Тема урока: «Органы кровообращения». Цель урока





Скачать 100.95 Kb.
НазваниеТема урока: «Органы кровообращения». Цель урока
Дата публикации30.06.2013
Размер100.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Тема урока: «Органы кровообращения».

Цель урока: сформировать представление о строении органов кровообращения.

Задачи:

Образовательные

Усвоение знаний о строении органов и функциях сердца, артерий, вен и капилляров, о стадиях движения крови по большому и малому кругам кровообращения.

Развивающие

Развитие умений сравнивать и обобщать полученные знания, делать выводы.

Воспитательные

Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Тип урока: комбинированный

Программное обеспечение:

  1. Power Point

  2. Microsoft Word

Учебник Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. Человек. 8 класс.

План урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учителя. Определение цели и задач урока. (1мин.)

  2. Проверка д/зд (10 мин.)

  3. Актуализация знаний, определение темы урока.(5 мин.)

  4. Объяснение нового материала (23 мин.)

  5. Закрепление нового материала (5 мин.)

  6. Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока

Вопросы к фронтальному опросу по пройденной теме:

  1. Каков состав внутренней среды?

  2. Из чего состоит кровь?

  3. Перечислите функции крови?

  4. Каковы строение и функции эритроцитов?

  5. Каково строение и функции лейкоцитов?

  6. Как происходит свертывание крови?

  7. Что такое фагоцитоз?

  8. Что такое антитела?

  9. Какое явление называют иммунитетом?

  10. Какие бывают виды иммунитета?

  11. Какие бывают группы крови?



  1. Актуализация знаний

Есть истины, которые сегодня, с высот наших знаний, кажутся совершенно очевидными, и трудно предположить даже, что было время, когда люди не знали их, а, обнаружив, еще оспаривали их.

Одна из таких истин — большой и малый круги кровообращения в живых организмах — рождалась особенно мучительно и трудно. Нелегкий путь прошла наука, прежде, чем были открыты круги кровообращения. И сегодня на уроке вы узнаете путь передвижения крови в нашем организме по кругам кровообращения.


  1. Объяснение нового материала.

Слайд 2

Вопрос к классу?

Какие органы входят в состав кровеносной системы животных? Какие функции они выполняют?

Вместе с учащимися составляем схему органы кровообращения.

Органы кровообращения

Сосуды Сердце

Артерии Вены Капилляры

Слайд 3

Строение артерий, вен, капилляров.

Учащимся предлагается выполнить задание № 1:

Перед вами рисунки трех кровеносных сосудов. Попробуйте по описанию правильно определить названия данных сосудов. Результаты занесите в тетрадь.

1.Стенки содержат много мышечных клеток, они очень эластичны. Уносят кровь от сердца.

2. Стенки содержат мало мышечных и эластичных элементов. Они менее упруги, но более растяжимы, их внутренние стенки имеют карманоподобные клапаны.

3. Стенка образована тонкой соединительнотканной базальной мембраной и одним рядом эндотелиальных клеток.

Учащиеся самостоятельно выбирают сосуды кровообращения, подходящие под описание.

Далее смотрим видеофрагмент: «Строение сосудов».

Далее продолжают заполнять схему:

Сосуды

Артерии Вены Капилляры

Артерии уносят кровь от сердца.

Артерии состоят из четырех слоев: защитной фиброзной оболочки; среднего слоя, образованного гладкими мышцами и эластическими волокнами (у крупных артерий она самая толстая); тонкого слоя соединительной ткани и внутреннего клеточного слоя - эндотелия.

.

Кровь по венам течет к сердцу.

Вены состоят из четырех слоев, также как и артерии.

Стенки вен содержат мало мышечных и эластичных элементов. Они менее упруги, но более растяжимы, их внутренние стенки имеют карманоподобные клапаны, расположенные по направлению тока крови к сердцу.


В капиллярах кровяные клетки выстраиваются в один ряд, отдав кислород и другие вещества и забирая двуокись углерода и другие, продукты обмена, т.е осуществляется обмен газов и веществ между кровью и тканями.

Стенка образована тонкой соединительнотканной базальной мембраной и одним рядом эндотелиальных клеток.


Вопрос к классу?

Почему сосуды различаются по строению?

  1. В артериях кровь движется под большим давлением

  2. В венах кровь движется медленнее

Вопрос к классу?

Почему вены имеют клапаны?

Препятствуют обратному току крови.

Какое заболевание возникает при сидячем образе жизни? (варикоз) Как вы думаете почему?

Сообщение учащегося о варикозном расширении вен.

Слайд 4

Внешнее строение сердца

А теперь переходим к изучению строения главного органа кровеносной системы – сердцу.

Предварительно одному ученику дается задание приготовить сообщение о сердце.

Сообщение учащегося.

Сердце представляет собой биологический насос, благодаря работе которого кровь движется по замкнутой системе сосудов. Каждую минуту сердце перекачивает в кровеносную систему около 6 л крови, в сутки — свыше 8 тыс. л, в течение жизни (при средней продолжительности — 70 лет) — почти 175 млн. л крови.  Сердце весит около 300 г и по форме напоминает конус. Средние размеры сердца взрослого человека: длина около 12 - 13 см.

Обо что бьется сердце?

О сердце мы обычно говорим что оно «бьется». Что же это значит?  Оказывается,  сердце во время сокращения желудочков совершает вращательное движение, поворачиваясь слева направо, и меняет свою форму — из эллипсоидного оно становится круглым, становясь очень плотным,  и ударяет верхушкой сердца о грудную клетку в области пятого межреберного промежутка. 

 

 Слайд 5

Строение стенок сердца.

Рассмотрим строение стенок сердца. В тетрадь зарисовать рисунок и обозначить стенки сердца и перикард.


Стенка сердца состоит из трех слоев: внутреннего - эндокарда, среднего - миокарда и наружного - эпикарда.

Эндокард выстилает изнутри поверхность камер сердца, он образован особым видом эпителиальной ткани - эндотелием. Миокард составляет основную массу стенки сердца.

Он образован поперечно- полосатой сердечной мышечной тканью, Эпикард - это особая серозная оболочка сердца, образованная соединительной и эпителиальной тканью.

Околосердечная сумка (Перикард)

Это своеобразный замкнутый мешок, в который заключено сердце. Сумка состоит из двух листков. Внутренний листок срастается по всей поверхности с эпикардом. Наружный листок как бы покрывает сверху внутренний листок. Между внутренним и наружным листком имеется щелевидная полость - перикардиальная полость), заполненная жидкостью. Сама сумка и жидкость, находящаяся в ней, выполняют защитную роль и уменьшают трение сердца при его работе. Сумка способствует фиксации сердца в определенном положении.

Слайд 5-7

Внутреннее строение сердца.

Сердце состоит из четырех камер: два предсердия и два желудочка. Желудочки имеют более толстые стенки, чем предсердия. Левый желудочек образован более толстыми мышечными волокнами, чем правый, так как он выполняет более сложную работу в большом круге кровообращения.

Кровь движется из предсердий в желудочки, из желудочков кровь выходит в сосуды тела, обратному току препятствуют клапаны сердца.

Учащиеся делают вывод о связи строения стенки сердца с функциями.

Сердце

Предсердия Желудочки

Правое Левое Правое Левое

Клапаны сердца Клапаны сердца

Створчатые Полулунные

Трехстворчатый Митральный Легочной артерии Аортальный

Задание №2

Дан немой рисунок сердца попробовать определить, где какие камера и клапаны сердца находится?

После задания вместе с классом рассматриваем подробный рисунок строения сердца. Исправляем ошибки в задании № 2.

Уделяем внимание, что в правой половине сердца течет венозная кровь, а в левой – артериальная.

Слайд 8

Почему кровь в сердце не смешивается?

Движение крови в определенном направлении достигается наличием в сердце клапанов.

Строение клапанов сердца.

Рассмотрим строение клапанов сердца.

Створчатые клапаны, располагаются на границе предсердий и желудочков. В правой половине сердца находится трехстворчатый клапан, в левой - двустворчатый (митральный). Створчатый клапан состоит из трех элементов: 1) створки, имеющей форму купола, и образованной плотной соединительной тканью, 2) сосочковой мышцы, 3) сухожильных нитей, натянутых между створкой и сосочковой мышцей. При сокращении желудочков створчатые клапаны закрывают просвет между предсердием и желудочком. Механизм работы этих клапанов следующий: при повышении давления в желудочках кровь устремляется в предсердия, поднимая створки клапанов, и они смыкаются, перерывая просвет между предсердием и желудочком; створки не выворачиваются в сторону предсердий, т.к. их удерживают сухожильные нити, натягивающиеся за счет сокращения сосочковой мышцы.

Между желудочками и отходящими от них артериями тоже есть клапаны. Из-за своеобразной формы они называются полулунными. Каждый состоит из трех листков, напоминающих кармашки. Каждая полулунная заслонка имеет форму тонкостенного кармашка, вход в который открыт в сторону сосуда. Когда кровь изгоняется из желудочков, полулунные клапаны прижаты к стенкам сосуда. Во время расслабления желудочков кровь устремляется в обратном направлении, наполняет "кармашки", они отходят от стенок сосуда и смыкаются, перекрывая просвет сосуда, не пропуская кровь в желудочки. В правой половине сердца находится – клапан легочной артерии, в левой – аортальный клапан.

Вопрос к классу: что произойдет, если клапаны будут неплотно смыкаться?

Звуки, возникающие при резком захлопывании клапанов, выслушиваются через стенку грудной клетки как тоны сердца - "тук-тук".

Вопрос к классу?

Какие особенности строения сердца позволяют ему выполнять большую работу не утомляясь?

1)околосердечная сумка выделяет жидкость, которая ослабляет силу трения;

2)стенки сердца имеют разную толщину, причем толщина стенок, там больше, где выполняется большая работа;

3) система клапанов обеспечивает движение крови в одном направлении, что так же облегчает работу сердца.

Вывод: Строение сердца тесно связано с выполняемой функцией, есть такие особенности строения сердца, которые облегчают его работу.

Круги кровообращения.

Учащиеся выполняют задание №3.

Даны рисунки кругов кровообращения. Определить, где малый и большой круги кровообращения.

Зная строение сердца определить, где начинаются и заканчиваются малый и большой круги кровообращения. Результаты записывает в тетрадь.

Затем вместе проверяем данное задание.

Учащиеся смотрят видеофрагмент «Круги кровообращения». Исправляют ошибки, если они есть.

Слайд 9

Заполняем схему: «Круги кровообращения»

Круги кровообращения

Малый круг Большой круг

Правый желудочек→Полулунные клапаны→Легочная артерия→Легкие→Легочные вены→Левое предсердие

Левый желудочек→Аортальный клапан→ Аорта →Органы →Ткани→Правое предсердие

Слайд 10

Затем учащиеся заполняют таблицу:

Ток крови

Малый круг

Большой круг

В каком отделе сердца начинается

В правом желудочке

В левом желудочке

В каком отделе сердца заканчивается

В левом предсердии

В правом предсердии

Капилляры

В лёгких

В голове, конечностях, органах тела

Какая кровь движется по артериям

Венозная

Артериальная

Какая кровь движется по венам

Артериальная

Венозная

Закрепление материала:

Для закрепления необходимо заполнить пропуски в тексте.

«В нашем организме кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определенном направлении. Это непрерывное движение крови называется ___________. Обеспечивает кровообращение полый мышечный орган - __________ .

Кровь движется замкнуто по двум кругам кровообращения. Малый круг кровообращения – это путь крови от ________ желудочка через легкие в ________

предсердие. Большой круг кровообращения – это путь крови от _______ желудочка через органы в __________ предсердие. Кровь от сердца движется по ________, к сердцу движется по _______, газообмен и обмен питательных веществ между кровью и клетками происходит в __________».

 

Ответы: кровообращение, сердце, правого, левое, левого, правое, артериям, венам, капиллярах.
Ответы записываются на доске. Учащиеся меняются своими работами и проверяют друг у друга. Оценки ставятся по желанию.
После подведения итогов урока учащимся сообщается домашнее задание.

Учебник стр. 4-8

Конспект в тетради.

Список, используемой литературы:

  • 1. Учебник Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. Человек. 8 класс.

  • 2. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение. Биология. Анатомия и физиология человека.

  • 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/

  • 4. http://liceum.secna.ru/bl/projects/barnaul2007/borovkov/s_sosud_serdce.html

  • 5. http://www.fiziolog.isu.ru/page_KSYS.htm

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Органы кровообращения». Цель урока icon"Наши помощники органы чувств" (урок 19) Цель урока
Цель урока: создать условия для формирования понятия «органы чувств», определения роли и специфики разных органов чувств человека...
Тема урока: «Органы кровообращения». Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: раскрыть понятие «Кровообращение», особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, закрепить знания...
Тема урока: «Органы кровообращения». Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема урока: «Органы кровообращения». Цель урока iconКонспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока
Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях
Тема урока: «Органы кровообращения». Цель урока iconКонспект урока строение и работа сердца. Круги кровообращения (Тема...
Базовый учебник: Биология. Человека. 8 класс: учебник дляучащихся общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин 3-е.,стереотип....
Тема урока: «Органы кровообращения». Цель урока iconТема урока: основания цель урока
Цель урока – познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – основаниями
Тема урока: «Органы кровообращения». Цель урока iconУрока : урок-исследование. Тема урока : «Органы чувств»
Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира
Тема урока: «Органы кровообращения». Цель урока iconТема урока: Воспитание вежливости по В. Осеевой «Волшебное слово». Цель урока
Цель урока: формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне
Тема урока: «Органы кровообращения». Цель урока iconТема урока: СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация. Цель урока
Цель урока: Познакомиться с деятельностью большевиков по осуществлению программы построения социализма в одной стране
Тема урока: «Органы кровообращения». Цель урока iconКонспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель...
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический)
Тема урока: «Органы кровообращения». Цель урока iconКонспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема...
Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям
Тема урока: «Органы кровообращения». Цель урока iconУрока по окружающему миру (14. 11. 2012г.) Тема: Органы чувств. Обобщение
Ребята, посмотрите, что это? (показываю картинки органов чувств, это органы чувств). Вспомним какие. Назовите их
Тема урока: «Органы кровообращения». Цель урока iconКонспект урока по устройству автомобиля тема урока : «система пуска...
Цель урока: ознакомить учащихся с устройством и работой системы пуска двигателя. Развивать логическое и творческое мышление, прививать...
Тема урока: «Органы кровообращения». Цель урока iconУрока Тема урока Цель урока
Мир к началу новейшего времени. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире
Тема урока: «Органы кровообращения». Цель урока iconУрок №1 Тема урока: Алгоритм. Класс: 2 Цель урока: Ввести понятие...
...
Тема урока: «Органы кровообращения». Цель урока iconУрока Тема урока: «Объем прямоугольного параллелепипеда»
Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск