Форма плана - конспекта урока
Начало формы
План конспект урока
Тема: Углеводы
Работу выполнили:
Проценко Светлана Владимировна, учитель биологии МБОУ СОШ №16, г. Балаково,Саратовская область
Чудина Наталья Сергеевна, учитель биологии МБОУ Гимназия №1, г. Балаково, Саратовская область
Предмет биология
Класс 9
Тема и номер урока: Молекулярный уровень, второй урок по теме.
Базовый учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник
Цель урока: Познакомить со строением углеводов, выяснить особенности строения углеводов, отработать умение выделять общие свойства, на основе которых вещества объединяются в класс углеводов; рассмотреть основные группы углеводов и их значение для жизнедеятельности организмов, обобщить сведения о зависимости свойств углеводов от их строения; формирование умений сравнивать, обобщать свойства изученных явлений и процессов
Задачи:
Обучающие: расширить и углубить систему знаний у учащихся об органических соединениях. Познакомить учащихся с основными группами углеводов и их значением для жизнедеятельности организмов.
Развивающая: развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное в изучаемых явлениях и процессах.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и окружающей среде.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование ТСО - компьютеры, карточки с тестами.
Структура и ход урока
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя
)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| I
| Организационный момент
|
| -приветствие
-подготовка аудитории к работе
-наличие учащихся
| Отвечают на приветствие
| 1мин
| II
| Проверка домашнего задания
|
|
| 1.Работа с карточками у доски.
2. Индивидуальная работа по карточкам (4 человека)
3.Компьюторное тестирование(10человек)
| 10мин
| III
| Изучение новой темы
|
1.
2.
3..
| Сегодня на уроке вы узнаете:
- что такое углеводы
- строение углеводов;
- классификацию углеводов;
- функции углеводов.
Итак, приступим. Углеводы – органические вещества, в состав которых входит углерод, кислород и водород. Общая формула углеводов Cn(H2O)n (где n - не меньше трех); отсюда и название соединений - углеводы. Впервые в 1844 году этот термин ввел отечественный ученый К. Шмид. В животной клетке углеводы находятся в количестве, не превышающем 2-5%. Наиболее богаты углеводами растительные клетки, где их содержание в некоторых случаях достигает 90% сухой массы (например, в клубнях картофеля, семенах и т.д.). Главными источниками углеводов из пищи являются: хлеб, картофель, макароны, крупы, сладости. Чистым углеводом является сахар. Мёд, в зависимости от своего происхождения, содержит 70—80 % сахара. К углеводной группе, кроме того, примыкают и плохо перевариваемые человеческим организмом клетчатка и пектины. На экран вывести вопрос:
-Какая пища наиболее богата углеводами?
Пища животного происхождения
Пища растительного происхождения
В пище животного и растительного происхождения приблизительно одинаковое соотношение углеводов
Из всех потребляемых человеком пищевых веществ углеводы, несомненно, являются главным источником энергии. В среднем на их долю приходится от 50 до 70% калорийности дневных рационов. Несмотря на то, что человек потребляет значительно больше углеводов, чем жиров и белков, их резервы в организме невелики. Это означает, что снабжение ими организма должно быть регулярным.
Углеводы (сахариды) — общее название обширного класса природных органических соединений. По своей химической природе они представляют собой альдегидоспирты или кетоспирты. В живых организмах наиболее распространены сахара с 5-ю (пентозы) и с 6-ю (гексозы) атомами углерода.
По способности к гидролизу на мономеры углеводы делятся на группы:
1. простые (моносахариды)
2. олигосахариды
3. сложные ( полисахариды).
Сложные углеводы, в отличие от простых, способны гидролизоваться с образованием простых углеводов, мономеров. Простые углеводы легко растворяются в воде и синтезируются в зелёных растениях. Кроме небольших молекул, в клетке встречаются и крупные, они являются полимерами. Полимеры – это сложные молекулы, состоящие из отдельных «звеньев», соединенных друг с другом. Такие «звенья» называются мономерами. Такие вещества, как крахмал, целлюлоза и хитин, являются полисахаридами – биологическими полимерами, состоящими из ковалентно соединенных звеньев – моносахаридов.
К моносахаридам относятся глюкоза и фруктоза, придающие сладость фруктам и ягодам. Пищевой сахар сахароза состоит из ковалентно присоединенных друг к другу глюкозы и фруктозы. Подобные сахарозе соединения называются дисахаридами. Поли-, ди- и моносахариды называют общим термином – углеводы. К углеводам относятся соединения, обладающие разнообразными и часто совершенно различными свойствами
Работа с таблицей. Многообразие углеводов и их свойства
Демонстрация ЭОР, иллюстрация
В организме углеводы выполняют ряд важных функций.
Демонстрация ЭОР, видео ролик
Демонстрация ЭОР , таблица
Работа с таблицей. Занести таблицу в тетрадь.
|
Отвечают на вопросы
Занесения табличных данных учащимися
| 20мин
| IV
| Рефлексия
| 4.
| ВидеороликЭОР
Вывести на экран вопрос. Выбери из списка функции углеводов:
Функции запаса питательных веществ
Структурная
Функция терморегуляции
Энергетическая
Защитная
Двигательная
Мы сегодня познакомились с углеводами, а какое же практическое значение в жизни человека имеют углеводы?
| Ответы учащихся и работа с ЦОР.
Вывод, ответы учащихся
| 9мин
| V
| Домашнее задание (разноуровневое):
|
| Это задание имеет три варианта, в зависимости от оценки, которую ты хочешь получить. Ты должен выбрать один вариант и выполнить его полностью, если ты хочешь получить "5", тебе нет необходимости выполнять задание на "3" и "4". Учти, что на оценку влияет не только уровень задания, которое ты выбрал, но и правильность его выполнения
Задание на "3"
1. Ответь на вопросы:
а) Какие химические соединения называются углеводами? б) Что такое моносахариды и полисахариды? Приведите примеры. в) Перечислите функции углеводов, дайте характеристику одной из них.
Задание на "4"
1. Ответь на вопросы:
а) Какой простой углевод служит мономером крахмала, гликогена, целлюлозы? б)Почему у растений количество углеводов значительно больше, чем у животных?
2. Заполни таблицу:
Функции углеводов
| Характеристика
| 1
|
| 2
|
| 3
|
| 4
|
| 5
|
|
Задание на "5"
1. Ответь на вопросы:
а) Опираясь на какие данные, можно сказать, что углеводы - самые распространенные органические вещества на Земле?
2. Заполни таблицу:
углеводы
| Примеры
| Функции
| моносахариды
|
|
| Олигосахариды
|
|
| Полисахариды
|
|
|
|
| 5мин
|
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР Приложение к уроку:
Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.
Дайте определение или раскройте сущность термина: 1. Молекулярный уровень. 2. Клеточный уровень. 3. Организменный уровень. 4. Популяционно-видовой уровень. 5. Экосистемный уровень. 6. Полимеры. 7. Нуклеиновые кислоты. 8. Углеводы и жиры.
| Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа
Значение для организма белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот
| Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.
Какие органические молекулы являются биологическими полимерами. Их функции
| Запишите фамилию, имя, класс, вопрос. У вас 10 минут для краткого, но по возможности полного ответа.
Что известно о биологических полимерах
| Карточка у доски
Запишите на доске номера вопросов, против них – краткие ответы.
Начальный уровень организации живого?
На каком уровне изучаются органоиды клетки?
На каком уровне изучается строение тканей, органов, систем органов?
На каком уровне изучаются характеристики популяции?
На каком уровне изучаются природные сообщества?
На каком уровне изучается оболочка Земли, заселенная живыми организмами?
Какие молекулы относятся к биополимерам?
Какие молекулы являются хранителями генетической информации?
Какие молекулы представляют собой важнейшие источники энергии для организма?
Какие молекулы – главный строительный материал клетки?
|