Муниципальное образование
| МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Балашовский район Саратовская область
| Название программы
| «Подготовка к ГИА по биологии с использованием дистанционных образовательных технологий»
| Назначение программы
| Элективный курс для предпрофильного обучения (35 часов)
| Цели
| повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ГИА;
воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
| Задачи
| повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с применением различных цифровых образовательных ресурсов;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;
воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью;
| Ожидаемые результаты
| Обеспечение устойчивой позитивной динамики повышения качества биологического образования в результатах ГИА по биологии
| Автор программы
| Руднев Алексей Николаевич учитель биологии/ химии МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Балашовского района Саратовской области
|
Пояснительная записка
В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по биологии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно-исследовательских работах учащихся, при подготовке к ГИА. Применение информационных технологий при подготовке к ГИА имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных учебных пособий позволяют быстро осуществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа технологии при подготовке к ГИА является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ГИА по биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Но, к сожалению, среди имеющихся на сегодняшний день учебных электронных пособий трудно найти такой, который бы позволял в полной мере осуществлять успешную подготовку выпускников к ГИА. Среди большого количества электронных учебных пособий выпускникам самостоятельно трудно выбрать такие, которые бы помогли им за короткий период с максимальной эффективностью повторить теоретический материал по всем разделам основного школьного курса биологии, закрепить знания и провести самоконтроль и объективную самооценку знаний с помощью тестов и заданий, аналогичных содержанию ГИА. Теоретический материал многих мультимедийных пособий включает много лишней информации, и девятикласснику трудно выделить нужные для сдачи ГИА материалы. Содержание и формы тестов в них не всегда соответствуют содержанию заданий в контрольно-измерительных материалах (КИМ) ГИА.
Элективный курс «Подготовка к ГИА по биологии с использованием дистанционных образовательных технологий» предназначен для учащихся предпрофильного обучения и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю в 9 классах). Программа данного элективного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:
использование разнообразных материалов в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;
использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;
применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ГИА по биологии 2010-2013 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ГИА.
дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ГИА с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом уровне.
Кроме того, прилагаемые к программе задания систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части В и С с приведенными ответами способствует углублению знаний и расширению кругозора в области биологии.
Данная программа может быть применена и при подготовке к ГИА на предпрофильном уровне обучения.
Цели курса:
повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ГИА;
воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
Задачи курса:
повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.
Содержание элективного курса и его объем определены на основе кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2013 г., стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов по ГИА по биологии за предыдущие годы.
Ведущие методы:
словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий);
наглядный (демонстрация фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).
Формы обучения:
индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией материалов. В конце раздела индивидуально выполняются тесты, аналогичные части А, В, С. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.
Основные средства обучения:
электронные учебные пособия;
теоретические материалы в электронном формате;
фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
различные варианты контрольно-измерительных материалов ГИА по биологии;
типовые тестовые задания ГИА по всем разделам и темам (задания части А, В и С);
Формы контроля:
текущий контроль (оценка выполнения текущего тестового контроля);
тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.
Программа элективного курса включает в себя содержание, планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ по разделам, учебно-методическое обеспечение, перечень цифровых образовательных и Интернет ресурсов, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы.
№
| Тема занятия
| Формы обучения
| Формы контроля
|
Биология как наука. Методы биологии. 1 час
| 1
| Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической
деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание,
измерение биологических объектов.
| Лекция, тестирование, индивидуальные консультации
| Текущий индивидуальный
|
Признаки живых организмов. 3 часа
| 2
| Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Вирусы – неклеточные формы жизни.
| Лекция, тестирование, индивидуальные консультации
| Текущий индивидуальный
| 3
| Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.
| Самостоятельное изучение:
1. Видеоурок: «Наследственные болезни» http://interneturok.ru/ru/school/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/nasledstvennye-bolezni
2. Гены и хромосомы http://www.biology.ru/course/content/chapter8/section2/paragraph1/theory.html
| Текущий индивидуальный
| 4
| Признаки организмов. Наследственность и
изменчивость – свойства организмов.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных,
выявление изменчивости организмов.
Приемы выращивания и размножения растений и
домашних животных, ухода за ними.
| Лекция, тестирование, индивидуальные консультации
| Итоговый индивидуальный
|
Система, многообразие и эволюция живой природы. 10 часов
| 5
| Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека
| Самостоятельное изучение: http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/BAKTERII.html?page=0,0#part-3
| -
| 6
| Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности
| Лекция, тестирование.
| Итоговый индивидуальный
| 7
| Царство растения: общая характеристика, высшие и низшие растения, споровые растения.
| Лекция (сводные таблицы и фотографии/рисунки представителей отделов царства растений), тестирование.
| Текущий и итоговый индивидуальный.
| 8
| Семенные растения: голосеменные и покрытосеменные.
| 9
| Семейства покрытосеменных растений.
| 10
| Царство животные: общая характеристика, одноклеточные и кишечнополостные.
| Лекция (сводные таблицы и фотографии/рисунки представителей царства животных, их органов и систем), тестирование, отчёты в виде файлов.
| Текущий и итоговый индивидуальный.
| 11
| Типы червей: общая характеристика, паразитизм, личная гигиена. Моллюски.
| 12
| Тип членистоногие: общая характеристика, отряды класса насекомых.
| 13
| Тип хордовые: особенности представителей классов и надклассов.
| 14
| Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение
растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции
| Самостоятельное изучение по любому из УМК, тестирование.
| Текущий индивидуальный
|
Человек и его здоровье. 16 часов
| 15
| Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека
| Лекция (рисунки расположения органов человека)
| -
| 16
| Нервная система.
Рефлекс. Рефлекторная дуга.
| Схемы строения.
| Текущий индивидуальный
| 17
| Железы внутренней секреции. Гормоны. Нейро-гуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности организма.
| Лекция
| Текущий индивидуальный
| 18
| Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
| Самостоятельное изучение: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8%F9%E5%E2%E0%F0%E8%F2%E5%EB%FC%ED%E0%FF_%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E0_%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA%E0
| Текущий индивидуальный
| 19
| Дыхание. Система дыхания.
| Просмотрите презентацию:
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/prezhzentatsiya-dykhatelnaya-sistema-cheloveka-zabolevaniya-dykhatelnoi-sis
| Текущий индивидуальный
| 20
| Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.
| Составьте схемы:
1. Состав крови с указанием особенностей строения и функций клеток крови.
2. Виды иммунитета.
3. Схему переливания крови.
| Ответ в виде файла
| 21
| Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы
| Лекция
| Текущий индивидуальный
| 22
| Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
| Обратитесь к справочнику для подготовки к ЕГЭ:
http://lib.rus.ec/b/353585/read
| Текущий индивидуальный
| 23
| Выделение продуктов жизнедеятельности. Система
выделения.
| Для повторения воспользуйтесь загруженным файлом: Выделительная система (тренажёр)
| -
| 24
| Покровы тела и их функции
| По любому УМК повторите тему «Кожа и её производные»
| Текущий индивидуальный
| 25
| Размножение и развитие организма человека.
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение
| Схемы строения мужской и женской половой системы, отличия половых клеток.
Для повторения темы «Наследственные болезни» обратитесь к материалу занятия №3
| -
| 26
| Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
| Самостоятельное изучение: http://www.skeletos.zharko.ru/
| Текущий индивидуальный
| 26
| Органы чувств, их роль в жизни человека.
| Повторите данную тему, используя загруженные рисунки схем строения органов чувств.
http://lib.rus.ec/b/353585/read - глава 5.5.1
| Текущий индивидуальный
| 27
| Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность
мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека.
| http://lib.rus.ec/b/353585/read - глава 5.5.2
| Текущий индивидуальный
| 28
| Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил
здорового образа жизни. Переливание крови.
Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами,
ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг,закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание.
| http://lib.rus.ec/b/353585/read - 5.6
Для повторения обратитесь к занятиям №20, 21.
| -
| 29
| Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми
грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-
двигательного аппарата; ожогах; обморожениях
| Самостоятельное изучение по любому УМК.
| Ответ в виде файла.
| Взаимосвязи организмов и окружающей среды. 3 часа
| 30
| Влияние экологических факторов на организмы.
Приспособления организмов к различным экологическим
факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Сезонные изменения в живой природе
| Лекция
| Текущее тестирование
| 31
| Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей
органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи
питания. Особенности агроэкосистем.
| Лекция
| Текущее тестирование
| 33
| Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия
деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
| Лекция
| Итоговое тестирование
| 34, 35
| Выполнение итоговой работы
| Индивидуальная консультация
| Итоговое тестирование/ либо ответ в виде файла
|
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
http://www.fipi.ru/ Сайт «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИЗМЕРЕНИЙ»
http://edu.seun.ru/ Портал министерства образования Саратовской области
http://www.saripkro.ru/ Сайт Саратовского института повышения квалификации
и переподготовки работников образования
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов.
http://www.biolog188.narod.ru/ В помощь моим ученикам: сайт учителя
биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология -
конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,
методические разработки.
http://biology.ru/ раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник,
модели, On-line тесты, учителю.
http://www.floranimal.ru/ - "FLORANIMAL - растения и животные" Как
энциклопедия. (Объем информации впечатляет.) Выбрать букву, откроется
страница с двумя большими колонками названий: Растения и Животные.
Выбираем по названию - открывается описание и фото
http://interneturok.ru/ - коллекция онлайн уроков по школьным предметам
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Default.aspx - онлайн тесты с выводом допущенных ошибок
http://gia.osoko.ru/ - официальный информационный портал ГИА
http://www.alleng.ru/ - всем, кто учится. |