходящее по смыслу название животного.
| Я буду читать стихотворение, а вы хором вставляйте подходящее по смыслу слово. При затруднении вам помогут слайды. (Включается слайдовая презентация с изображением животных)
Затеем-ка игру!- промолвил … (кенгуру)
Быстрей сходитесь в круг, - пробормотал… (индюк)
Нам вовсе не до игр,
за всех ответил … (тигр)
Да и какой в них толк?-
добавил серый… (волк)
Уж лучше я уйду,-
воскликнул… (какаду)
А я уж поскакал,
протявкал трус … (шакал)
Жаль, поиграть нам не пришлось, - вдруг промычал печально … (лось)
Ах, ах, оставим эту тему,-
сказал капризно страус… (эму)
Сыграем в следующий раз,
всех успокоил … (дикобраз)
Нет, ты меня теперь не трожь, и я колюч, -профыркал… (ёж)
Ребята, кого называли слова, которые вы договаривали? (Животных) Что мы знаем о животных? (Делятся на 4 группы)
Кто догадался, о ком пойдёт речь на уроке? (О животных)
| Этап 3.формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока) - выяснения целей, ожиданий, опасений.
| 5 мин.
| Метод «Ключевые слова»
| Цель:1.Сформулировать вопросы, необходимые для постановки цели исследования.
2.Определить границы знаний детей.
3.Сформулировать цель урока.
4.Составить план решения проблемы.
Материалы: Доска, мел.
Проведение: На доске записаны несколько слов, с помощью которых дети формулируют вопросы по теме урока. Затем выбирают только те, ответ на которые смогут найти на этом уроке.
| У каждой группы животных есть свои отличительные особенности, но у всех животных есть и общее. Как вы думаете, что объединяет всех животных? (Они все живые) Да, все животные живут. Посмотрите на доску, там записаны ключевые слова, которые помогут вам сформулировать вопросы.
На доске: Как? Сколько? Что необходимо?
Почему мы не можем оставить на урок вопрос: Сколько живут животные? (Животных очень много, мы не можем узнать про каждого сегодня на уроке)
Итак, мы задали 2 вопроса:
Как живут животные? и
Что необходимо животным для жизни?
Подумайте, знаете ли вы ответ на эти вопросы? (Нет) Какую цель поставим себе на урок? (Узнать, как живут… и Что необходимо ….) Зачем нам это знать, где эти знания могут пригодиться в жизни?
Что будем исследовать определили, а вот как будем это делать? ( В парах) Как проверить, правильные ли выводы вы сделали? ( Посмотреть в учебнике)
|
Фаза 2. Работа над темой
| Этап 4. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)
| 9 мин.
| Метод «Презентации»
| Цель:1.Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний.
2.Развивать умение сопоставлять, обобщать, делать выводы.
Материалы: рабочие листы с заданиями №1, №2, №3, карандаш.
Проведение: Работа в парах. Каждая пара получает задание:
1. Прочитайте задание.
2. Выполните его – соедините рисунки при помощи карандаша (Проведите линию).
3.Сделайте вывод.
4.Выступление пар.
5. Проверка правильности вывода по учебнику.
| Чтобы помочь вам провести исследование, я приготовила рабочие листы для каждой пары. Каждая пара читает задание, соединяет рисунки карандашом, делает вывод о своём исследовании. Задания у каждого ряда отличаются, поэтому когда будем делать выводы, заслушаем ответы каждого ряда. Итак, читаем задание, выполняем и делаем вывод.
Как проверим, правильные ли выводы сделали? (Прочитаем в учебнике «Проверь себя»)
Мы ответили только на один из вопросов. На какой вопрос ещё надо найти ответ? (Что необходимо животным для жизни?) Я предлагаю подумать и порассуждать всем вместе. Как вы думаете, без чего животное не может обойтись? Где проверим правильные ли выводы мы сделали? ( В учебнике)
| Этап 5. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)
| 12 мин.
|
| Цель:1.Учить применять полученные знания на практике.
2.Организовать коммуникативное взаимодействие с целью развития умений сопоставлять, обобщать, делать выводы.
Материалы: рабочая тетрадь «Окружающий мир» ч.1.; клей; ножницы.
Проведение: Дети работают в парах. Каждая пара получает задание:
1.Вырежи рисунки из приложения на
2. Помести каждое животное в его природный дом.
3.Попроси соседа по парте проверить тебя: расскажи, как каждое животное связано с тем, что его окружает.
4. После проверки наклей рисунки.
| Сегодня мы говорили о том, как живут все животные, но ведь у каждого из них есть свой природный дом:
У рыбы - вода, у большинства зверей - поверхность земли (леса, поля). Сейчас вы будете определять, где находится природный дом некоторых животных. Работать вы будете в парах по плану:
1.Вырежи рисунки из приложения на
2. Помести каждое животное в его природный дом.
3.Попроси соседа по парте проверить тебя: расскажи, как каждое животное связано с тем, что его окружает.
4. После проверки наклей рисунки
|
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
| Этап 6. Этап эмоциональной разрядки (разминки)
| 3 мин.
| Игра «Утро в зоопарке»
| Цель: 1.Повысить уровень энергии в классе.
Проведение: учитель просит по его команде изображать действия детёнышей животных.
| Игра называется «Утро в зоопарке». Я буду вам рассказывать, как просыпаются в зоопарке маленькие детёныши животных, а вы покажите, как они это делают.
Рано утром в зоопарке просыпаются зверята:
-открывают глазки барсучки;
-трут щёчки хомячки;
-умываются бельчата;
-потягиваются лисята;
-зевают тигрята;
-бегают страусята;
-хлопают крыльями индюшата;
-подпрыгивают тигрята;
-машут гривой жеребята;
-крутятся влево-вправо неугомонные мартышки;
-кряхтят и переваливаются с боку на бок маленькие мишки.
А теперь выберите детёныша, который вам больше всего сейчас понравился. По моей команде покажите, как он просыпается. Приготовились?
Зверята просыпаются!
| Этап 7. Подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
| 4 мин.
| Метод «Контрольные вопросы»
| Цель: 1.Учить детей оценивать результаты своей деятельности на уроке.
Материалы: учебники «Окружающий мир» 1 кл. А.А.Плешаков.
Проведение : Учитель читает вопрос №1, дети отвечают мысленно. Затем проверяют правильность – отвечает один учащийся, остальные показывают при помощи поднятой руки согласны ли с таким ответом. Таким же образом отвечают на все контрольные вопросы. А затем оценивают полученные знания при помощи рисунков учебника. Ответил на все вопросы правильно- показывает пальцем улыбающееся лицо, не ответил на 1 вопрос- спокойное лицо, не ответил ни на один вопрос- грустное лицо.
| Какую цель ставили на урок? Получили мы ответ на эти вопросы? Что мы всегда делаем в конце урока? (Проверяем себя, оцениваем свою работу) Проверим свои знания и оценим свою работу на уроке с помощью контрольных вопросов.
Читаем вопрос №1. Отвечаем мысленно. Проверяем. (Отвечает 1 учащийся) Поднимите руку те, кто согласен с этим ответом. Читаем вопрос №2. Отвечаем мысленно. Проверяем. (Отвечает 1 учащийся) Поднимите руку те, кто согласен с этим ответом. Оценим себя с помощью человечков. Те, кто ответили на 2 вопроса правильно- покажите пальчиком в учебнике улыбающееся лицо- вы молодцы ! Те, кто смог ответиь только на 1 вопрос - покажите пальчиком в учебнике спокойное лицо- вы тоже неплохо поработали, но не всё запомнили. Те, кто не смог ответить ни на один вопрос показывают грустное личико.
|
Анализ планирования и осуществления ключевых процессов модерации:
| Анализ планирования и осуществления ключевых процессов модерации:
- интеракции участников группового процесса и их коммуникации,
- визуализации хода и результатов образовательного процесса,
- мониторинга достижения результатов (соответствия графика мероприятия, стадий групповой динамики),
- мотивации всех участников образовательного процесса,
- рефлексии педагога и обучающихся на каждом этапе урока,
- анализа и оценки деятельности обучающихся.
| Качественное формирование новых знаний, умений и личностных качеств учащихся на уроке обеспечено через организацию разностороннего созидательного взаимодействия обучающихся друг с другом и педагогом.
Обучение было интерактивным, т.к. все учащиеся были вовлечены в процесс познания через активную коммуникацию. Интерес поддерживался разнообразием заданий, сменой видов деятельности, игровыми приемами.
Визуализация учебного материала и результатов выполненной работы осуществлялась с использованием различных визуальных средств подачи информации: слайдовая презентация, рабочие листы, доска, учебник и рабочая тетрадь.
Контроль и рефлексия осуществлялась на каждом этапе урока разными способами: сравнение с образцом (учебником), взаимопроверка, самопроверка.
Мотивация учащихся осуществлялась методом «Ключевых слов», когда при помощи учителя дети сами формулировали вопросы для исследования и на этапе формирования ожиданий обучающихся, когда они отвечали на вопрос «Где эти знания о животных могут пригодиться в жизни?»
Анализ и самооценка деятельности обучающихся проводилась методом «контрольных вопросов».
|
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).
1.Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. для 1кл. нач. шк.: в 2 ч./ А.А.Плешаков.-М.: Просвещение, 2011.
2.Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Окружающий мир»/ А.А.Плешаков.-М.: Просвещение, 2011.
3.Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир. 1класс».-М.: Просвещение, 2011.
4.Школа России. Концепция и программы для начальных классов.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.1. |