Фетисова Елена Давыдовна
педагог дополнительного образования МОУ ДОД ТДДТ «Во саду ли, в огороде»
План-конспект занятия по теме «Овощи и фрукты»
Возраст детей: 4 года
Продолжительность занятия: 20 мин. Цель занятия – восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Задачи:
обучающие задачи: – закрепить у детей понятия: «овощи, фрукты», «сад, огород»; – закрепить умение различать объекты, умение классифицировать их, анализировать;
развивающие задачи: – формировать представление о витаминах и их пользе для организма;
– развивать навыки работы с текстом и рабочей тетрадью;
воспитательные задачи: – создавать условия для становления учащихся как субъекта (учащиеся ставят цели, контролируют свою деятельность и оценивают свой результат); – совершенствовать межличностное общение на занятии; – воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью.
Обучающиеся должны знать основные понятия:
На предыдущих занятиях дети уже знакомы с понятием «овощи» и «фрукты»
Оборудование и наглядные пособия: индивидуальные карточки, карточки для работы в парах, картинки с изображением овощей, фруктов, муляжи овощей и фруктов. Форма занятия: игровая деятельность
План занятия:
№
| Этап
| Мин
| Методические приемы, используемые на данном этапе урока
| 1
| Организационный момент,
Психологический настрой
| 3
| Дидактический материал, наглядные пособия, муляжи овощей и фруктов
| 2
| Мотивационный этап
| 2
| 3
| Операционный этап
| 5
| Классификация овощей и фруктов
| 4
| Уточнение обобщающего понятия фрукты и овощи
| 5
| Как назвать предметы одним словом, где выращивают фрукты и овощи?
| 5
| Конкретизация
| 5
| Работа на индивидуальных листах
| 6
| Итог урока
| 5
| Что такое овощи и фрукты? Чем они отличаются?
| Через 10 минут физкультминутка
|
Ход занятия
Педагог:
| Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на нашем занятии!
|
| Организационный момент
|
| Педагог:
| Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне, друг другу и порадуйтесь, как хорошо, что мы сегодня снова вместе.
Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я, надеюсь, что ваше хорошее настроение сохранится и во время занятия, и мы с вами плодотворно поработаем. Наш урок называется «Во саду ли, в огороде…»
На прошлых занятиях мы уже с вами говорили об овощах и фруктах. Надеюсь, что вы все помните. А, если кто-то что-то и забыл, то обязательно вспомнит. Сегодня мы закрепим наши знания, и надеюсь, что вы уже никогда не будете путать овощи с фруктами.
|
на доске рисунок сундука
| Вводная часть
|
|
| Обучающиеся
| высказывают свои версии
| Педагог:
| Итак, мы начинаем работать!
Вы хотите поиграть, чтобы, скуку разогнать?
Только игры на замке, в этом славном сундуке!
Чтобы игры нам достать, надо вам замочек снять!
Но замочек не простой, к нему есть ключик золотой
Ключ так просто не достать,
Придется, вам, ребятки, шесть загадок отгадать!
|
| Педагог:
| Начнём занятие с игры «Отгадай загадку».
Послушайте правила отгадывания загадок:
Я читаю вам загадку, вы не спешите, не кричите, а дослушиваете загадку до конца. Разгадку говорит тот, кто первый поднимет руку. А вот подсказывать друг другу не разрешается! Попробуем?
|
Дети выкладывают картинки на столе, а педагог вывешивает отгадки на доску
| Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.
|
| Ребенок
| Лук
|
| Педагог:
| Круглое, румяное, я расту на ветке; любят меня взрослые и маленькие детки.
|
| Ребенок:
| Яблоко
|
| Педагог:
| Сидит красная девица, а коса на улице.
|
| Ребенок:
| Морковка
|
| Педагог:
| Летом-в огороде, свежие, зеленые, а зимою- в бочке крепкие, соленые.
|
| Ребенок:
| Огурцы
|
| Педагог:
| Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла-
Крупна, кругла, сладка на вкус…
|
| Ребенок:
| Свекла
|
| Педагог:
| В садочке есть плод,
он сладок, как мед,
румян как калач, но не круглый, как мяч
он под самой ножкой вытянут немножко.
|
| Ребенок
| Груша
|
| Педагог:
| ……. Ключ волшебный получили.
| Педагог открывает ключиком сундучок, в котором лежат овощи и фрукты.
|
| А сейчас мы с вами поиграем «Собери свой урожай!».
Первый ряд – это команда «Овощи», второй ряд – это команда - «Фрукты». Вот вам коробка с овощами и фруктами. У каждой команды есть своя корзинка. В эту корзинку команда «Овощи собирает овощи, а команда «Фрукты» собирает в свою корзину только фрукты. Будьте внимательны! НЕ спешите. Побеждает та команда, которая не ошибется в сборе своего урожая.
| Детям раздаются коробки с муляжами (или картинками) овощей и фруктов. Две корзины.
|
| А теперь проверим, как вы собрали свой урожай. Назовите, пожалуйста, что лежит в ваших корзинах.
|
| Дети
| Называют фрукты и овощи, собранные в корзины
|
|
Педагог
| А какие еще овощи вы знаете?
|
| Дети
| Ответы детей
|
| Педагог
| А какие фрукты мы еще сегодня не вспоминали?
|
| Ответы детей
|
|
| Педагог
| У меня есть огород,
Каждый год на нем растет,
назовите хором что?
| Выставляются картинки, на которых изображены овощи
| Обучающиеся
| Редька, репа, картофель, горох, помидор, капуста
|
| Педагог
| Какие же вы молодцы! Вы уже так много знаете про овощи! Может быть вы мне поможете разобраться какие овощи растут над землей, а какие под землей. Расскажите, как собирают овощи?
| Картинки овощей
| Обучающиеся
| Ответы детей (Пример: редьку, репу - выдергивают из земли; картофель – выкапывают из земли; капусту – срезают; горох, помидор – срывают с кустиков) и.т.д.
|
| Педагог
| Ребятки, а вы знаете, что овощи выращивают не только в огородах, но и на полях.
А кто знает что такое поле?
|
| Ответы детей
|
|
| Педагог
| Чем же отличается огород от поля? Поднимите, пожалуйста, руку, те, у кого есть огород.
|
| Дети поднимают руки
|
|
| Педагог
| Где находится ваш огород?
|
| Ответы детей
| Около дома, на даче….
|
| Педагог
| А теперь поднимите руки у кого есть поле?
|
| Удивительно, почему же никто не поднял руку? Значит, ни у кого нет поля?
Оказывается ребятки, поле, это огромный огород. На поле выращивают овощи не для своей семьи, а для нашей большой страны. И те овощи, которые вы с родителями покупаете в магазине, выращиваются на поле.
На каждом поле растет обычно что-нибудь одно: или картофель, или капуста, или еще что-либо, Поле, на котором растет картофель, - это картофельное поле.
|
| Как называется поле, на котором растет капуста (морковь, свекла, кабачок, горох, баклажан)
|
| Ответы детей
| Капустное, морковное, свекольное, кабачковое, гороховое, баклажанное.
|
| Физминутка
| Мы лопатки взяли, грядки раскопали, грабли в руки взяли, грядки разровняли. Семена рядами – дружно мы сажали, а потом водою теплой поливали
|
|
Педагог
| Ребята, а где выращивают фрукты?
|
| Обучающиеся
| В саду
|
| Педагог
| (имя ребенка) назови фрукты, которые лежат в моей корзинке, назови эти фрукты ласково
| Муляжи фруктов
| Обучающийся
| Яблоко-яблочко; банан-бананчик; апельсин-апельсинчик; виноград-виноградик
|
| Педагог
| В чем же отличие овощей от фруктов?
|
| Обучающийся
| Овощи растут в огороде на грядке, а фрукты растут на деревьях в саду
|
| Педагог
| Проведем игру «На каком дереве, что растет?» На чем вырастают фрукты - на деревьях, дерево на котором выросли фрукты – это фруктовое дерево. Как называется дерево, на котором выросли лимоны (мандарины, абрикосы, яблоки) ?
|
| Обучающийся
| Лимонное, мандариновое, абрикосовое, яблоневое
|
| Самостоятельная работа
| Индивидуальные листы
| Педагог
| На ваших столах лежат листочки. Переверните их, пожалуйста. На картинке вы видите овощи и фрукты. А в середине – кастрюлька, в которой команда «Овощи» будет варить борщ, а команда «Фрукты» - компот. Что вам нужно, для приготовления, «положите» в кастрюльку с помощью стрелочек.
| Приложение 1
| Педагог
| Ребята, а вы знаете, что нужно есть много овощей и фруктов? Потому что в них содержится много витаминов. А что такое витамины, мы поговорим с вами на следующем занятии.
|
| Педагог
| В нашем сундучке осталась еще одна игра.
| Игра «Пазлы» дети собирают картинки овощей и фруктов
| Педагог
| Ребята, вам понравилось наше занятие?
|
| Обучающиеся
| Ответы детей
|
| Педагог
| На этом мы с вами заканчиваем наше занятие, я думаю, что оно не прошло бесследно, и вы еже не спутаете овощи с фруктами.
|
| |