Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
РАССМОТРЕНО
школьным методическим
объединением
протокол №___от______2013 г.
| СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
_________ И.Л.Демченко
«____»__________2013 г.
| УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________Н.П.Борисовская
приказ №___от «___»_____2013 г.
|
Рабочая программа
курса «Биология»
для 7 класса на 2013-2014 учебный год
| Составитель:
Додонова Наталья Николаевна,
учитель химии и биологии
первой квалификационной категории
|
г. Находка
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089
Рабочая учебная программа по биологии для учащихся 7 классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской для 7 класса «Животные» В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2010.; 5—11 классы : программы для общебразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. Г. М. Пальдяева. — М. : Дрофа, 2009. — 92, реализующей федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) и реализуется за счет инвариантной части учебного плана.
В том числе для проведения лабораторных и практических работ (отдельными уроками) -2 часа
( лабораторная работа № 10 «Изучение представителей отрядов насекомых» и лабораторная работа №16 «Изучение особенностей различных покровов тела»); экскурсий - 2часа.
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
В 7 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии животных и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно – ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели и задачи обучения по биологии на ступени основного общего образования:
приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и закономерностей живой природы, использование знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности;
овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно – познавательной, информационно – коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым в частности относится:
использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и т.д.);
определение объекта структуры познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно – следственные связи;
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям;
умения различать факт, мнение, доказательство, аксиому;
исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;
творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
Применена чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской (В.В.Пасечника) программой. Лабораторные и практические работы, являющиеся этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные и практические работы, рассчитанные на весь урок, оцениваются в обязательном порядке.
Особое внимание уделено познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно – познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с.: ил.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе и в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умений узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 304 с.
УМК
В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 304 с.
Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с.: ил.
Распределение часов по темам составлено по авторской программе.
Резервное время используется следующим образом:
3 часа добавлено в раздел 1 «Многообразие животных»
Обоснование: часы необходимы для проведения контрольно – обобщающих уроков, не предусмотренных авторской программой.
1 час добавлен в раздел 4 «Развитие животного мира на Земле»
Обоснование: для проведения обобщающего урока по теме: «Эволюция строения и функций организмов и их систем».
1 час добавлен в раздел 5 «Биоценозы»
Обоснование: этот час необходим для проведения контрольно – обобщающего урока, не предусмотренного авторской программой.
Кроме того, в раздел 5 за счет сокращения времени на изучение раздела 2 «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» добавлен 1 час для организации и проведения экскурсии в природу «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза».
Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из примерной и авторской программ, с некоторой корректировкой:
экскурсия «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных» не может быть проведена из – за отсутствия объекта для наблюдения.
две экскурсии в разделе 5 «Биоценозы» объединены в одну, так как недостаточно времени для проведения.
Авторская программа в большинстве случаев предусматривает слишком объемные названия темы урока и вызывает затруднения в записи темы в классный журнал. Рационально сократить название отдельных тем до лаконичного и логически законченного варианта.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся должны
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма животных, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма животных, его строения, жизнедеятельности, нервной деятельности и поведения;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль животных в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за поведением животных, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов животных; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп животных;
в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых некоторыми животными;
оказания первой помощи при укусах животных;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
пп
| Раздел, тема
| Количество часов по программе В.В.Пасечника
| Количество часов по рабочей программе
| В том числе практических и лабораторных работ
| В том числе экскурсий
|
| Введение.
| 2
| 2
|
|
|
| Раздел 1. Многообразие животных.
| 34
| 37 (34 по программе + 3 часа из резерва времени)
|
| -
|
| Тема 1. Многообразие животных. Простейшие.
|
| 2
| 1
| -
|
| Тема 2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные.
|
| 18
| 9
| -
|
| Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые.
|
| 17
| 5
| 1
|
| РАЗДЕЛ 2 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.
| 14
| 13
| 3
| -
|
| РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие животных.
| 3
| 3
| 1
| -
|
| РАЗДЕЛ 4 Развитие животного мира на Земле.
| 3
| 4 (3 по программе +1 час из резерва времени)
| -
| -
|
| РАЗДЕЛ 5 Биоценозы.
| 4
| 6
(4 часа по программе +1 час из резерва времени и 1 час из раздела 2)
| -
| 1
|
| РАЗДЕЛ 6 Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
| 5
| 5
| -
| -
|
| Резерв времени
| 5
| -
| 19
| 2
|
| Итого
| 70
| 70
|
|
| |