Скачать 77.93 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 ст.Переясловской муниципального образования Брюховецкий район им.И.Ф.Масловского Конспект урока по литературному слушанию в 1 классе Подготовила Учитель начальных классов Мамай Марина Ивановна ст. Переясловская 2012г План- конспект урока Класс 1 предмет литературное слушание № урока Тема урока: В.Г. Сутеев «Дядя Миша». Тип урока: открытие новых знаний Использование технологии: проблемно- диалогическая Учебник: автор Ефросинина Л.А. Оборудование: портрет писателя, выставка книг В. Г. Сутеева, рисунки о животных. Формы организации учебной работы: фронтальная, групповая Цель: познакомить детей с новой сказкой о животных «Дядя Миша», с творчеством В.Г. Сутеева. Планируемые результаты: предметные: учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения; правильно называть автора, название сказки; рассказывать сказку по плану. метапредметные: развивать воображение при работе над сказкой; УУД регулятивные: определять цель урока с помощью учителя; пересказывать по предложенному плану; познавательные: расширить знания о писателе и его произведениях; делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя; коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать участие в совместной деятельности. Личностные:формировать понятие через содержание сказки ( добро и зло). В нужной жизненной ситуации доводить начатое дело до конца, оказывать помощь друг другу. Этапы урокаЦель: Создание условий для осознанного вхождения в учебную деятельность1.Организационный момент.Деятельность учителяПриветствие. Проверка готовности к уроку.Деятельность учащихся. Проверяют готовность по критериям.2. Актуализация объективного опыта Цель: повторение изученного для открытия новых знаний.Деятельность учителя1.Речевая разминка. Скороговорка:
Мало мёду, много пчёл. Загадки о животных. Деятельность учащихся Повторить скороговорку 3 раза : «тихо», «не очень тихо», «громко» (фронтальная работа). Работа с моделями Просмотр рисунков о животных 3.Формирование новых знаний Цель: Мотивация к учебному действию, затруднения в индивидуальной деятельности. Организация коммуникативного взаимодействия учителя и ученика. Деятельность учителя 1. Сообщение темы урока. 2.Постановка проблемы. Мы побывали на выставке рисунков, разгадали загадки. Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? А можем мы знать, что за произведение будет по жанру?
Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо прослушать это произведение. 3. Слово учителя об авторе. -Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением. -Заголовок произведения “Дядя Миша”. Заголовок – это окошко для взгляда вперёд – Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт. Заголовок – это не просто слова. Эти слова – всему голова! - О чём может быть текст с таким названием? --После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения - Как вы думаете, о чем она? Кому предназначена? Почему так решили? Автор этой книги В.Г. Сутеев. - Знакомы ли вам его произведения? Деятельность учащихся - А я думаю, что знакомы. В.Г. Сутеев автор многих детских книг (показ «Кто сказал мяу», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка» и др.). Все свои книги он иллюстрировал сам, также рисовал иллюстрации и к книгам других авторов. А мультфильмы, которые вы так любите, созданы по сценарию и при непосредственном участии В. Сутеева. Слушание сказки ( читает учитель и хорошо читающие дети) 4.Изучение новых знаний и способов деятельности. Цель: Организация коммуникативного взаимодействия учителя и ученика. Деятельность учителя Слушание сказки ( читает учитель и хорошо читающие дети) – Понравилось ли вам произведение? ( ответы детей) Деятельность учащихся Деятельность учителя Дети делятся на 4 группы. Учитель предлагает каждой группе подготовить ответы на вопросы. 1 группа Что вам понравилось?( Все звери помогали Медведю делать запасы на зиму, животные разговаривают вежливо, употребляя в своей речи волшебные слова – "на здоровье", "спасибо" и другие.) 2 группа -Что вам не понравилось?( Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца. – Вырвал из земли целый куст орешника, полный спелых орехов, прямо с корнями, тем самым погубил дерево, и уже никто не нарвет спелых орешков. – Дядя Миша пошел с лисой воровать кур, уток.) 3 группа - Когда вам было весело?( Было весело, когда дядя Миша собирал морковь, ловил рыбу.) 4 группа - Когда вам было грустно?( Грустно было, когда на медведя напали собаки и чуть всю шкуру с него не содрали.) Физминутка.5. Первичная проверка. Цель: предъявление результатов. Упражнения в моделированииДеятельность учителя Деятельность учащихся-Как вы, ребята, думаете, что я вам прочитала?(Сказку). - Почему вы так решили? Докажите.( Животные разговаривают, Медведь собирает орехи, грибы, рыбу удит, кур, уток таскает. В реальной жизни такого не бывает.) 6. Закрепление изученного. Цель: умение составлять модели - Покажите на своей модели, что я вам прочитала сказку. - Подумайте, о ком сказка, которую мы сегодня читали?(О животных.) -Правильно. Покажите это на своих моделях. – А теперь посмотрите на свои книги и найдите фамилию автора сказки. Кто ее написал? (Владимир Григорьевич Сутеев.) - Покажите на модели фамилию автора. - Найдите и прочитайте название сказки. Как Сутеев озаглавил свою сказку?("Дядя Миша"). Деятельность учащихся -А как бы вы озаглавили эту сказку, если бы были писателями? – "Лиса и Медведь". – "Обманутый Медведь". – "Зимние запасы". – "Звери готовятся к зиме". – "Лес готовится к встрече зимы".) Деятельность учителя -Правда, Сутеев красиво озаглавил свою сказку, более точно и в то же время очень просто и ласково? - Смоделируйте название сказки. Ребята, назовите правильно произведение, с которым мы работаем сегодня на уроке. Работа с текстом- Кто главный герой в сказке? -Переверните ваши модели на другую сторону и покажите это. – С чего начинается сказка? – Покажите на модели. – Почему использовали двустороннюю стрелку? - Как это явление называется в литературе, в русском языке - Что было дальше? ( Дядя Миша встречается с Ежиком, и они вместе идут в лес за груздями, за белыми грибами.) - Покажите на модели. - Набрал ли дядя Миша с Ежиком грибов? - Как он относился к делу? "Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет". - Кто потом позвал Медведя?(Белочка.) - Покажите на модели. – Как Медведь собирал орехи? ( "Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спину и потащил".) -С кем произошла встреча дальше? ( С Котом.) -Куда Кот позвал медведя? -Справился ли дядя Миша с таким делом, как рыбалка? – Кто встретился потом?( Лиса.) - Что предложила Лиса Медведю? ( Пойдем-ка в деревню, кур, уток таскать.) – Покажите на своих моделях. – О каком еще герое говорится в сказке?( О Мышонке.) - Покажите на модели. Деятельность учителя Деятельность учащихся – Что сказал Мышонок Медведю? Прочитайте.("Эх, дядя Миша! – пискнул Мышонок. Он хотел, видно, еще что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше. А что тут скажешь?") -А что бы вы сказали Медведю, если бы оказались на месте Мышонка?( Нехорошо воровать, нельзя браться за все сразу, начатое дело надо довести до конца.) - Ребята, на ваших глазах рождается еще одна книжечка, где каждая страничка – это ваша работа. Учитель собирает модели и степлером сшивает их, обложка для книжки подготовлена заранее. Игра «Молчанка» Я предлагаю вам игру "Молчанка". Учитель показывает ребятам полоску с вопросом, дети читают молча, поднимают руку и отвечают на вопрос: вместе с кем Медведь это делал? 7. Практическое применение. Цель: проверка усвоение содержания произведения, знание героев сказки. Ответы дают дети. Морковку дергал? С Зайцем. Кур таскал? С Лисой. Грибы собирал? С Ежиком. Рыбу удил? С Котом. Орехи рвал? С Белочкой. 8. Обобщение и систематизация. Деятельность учителя Как называется сказка, с которой мы сегодня работали? "Дядя Миша". – Дети! "Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам – урок". Чему учит наша сказка? Какой урок мы возьмем из нее? Что хотел нам сказать автор? Деятельность учащихся Сказка учит трудолюбию, терпению, добру, бескорыстию. Если взялся за дело, то доведи его до конца, иначе можешь остаться у разбитого корыта, то есть ни с чем.) – Друзья всегда помогут тебе в трудную минуту. – Всего надо добиваться своим трудом, а золотая рыбка бывает только в сказке. Нельзя хвататься за все сразу. Есть такая пословица: "За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь", что и произошло с нашим Медведем. Не смог он сделать запас на зиму, поэтому он вынужден залечь в берлогу и до весны сосать лапу. Деятельность учителя . Какая пословица, которая точно отражают основную мысль нашей сказки? Дети читают и выбирают ту пословицу, которая им ближе. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. – Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. – Делу – время, а потехе – час. – Кончил дело – гуляй смело. – Какова работа, такова и награда. 9. Подведение итогов. Деятельность учителя Деятельность учащихся
10. Рефлексия. Чему научились вы? Похвалите себя за работу. Вы стали мудрее, чему-то научились у героев В. Сутеева. Подумайте к кому из героев сказки вы хотели бы сегодня сказать спасибо и за что, поблагодарите его. Используемая литература: Учебная хрестоматия.Литературное чтение. Уроки слушания. Л. А.Ефросинина. Тетрадь . Литературное чтение . Уроки слушания. Л. А. Ефросинина. Методическое пособие. Литературное чтение. Уроки слушания. Л. А. Ефросинина. |