Скачать 79.42 Kb.
|
Приложение 1 «Ампельные растения» (конспект занятия) Корчемнова Людмила Григорьевна педагог дополнительного образования МОУ ДОД «ДЭС» Цель занятия: знакомство с видовым разнообразием ампельных растений, с особенностями строения вегетативных органов ампельных растений. Задачи:
Методические приемы: работа по схеме «Ампельные растения», с описательными картами, беседа, поисковая деятельность, показ иллюстраций, наблюдение за живыми объектами (растениями), сравнение их между собой, выводы. Материалы и оборудование: иллюстрации «Органы растения», «Типы стеблей и листорасположений», схема «Ампельные растения», описательные карточки, дидактические карточки для схемы, живые объекты наблюдения (растения): бегония сизолистная, хлорофитум хохлатый, традесканция белоцветковая. Карточки с названиями растений. Цветочные горшки разной ширины и глубины, высокие и низкие. Используемая литература:
Ход занятия. 1. Организационная часть. Педагог: Здравствуйте ребята! На сегодняшнем занятии мы с вами начинаем путешествие по миру комнатных растений. Все то многообразие комнатных растений, которое вы видите в ваших квартирах, у нас в теплице ДЭС подразделяется на несколько групп. И вот сегодня мы с вами остановимся на одной из них, называется эта группа растений – ампельные. Мы сегодня познакомимся с некоторыми видами ампельных растений, узнаем, как они называются, какое строение их органов, а так же попробуем правильно посадить ампельные растения, учитывая строение их органов. Ампельными они называются не случайно, в переводе с латыни «ампельные» или «ампли» означают висячие или свисающие, поникающие. Это самая не прихотливая группа растений, она очень декоративна в комнатных условиях, растения этой группы не предъявляют высоких требований к уходу за ними, а еще эти растения являются фильтрами для воздуха, очищают его от вредных микробов и загрязняющих веществ. 2. Повторение пройденного материала. Педагог: На столе перед вами три ампельных растения, но как они называются, я к сожалению не успела перед занятием выяснить, а очень хочется узнать, как они называются, и вас ребята я сейчас попрошу помочь мне в этом. У вас на столах лежат карточки, но не простые карточки, а карточки загадки. Эти карточки помогут вам отгадать, как называются наши ампельные растения. Сейчас каждая группа внимательно прочитает описание своего растения и по этим описаниям найдет свое растение из этих трех (показывает на живые объекты). А чтобы вам было легче и быстрее справится с загадками, давайте сейчас вместе вспомним, какие органы имеют растения? (Ответ детей: корень, стебель, лист, цветок). (Демонстрируется иллюстрация таблица «Органы растения»). Педагог: Верно, ребята! Но каждое растение имеет свой собственный корень, стебель и лист. Вы согласны с этим? (Ответ детей: Да!). Педагог: А сейчас, ребята, посмотрите на иллюстрации, которые находятся на доске. Здесь все типы корневых систем, некоторые виды стеблей и все типы листорасположений. Давайте вспомним особенности каждого органа. Начнем с корневых систем. Какие корневые системы вы видите, и почему они так называются (показывает на иллюстрацию «Органы растения»)? (Ответ детей: стержневая) Педагог: Ребята, а почему она так называется? (ответ детей: потому, что у нее есть главный корень и боковые корешки). Педагог: Правильно, ребята! Как называется следующая корневая система (показывает на иллюстрацию)? (Ответ детей: мочковатая). Педагог: Ребята, а почему эта система так называется? (ответ детей: потому что у нее главный корень не заметный и со временем отмирает, а боковые корешки хорошо развиты и разрастаются в разные стороны ближе к поверхности почвы).). Педагог: Правильно, ребята! Теперь переходим к типам стеблей. Какие типы вы видите, и почему они так называются (показывает на иллюстрации «Типы стеблей и листорасположений»)? Первый тип. (Ответ детей: вьющийся). Педагог: Ребята, а почему этот стебель получил такое название? Как вы думаете? (Ответ детей: потому что он вьется вокруг подпорки для растения). Педагог: Верно, ребята! Теперь посмотрите на следующий тип стебля. Как он называется и почему (показывает на иллюстрации «Типы стеблей и листорасположений»)? (Ответ детей: стелящийся). Педагог: А почему он так называется? (Ответ детей: потому что, если мы поставим растение с таким стеблем на стол, то его стебли расстелятся по столу). Педагог: Верно, ребята! Теперь посмотрите на следующий тип стебля. Как он называется и почему (показывает на иллюстрации «Типы стеблей и листорасположений»)? (Ответ детей: прямостоячий). Педагог: А почему он так называется? (Ответ детей: потому что он стоит прямо и никуда не наклоняется, растение с таким стеблем может обходиться без подпорки). Педагог: Правильно, ребята! А у деревьев какой тип стебля? (Ответ детей: прямостоячий). Педагог: И последний тип стебля, как он называется и почему? (Ответ детей: прикорневая розетка, потому что из одной точки от корня выходят несколько листьев или несколько стеблей, образовывая розетку). Педагог: Молодцы, ребята! И последнее, что нам остается вспомнить это листорасположение. Какие типы листорасположения вы знаете, и почему они так называются? (Ответ детей: очередное, супротивное, мутовчатое). Педагог: Правильно, ребята! Посмотрите внимательно на иллюстрацию на доске и определите, где какое листорасположение? (дети находят на иллюстрации типы листорасположений. Очередное называется, потому что листья расположены на стебле по очереди, а супротивное, потому что листья расположены друг против друга и из одного узла выходят два листа. Мутовчатое, потому что из одного узла выходят несколько листьев друг против друга, и они образуют мутовку.) 3. Изучение нового материала, через поисково-познавательную деятельность. Педагог: Ребята, а теперь вернемся к нашим карточкам – загадкам. Внимательно прочитайте описание растения и подойдите к столу для их определения. (Дети подходят к столу с растениями и определяют по описательной карточке название его, ставят выбранное растение на свои парты). Педагог: Молодцы, ребята, растения выбрали правильно и теперь прочитайте, как же они называются. (Дети читают названия своих растений, педагог ставит на парту карточку с названием ампельного растения: бегония сизолистная, хлорофитум хохлатый, традесканция белоцветковая). Педагог: Растения вы определили, но чтобы правильно посадить и ухаживать за ними, вы должны познакомиться с особенностями их внешнего строения, т.е. определить; какой тип корневой системы у ваших растений, какой тип стебля и какое листорасположение, а затем, заполните таблицу, которая называется «Ампельные растения». АМПЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ.
У вас на столах лежат карточки, на которых указаны все типы корневых систем, типы стеблей и типы листорасположения. Вам необходимо нежно, аккуратно вынуть ваши растения из горшочков очистить аккуратно корни и определить тип корневой системы. Далее выбрать карточку с нужным типом корневой системы и прикрепить на таблицу, в графу « Тип корневой системы» напротив вашего растения (показывает на схему). Так же выполняем задание, по определению типа стебля, листорасположения и какой внешний вид листьев у растений. (Дети работают с растениями и карточками, предложенными педагогом, заполняют схему на доске). Педагог: Хорошо вы справились с этим заданием, вам эта таблица поможет на следующем занятии при посадке растений правильно выбрать горшок. А сейчас давайте посмотрим на таблицу.
Педагог: Ребята, посмотрите на вторую колонку «Тип корневой системы». Что вы видите, какая корневая система у представителей ампельных растений? (Ответ детей: у всех растений корневая система мочковатая). Педагог: А почему вы решили, что корневая система мочковатая? (Ответ детей: потому что у них не видно главного корня, а боковые корешки находятся у поверхности почвы и хорошо развиты). Педагог: Правильно, ребята! Теперь давайте посмотрим на типы стеблей ампельных растений. У всех трех представителей ампельных растений, какой стебель, ребята? (Ответ детей: свисающий, стелящийся, поникающий). Педагог: А какое листорасположение у ампельных растений, посмотрите на таблицу? (Ответ детей: очередное, мутовчатое). Педагог: Молодцы, ребята, теперь вы знаете отличительные черты группы ампельных растений. И сейчас, зная эти характеристики, мы с вами попробуем подобрать правильно горшки для посадки ваших растений. Вот перед вами три типа горшков: маленький и глубокий, средний, широкий и не очень глубокий и последний большого размера и очень глубокий. Если у растений такой тип корневой системы (показывает на таблицу), вот такой тип стебля (показывает на таблицу) значит, какой по размеру и глубине вы выберете горшок? (Ответ детей: по размеру широкий и не очень глубокий). Педагог: Ну, если все определились с горшками, то, пожалуйста, подходите к столу и делаем свой выбор. (Дети выбирают горшок) Педагог: А почему вы выбрали именно эти горшки? (ответ детей: потому что у растений мочковатая корневая система. Она располагается у поверхности почвы и глубокого горшка ей не надо. Изза того, что у них свисающий тип стебля эти горшочки можно подвесить на какую нибудь опору, и тогда растения будут красиво свисать). Педагог: Молодцы, верно, ребята! А сейчас еще раз повторим, что же мы узнали на сегодняшнем занятии и чему научились. И так: что означает термин «ампельный» или «ампли»? (Ответ детей: ампельный означает свисающий, поникающий). Педагог: Правильно! Следующий вопрос: Каких представителей ампельных растений вы сегодня узнали? (Дети отвечают по группам: бегония сизолистная, хлорофитум хохлатый, традесканция белоцветковая). Педагог: Молодцы! Какие типы корневой системы, стебля и листорасположения характерны для ампельных растений? (Ответ детей: корневая система мочковатая, стебель свисающий или стелющийся, листорасположение очередное или мутовчатое). Педагог: На этом занятие закончено. |