Скачать 355.97 Kb.
|
Степина Лариса Васильевна, учитель биологии МОУ ГСОШ г. Калязина Исследовательский проект «Проблемы предупреждения нарушений осанки у школьников» учащегося 8 класса МОУ ГСОШ г.Калязина Кузьмина Дмитрия, выполненный под научным руководством учителя биологии Степиной Л.В. Я много лет ищу наиболее эффективные пути развития интеллекта ребенка и в последние годы пришла к выводу, что самым важным этапом для развития подростка является внедрение в школьную жизнь поисково – исследовательской и проектной деятельности учащихся. Было замечено, что проектирование, как деятельностный вид работы, более привлекателен для учащихся, чем исследования, которые требуют освоения основ научных изысканий, что возможно лишь в 10-11 классах. Представленный ниже проект разработан в направлении здоровьесбережения, которое очень актуально для подростков. Проект был реализован под контролем врача – ортопеда, а поэтому все исследования выверены и достоверны. Работа является неплохим методическим примером планирования и реалиизации проектно – исследовательской работы обучающихся. Муниципальное общеобразовательное учреждение Городская средняя общеобразовательная школа г. Калязин Проект Проблемы предупреждения нарушений осанки у школьников. Кузьмин Дмитрий Алексеевич МОУ ГСОШ г. Калязина 8 класс Научный руководитель: учитель биологии Степина Лариса Васильевна Аннотация Данная работа посвящена изучению и профилактике нарушений осанки у школьников. Вопросы заболеваний опорно – двигательного аппарата очень важны в школе, а потому в работе проведено теоретическое и практическое исследование, в которое активно включены школьники и которое направлено на выявление и предупреждение данной патологии. Проведено достаточно объемное исследование, определившее вопросы:
Работа выполнялась при участии врача – ортопеда и научного руководителя – учителя биологии Степиной Л. В. Разработаны рекомендации для учащихся, медицинские плакаты и презентации с рекомендациями, представлен комплекс упражнений. Данная работа представляется как результат отработанной несколькими годами метод работы с учащихся по разработке и реализации исследовательских проектов и работ в рамках образовательного процесса общеобразовательной школы Проблемы предупреждения нарушений осанки у школьников. Цель: создание стратегии здорового поведения в рамках сохранения здоровья опорно – двигательного аппарата. Задачи:
Этапы реализации проекта: 1 этап. Подготовительный (сентябрь 2012г.). 2 этап Реализационный (октябрь 2012г.) 3 этап. Аналитический (с выработкой рекомендаций) ноябрь 2012г. Объект исследования Образовательный процесс. Предмет исследования: уровень изменения осанки у учащихся 8 класса МОУ ГСОШ г. Калязина ГИПОТЕЗА: Я предполагаю, что любые изменения в осанке, представляют большую опасность, если они не выявлены на ранней стадии и не приняты меры по их профилактике и лечению, а потому необходимы специальные рекомендации по ранней коррекции и профилактике. Пояснительная записка Методологические основания Введение. Мы - это будущее нашей страны. Мы хотим видеть себя здоровыми, красивыми, умными. Эти качества определяются, главным образом, правильной организацией двигательного режима ребенка, начиная с самого раннего возраста. Характерной особенностью детского организма является его бурный неравномерный рост и значительные изменения в строении и деятельности организма в разные периоды развития. Неправильно организованный или недостаточно активный двигательный режим жизни приводит к выраженным функциональным нарушениям различных систем организма. При этом снижается общая сопротивляемость детей к простуде, ухудшается работоспособность и восстановление возможностей организма после нагрузок различного характера, возникают нарушения в функционировании сердечно-сосудистой и нервной систем, что может привести к трудностям в развитии и самореализации. А это не маловажно, так как школьная программа становится все сложнее и требует больших физических и интеллектуальных затрат. Так же следствием недостатка двигательной активности являются нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение. Проблемно – ориентировочный анализ. Интенсификация современного образования, повышение стрессогенности социальной и личной жизни, экзаменационные стрессы ставят перед учащимися сложнейшие социально – культурные задачи по развитию интеллекта, творчества, информационной мобильности, что требует значительного физического напряжение. Эффективное развитие и самореализация возможны лишь при высоком уровне физического развития, одним из путей достижения чего, являются активные занятия физкультурой, которые укрепляют здоровье, способствуют гармоничному росту и развитию, вырабатывают правильную осанку, развивают координацию и красоту движений. Так же занятия позволяют детям стать сильными, ловкими, гибкими, выносливыми и расширить собственные двигательные способности. Физическая культура помогает сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, самостоятельности, активности, дисциплине и воли. Занятия физкультурой стимулируют развитие интеллекта и способствуют, при их успешности, самореализации личности учащихся. С другой стороны, в настоящее время, несмотря на предпринимаемые усилия, снижается уровень физической подготовленности и развития, а также толерантности к физической нагрузке основной массы учащихся. Актуальность. Учитывая низкие показатели физического развития школьников и большой процент школьников с нарушениями осанки и слабым мышечным корсетом, программа по коррекции и формированию осанки, включающая и комплексы на развитие всех групп мышц и их выносливость является очень актуальной. Одной из самых распространенных патологий школьного возраста является патология опорно – двигательного аппарата, разделяемая большинством ортопедов на функциональную и врожденную. К функциональной патологии относятся нарушения осанки всех типов и видов и функциональное плоскостопие, а также субклинические проявления юношеского остеохондроза. В школе особенно важно рано выявлять все функциональные нарушения, в том числе, и со стороны опорно – двигательного аппарата (ОДА). Актуальность данной проблемы заключается и в том, что: во – первых, функциональные нарушения могут быть исправлены методами и средствами физического воспитания в совокупности с ортопедической помощью; во – вторых, процент детей с данной патологией колеблется стабильно от 35 до 65% учащихся. Поэтому в настоящее время мероприятия, рассчитанные на профилактику и коррекцию, а затем на развитие и совершенствование физической формы, актуальны для всех учащихся. Показан данный комплекс мероприятий в части развития и совершенствования осанки и мышечного корсета в рамках занятия секций и кружков. По данным английских ученых от заболеваний, связанных с состоянием позвоночника страдает 2/3 населения Земного шара. Ежегодно в мире тратится более 70 млрд. долларов на выплаты по листам нетрудоспособности людей в связи с болью в позвоночнике. Так, только за один 1990 год в США экономические затраты на лечение болезней позвоночника и, связанные с этим убытки на производстве, составили 24 млрд. долларов. А в 1996 году бюджету Германии лечение этих заболеваний обошлось в 34 млрд. марок В Швеции из-за этой патологии ежегодно инвалидами становятся более 13 тыс. лиц трудоспособного возраста (журнал "Medizinche klinik"). За последние годы в Российской Федерации сложилась ситуация ухудшения состояния здоровья населения. Материалы государственного доклада «Положение детей в Российской федерации» за 2006 г. свидетельствуют, что хронические заболевания диагностируются у 40-50 % детей школьного возраста (3-я медицинская группа), у 40 % имеются различные функциональные отклонения (2-я группа) и лишь 20 % детей практически здоровы (1-я группа). Нарушения осанки. Осанка — это привычная, непринужденная манера держать свое тело. При правильной осанке фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой. И наоборот, как часто приходится встречать людей разного возраста, хорошо сложенных, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова. Особенно обидно, когда плохая осанка развивается у девушек. Тогда их не спасут ни красивое лицо, ни модная одежда. Формирование осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей развития нервной деятельности, определяющей образование условных рефлексов двигательной деятельности. Этот процесс находится в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима. Поэтому в большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Наиболее часто наблюдаются нарушения осанки во фронтальной плоскости, которые важно своевременно отличить от сколиоза. Сколиоз в начальной стадии, как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Поэтому начальные формы сколиоза нередко принимают за нарушение осанки или, наоборот, к нарушению осанки относят сколиоз I степени. Главным отличительным признаком начального сколиоза является наличие торсии (разворота) позвонков (скручивание позвонков вокруг вертикальной осп). Об этом свидетельствуют реберное выбухание по задней поверхности грудной клетки и мышечный валик в поясничной области (симптомы Чаклина). Поэтому при всех случаях нарушения правильной осанки необходима консультация специалиста-ортопеда, который уточняет диагноз с помощью рентгенологического обследования. Правила обследования. Чем раньше будет выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. Я, прежде чем начинать данное исследование, изучил всю медицинскую методическую литературу по обследованию опорно – двигательного аппарата и выяснила, что такое обследование называется соматоскопией и проводится оно в трех позициях у каждого учащегося, раздетого до пояса сверху. Такие осмотры мы проводили у сверстников восьмых классов под контролем врача – хирурга. СХЕМА ОСМОТРА Вначале проводится общий осмотр, при котором определяется телосложение подростка, состояние его мускулатуры, наличие признаков дисплазии соединительной ткани организма. Осмотр проводится в следующей последовательности: спереди, сбоку, сзади и в наклоне вперед. Это позволяет оценить осанку во фронтальной (спереди и сзади), сагиттальной (сбоку) и горизонтальной (в наклоне вперед) плоскостях. Кроме того, желательно провести осмотр перед большим зеркалом, с целью проверки способности ребенка волевым усилием изменять осанку. ОСМОТР СПЕРЕДИ (ФРОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ) Голова и лицо - отмечаем асимметрию черепа и лица, фиксируем, имеются ли отклонения головы (наклоны, сгибания, разгибания, повороты вправо-влево). Грудная клетка - отмечаем форму грудной клетки, особенно если имеются деформации врожденного, рахитического или сколиотического происхождения. Форма грудной клетки может быть цилиндрической, уплощенной, бочкообразной и т.д. Желательно также при осмотре грудной клетки определить тип дыхания - грудное, диафрагмальное или полное. Живот - отмечаем, втянут ли он, равномерно выпуклый или выступает за уровень грудной клетки; в положении лежа можно оценить, нет ли расхождения прямых мышц живота. Форма ног - отмечаем - прямые, Х-образные, О-образные. ОСМОТР СБОКУ (САГИТТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ) Отмечаем расположение всех частей тела сверху вниз: положение головы, положение плечевого пояса, форма грудной клетки и живота, форма спины, угол наклона таза, ось нижних конечностей. Особенно важно отметить выраженность физиологических изгибов позвоночника - (сглажены, увеличен или уменьшен лордоз или кифоз (рис. 2). Необходимо определить, имеется ли рекурвация (прогиб кзади) коленей, так как этот симптом является одним из проявлений гипермобильности суставов. Принято выделять следующие виды нарушений осанки в сагиттальной плоскости: Сутулая спина - увеличен грудной кифоз на уровне верхней трети грудного отдела позвоночника (нижняя часть кифотической дуги заканчивается на уровне 7-8 грудных позвонков) при одновременном сглаживании поясничного лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные.. Рис. 2. Виды нарушений осанки при осмотре в сагиттальной плоскости 1 - сутулая спина: 2 - круглая спина; 3 - плоская спина; 4 - плосковогнутая спина; 5 - кругловогнутая спина Круглая спина - увеличен грудной кифоз на протяжении всего грудного отдела позвоночника (нижняя часть кифотической дуги заканчивается на уровне 12 грудного позвонка), мышцы спины растянуты, а мышцы грудной клетки спереди сокращены, поэтому плечи сведены, при этом обычно сглажен поясничный лордоз. Плоская спина - изгибы позвоночника сглажены, таз имеет более горизонтальную установку, угол наклона таза уменьшен, сопротивляемость позвоночника снижена. При осмотре спина ребенка производит впечатление доски. Вследствие плохой сопротивляемости позвоночника легко образуются боковые искривления (сколиозы), чаще возникают компрессионные переломы позвоночника при действии механических повреждений, а также дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника. Кругловогнутая спина - увеличены все физиологические изгибы позвоночника, его сопротивляемость повышена, угол наклона таза увеличен, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, растянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер. Плосковогнутая спина - грудной кифоз сглажен, а поясничный лордоз увеличен, при этом угол наклона таза также увеличен, грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены, растянуты мышцы спины, ягодиц и задней поверхности бедер. Сколиотическая осанка - это осанка при которой имеется искривление позвоночника во фронтальной плоскости (вбок). При осмотре обнаруживают несимметричное стояние надплечий, лопаток, искривление позвоночника. Если пациент переходит в горизонтальное положение, лежа на животе, искривление исчезает. Искривление исчезает и при наклоне. На рентгенограмме в положении стоя искривление обнаруживают, а в положении лежа искривление исчезает. Если сколиотическая осанка обнаружена у ребенка, необходимо назначить ему лечебную физкультуру, плавание, массаж. Среди сколиозов выделяют С-образный и S-образный сколиоз ОСМОТР СЗАДИ (фронтальная плоскость) Положение головы - определяем степень наклона во фронтальной плоскости и поворот в горизонтальной плоскости по расположению мочек ушей. Положение плечевого пояса - оцениваем уровень надплечий, углов лопаток, «крыловидность» лопаток, симметричность их расположения по отношению к центральной позвоночной оси. |