Скачать 192.55 Kb.
|
«Утверждаю» «Утверждаю» Директор дома пионеров и школьников директор школы ____________/Л. В Маслова/ ______/Е.А Бурилова/ «___»__________2013 г «___» ___________2013 г муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Судайская средняя общеобразовательная школа имени Н.Ф. Гусева Чухломского муниципального района Костромской области муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Судайский Дом пионеров и школьников Чухломского муниципального района Костромской области Комплексная образовательная программа кружка «Школа будущего первоклассника» Срок реализации: 1 год Возраст детей: 5,5 - 6 лет Руководитель кружка: педагог дополнительного образования, учитель начальных классов Обрезкова Е.В. с. Судай. 2013 -2014 учебный год Пояснительная записка. Всем известно состояние ожидания, когда начинается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное. Именно такое состояние испытывает ребенок, находящийся на важном этапе жизни, в промежутке между дошкольным и школьным детством. Ребенку трудно и взрослым тоже непросто с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса на перепутье целей, желаний, ожиданий. Занятия «Школы будущего первоклассника» направлены на построение содержательного образа «настоящего школьника». Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками. Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. Основополагающие идеи программы:
Интегрированный курс «Школа будущего первоклассника» включает в себя следующие направления:
Познавательный теоретический материал дается в игровой форме с элементами беседы, в сочетании с практическими заданиями, физкультминутками. Все это направлено на выработку навыков учебного сотрудничества: умение общаться, договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя. В ходе некоторых занятий используются психологические диагностики, на которых отслеживается уровень достижений дошкольников. Информация о результатах диагностирования используется в планировании дальнейших занятий и доводится до сведения родителей на индивидуальных собеседованиях. Цель: Способствовать успешной психологической адаптации детей к условиям школы путем введения новых форм организации обучения, направленных на сближение образовательных, развивающих и воспитательных задач. Задачи : Образовательные: сформировать понятия «слово», «звук», «буква», «предложение», развивать умение различать гласные и согласные звуки, учить штриховке; сформировать математические представления: порядковый и количественный счет до 10, умение сравнивать, познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Развивающие: развивать логическое мышление, координацию движений, глазомер, систему рука-глаз, мелкую моторику рук, фонематический слух, развивать психические процессы, контроль поведения, развивать речь. Воспитательные: воспитать интерес к знаниям, умения слушать педагога, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять посильную умственную задачу, воспитать самооценку, чувство коллективизма, дружбы, трудолюбие, честность, аккуратность. . Принципы: Доступность (для детей любого уровня готовности к школе). Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников). Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость). Направленность (не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка). Открытость. Добровольность (в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку). Актуальность. Преемственность. Режим работы «Школы будущего первоклассника» 1. Продолжительность занятия: 30 мин 2. Период занятий: с сентября по июнь 3. Продолжительность: 36 недель 4 . Периодичность : занятия по группам: 1 группа - среда, 2 группа - четверг Расписание звонков:
Тематическое планирование.
Содержание программы Развитие речи Знакомство со звучащим словом, выделение звука из звукового ряда, слова, текста. Определение местоположения звука в слове по отношению к началу, середине, концу. Знакомство со слогом, со слоговой структурой слова, деление слова на слоги. Овладение звуковым анализом слова, т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку. Дифференциация звуков по их качественной характеристике (гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие). Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок. Развитие грамматически правильной речи детей и пополнение словарного запаса, точности речи и ее полноты, эмоциональности, последовательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам дрyгиx детей. Математика и логика Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру, материалу. Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по данному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей предметов. Обозначение отношений равества и неравенства. Установление равночисленности двух совокупностей предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…). Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Натуральное число как результат счета и измерения числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Числа и операции с ними: Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка. Сравнение чисел (больше на… - меньше на…) на наглядной основе. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры) взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. Пространственно-временные представления: Примеры отношений: на – над - под, слева – справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Геометрические фигуры и величины: Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковые по форме. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольниках, углах. Сравнение предметов по длине, массе, объему. Умелые ручки. Рисование по замыслу. Рисование на тему. Лепка Оригами Ожидаемый результат: Развитие речи *правильно произносить все звуки; * выделять из слов звуки; *отчетливо и ясно произносить слова; * выделять слова и предложения из речи; * соблюдать орфоэпические нормы произношения; * раскрывать смысл несложных слов; * давать описания знакомого предмета; * пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; * составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; * работать на листе бумаги сверху слева направо. Математика и логика Количество и счет. Дети должны знать: *состав чисел первого десятка (из отдельных единиц); *состав чисел из двух меньших. Дети должны уметь: *называть числа в прямом и обратном порядке; *соотносить цифру и число предметов; *правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; *сравнивать числа в пределах 10; *устанавливать, какое число больше (меньше) другого; *уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать). Величина. Дети должны уметь: *сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте0; *выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже); *сравнивать до 10 предметов различных по величине; *измерять длину предметов с помощью условной единицы. Ориентировка в пространстве. Дети должны уметь: *выражать словами месторасположение предметов по отношению к себе и другим предметам; *уметь ориентироваться на листе бумаги. Время. Дети должны: *различать и называть части суток, их последовательность; *понимать значение понятий вчера, сегодня, завтра; *знать дни недели, их последовательность; *уметь называть месяцы года. Умелые ручки *уметь держать карандаш, кисть и пользоваться ими; *использовать гуашь, акварель; *уметь наносить легкий контур карандашом; *правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, соотношение предметов по величине, цвету и их оттенки; *уметь располагать изображение на листе бумаги; *рисовать по представлению, с натуры (овощи, фрукты, цветы, игрушки); *изображать сюжетные рисунки: картинки природы, сюжеты из сказок; *иметь представление о декоративно-прикладном искусстве (жостовская, хохломская , городецкая росписи); *уметь пользоваться пластилином; *лепить предметы, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания, примазывания; *использовать при изготовлении поделки разные способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); *уметь украшать изделия углубленным рельефом; *лепить предметы с натуры и по представлению (овощи, фрукты, животных, человека) *правильно держать ножницы и пользоваться ими; *владеть приемам симметричного и силуэтного вырезания из бумаги, обрывной аппликации; *сочетать приемы вырезания ножницами с приемы обрывной аппликации для создания выразительного образа; *составлять сюжетные аппликации и декоративные узоры; *изготовлять простые фигуры из бумаги путем складывания. Литература.
|