Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Поспелихинская сельская средняя общеобразовательная школа» Поспелихинского района Алтайского края
Согласована Согласована Рассмотрена Утверждена
на заседании с заместителем на педагогическом совете приказом № 192
МО учителей директора школы Протокол № 1 от 29. 08. 2013 г.
естественнонаучных по УВР от 28. 08. 2013 г. Директор школы:
и физико-математических 27. 08. 2013 г. /Л.В.Григорьева
дисциплин Зам. директора по УВР:
Протокол № 1 /С.Н. Ковалева
от 26.08. 2013 г.
Руководитель МО:
______/О.А. Стрельцова
Рабочая программа учебного предмета
БИОЛОГИЯ
9 класс
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Срок реализации программы – 1 год
Составлена на основе авторской программы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. - Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. Биология. 5-11 классы.
Составитель:
Лейман Татьяна Геннадиевна,
учитель биологии и химии
высшей квалификационной
категории
п. Поспелихинский
2013 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования (school.edu.ru/dok_edu.asp), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, БУП, Примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), авторской программы В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. - Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2010 г. Учебник: Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Общие закономерности. 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005. Рекомендован Министерством образования Российской Федерации. Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Цель: Изучить основные законы жизни на всех уровнях ее организации. Задачи:
- ознакомление с достижениями в области раскрытия механизмов биологических процессов и явлений; с теорией развития органического мира как основы научного мировоззрения;
- определение места человека в биосфере и его ответственности за состояние природы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни. Формы обучения: лекции, лабораторные работы, самостоятельная и домашняя работа, демонстрации видеофильмов.
Методы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые. Приемы:
организационные (беседа, работа с конспектом, ответы с места и у доски, работа с демонстрационным и раздаточным материалом, наблюдение; индивидуальная, групповая, фронтальная работа);
технические (работа с таблицами и карточками, микропрепаратами; использование компьютерных технологий);
логические (сравнение, выводы, постановка проблемы, обобщение, выявление признаков).
Средства обучения:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, рабочие тетради, раздаточный материал).
Электронные образовательные ресурсы.
Аудиовизуальные (слайды)
Наглядные плоскостные (плакаты)
Демонстрационные (стенды, модели демонстрационные)
Учебные приборы (микроскопы, микропрепараты)
Технологии: личностно-ориентированного обучения, проектные технологии, ИКТ. Программа соответствует ФКГОС.
Составлена на основе авторской программы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. - Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010 г. Учебно-методический комплект:
Гуменюк М.М. Биология 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, «Биология. Общие закономерности». – Волгоград: Учитель, 2006.
Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
Место предмета:
Количество часов в БУП
| Количество часов в авторской программе
| Количество часов в УП
| Количество часов в РП
| 70 ч/год
(2 ч/нед.)
| 70 ч/год
(2 ч/нед.)
| 68 ч/год
(2 ч/нед.)
| 68 ч/год
(2 ч/нед.)
|
Отличие от авторской программы:
Авторская программа и количество часов по БУП рассчитаны на 70 часов (2 часа в неделю – 35 учебных недель).
Обоснование: так как 9 класс проходит государственную итоговую аттестацию, то учебное время – 68 часов, а не 70.
Программой предусмотрено 63 часа на изучение тем и 7 часов резервного времени. В тематическом планировании распределение часов следующее: 68 часов на изучение тем. 1 час из резервного времени выделен на изучение темы «Приспособленность организмов к условиям внешней среды», 5 часов - «Биосфера». Контрольно-практическая часть:
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний в план включены 6 лабораторных работ, 2 практические работы. Способы и средства проверки результатов:
- тестовые задания;
зачеты;
лабораторные работы;
терминологические диктанты;
цифровые диктанты;
графические диктанты;
рефераты;
мультимедийные презентации;
дидактические карточки.
Содержание курса
-
Раздел
| Название темы
| Количество часов
| Введение
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле
|
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
Тема 1.5. Микроэволюция
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле
| 1 22
2 2 5 3
2
3 2
3
| Раздел 2. Структурная организация живых организмов
|
Тема 2.1. Химическая организация клетки Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке Тема 2.3. Строение и функции клеток | 10
2
3
5
| Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов
|
Тема 3.1. Размножение организмов
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
| 5
2
3
| Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов
|
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков
Тема 4.2. Закономерности изменчивости
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов
| 20
10
6
4
| Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.
|
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции
Тема 5.2. Биосфера и человек
| 10
7
3
| Итого
|
| 68 ч.
| Календарно-тематическое планирование
№
урока
| Название раздела
| Тема урока | Кол-во часов
| Дата
проведения
|
1
| Введение |
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
| 1 ч.
1 ч.
|
02.09
| 2
3
| Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле
|
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
| 22 ч. 2 ч. 1 ч.
1 ч.
| 05.09
09.09
|
4
5
|
| Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.
| 2 ч.
1 ч.
1 ч.
|
12.09
16.09
| 6
7
8
9
10
|
| Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Достижения в области естественных наук. Экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.
Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора
| 5 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
| 19.09
23.09
26.09
30.09
03.10
| 11
12 13
|
| Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
| 3 ч.
1 ч.
1 ч. 1 ч.
| 07.10
10.10 14.10
|
14
15
|
| Тема 1.5. Микроэволюция Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица.
Лабораторная работа № 1.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Лабораторная работа № 2.
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
| 2 ч. 1 ч.
1 ч.
|
17.10
21.10
|
16 17
18
|
| Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
| 3 ч.
1 ч. 1 ч.
1 ч.
|
24.10 28.10
31.10
|
19
20
|
| Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле Органический мир как результат эволюции. Возникновение развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А.И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
| 2 ч.
1 ч.
1 ч.
|
11.11
14.11
|
21
22
23
|
| Тема 1.8. Развитие жизни на Земле. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
| 3 ч. 1 ч.
1 ч
1 ч.
|
18.11
21.11
25.11
|
24
25
| Раздел 2. Структурная организация живых организмов
|
Тема 2.1. Химическая организация клетки Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы; микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение биологическая роль.
Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные и рибосомальные РНК.
| 10 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
|
28.11
02.12
| 26
27
28
|
| Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы.
| 3 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
| 05.12
09.12
12.12
|
29
30
31
32
33
|
| Тема 2.3. Строение и функции клеток Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биогеоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Лабораторная работа № 3.
Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл:интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразование хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологичеких и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.
| 5 ч. 1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
|
16.12
19.12
23.12
26.12
13.01
|
34
35
| Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов
|
Тема 3.1. Размножение организмов Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
| 5 ч.
2 ч. 1 ч.
1 ч.
|
16.01
20.01
|
36
37
38
|
| Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференциация тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А.Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
| 3 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
|
23.01
27.01
30.01
|
39 40
41- 43
44 45 46-47
48
| Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов.
| Тема 4.1. Закономерности наследования признаков Основные понятия генетики. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя.
Сцепленное наследование генов Генетическое определение пола. Лабораторная работа № 4.
Решение генетических задач и составление родословных. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
| 20 ч.
10 ч.
1 ч. 1 ч.
3 ч.
1 ч. 1 ч. 2 ч.
1 ч.
|
03.02 06.02
10.02
13.02
17.02 20.02 24.02 27.02
03.03
06.03
|
49
50-51
52
53
54
|
| Тема 4.2. Закономерности изменчивости Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Лабораторная работа № 5.
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
| 6 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
|
10.03
13.03
17.03
20.03
31.03
03.04
|
55
56
57
58
|
| Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
| 4 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
|
07.04
10.04
14.04
17.04
| 59
60
61 62
63 64
65
| Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.
|
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции. Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В.И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяции, биомасса. Практическая работа № 1.
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Лабораторная работа № 6.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.
| 10 ч.
7 ч.
1 ч
1 ч.
1 ч. 1 ч.
1 ч. 1 ч.
1 ч.
| 21.04
24.04
28.04 05.05
08.05 12.05
15.05
|
66
67
68
|
| Тема 5.2. Биосфера и человек
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Практическая работа № 2.
Анализ оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
| 3 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
|
19.05
22.05
26.05
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В результате изучения предмета учащиеся должны:
знать/понимать:
особенности жизни как формы существования материи;
роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
фундаментальные понятия биологии;
сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
соотношение социального и биологического в эволюции человека;
основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь:
пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
бережного отношения к природе;
научного обоснования использования природных богатств;
понимания характера взаимодействия живых организмов друг с другом с целью предотвращения заражения инфекционными и паразитарными заболеваниями.
Учебно-методическое обеспечение:
Компакт-диск: Интерактивная энциклопедия «Занимательная биология». – ЗОА «Новый диск», 2007.
Компакт-диск: «Мир природы»: познавательные материалы об окружающем мире. – ЗАО «Новый диск», 2006.
Электронные образовательные ресурсы:
Газета "Биология" и сайт для учителя "Я иду на урок биологии" http://bio.lsepternber.ru
Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия http://www.1ivt.net
Изучаем биологию http://leambiology.narod.ru
Мир животных http://anirnal.geornan.ru
Список литературы:
Балабанова В.В. Открытые уроки по биологии.– Волгоград: Учитель, 2003.
Белова Н.И. Школьная биология: Самое необходимое. – СПб.: «Авалон», 2004.
Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Евсеев И.С. Биология за 24 часа. – Ростов –на-Дону: Феникс, 2008.
Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2001.
Никишов А.И. Справочник школьника по биологии. – М.: Дрофа, 1996.
|