Ритмопластика, как инновационный подход в системе физического воспитания детей с нарушением слуха.
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические основы ритмопластики. 6
1.1. Истоки возникновения ритмопластики. 6
1.2. Характеристика ритмопластики, как особой организационной формы физического воспитания. 13
1.3. Влияние ритмопластики на здоровье человека. 21
2. Характеристика физического воспитания детей с нарушением слуха. 29
2.1. Особенности физического развития детей с нарушением слуха и возможности коррекции недостатков физического воспитания. 30
2.2. Отечественная сурдопедагогика о возможностях коррекции недостатков физического развития детей с нарушенным слухом. 39
2.3. Педагогическая характеристика физического воспитания детей с нарушением слуха. 47
2.4. Задачи и содержание физического воспитания в детском саду для детей с нарушением слуха. 49
2.5. Формы и методы физического воспитания. 51
3. Организация и методика исследования 60
4. Использование ритмопластики, как инновационного подхода в системе физического воспитания детей с нарушением слуха. 62
4.2. Организация и проведение ритмопластики в детском саду. 64
4.3. Речевое обеспечение на занятиях по ритмопластике с детьми, имеющими нарушения слуха. 76
4.4.Музыкальное сопровождение на занятиях по ритмопластике. 78
5.Заключение. 82
6. Библиография. 83
«Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский. «Каждый человек – строитель храма,
называемого его телом».
Г. Торо. «Да пропади пропадом день, когда мы
не танцевали хоть раз».
Фридрих Ницше.
Введение.
Движение –основа жизнедеятельности. Известно, что хорошее физическое и нервно-психическое состояние ребенка в значительной мере определяется оптимально организованной двигательной активностью. Особенно велика роль движения в период становления организма. Исследования детей раннего возраста показали, что развитие функций мозга находится в прямой зависимости от развития двигательного анализатора (М.М. Кольцова). При этом большое значение имеет степень нагрузки на двигательный анализатор. (26)
Активная двигательная деятельность влияет не только на процесс формирования движений, но и на познавательную активность, общение. Доказано, что двигательная активность стимулирует процессы обмена в тканях и таким образом влияет на рост и развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, двигательной, эндокринной и нервной систем. Учеными уточняются, анализируются и раскрываются новые аспекты влияния функциональной активности двигательной системы на деятельность мозга в целом, на повышение его работоспособности.
В сурдопедагогике учитываются эти положения о роли и значимости физического воспитания для полноценного развития ребенка: разработаны программы по физическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста (А. А. Коржова, Г. В. Трофимова). Изучены особенности физического воспитания детей с нарушением слуха в сравнении с нормально слышащими детьми, разработана организация физического воспитания в условиях школы и детского сада. В последнее время, в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе (экономическими, политическими и т. д.), стало возможным вносить авторские изменения, дополнения в существующие программы и методики физического воспитания. Расширились формы и методы физического воспитания: аэробика, шейпинг, калланетика, в т. ч. и ритмопластика.
По мнению Т. Лисицкой, ритмопластика является уникальным сплавом гимнастических систем с элементами хореографии, танцев, что позволяет достичь более гармоничного развития. По ее мнению секрет популярности ритмопластики в ее многофункциональном влиянии на организм человека, а именно:
-развивает силу и ловкость;
-улучшает телосложение человека, делая его стройным, подтянутым;
-создает ощущение физического и психического расслабления;
-улучшает координацию движений;
-развивает чувство ритма;
-способствует развитию грациозности, элегантности, свободы движений;
-повышает физическую работоспособность;
-прививает навыки психорегуляции;
-позволяет более успешно совершенствоваться в других видах спорта;
-обогащает знания о спорте и спортивном отдыхе.
Поэтому не случайно ритмопластика была введена в воспитательно - обучающий процесс детских садов. С ее помощью решаются не только оздоровительные(укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие); образовательные(формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств – быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), воспитательные(содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию) задачи, но и формируются важные музыкально-двигательные навыки и умения, развивается память, внимание, музыкальный слух, вкус, красота движений. Однако, в сурдопедагогике не изучено влияние ритмопластики на детей с нарушением слуха и не описано применение ритмопластики в ходе учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха. Это свидетельствует об актуальности и значимости исследования ритмопластики, как инновационного подхода в физическом воспитании детей с нарушением слуха.
Объект нашего исследования – физическое воспитание детей с нарушением слуха.
Предмет исследования – использование ритмопластики, как организационной формы работы с детьми с депривацией слуха.
Цель исследования – изучение ритмопластики, как организационной формы работы с детьми с нарушением слуха.
Задачи исследования :
изучить ритмопластику, как одну из форм физического воспитания
организовать занятия по ритмопластике в детском саду
изучить влияние ритмопластики на развитие детей с нарушением слуха
определить методические основы ритмопластики для детей с нарушением слуха
|