«Влияние цвета на здоровье человека. Цветотерапия»





Скачать 359.67 Kb.
Название«Влияние цвета на здоровье человека. Цветотерапия»
страница1/4
Дата публикации31.07.2013
Размер359.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Влияние цвета на здоровье человека.

Цветотерапия»

Выполнили:

Кокоева Диана 10 «Б»

Крылова Екатерина 10 «Б»

Руководитель:

Шляхова Валентина Николаевна

Учитель биологии МОУ «СОЩ №12»

Старый Оскол

2010

Содержание

Паспорт проекта


Наименование проекта

«Влияние цвета на здоровье человека.

Цветотерапия»


Нормативно – правовая

база

Постановление главы администрации Белгородской области от 20.10.1997 №468 «Об утверждении Положения о государственном комитете по охране окружающей среды Белгородской области»

Сфера проектирования

Образование


Заказчик проекта

Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области

Разработчики проекта

Кокоева Диана 10 «Б», Крылова Екатерина 10 «Б»

Руководитель: Шляхова Валентина Николаевна,

учитель биологии МОУ «СОЩ №12 с УИОП»»


Сроки реализации проекта

2010-2011 учебный год

Цель проекта

изучить влияние цвета как фактора, воздействующего на умственную работоспособность школьников, на характер человека, в интерьере на человека


Задачи проекта

  1. Работа с научными литературными источниками для выяснения существующих методик определения концентрации внимания у школьников.

  2. Спланировать и провести эксперимент по изучению влияния цвета на внимание школьников в группе количеством 15 человек.

  3. Полученные данные обработать с помощью математического анализа и составить таблицы и диаграммы.




Участники реализации проекта

Учитель биологии, творческая группа обучающихся

Актуальность проекта

Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны

C самого нашего рождения и до самого последнего дня нашей жизни, нас сопровождают различные цвета. Мы видим их каждый день и не стараемся акцентировать наше внимание на этом постоянно. Мы выбираем цветную красивую одежду, мебель, интерьер и многое другое, просто исходя из понимания “нравится - не нравится”. Мы даже не замечаем как цвета изо дня в день влияют на нашу жизнь, наше поведение, настроение, здоровье. 

Многим уже известно, что влияние цвета на здоровье человека очень велико, ведь с детства какой-то определенный цвет радовал нас, а какой-то другой, наоборот, приносил чувство тревоги и тоски. Специалисты в этой области выяснили, что влияние цвета на здоровье человека определяется не только психологическим аспектом, но и физиологическими процессами. Цвет окружает нас в природе повсюду — одежде, украшениях, картинах, интерьере помещений, пище. Он — неотъемлемая часть нашей жизни. Однако большинство из нас остается в глубоком неведении, какую пользу может принести сознательное использование цвета. Учеными установлено, что каждый цвет излучает свою собственную энергию, которую мы можем использовать для улучшения нашего здоровья.

«Обожаю этот цвет!», «Глаз отдыхает…» - слышим мы довольно часто и не задумываемся о том, что постоянно испытываем воздействие цвета наш организм. Еще египетские, индийские, китайские медики древности изучали влияние цветовой гаммы на человека. И нет здесь никакой мистики. Так уж вышло, что человек видит мир в цветах. Цвет присутствует почти во всем, поэтому справедливо, что он влияет на человека так же, как и все остальное. Многие не замечают, что цвет это настоящее чудо - великий дар, посланный нам свыше. И только немногие могут постигать все его разнообразие и силу.

Кстати, интересен основной постулат совета врачей при дворе древних китайских императоров. Этот один из самых древних законов гласил: все оттенки красного отвечают за физическое здоровье тела, синие тона помогают "настроить" разум, желтая гамма отвечает за душевное состояние. 

Согласно доктринам индийских йогов, человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека.

Цвет воистину всемогущ. В сочетании с направленным музыкальным воздействием он может приводить к исцелению даже в самых сложных случаях.

Речь идет не только об органических заболеваниях, но и о тяжелых психозах.

Цвет таинственен, ибо позволяет за считанные минуты по характеру предпочтения «вычислить» то интимно-внутреннее, о котором порой не догадывается и сам человек.

Цвет жизненно необходим всякому, ибо питает тело и поддерживает душу. Цвет глубочайшим образом включен в культурные традиции и биологически связан с психогенетическим кодом каждого человека.

Это было известно издревле. Цвет жизненно важен для медиков, художников, психологов и строителей, педагогов, учёных и политиков.

Актуальность нашей исследовательской работы состоит в том, что знание значения цвета в жизни каждого человека необходимо , так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение нормального развития детского организма и вызвать различные заболевания.

Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Начиная с первого класса, детям даются элементарные представления об индивидуальных и личностных особенностях человека, в том числе о чувствах, настроении, эмоциональных переживаниях, о способах самопознания: определения ведущего глаза, уха, индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции. Мы узнаем, что здоровье зависит от микроклимата в классе, что такое психологическое и личное пространство. Мы узнаем, что здоровье человека связано с его образом жизни, исследуем свой образ жизни, составляем правила и нормы здорового образа жизни.

1. Характеристика цветовой гаммы

Восприятие цветов и оттенков можно сравнить с музыкантом, настраивающим свой инструмент. Все оттенки способны вызывать в душе человека неуловимые отклики и настроения, поэтому он и ищет резонанс колебаний цветовых волн с внутренними отголосками своей души.

Существует 2 основные группы, на которые делятся цвета. Это цвета Теплой гаммы, и цвета Холодной гаммы. Давайте рассмотрим по подробнее их воздействие на нас.

Теплую гамму составляют: Красный, желтый, оранжевый, коричневый и все их оттенки, как известно. Они создают у тех, кто на них смотрит или их носит, ощущение уюта, комфорта, расслабленности, покоя, вызывают ощущение близости, эмоционального притяжения.

Холодные тона, к которым относятся все оттенки синего, голубого, зеленого, фиолетового, серого, заставляют нас быть собраннее и активнее. Но при этом могут вызвать у окружающих вас людей чувство дистанции, закрытости, отстраненности.

Красный:
• стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, помогает при апатии, депрессии. Он побеждает страх, неуверенности в себе, устраняет упадок сил, наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне

• обладает согревающим эффектом, помогает при простуде и насморке
•стимулирует мозговую деятельность и снимает сонливость
• убивает вирусы, нейтрализует некоторые воспалительные процессы (хотя красный цвет противопоказан при угревой сыпи)
• в больших количествах усиливает беспокойство, волнение, нервное напряжение
•активизирует сексуальность и помогает при бесплодии
• расширяет сосуды, активизирует кровообращения, повышает давление, учащает пульс и дыхание
• стимулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, нормализует обмен веществ и повышает аппетит

Желтый:
• Поможет быстрее осмелится на жизненные перемены и серьезные шаги
• освобождает от негатива, помогает при депрессии, повышает самооценку избавляет от пессимизма
• способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли, помогает быстро усваивать информацию, улучшает память
• очищает организм от токсинов, контролирует вес, помогает при диабете
• положительно влияет на весь пищеварительный тракт, помогает при заболеваниях печени, запорах
• лечит некоторые кожные заболевания

Синий и голубой:
• снимает усталость и стресс, умиротворяет и снижает возбуждение, лечит бессонницу
• способствует медитации и творческим идеям, обостряет интуицию
• в больших количествах вызывает сонливость и грусть
• помогает при застенчивости и страхе говорить, смягчает боязнь публичности
• сужает сосуды, снижает температуру тела и артериальное давление, замедляет сердцебиение, обладает болеутоляющими и антисептическими свойствами.
• Усиливает эффект лечения при различных заболеваниях кожи, порезах, укусах насекомых и ожогах
• уменьшает аппетит, однако при этом психологически успокаивает полных людей и поощряет оставаться такими, какие они есть

Зеленый:
• Порождает чувство любви, помогает быть ближе друг к другу, создает ощущение гармонии как внутри человека, так и в его отношениях с окружающими.
• поддерживает равновесие физического и психологического состояния человека
• мобилизует мышцы и повышает работоспособность, помогает при неуравновешенности, злобе, грубости, эмоциональном возбуждении
• избавляет от клаустрофобии, зрительно расширяя пространство оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие
• очень благотворно влияет на беременных, делая их более спокойными
• помогает при заболеваниях сердца, болезнях легких и гриппе

 Редко кто из нас задумывается, какую роль в жизни играет цвет, а между тем от него зависит не только восприятие окружающего мира, но и наше настроение, и даже самочувствие. Хотите быть в гармонии с собой и миром?

Гете была выработана концепция цвета: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света – желтый. Это основные цвета, из них идут остальные. Цвета могут оказывать физическое и психическое воздействие. Существует даже школа исцеления с помощью цвета.

Впервые над этим задумались древние греки: проходя через окно храма, цвет

разбивается на спектр, таким образом, человек вбирал тот цвет, который

хотел. В древнем Китае на солнце лежали в красном шелке – излечение следов

оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи. Если человек

устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть

состояние меняется на противоположное. Цвет оказывает влияние на кровяное

давление – оно повышается от синего к зеленому, к желтому и красному, при

обратном предъявлении происходит обратный процесс. Не следует

злоупотреблять темными тонами – углубление в цвет вызывает тревогу.

Древние именовали глаза «окнами» организма, «вратами восприятия».

Мы привыкли к тому, что наш организм воспринимает цветовые потоки

посредством зрительного анализатора. Однако это не единственный канал, по

которому цветовая энергия может достигать организма. Многочисленные

исследования феномена кожного зрения доказали принципиальную возможность восприятия цвета не только посредством рецепторов сетчатки глаза, но и практически любыми клетками организма.

Цветотерапия – это медицинское направление, использующее воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние человека, на его самочувствие. Например, существуют специальные виды цветных линз для очков, индивидуальный подбор и ношение которых оказывает благоприятное влияние на состояние психики. Цветом лечат бессонницу, гипертоническую, язвенную болезнь, многие неврологические заболевания.

Основы цветотерапии были заложены на Востоке (Индия, Китай) в IV-III тысячелетии до нашей эры. Отдавали должное цветотерапии и такие выдающиеся ученые прошлого, как Гиппократ, Парацельс. Авиценна назначал своим пациентам лечение определенными цветами в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. Применялись ванны с окрашенной водой, окна завешивали цветными шторами, считалось эффективным также облачение пациентов в одежду определённого цвета.

Более всего привлекал внимание врачевателей красный цвет. Его использовали для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний. Под воздействием красного цвета скорость высыпаний увеличивалась, и, тем самым, ускорялось и облегчалось течение упомянутых детских инфекций.

Основой цветотерапии является ассоциативное восприятие цвета человеком: как генетически обусловленное (по типу безусловных рефлексов), так и приобретенное в процессе жизнедеятельности в виде условных рефлексов и психоэмоциональных ассоциаций. Например, красный обладает резко выраженным психостимулирующим эффектом, активизирует деятельность практически всех органов и систем организма. Эти реакции вполне закономерны, так как в процессе эволюции человека обилие красного цвета ему приходилось наблюдать при пожарах, извержениях вулканов, при особенно ярких закатах и восходах солнца – предвестниках резкого ухудшения погоды. Это – генетически детерминированная ассоциативная психоэмоциональная реакция, но могут наблюдаться и индивидуальные, порой парадоксальные реакции. Они зависят от личного опыта и закрепляются по типу условного рефлекса. Например, человек, подвергшийся нападению на зеленой лужайке, может на всю жизнь сохранить неприязнь к зеленому цвету.

 

2. Краткий обзор литературы по теме работы
"Все живое стремится к цвету", - так сказал когда-то великий Иоганн Вольфганг Гете. Действительно наша жизнь немыслима без богатства и очарования цветных форм. Цвет способен радовать и огорчать, он может влиять на наше самочувствие и трудоспособность. Силу воздействия цвета на человека, на его здоровье и сознание давно заметили представители самых разных наук: многие философы и физики, физиологи и врачи, снова и снова обращались к проблеме цвета, пытались ее решать – каждый по своему, чаще на ощупь, интуитивно. У колыбели цветоведения стояли величайшие умы человечества – Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, а в наше время – И.П. Павлов, С.Н. Вавилов и многие другие.

Существует мнение, будто бы выразительность цвета основана на ассоциациях. Красный цвет возбуждает потому, что он напоминает нам о явлениях, связанных с огнем, с кровью. Зеленый цвет воскрешает мысль об освежающем воздействии природы. Синий же цвет, возможно, вызывает у нас представление, связанное с прикосновением к холодной воде, дыханием темной ночи.

Однако, как вполне справедливо утверждает известный американский психолог искусства Рудольф Арихейм, ассоциативная теория в изучении цвета дает столь же мало, сколь и в других областях знаний. Воздействие цвета оказывается довольно сильным и самопроизвольным только в том случае, если он является результатом интеллектуального истолкования.

Макс Люшер, всемирно известный швейцарский психотерапевт, в ХХ веке первым создал цветодиагностику. Интуитивно предпочитая или отвергая те или иные цвета, человек предстает таким, какой он есть на самом деле. Можно сказать, что цветовой выбор не может лгать. О лечении цветом пишут многие. Доктор медицины Нереш Паньямента в книге «Цветопунктура для детей» (1998 г.) просто и понятно объясняет, как можно в домашних условиях лечить заболевания облучением определенных участков кожи карманным фонариком, перед отражателем которого помещается пленка того или иного цвета. Китайцы для этой цели используют многие столетия тлеющие полынные палочки, держа их на расстоянии 1 см от поверхности кожи. Цветопунктура ведется по тем же точкам, что и иглоукалывание, только без иглы. Цель ее — восстановить в больном организме нарушенное энергетическое равновесие. Это говорит о том, что человек — это единая система, а не набор разнообразных органов, как полагает европейская медицина.

Родители нечасто проникаются насыщением цветов в рисунках детей, а потому теряют контроль над душевными переживаниями ребенка, которые впоследствии перерастают в невроз, негативизм, нежелание учиться, а у кое-кого впоследствии и жить. Обнаружить и уладить конфликт в душе ребенка поможет самое обычное рисование. Чаще всего его используют для коррекции психологи. Причем это происходит как в школах, так и в специальных заведениях.
Рисование, по словам психолога Оксаны Литвиненко, помогает и взрослому. Поэтому рисуйте чаще, особенно после нервного возбуждения. Это действует намного эффективнее, чем успокоительные транквилизаторы. И если увидите в своих произведениях густые мазки темных цветов, особенно серого, черного, темно-коричневого, - такие рисунки уничтожайте (сжигайте), будто отрезайте от своего "Я" все плохое.
Главный внештатный специалист из народной и нетрадиционной медицины, терапевт Василий Ищук рассказал, что цветом издавна лечили на Востоке, в Индии и Китае.

Интересно воспитывают детей в Японии. Сначала обнаруживают цвета, какие отсутствующие в их рисунках. Потом анализируют, почему ребенку не нравится тот или тот цвет. Потому что японцы считают: "Гармония в цвете - гармония в душе - гармония в жизни". На Западе же отсутствие любого цвета на детских рисунках считается проявлением творческой индивидуальности.
История жизни известных художников - этому доказательство. Возьмем для примера французского художника Клода Моне, в которого прогрессировала катаракта. При этом краски его полотен становилось все больше красновато-коричневым. Когда ему сделали операцию, художник, увидев свои творения, ужаснулся от дисгармонии, которая была порождена его болезнью, и много из них просто уничтожил.

Лечение цветом в официальной медицине также уже имеет свою историю. В 1876 году врач Сетчи лечил психически больных фиолетовым светом, врачи Штейн (в 1890 г.) и Келлог (в 1894 г.) внедрили в медицинскую практику общее инфракрасное облучение лампами накаливания. В 1892 году врач Минин применил лампу из синего стекла со специальным рефлектором, которая позже стала очень популярной. В 1895 году Евальд использовал ультрафиолетовое излучение для устранения невралгической боли.

3.1. Цель проекта
Существует зависимость между физиологическими показателями человека и теми цветами, на которые он смотрит и в которые одет. Мрачные тона посылают меньше импульсов эндокринной системе. А та, в свою очередь, вырабатывает меньше гормонов, стимулирующих жизненные процессы. В результате снижается сопротивляемость, обостряются хронические заболевания.

Изучить влияние цвета как фактора, воздействующего на умственную работоспособность, концентрацию внимания школьников, характер, физиологическое состояние.

Необходимым условием осуществления этих целей являются сохранение и укрепление физического, психического, нравственного здоровья и формирования экологического поведения детей.

Задачи проекта


  1. Работа с научными литературными источниками для выяснения существующих методик определения концентрации внимания у школьников.

  2. Спланировать и провести эксперимент по изучению влияния цвета на внимание школьников в группе количеством 15 человек.

  3. Полученные данные обработать с помощью математического анализа и составить таблицы и диаграммы.


3.2. Место проведения исследования
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов», кабинет №307
3.3. Условия, в которых проводились исследования

Характеристика условий обучения в образовательном учреждении
Главная миссия школы – создание максимально благоприятных условий для разностороннего развития и самообразования субъектов образовательного процесса. Современные школьники большую часть времени проводят в образовательных учреждениях и режим их жизни, в значительной степени обусловлен школой. В нашей школе максимально разнообразили помещения (классы, коридоры). По принципу: каждый класс - это отправная гавань, это корабль, на котором есть все необходимое для путешествия. Класс - это мост в тот мир, куда вы зовете ребенка.

Разнообразный мир школьных помещений соответствует разнообразному природному миру, в котором живет человек. Мы понимаем, что одинаковость всех классов и коридоров создает плоское восприятие мира, убивает интерес к чему-то особенному. Поэтому в нашей школе не найти двух похожих коридоров, вестибюлей, двух похожих кабинетов.

Есть еще один важный воздействующий на психику фактор, который мы учли при оформлении школы - это цвет.  Посмотрите на радугу после дождя. Сколько радости, силы, энергии она дает, какая бодрость духа и подъем настроения, состояния счастья, что вы на Земле. И посмотрите, какие из этих цветов присутствуют в школьных помещениях - практически никаких. Радужные цвета притягательны, магнетичны - это их естественные свойства. Используя систему этих цветов, наша школа стала  притягательной для детей, радостной, тонизирующим напитком, если хотите.   В оформление школьных коридоров и вестибюлей использованы яркие оттенки – они тонизируют, будоражат. Светлые и бледные постельные, использованные при оформлении классных комнат,  - соответствуют рождению, молодости, силе,  успокаивают, нейтрализуют активное начало.   Зеленые кабинет физики и биологии   - соответствуют состояниям природы от весны до конца лета, состояние роста, желание познать.

     Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что школьные помещения, их оформление, обстановка  для эффективного решения задачи обучения   максимально приближены к отражению законов мира, в котором мы живем.


    1. Методика проведения исследований


Для достижения поставленной цели использовали следующие методы исследования:
1.Анкетирование школьников своего класса и учащихся других классов.
2.Исследование условий классной комнаты №307.
3.Составление сравнительных таблиц.
4.Анализ и обобщение.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Влияние цвета на здоровье человека. Цветотерапия» iconРеферат по экологии «Трансгенные продукты питания и их влияние на здоровье человека»
В последние годы все большее влияние на здоровье населения планеты оказывает качество и структура питания. Опубликованы данные, что...
«Влияние цвета на здоровье человека. Цветотерапия» iconХод классного часа: Сегодня мы начинаем цикл классных часов на тему:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
«Влияние цвета на здоровье человека. Цветотерапия» iconУрок по живописи «Палитра природы источник внутреннего мира человека» 9 класс
Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека
«Влияние цвета на здоровье человека. Цветотерапия» iconУрок математики
Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека
«Влияние цвета на здоровье человека. Цветотерапия» iconКонкурс «Азбука здорового человека\ Исследовательский проект по физике...
Уровни шумов от различных источников и реакция организма на акустические воздействия
«Влияние цвета на здоровье человека. Цветотерапия» iconТема умножение числа закрепление
Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека
«Влияние цвета на здоровье человека. Цветотерапия» iconI: Цветотерапия. Сущность и значение цветотерапии
Цветотерапия это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не...
«Влияние цвета на здоровье человека. Цветотерапия» iconТема: Порядок выполнения действий в выражениях
Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека
«Влияние цвета на здоровье человека. Цветотерапия» iconПрограмма «Гармония», под ред. Н. Б. Истоминой
Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека
«Влияние цвета на здоровье человека. Цветотерапия» iconУрок по математике в 6 классе по теме «Пропорция»
Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека
«Влияние цвета на здоровье человека. Цветотерапия» iconЗдоровый образ жизни
Влияние вредных привычек на физическое и психическое здоровье человека
«Влияние цвета на здоровье человека. Цветотерапия» iconУрок математики в 1 классе (умк «Гармония») Сложение в пределах 10 Цели и задачи
Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека
«Влияние цвета на здоровье человека. Цветотерапия» iconКонспект урока по математике Тема: «Ломаная линия»
Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека
«Влияние цвета на здоровье человека. Цветотерапия» iconКонспект урока математики на тему: «Состав числа 8»
Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека
«Влияние цвета на здоровье человека. Цветотерапия» iconКонспект урока математики на тему: «Число и цифра 8»
Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека
«Влияние цвета на здоровье человека. Цветотерапия» iconУчитель: Пыхтина Людмила Александровна Тема урока: Насекомые
Цель урока: изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск