Этап урока
| Цель этапа
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Планируемые результаты
|
Личностные
| Метапредметные
| Предметные
|
1.Организационный момент.
| Организовать рабочее место учащихся
| Контроль организации рабочих мест учащихся
| Проверка готовности рабочих мест
| Самоопределение
| Мобилизация волевых усилий
|
|
II. Изучение нового материала.
Работа с оглавлением учебника
| Учить детей ориентироваться на страницах учебной книги.
| Откройте оглавление учебника. Как называется глава, которую мы изучаем?
Прочитайте название темы, с которой познакомились на прошлом уроке?
Как называется тема, с которой мы будем работать сегодня?
Откройте учебник на странице, где обозначена эта тема (стр.35)
Рассмотрите пиктограмму на этой странице. Что она обозначает?
| (Почва)
(Как образуется почва)
(Почва и её состав (Шестое заседание клуба)
Проведение опытов.
|
|
| Работать с оглавлением и справочниками учебника;
|
Представление пред-седателя заседания и его помощников, объявление задания для всех присут-ствующих.
Повторение правил поведения при проведении опытов.
|
| Сегодня мы собрались на шестое заседание клуба. Работать мы будем в группах постоянного состава. На прошлом занятии мы выбрали председателя и помощников, ответственных за проведение опытов в группах. Слово председателю.
Учитель.
О каком главном свойстве почвы шла речь на прошлом уроке?
Действительно, почва – это верхний плодородный слой земли. Как вы думаете, что имеют в виду, когда говорят «плодородный слой»?
Мой помощник уточнил значение слова «плодородный» в толковом словаре.
Чтобы узнать, какие необходимые для роста и развития вещества растения получают из почвы, изучим её состав с помощью опытов и наблюдений.
Председатель. Начнём практическую работу с повторения правил при проведении опытов. Помогут их вспомнить мои помощники в группах. 1.Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.
2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
3. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта.
4. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
5. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только с разрешения учителя.
6. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
| Председатель. Найдите на с.35 задание для членов клуба. К следующему уроку все присутствующие должны подготовить сообщение на тему «Что растения получают из почвы?». Сначала я хочу дать слово О.В.
( О плодородии) (Ответы детей)
Плодородный – способный производить богатую растительность, давать обильный урожай
(Помощники в группах читают по очереди правила с интерактивной доски)
|
|
Использование словаря учебника (УМК), процессе изучения нового материала.
|
|
III. Практическая работа в группах.
|
| Опыт №1
Председатель. Разрыхлите палочкой комочек почвы и рассмотрите её под микроскопом.
Определите цвет почвы. Найдите полусгнившие остатки корешков и листьев растений, части тел насекомых и других мелких животных. Обсудите и запишите результаты своих наблюдений в тпо на с. 12-13. Опыт №2
Председатель.
|
Дети в группах выполняют опыт.
|
|
|
|
IV. Работа с учебником на стр.25. Питание взрослых особей.
| Обогатить знания учащихся новыми сведениями о питании зверей.
Познакомить учащихся с растительноядными, насекомоядными, хищными и всеядными млекопитающими.
| Мы с вами выяснили, что детёныши всех зверей вскармливаются молоком. А чем питаются взрослые звери, одной и той же пищей или разной? Прочитаем об этом в учебнике на стр.25.
На какие группы мы разделим зверей по способу питания?
Ребята, как вы думаете, какой зверь самый хищный на свете? Почему ты так считаешь? За ответом на этот вопрос обратимся к тексту хрестоматии «Какой зверь самый хищный на свете?» на стр.100.
Кто же оказался самым хищным зверем? Докажите словами из текста.
Что значит «прожорливее»? Как это понятие можно объяснить с помощью иллюстрации на стр.100?
| (Чтение текста учебника вслух)
(Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные) (Землеройка) (Прожорливый – это тот, кто съедает намного больше, чем весит сам)
|
| Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
|
|
V. Работа в ТПО на стр.22№29. Работа в парах.
| Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях
| Откройте ТПО на стр.22 и найдите № 29. Обсудите в парах и запишите.
Всем понятно слово «меню»? Что оно обозначает? (2-3 прочитать)
|
(Листок с перечнем блюд, подбор кушаний)
|
| Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
|
|
VI. Работа с рисунком в хрестоматии.
|
| Рассмотрите рисунок. На чём хотел заострить наше внимание художник?
Почему у лошади зубы одинаковые, а у собаки и у льва большие клыки и острые коренные зубы? От чего это зависит?
К какой группе по способу питания отнесём этих животных?
| (На зубах)
(От типа питания)
|
|
| Раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;
|
VII. Работа в группах в ТПО на стр.22 №30 (заполнение таблицы)
|
| Прочитайте задание. Подумайте, какие звери подходят к данным определениям и распределите этих животных в указанные группы по способу питания. У каждой группы на столе лежит набор фотографий различных животных. Распределите зверей в нужную группу по способу питания и запишите в таблицу.
Все ли изображения были использованы?
Почему?
Зачитайте, какие млекопитающие вошли в группу растительноядных? Насекомоядных? Хищных? Всеядных?
Дома вы дополните таблицу названиями млекопитающих вашего края (по 1 животному)
|
(Нет) (Снегирь – птица, щука – рыба)
|
| Выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);
|
|
VIII. Итог урока.
|
|
| Подборка дополнительной информации по теме урока
-выставка книг
-список рекомендуемой литературы в хрестоматии на стр.146-147
-дополнительный материал в Интернете стр.148
|
| Удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации об изучаемом предмете
|
|
IX. Задание на дом.
|
| Домашнее задание: ТПО стр.20-22 №27, №30 (последнее задание), №28.
Самые любознательные могут найти дополнительный материал об этом млекопитающем.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|