Тема урока: «Органы кровообращения».
Цель урока: сформировать представление о строении органов кровообращения.
Задачи:
Образовательные
Усвоение знаний о строении органов и функциях сердца, артерий, вен и капилляров, о стадиях движения крови по большому и малому кругам кровообращения.
Развивающие
Развитие умений сравнивать и обобщать полученные знания, делать выводы.
Воспитательные
Воспитание бережного отношения к своему здоровью. Тип урока: комбинированный
Программное обеспечение:
Power Point
Microsoft Word
Учебник Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. Человек. 8 класс.
План урока:
Организационный момент. Приветствие учителя. Определение цели и задач урока. (1мин.)
Проверка д/зд (10 мин.)
Актуализация знаний, определение темы урока.(5 мин.)
Объяснение нового материала (23 мин.)
Закрепление нового материала (5 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока
Вопросы к фронтальному опросу по пройденной теме:
Каков состав внутренней среды?
Из чего состоит кровь?
Перечислите функции крови?
Каковы строение и функции эритроцитов?
Каково строение и функции лейкоцитов?
Как происходит свертывание крови?
Что такое фагоцитоз?
Что такое антитела?
Какое явление называют иммунитетом?
Какие бывают виды иммунитета?
Какие бывают группы крови?
Актуализация знаний
Есть истины, которые сегодня, с высот наших знаний, кажутся совершенно очевидными, и трудно предположить даже, что было время, когда люди не знали их, а, обнаружив, еще оспаривали их.
Одна из таких истин — большой и малый круги кровообращения в живых организмах — рождалась особенно мучительно и трудно. Нелегкий путь прошла наука, прежде, чем были открыты круги кровообращения. И сегодня на уроке вы узнаете путь передвижения крови в нашем организме по кругам кровообращения.
Объяснение нового материала.
Слайд 2
Вопрос к классу?
Какие органы входят в состав кровеносной системы животных? Какие функции они выполняют?
Вместе с учащимися составляем схему органы кровообращения.
Органы кровообращения
Сосуды Сердце
Артерии Вены Капилляры
Слайд 3
Строение артерий, вен, капилляров.
Учащимся предлагается выполнить задание № 1:
Перед вами рисунки трех кровеносных сосудов. Попробуйте по описанию правильно определить названия данных сосудов. Результаты занесите в тетрадь.
1.Стенки содержат много мышечных клеток, они очень эластичны. Уносят кровь от сердца.
2. Стенки содержат мало мышечных и эластичных элементов. Они менее упруги, но более растяжимы, их внутренние стенки имеют карманоподобные клапаны.
3. Стенка образована тонкой соединительнотканной базальной мембраной и одним рядом эндотелиальных клеток.
Учащиеся самостоятельно выбирают сосуды кровообращения, подходящие под описание.
Далее смотрим видеофрагмент: «Строение сосудов».
Далее продолжают заполнять схему:
Сосуды
Артерии Вены Капилляры
Артерии уносят кровь от сердца.
Артерии состоят из четырех слоев: защитной фиброзной оболочки; среднего слоя, образованного гладкими мышцами и эластическими волокнами (у крупных артерий она самая толстая); тонкого слоя соединительной ткани и внутреннего клеточного слоя - эндотелия.
.
| Кровь по венам течет к сердцу.
Вены состоят из четырех слоев, также как и артерии.
Стенки вен содержат мало мышечных и эластичных элементов. Они менее упруги, но более растяжимы, их внутренние стенки имеют карманоподобные клапаны, расположенные по направлению тока крови к сердцу.
| В капиллярах кровяные клетки выстраиваются в один ряд, отдав кислород и другие вещества и забирая двуокись углерода и другие, продукты обмена, т.е осуществляется обмен газов и веществ между кровью и тканями.
Стенка образована тонкой соединительнотканной базальной мембраной и одним рядом эндотелиальных клеток.
| Вопрос к классу?
Почему сосуды различаются по строению?
В артериях кровь движется под большим давлением
В венах кровь движется медленнее
Вопрос к классу?
Почему вены имеют клапаны?
Препятствуют обратному току крови.
Какое заболевание возникает при сидячем образе жизни? (варикоз) Как вы думаете почему?
Сообщение учащегося о варикозном расширении вен.
Слайд 4
Внешнее строение сердца
А теперь переходим к изучению строения главного органа кровеносной системы – сердцу.
Предварительно одному ученику дается задание приготовить сообщение о сердце.
Сообщение учащегося.
Сердце представляет собой биологический насос, благодаря работе которого кровь движется по замкнутой системе сосудов. Каждую минуту сердце перекачивает в кровеносную систему около 6 л крови, в сутки — свыше 8 тыс. л, в течение жизни (при средней продолжительности — 70 лет) — почти 175 млн. л крови. Сердце весит около 300 г и по форме напоминает конус. Средние размеры сердца взрослого человека: длина около 12 - 13 см.
Обо что бьется сердце?
О сердце мы обычно говорим что оно «бьется». Что же это значит? Оказывается, сердце во время сокращения желудочков совершает вращательное движение, поворачиваясь слева направо, и меняет свою форму — из эллипсоидного оно становится круглым, становясь очень плотным, и ударяет верхушкой сердца о грудную клетку в области пятого межреберного промежутка.
Слайд 5
Строение стенок сердца. Рассмотрим строение стенок сердца. В тетрадь зарисовать рисунок и обозначить стенки сердца и перикард. Стенка сердца состоит из трех слоев: внутреннего - эндокарда, среднего - миокарда и наружного - эпикарда.
Эндокард выстилает изнутри поверхность камер сердца, он образован особым видом эпителиальной ткани - эндотелием. Миокард составляет основную массу стенки сердца.
Он образован поперечно- полосатой сердечной мышечной тканью, Эпикард - это особая серозная оболочка сердца, образованная соединительной и эпителиальной тканью.
Околосердечная сумка (Перикард)
Это своеобразный замкнутый мешок, в который заключено сердце. Сумка состоит из двух листков. Внутренний листок срастается по всей поверхности с эпикардом. Наружный листок как бы покрывает сверху внутренний листок. Между внутренним и наружным листком имеется щелевидная полость - перикардиальная полость), заполненная жидкостью. Сама сумка и жидкость, находящаяся в ней, выполняют защитную роль и уменьшают трение сердца при его работе. Сумка способствует фиксации сердца в определенном положении.
Слайд 5-7
Внутреннее строение сердца.
Сердце состоит из четырех камер: два предсердия и два желудочка. Желудочки имеют более толстые стенки, чем предсердия. Левый желудочек образован более толстыми мышечными волокнами, чем правый, так как он выполняет более сложную работу в большом круге кровообращения.
Кровь движется из предсердий в желудочки, из желудочков кровь выходит в сосуды тела, обратному току препятствуют клапаны сердца.
Учащиеся делают вывод о связи строения стенки сердца с функциями.
Сердце
Предсердия Желудочки
Правое Левое Правое Левое
Клапаны сердца Клапаны сердца
Створчатые Полулунные
Трехстворчатый Митральный Легочной артерии Аортальный
Задание №2
Дан немой рисунок сердца попробовать определить, где какие камера и клапаны сердца находится?
После задания вместе с классом рассматриваем подробный рисунок строения сердца. Исправляем ошибки в задании № 2.
Уделяем внимание, что в правой половине сердца течет венозная кровь, а в левой – артериальная.
Слайд 8
Почему кровь в сердце не смешивается?
Движение крови в определенном направлении достигается наличием в сердце клапанов.
Строение клапанов сердца.
Рассмотрим строение клапанов сердца.
Створчатые клапаны, располагаются на границе предсердий и желудочков. В правой половине сердца находится трехстворчатый клапан, в левой - двустворчатый (митральный). Створчатый клапан состоит из трех элементов: 1) створки, имеющей форму купола, и образованной плотной соединительной тканью, 2) сосочковой мышцы, 3) сухожильных нитей, натянутых между створкой и сосочковой мышцей. При сокращении желудочков створчатые клапаны закрывают просвет между предсердием и желудочком. Механизм работы этих клапанов следующий: при повышении давления в желудочках кровь устремляется в предсердия, поднимая створки клапанов, и они смыкаются, перерывая просвет между предсердием и желудочком; створки не выворачиваются в сторону предсердий, т.к. их удерживают сухожильные нити, натягивающиеся за счет сокращения сосочковой мышцы.
Между желудочками и отходящими от них артериями тоже есть клапаны. Из-за своеобразной формы они называются полулунными. Каждый состоит из трех листков, напоминающих кармашки. Каждая полулунная заслонка имеет форму тонкостенного кармашка, вход в который открыт в сторону сосуда. Когда кровь изгоняется из желудочков, полулунные клапаны прижаты к стенкам сосуда. Во время расслабления желудочков кровь устремляется в обратном направлении, наполняет "кармашки", они отходят от стенок сосуда и смыкаются, перекрывая просвет сосуда, не пропуская кровь в желудочки. В правой половине сердца находится – клапан легочной артерии, в левой – аортальный клапан.
Вопрос к классу: что произойдет, если клапаны будут неплотно смыкаться?
Звуки, возникающие при резком захлопывании клапанов, выслушиваются через стенку грудной клетки как тоны сердца - "тук-тук".
Вопрос к классу?
Какие особенности строения сердца позволяют ему выполнять большую работу не утомляясь?
1)околосердечная сумка выделяет жидкость, которая ослабляет силу трения;
2)стенки сердца имеют разную толщину, причем толщина стенок, там больше, где выполняется большая работа;
3) система клапанов обеспечивает движение крови в одном направлении, что так же облегчает работу сердца.
Вывод: Строение сердца тесно связано с выполняемой функцией, есть такие особенности строения сердца, которые облегчают его работу.
Круги кровообращения.
Учащиеся выполняют задание №3.
Даны рисунки кругов кровообращения. Определить, где малый и большой круги кровообращения.
Зная строение сердца определить, где начинаются и заканчиваются малый и большой круги кровообращения. Результаты записывает в тетрадь.
Затем вместе проверяем данное задание.
Учащиеся смотрят видеофрагмент «Круги кровообращения». Исправляют ошибки, если они есть.
Слайд 9
Заполняем схему: «Круги кровообращения»
Круги кровообращения
Малый круг Большой круг
Правый желудочек→Полулунные клапаны→Легочная артерия→Легкие→Легочные вены→Левое предсердие
| Левый желудочек→Аортальный клапан→ Аорта →Органы →Ткани→Правое предсердие
| Слайд 10
Затем учащиеся заполняют таблицу:
Ток крови
| Малый круг
| Большой круг
| В каком отделе сердца начинается
| В правом желудочке
| В левом желудочке
| В каком отделе сердца заканчивается
| В левом предсердии
| В правом предсердии
| Капилляры
| В лёгких
| В голове, конечностях, органах тела
| Какая кровь движется по артериям
| Венозная
| Артериальная
| Какая кровь движется по венам
| Артериальная
| Венозная
| Закрепление материала:
Для закрепления необходимо заполнить пропуски в тексте.
«В нашем организме кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определенном направлении. Это непрерывное движение крови называется ___________. Обеспечивает кровообращение полый мышечный орган - __________ .
Кровь движется замкнуто по двум кругам кровообращения. Малый круг кровообращения – это путь крови от ________ желудочка через легкие в ________
предсердие. Большой круг кровообращения – это путь крови от _______ желудочка через органы в __________ предсердие. Кровь от сердца движется по ________, к сердцу движется по _______, газообмен и обмен питательных веществ между кровью и клетками происходит в __________».
Ответы: кровообращение, сердце, правого, левое, левого, правое, артериям, венам, капиллярах. Ответы записываются на доске. Учащиеся меняются своими работами и проверяют друг у друга. Оценки ставятся по желанию. После подведения итогов урока учащимся сообщается домашнее задание.
Учебник стр. 4-8
Конспект в тетради.
Список, используемой литературы:
1. Учебник Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. Человек. 8 класс.
2. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение. Биология. Анатомия и физиология человека.
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/
4. http://liceum.secna.ru/bl/projects/barnaul2007/borovkov/s_sosud_serdce.html
5. http://www.fiziolog.isu.ru/page_KSYS.htm
|