Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3
Конспект НОД
в старшей группе
«Путешествие в зимний лес»
Воспитатель: Афанасьева Т.Л.
2013 год
Тема: «Путешествие в зимний лес» Задачи:
-уточнить и систематизировать представление детей о зимнем лесе, о влиянии зимы на растительный и животный мир, закреплять знания и умения называть и распознавать деревья (лиственные, хвойные), птиц, животных леса, о разнообразии корма, и отличительных особенностях следа характерных для каждого животного, умение узнавать голоса птиц по звукам; расширять представление об охране природы, закреплять правила поведения в природе;
-развивать связную речь, умение анализировать взаимосвязи в природе, образное восприятие, воображение, мышление, ориентировку в пространстве, умение работать с картой, развивать интегративные качества;
-воспитывать бережное отношение и любовь к природе, желание помогать окружающим. Материал: ТСО с записью пения птиц, елки, конверт с письмом, картинки с изображением зимующих птиц и диких животных, компас, карта – схема, картины из серии «Следы животных», корм для животных и птиц, картины «Правила поведения в лесу».
Интеграция образовательных областей:
Социализация, Познание, Здоровье, Физическая культура, Коммуникация, Музыка, Чтение художественной литературы, Безопасность. Предварительна работа:
-наблюдения во время прогулок, экскурсий за деревьями, поведением птиц и животных;
-беседы на тему: « Правила поведения в лесу», «Птицы, наших лесов»», «Животные леса»;
-дидактические игры: « Лиственные, хвойные деревья», «С какого дерева ветка», «Узнай птицу», «Угадай след животного»,
-работа с картой-схемой города;
-чтение стихотворений, рассказов о зиме;
-рисование панно «Зимний лес».
Ход НОД
1.Орг. момент.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2.Введение в тему.
- К нам в детский сад пришло письмо. Интересно, от кого оно?
Посмотрим (воспитатель читает – от лесника Кузьмича)
Что – же он нам пишет?
«Дорогие, ребята! Я заболел и прошу вас о помощи. Проверьте, пожалуйста, порядок в лесу, покормите животных и птиц.Я присылаю вам мешок с запасами. Попасть в лес поможет вам карта-схема.
- Ребята, ну что поможем леснику Кузьмичу? (ответы детей)
Какое сейчас время года?
Как вы думаете, трудно живется зимой животным и птицам в лесу? Почему? Работа с картой (уточняется маршрут и в какой стороне света расположен лес) -исследовательская деятельность.
3.Основная часть.
- Молодцы, ребята. В лесу сейчас очень много снега.
-На чем удобнее добраться до леса? (ответы детей-лыжи)
-Поехали.
(дети, имитируя поездку на лыжах, подходят к лесу, видят знаки и правила поведения в лесу)
Ответы детей:
- Не ломайте ветки.
- Не разводите костёр
- Не засоряйте леса и луга.
- Не оставляйте за собой мусор.
-Не шумите в лесу.
-Не разоряйте гнезда птиц. -Вот мы и в лесу.
-Посмотрите, какая красота вокруг.
Какие деревья растут в нашем лесу? (хвойные и лиственные)
-Назовите хвойные деревья (ответы детей).
-Назовите лиственные деревья (ответы детей).
-В чем их отличие.
-Что происходит с деревьями зимой?
-Снег их укутывает снежным покрывалом и уберегает от морозов.
(имитация «Подкидываем снег к деревьям»)
Давайте подышим свежим, лесным, зимним воздухом.
Дыхательная гимнастика -Ой, смотрите, на дереве висят кормушки и они пустые. Трудно зимой птицам.
Ребята, давайте вспомним поговорки об этом. Голодом страшна зима птицам, а не холодом.
Сыта птаха – тепло ей под пухом и перьями. -Нам нужно покормить птиц.
-Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)
- А как мы заботимся о птицах зимой? (Делаем кормушки для птиц, подкармливаем их).
- Нынче зима снежная и птицам очень трудно добывать корм самим. Чем мы их подкармливаем? (ответы детей)
-Где зимой добывают еду птицы? (ответы детей).
-Где живут птицы в лесу? (ответы детей).
-Но, у каждой птицы свой корм и мы об этом много говорили.
-Сейчас мы поиграем в игру «Покорми птицу» и узнаем, насколько хорошо вы это знаете.
Дидактическая игра «Покорми птицу»
-Молодцы, давайте насыплем корм в кормушки. -Посмотрите как они рады и для нас поют. Дидактическая игра«Угадай голос птицы». Птиц мы покормили, пора отправляться дальше. Осторожно, на пути много деревьев с раскидистыми ветками (ходьба на лыжах с препятствиями). -Ребята, посмотрите чьи-то следы.
Как вы думаете, чьи они? (ответы детей - зайца)
-Почему вы так решили? (ответы детей)
Что вы можете рассказать о жизни зайца зимой? (ответы детей)
-Давайте пройдем по его следам, и они приведут нас к зайцу.
(дети подходят к сугробу и из-за него виднеются заячьи уши)
-Тише, заяц трусливый, мы оставим зайцу корм и пойдем. (Воспитатель обращает внимание на следы (лось)
-А то чьи следы? (ответы детей)
-Почему? (ответы детей)
-Давайте посмотрим. Что лесник Кузьмич приготовил для лосей (соль).
(рассказ воспитателя о пользе соли для лосей. (выходит ребенок в костюме белки)
Здравствуйте, это я белка.
В лесу живу, по веткам скачу, все вижу.
Не могли бы вы мне помочь?
-А, что, белочка нужно?
-Я по дереву скакала, здесь я шишки собирала,
Да все и перепутала - сосновые, еловые.
Давайте поможем белочке.
-Чем отличаются сосновые шишки от еловых? (ответы детей)
Подвижная игра «Собери шишки»
-Спасибо, друзья.
-Подожди белка, Лесник Кузьмич для тебя передал гостинцы - мешок с орехами.
-Ребята, посмотрите, солнце уже садится, скоро вечер. Нам пора поторопиться. Давайте посмотрим, что у нас осталось в мешке и для кого (желуди, кость, горшок с медом, рыба).
-Весь корм мы оставим возле елки, а сами вернемся в детский сад.
(Бег на лыжах)
Итог. Вот мы и в детском саду. Нам нужно будет написать ответное письмо леснику- Кузьмичу. О чем напишем? (Напишем о том, что мы были в лесу. Накормили животных и птиц, помогли белочке, любовались красотой зимнего леса, в лесу все в порядке и пожелаем леснику быстрого выздоровления. |